Для новичков: как записать вокал. 5 советов. Вокал микрофон


Настройка микрофонов (полезные советы) – Звукозапись в домашней студии

Когда вы начнете свою карьеру инженера звукозаписи (любителя), вы убедитесь, что существуют десятки способов расстановки микрофонов. Я не стану рассматривать здесь все эти способы (можно подумать, что все они мне известны!), но приведу несколько примеров, несколько стратегий, которые, как показывает опыт, хорошо работают, по крайней мере, для меня. Это не мои собственные стратегии, все это хорошо известно и широко используется профессионалами.Сказать, что вам подойдет то или иное расположение микрофонов, — это все равно, что сказать, что вам понравится мороженое такого-то сорта. Я не знаю, что вам понравится, и не знаю, что подойдет, потому что не знаю ваших вкусов и целей. Все приведенные здесь советы — только ориентировка для начинающего. Не бойтесь экспериментировать в погоне за нужным вам звуком. При расстановке микрофонов нет правильных или неправильных решений, есть только решения, которые работают, т.е. дают то, что вам нужно.

ВокалНезависимо от того, какую студию вы имеете и какую музыку собираетесь записывать, рано или поздно вам захочется записать вокал. Но, к сожалению, голос — это один из самых трудных “инструментов” для записи. Во-первых, вам нужно правильно подобрать микрофон для вашего певца, во-вторых, придется много экспериментировать, чтобы выжать из этого певца самый лучший звук, на который он способен, даже если это в самом деле хороший вокалист. Но не расстраивайтесь! В этом разделе рассказывается обо всем, что нужно знать инженеру для записи как солистов, так и вокалистов заднего плана.

ПомещениеДля того чтобы записать вокал, пусть даже очень хорошего певца, вам нужен “мертвый”, или глухой, зал. Так говорят о помещении, в котором нет ни эха, ни реверберации. Запись, сделанную в таком зале, потом проще обрабатывать, к ней можно применить компрессор, не внося искажений. Дело в том, что компрессор повышает громкость второстепенных звуков, таких как эхо; особенно это касается записи в помещениях, не предназначенных для этого.Проще всего заглушить помещение, развесив в нем занавески, ковры, одеяла, или воспользоваться специальными панелями. Постарайтесь закрыть такими материалами все стены помещения. Если вы пользуетесь специальными панелями, то вам лучше поставить их на подставку, так как их высота сама по себе недостаточна.

МикрофоныДля записи вокала есть множество подходящих микрофонов. От типа используемого микрофона зависит, где его следует поставить.

  • Динамический микрофон. Динамический микрофон лучше всего работает, если он размещен у самого рта исполнителя. Звук при этом получается немного “грязным”, как говорят профи. Вам не нравится слово “грязный”? Подождите, не выбрасывайте микрофон.Динамический микрофон выдаст звук среднего диапазона, высокие частоты передаются плохо. При расположении его у самых губ исполнителя этот эффект (эффект близости) еще усиливается благодаря повышенной отдаче низких частот. В результате звук получается глухим, насыщенным басами, такой звук называют “грязным”, но он очень хорош при записи некоторых стилей, таких как рок и блюз.Мы ещё поговорим о таких жаргонных словах, как “грязный”, “шершавый” и пр.Для настройки микрофона подобным образом поставьте его на стойку так, чтобы вокалист мог касаться его губами. Для записи такого рода я предлагаю установки компрессора, которые называю pumps and breathes (что-то вроде дыхание и сопение). Объяснение вы найдете ниже в этой главе.
  • Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Этот тип микрофона используется для записи вокала чаще всего. Он правильно воспроизводит весь голосовой диапазон и в то же время слегка акцентирует средние частоты. В результате получается красивый теплый звук, полный букет (как будто речь о вине!). От того, насколько близко находится вокалист к микрофону, зависит окраска звука. Чем ближе, тем глубже и полнее тон.При использовании конденсаторного микрофона с большой диафрагмой вы должны позаботиться о том, чтобы свистящие согласные (такие как с и т) и взрывные (такие как п) не портили вашу запись. Для этого можно применить специальный фильтр , а можно сделать так, чтобы исполнитель пел немного в сторону от микрофона. Заставить его петь в сторону можно следующими способами.Поднимите микрофон выше исполнителя и немного отверните от него (рис. 8.8, слева).Опустите микрофон ниже исполнителя и немного отверните (см. рис. 8.8, справа).Отодвиньте микрофон от исполнителя в сторону, но направьте на него (см. рис. 8.8, посередине).
  •  Конденсаторный микрофон с малой диафрагмой. Такой микрофон даст гораздо более прозрачный, чистый звук. Он не имеет той теплоты в среднем диапазоне, которая свойственна микрофону с большой диафрагмой. Этот микрофон не часто используется при записи вокала, разве что в том случае, когда записывается женский голос сопрано, и вам нужно передать его эфирное звучание в высоких тонах.Этот микрофон устанавливается так же, как и микрофон с большой диафрагмой.
  • Ленточный микрофон. Ленточный микрофон хорош для записи эстрадного пения вроде Фрэнка Синатры. Считается, что этот микрофон придает голосу “шелковые’’ тона. Таким словом называют небольшой провал в высоких частотах, но не такой сильный, как дает динамический микрофон. Для моих грубых ушей барабанщика ленточный микрофон имеет некоторую мягкость, которой не обладает конденсаторный микрофон. Звук его более ровный, без ярко выраженного эффекта средних частот.Ленточный микрофон устанавливается так же, как и конденсаторный. С ленточным микрофоном нужно соблюдать осторожность, поскольку лента может испортиться от особенно резкого пения или дыхания прямо в микрофон.
Shure SM57

Shure SM57

В комплекте некоторых цифровых студий типа SIAB или в компьютерных системах есть программные имитаторы разных микрофонов. С таким имитатором вы можете использовать недорогой микрофон вроде Shure SM57 , а звук получить как от профессионального дорогого микрофона. Звук имитатора не идеально совпадает со звуком хорошего микрофона, но все же им можно пользоваться, если вы не можете купить полдюжины профессиональных микрофонов. Особенно приятно при работе с имитатором то, что его можно применить после того, как вся вокальная партия будет записана. Это позволяет сэкономить время, потраченное на настройку, во всяком случае, вашему вокалисту не придется мучиться, пока вы выбираете нужный звук.

xrvsx.ru

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2004 года

Пол Уайт

Хоть мы и публиковали множество статей по поводу записи вокала, к нам всё равно приходит большое количество вопросов о том, как получить хорошо записанный вокальный звук и как его обработать, чтобы он нормально сидел в миксе. По большей части, такие вопросы задают пользователи домашних компьютерных студий. В дополнению к этому, часто поднимаются вопросы относительно качества работы плагинов, о том, какой выбрать микрофон и какое значение имеет предусилитель. И так далее. Чтобы осветить некоторые из этих проблем, я быстро пробегусь по всей цепи записи/сведения и сконцентрируюсь на тех областях, где может потеряться или наоборот, добавиться качество.

Первые вещи

Вокальная запись начинается с микрофона, но прежде чем углубиться в проблемы его выбора и размещения, следует рассмотреть помещение, в котором будет проходить запись. Само собой, оно должно быть максимально изолировано от шумов, произведённых компьютерными вентиляторами и приводами. Многие люди думают, что если они купят дорогое оборудование, то все проблемы с вокальным звуком будут решены автоматически. Но когда Вы добираетесь до корня проблемы, то обнаруживаете, что виновник проблемы не оборудование, а комната, и то, как она влияет на записанный звук.

Старайтесь устанавливать микрофон так, чтобы он находился подальше от стен, и чтобы область позади певца ничего не отражала. Вы можете устранить отражения, повесив пуховое одеяло или установив специальные звукопоглотители. Сразу предупрежу об одной опасности: в сильно заглушенных помещениях часто происходит такая вещь, что вся эта обивка эффективно поглощает лишь частоты, лежащие выше 250 – 300 Гц. Таким образом, в отражённом звуке остаются, преимущественно, только частоты, лежащие ниже 300 Гц. Всё это пролазит в микрофон и приводит к «коробочному» тембру записанного звука.

Это распространённое явление в маленьких вокальных кабинках. Но Вы можете довольно неплохо сбалансировать низкочастотные резонансы, если установите внутри кабины несколько отражающих панелей (с шероховатой поверхностью). Хуже всего дело обстоит в комнатах, стены которых покрыты коврами. Ковры поглощают преимущественно высокие частоты, таким образом, Вы получите тусклый записанный звук с «коробочными» оттенками. Намного лучше делать запись в обычной комнате с голыми стенами, с ковром на полу и пуховым одеялом, свободно висящим позади певца. Если комната будет всё ещё слишком реверберирующей, то размещение дополнительных экранов по бокам певца поможет устранить эту проблему.

Записывая в маленькой комнате, расположите позади певца какую-либо звукопоглощающую поверхность. Она поможет избежать «коробочных» призвуков, проникших в запись. Часто, для этого вполне достаточно несколько панелей вспененного акустического материала или двойное пуховое одеяло.

Установите микрофон в нескольких футах от центра комнаты и сделайте пробную запись. Не используйте никаких дополнительных обработок, чтобы проверить, в порядке ли исходная тональность. Если это не так, поэкспериментируйте с размещением микрофона и экранов.

Выбор «оружия»

Теперь обратимся к выбору микрофона. Стоит сказать, что обменяв свой ламповый микрофон стоимостью 1000£ на ламповый микрофон стоимостью 2000£, Вы не обязательно получите более лучшую вокальную запись. Во многих случаях, звук портит вовсе не микрофон. Да, хороший дорогой микрофон действительно звучит лучше, чем дешёвый, но при правильном использовании можно получить великолепные результаты и от бюджетных моделей. Даже от концертного динамического микрофона (такого, как Shure SM58) можно добиться превосходного звука! Но, с другой стороны, стоимость сделанных в Китае конденсаторных микрофонов теперь такова, что любой музыкант может приобрести себе более-менее приличную модель (оригинальный SM58 стоит подороже многих китайских конденсаторников). Поскольку конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, чем динамические, Вы уменьшаете количество шумов от предусилителя (поскольку не надо будет накручивать на нём ручку GAIN).

SE Electronics SE1000 - недорогой и хороший конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Made in China.Конденсаторные микрофоны дадут Вам более богатые и живые высокие частоты, и в большинстве случаев – они самый лучший выбор. Обратите внимание, что некоторые электретные микрофоны (такие, как популярный AKG C1000S), разработаны, прежде всего, для сценического применения. Таким образом, характеристики их чувствительности ближе к динамическим моделям, чем к «настоящим» конденсаторникам. Они прекрасны для записи близкого вокала, но не очень подходящи для тихих и отдалённых звуковых источников. С точки зрения тональных и шумовых характеристик, наиболее оптимальный вариант – это конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой, потому что они предлагают наилучшее отношение цена/качество.

Старайтесь всегда размещать микрофон на эластичном подвесе (shockmount). Это поможет избежать непредвиденных низкочастотных шумов и грохота. Многие профессионалы рекомендуют включать при записи обрезной НЧ-фильтр на предусилителе или микшере. Не забывайте и о такой важной вещи, как поп-фильтр. Без него Вы можете получить такое неприятное явление, как поппинг на звуках «Б» и «П». Эти звуки сопровождаются направленными порывами воздуха, которые врезаются в диафрагму. Они генерируют мощный низкочастотный сигнал, зачастую перегружающий вход предусилителя. Поп-фильтр рассеивает эти воздушные струи и препятствует им добраться до диафрагмы. Обычно он устанавливается на расстоянии трёх дюймов от микрофона, а расстояние между певцом и фильтром – от 6 до 12 дюймов.Если тональность записанного вокала в чём-то не устраивает, то прежде чем обратиться к эквализации, попробуйте переместить микрофон относительно вокалиста. Небольшие перемещения микрофона вверх или вниз часто приводят к поразительным результатам. В некоторых случаях, может потребоваться увеличить расстояние между певцом и микрофоном. С другой стороны, если у Вашего певца тихий голос, Вы можете добавить ему немного больше веса, уменьшив расстояние до микрофона. Здесь Вам поможет характерный для кардиоидных микрофонов «эффект близости», который усилит и поддержит низкочастотные компоненты такого слабого вокала.

Пробная запись

Когда Вы дошли до этого этапа, проверьте пиковые уровни на предусилителе, чтобы гарантировать, что громкие ноты не вызывают перегрузку. Кроме того, проверьте уровень записи в своей DAW и в аудиоинтерфейсе, и отключите все эффекты и прочие обработки. При записи используйте наушники закрытого типа, через которые певец будет слушать микс (полуоткрытые наушники создают в микрофоне очень много помех). Если есть возможность изменить фазу мониторного сигнала, идущего в наушники, поэкспериментируйте с этим. Проверьте, слышит ли певец различие. Очень часто вокалисты ощущают это, поскольку звук от наушников по-разному объединяется с прямым звуком, который человек слышит благодаря костной проводимости. В некоторых случаях, певцу легче петь с инвертированной фазой мониторного сигнала. Многие вокалисты более комфортно себя чувствуют, если в мониторный сигнал добавлено немного реверберации – но этот вопрос следует обсудить заранее.

Делая запись, настройте входную чувствительность предусилителя так, чтобы не было перегрузок и оставался запас по динамическому диапазону. Удостоверьтесь, что выходной сигнал с предусилителя не перегружает вход звуковой карты (ибо цифровой клиппинг – крайне неприятная вещь).

После того, как была сделана пробная запись, тщательно прослушайте записанный вокальный звук. Проверьте, что он ясен, чист и свободен от нежелательных резонансов комнаты. Стремитесь захватить честное представление голоса и не бойтесь сравнивать естественный вокальный звук с тем, что Вы записали. Постарайтесь увидеть, где находятся различия.Наушники закрытого типа, такие, как Sennheiser HD250, более предпочтительны для задач мониторинга во время записи, чем полуоткрытые наушники (как Sennheiser HD600). Закрытые наушники уменьшают проникновение мониторного сигнала в микрофон.

Какую применять компрессию?

Посмотрите на волновую форму записанного звука в своей DAW, и оцените, насколько сильно изменяется уровень. Если имеются большие колебания, то Вы, возможно, должны использовать во время записи компрессию. Но старайтесь не переусердствовать с нею, потому что потом её убрать уже невозможно. Обычно, я придерживаюсь отношения 4:1 и настраиваю порог так, чтобы на пиках подавление составляло не больше 6dB. Используйте быструю атаку и время восстановления около 250 мс (или переключитесь в автоматический режим). Если в предусилителе компрессор не предусмотрен, то пишите голос как есть. На стадии миксдауна Вы сможете сжать его как угодно. Будьте осторожны: чрезмерная компрессия во время записи может привести к плоскому и безжизненному звуку, который практически невозможно будет «вылечить». Также примите во внимание, что компрессор поднимет звук комнаты, проникший в запись. Особенно это будет слышно в тихих местах. Если Вы записывали без компрессора, то, вполне возможно, в исходных сырых треках Вы ничего и не услышите, но как только Вы начнёте добавлять компрессию в процессе миксдауна, тут то она и проявит свой характер. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к записи, стоит с максимальной тщательностью подойти к акустическому оформлению своего помещения.

Во многих случаях, некоторые секции песни бывают спеты громче других (обычно это припевы). Вы можете записать их на разные треки, что облегчит работу по их взаимному балансированию. Ещё один вариант – это записать всё на один трек, а потом перенести разные секции на отдельные дорожки. Так Вам будет легче настроить их уровни и не понадобится прибегать к автоматизации. К тому же, Вы сможете использовать для каждой такой секции свои параметры компрессии (или вообще разные компрессоры). Во многих случаях, более громкие секции нуждаются в компрессии с более высоким отношением (особенно, если они имеют много естественной динамики).

Будет разумно, если во время записи использовать не очень сильную компрессию. Я предпочитаю 4:1. Вы легко добавите любое количество компрессии на этапе миксдауна, но не сможете удалить её из уже записанного сигнала. Точно также, лучше отключать любую дополнительную обработку и эффекты.

Хотя компрессоры могут компенсировать многие проблемы с уровнем, иногда попадаются такие слова и фразы, которые являются слишком громкими или слишком тихими, чтобы компрессор мог их исправить. В этом случае, самое лучшее решение – использовать автоматизацию уровня, и при её помощи сбалансировать проблемные места.

Укладываем вокал в микс

Чтобы получить вокал, хорошо сидящий в миксе, требуется сочетание следующих факторов: правильный уровень, правильный тональный баланс и правильное окружение. Обычно я начинаю с настройки компрессора и автоматизации уровня. Если вокалу требуется добавить плотности, то можно попробовать повысить степень компрессии до 8:1 и затем настроить порог так, чтобы в секциях со средним уровнем подавление составляло 1 – 2dB. Это означает, что сравнительно тихие места компрессор не затронет, а громкие будут довольно жёстко прижаты и приближены к среднему уровню. Если в компрессоре имеется ограничитель, в котором можно переключаться между режимами Peak или RMS, то выберите RMS (во многих случаях, с вокалами он работает лучше). На стадии миксдауна Вы можете использовать любую компрессию, которая нравится. Однако, в треке могут присутствовать слова и фразы, настолько громкие или тихие, что даже тяжёлое сжатие не может справиться с ними. В таких случаях, Вам следует использовать автоматизацию, чтобы регулировать уровень в таких проблемных местах.

После этого очередь доходит до эквализации. В большинстве случаев, Вам вряд ли понадобится радикальное вмешательство, разве что для создания специального эффекта или для устранения некоторых дефектов. Общее правило – понижение делать узкими полосами, повышение – максимально широкими. Если Вы считаете, что в голосе присутствуют «лишние» частотные компоненты, то сделайте следующее: установите в одном из пиковых фильтров максимальное усиление и настройте добротность около 1,5. Потом протащите этот «горб» по всему диапазону, пока не услышите проблемную частоту. Теперь Вы можете вырезать (уменьшить) её, используя этот же фильтр, но с более высокой добротностью (то есть, сделав его намного уже). Если в вокале имеется несколько проблемных частот, то подключите дополнительные фильтры и проделайте то же самое. Старайтесь использовать не очень глубокие вырезы, поскольку чем меньше эквализации – тем лучше.

В качестве дополнительных штрихов, Вы можете немного поднять или, наоборот, понизить область 100 – 300 Гц. Сделав усиление, Вы добавите голосу теплоты; сделав понижение – уберёте гулкость. Также проверьте область 1 кГц, в которой обычно сосредоточены неприятные «носовые» призвуки. Если Вы хотите добавить вокалу немного презенса – сделайте небольшое повышение между 4 и 6 кГц. Если требуется добавить ощущение воздуха и пространства, используйте очень широкое повышение, сосредоточенное в области 14 – 16 кГц. Делая все эти частотные регулировки, не забывайте иногда включать обход на эквалайзере и сравнивать обработанную версию с оригиналом. А то уши быстро привыкают к новому звучанию, и, в результате, можно зайти слишком далеко…

Если Вы используете инструменты для высотной коррекции (как Antares Auto-Tune), то самые естественные результаты обычно получаются при достаточно медленном времени срабатывания. Те параметры, что предлагают эти плагины по умолчанию, кажутся мне слишком быстрыми, поскольку я могу услышать, как они работают. Я считаю, что самый лучший вариант – вынести «кривые» слова и фразы на отдельный трек, и только его обработать питч-корректором. Это даст Вам наиболее естественные результаты. Бэк-вокалы можно обрабатывать более тяжело, поскольку все артефакты замаскируются в результате наложения двух или более голосов. Здесь Вы видите некоторые параметры настройки эквалайзера. Узкий вырез в районе 1,1 кГц уменьшает «носовые» призвуки, а два широких повышения в областях 5 и 17 кГц добавляют презенс и «воздух».

Настройка реверберации и миксдаун

Теперь осталось дело за реверберацией. Это более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Для начала, немногие виртуальные ревербераторы, работающие на ресурсах центрального процессора, обладают таким же качественным звуком, как аппаратные устройства или DSP-плагины. Дело в том, что многие производители разрабатывают свои плагины с приоритетом экономии ресурсов, а не по высшему звуковому качеству. Однако, если кроме native-плагинов Вы больше ничего не имеете, то постарайтесь найти самый лучший из них с самым качественным алгоритмом. Загрузите его в шину посыла (FX-канал) своей DAW, и установите параметр DRY\WET на 100%. Так Вы сможете использовать один плагин для нескольких треков и сэкономите ресурсы центрального процессора. Если у Вас есть хороший аппаратный ревербератор, то Вы можете подключить его к дополнительным входам и выходам звуковой карты и сделать на него посылы с микшера своей программы. Такую уловку я часто использую со своим Lexicon MPX550. К примеру, в Cubase есть специальная шина для работы с внешними процессорами эффектов. Если Вы пользуетесь плагинами, работающими на ресурсах центрального процессора, то попробуйте уменьшить уровень реверберационного хвоста по сравнению с ранними отражениями. Во многих случаях это улучшает качество звучания. Кроме того, некоторая предзадержка поможет избежать замутнения вокала.

Традиционно, с вокалами используется листовая или room-реверберация. Однако, используя фабричные пресеты в дешёвых аппаратных или виртуальных ревербераторах, Вы часто заметите, что они замутняют звук ещё до того, как проявится желаемый эффект «утолщения». Одна хорошо работающая стратегия заключается в том, чтобы использовать ревербератор, в котором можно независимо настраивать ранние отражения и реверберационный хвост. Попробуйте уменьшить уровень хвоста на 6dB. Ранние отражения утолщают вокальный звук, но при этом не размывают его. Уменьшая хвост реверберации, Вы препятствуете ей заполнить всё звуковое пространство и сохраняете вокал в ясности. До 100 мс предзадержки помогают добавить глубину и отделить реверберацию от основного звука. Если Вы стремитесь к субъективно сухому звуку, то можете ещё больше понизить уровень реверберационного хвоста. Если у Вас имеется коммерческая запись в похожем стиле, то во время миксдауна используете её в качестве образца. Это поможет сравнить общую тональность и параметры настройки реверберации.  

Если Вы считаете, что микс уже готов, то проделайте следующий тест: включите воспроизведение, выйдите из студии и слушайте снаружи с открытой дверью. Вокал должен быть громким и отчётливым – но не настолько громким, чтобы казаться прилепленной сверху надстройкой. Обычно Вам потребуется такое количество реверберации, которое даст ощущение, что вокал записан в том же самом акустическом месте (пространстве), что и остальные инструменты. Прослушивание микса за пределами комнаты – это прекрасный способ оценить баланс. Проблемы, которые не заметны когда Вы сидите за мониторами, сразу же станут явными, стоит только выйти из студии. Будет неплохо, если Вы запишите компакт-диск и послушаете его в условиях различного акустического окружения – в машине, на домашней стереосистеме, на бумбоксе или в клубе. Это поможет выявить проблемы и нестыковки, которые не заметны на мониторах.

Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2004 года

Перевод подготовил Бережной Вячеславwww.unisonrecords.org

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org

Для новичков: как записать вокал. 5 советов

Думаю, что вопрос о том, как же правильно записать вокал волнует многих начинающих вокалистов, музыкантов и звукорежиссеров. Не так давно писал статью для своего блога и решил поделиться своими мыслями тут. Все исключительно личное мнение, но может оно кому-то поможет

КАК ЗАПИСАТЬ ВОКАЛПриступая к циклу статей о звукозаписи безусловно имело смысл начать с главного элемента — вокала. Без него не будет понятно, о чем реклама или песня. А из неудачных дублей не собрать успешную работу. Давайте вместе разберемся, как же получить хороший дубль? Допустим, певец или диктор физически и психологически здоров, выучил текст и хорошо отрепетировал материал, и вот — настал момент, когда он пришел в студию.

1. Удобный звук вокала в наушникахПервое, с чем певец сталкивается в процессе работы на студии — звук, который он слышит в наушниках не такой, каким он привык его слышать обычно. Основной фактор влияющий на восприятие собственного голоса это то, что слышим мы его не только из отражений от окружающих стен и предметов, но и напрямую сквозь черепную кость. Слегка пугает, да? И все же тон, что мы слышим в наушниках наиболее близок к звуку, который реально слышит аудитория. Как справиться с дискомфортом? В первую очередь настроить звучание в наушниках комфортно по громкости и балансу вокала и музыки. Может помочь снять один наушник и слушать естественное звучание в комнате. Изредка я встречал способ, когда применялся кардиойдный или гиперкардиойдный микрофон и в зоне максимального подавления звука данным микрофоном ставилась акустическая система. Однако это скорее имитация концертных условий, чем студийная практика.

2. Выбор подходящего микрофонаВторое, что может составить проблему, это сам микрофон. Мы делаем дубль и ужасаемся тому, как звучит наш голос — согласные звуки стали свистеть и сверлить уши, бас бубнит словно в ведре. В данном случае важно найти микрофон, в который тембр наиболее правильно зазвучит, и определиться с точкой съема звука. Зачастую микрофон является полной противоположностью вокалу: яркому голосу подойдет более матово звучащее оборудование, а, наоборот, невнятному и глухому поможет капсюль с поднятыми средними и высокими частотами. Таким образом достигается балансировка. Однако тут стоит учесть и музыку. В ярком миксе вокал имеет право звучать ярко, но в теплом и спокойном лаундж-треке едкий голос может совершенно выбить слушателя из колеи. Следует стараться выжать максимально близкий к искомому результату тембр. Эквалайзер не исправит звучание исполнителя так натурально и красиво, как верный микрофон и его положение.

3. Характеристики направленностиЕсть множество различных видов направленности микрофонного капсюля. На таблице ниже по горизонтали перечислены типы микрофонов, а по вертикали их характеристики (сверху вниз) : углы захвата и максимального подавления звука, ослабление сигнала, который приходит с обратной стороны микрофона, чувствительность к окружающим шумам и фактор расстояния(по отношению к Omni). Это коэффициент, на который можно увеличить расстояние до объекта при звукозаписи, чтобы получить похожий звук.

[​IMG]

Для примера записал несколько семплов с лампового микрофона Октава мкл5000. Близкое расстояние — губами на поп-фильтре, среднее — около 40 см до фильтра, дальнее — 80-100 см.

аудио файлы доступны тутhttp://recording.by/statyi/kak-zapisaty-vokal/

Какие можно сделать выводы? Во-первых, сами по себе различные режимы направленности могут по-разному звучать. В нашем примере «восьмерка» звучит более гладко, чем кардиойда и всенаправленный вариант. Во-вторых, на близком расстоянии круговая направленность звучит более натурально, с меньшим подъемом баса. В-третьих, на дальнем расстоянии кардиойда и восьмерка более выигрышный тип, так как меньше ловят отражения комнаты.

4. Оптимальное расстояние до микрофонаУ многих направленных микрофонов существует выраженный эффект «приближения». Чем ближе человек поет, тем больше низких частот в звуке. Со всенаправленными микрофонами этот эффект гораздо менее выражен. От пространства между певцом и микрофоном зависит то, какой же будет тембр и будет ли требовать он «художественной резьбы» по эквалайзеру. Если для шепота стоит поискать более близкую дистанцию для создания «интимности» звучания, то для крикливых и громких стоило бы данный промежуток ощутимо увеличить. Во-первых, для сохранения целостности и работоспособности тончайшей мембраны конденсаторного микрофона, а во-вторых, с целью получить правильный звуковой план. Человеческий слух отлично понимает на каком «виртуальном» пространстве расположен голос. При близкой записи голоса требуется достаточно сильно обрезать низ и низкую середину, чтобы усадить его в микс. Лишние обработки ухудшают качество записанного сигнала, могут создавать фазовые проблемы, может теряться атака. Хорошее начальное расстояние до микрофона — 30-40 см. В некоторых случаях стоит попробовать и расстояние в метр. Кстати, на большей дистанцией менее заметны задувания воздуха и повороты головы во время пения. Поп-фильтр не спасает при записи с близкого расстояния от грязно звучащих звуков «с-ч-з-ш-щ». Также уменьшается количество «слюней» и чавканья в записи, потому что мембрана просто перестает их улавливать. Если помещение для записи имеет хорошую акустику и достаточно заглушено, то увеличение расстояния до микрофона не приведет к катастрофическому возрастанию призвука комнаты и шумов.

5. Положение микрофонаУгол, на который микрофонный капсюль повернут относительно вокалиста, тоже влияет на звук. Порой можно повернуть микрофон на 30 градусов, и излишне свистящие верха пропадают.

Положение микрофона чуть левее или правее рта вокалиста также влияют на звук. Человек поет не симметрично, а чуть искривляя одну половину лица. Иногда эксперименты с положением микрофона приносят интересные результаты.

Размещая микрофон на стойке ниже или выше от рта солиста можно добиться меньшего задувания в мембрану и получить разные оттенки тембра исполнителя. Например, микрофон, расположенный на уровне подбородка, может давать чуть более звонкий звук, чем мембрана на высоте носа или несколько выше.

6. Динамика вокалаПевцу важно стараться получить правильную динамику голоса на записи. Да, компрессия и автоматизация уровня громкости спасут ситуацию, но и они могут вносить свои искажения. Было бы верно, если бы вокалист чуть отодвигался от микрофона во время громких нот и приближался в тихих. Крайне небольшая дистанция дает уже ощутимый результат и выравнивает динамику записанной партии. В допотопные времена, когда писали оперных див, для получения эффекта плавного затухания, их отвозили на маленькой платформе на рельсах от микрофона во время пения.

7. Уровень и формат записиВ цифровой записи существует два важных параметра — глубина квантования в битах и частота дискретизации в герцах.

Если верить теореме Нейквиста-Котельникова, то частотный диапазон записи будет равен половине частоты дискретизации. Иначе говоря, теоретический диапазон записанного в формате 44.1 кГц будет равен 44.1:2=22.5 кГц (!). Это более чем достаточно для человеческого слуха.

Глубина квантования определяет возможный динамический диапазон сигнала. Один бит «вмещает» в себя 6 дБ.

[​IMG]

Чаще всего записывают голос в формате 44.1 kHz/ 24 bit для аудио и 48 kHz для видео, что кратно формату видео в 24 кадра. Формат записи может определяться конечным носителем для того, чтобы избежать повторного пересчета сигнала на другой частоте — передискретизации. Этот процесс иногда может вносить свои искажения.

Средний уровень цифровой записи по индикаторам желательно держать в районе -12 дБ с пиками в -6 (один бит). Не следует опасаться слишком тихого уровня, т.к. 24 битная глубина квантования позволяет нам добиться теоретического диапазона в 144 дБ. Это более чем достаточно и зачастую превышает динамический диапазон микрофона и преампа. А вот превышение уровня записи может привести к цифровому искажению — клиппированию, и на корню испортить дубль.

Итак, настроив все как полагается, нажимаем кнопку «record» и готовимся к исполнению хита!

Оригинал статьи http://recording.by/statyi/kak-zapisaty-vokal/

 

rmmedia.ru

Рекомендации по записи вокала — NRQ’s blog

В данном посте хочу собрать некоторые советы и рекомендации по записи вокала в неподготовленном помещении, т.е. фактически для домашней записи. Для кого-то этот перечень покажется очевидно разумеющимся, для кого-то будет чем-то новым. Если вы записываете исходники для будущего альбома вашей группы самостоятельно, планируете в дальнейшем отправить их на сведение звукорежиссеру, а сейчас как раз подошли к этапу записи вокальных партий, то эта информация окажется актуальной.

  • Какой тип микрофона выбрать — динамический или конденсаторный? В общем случае для вокала могут использоваться оба типа, но если есть возможность записать на конденсаторный с большой диафрагмой, то советую использовать именно этот тип микрофона. Так меньше шансов получить динамическую неравномерность и бубнёж. Существует мнение, что чистый вокал лучше писать на конденсаторный микрофон, а экстремальный (скрим, гроул) — на динамический. Если вы планируете отправить исходники на сведение звукорежиссеру, можете записать пробы на различные микрофоны и послать их для анализа (всегда предпочитаю сравнить возможные варианты для поиска наиболее качественного, если есть возомжность). Если нет, пишите всё на конденсаторный, — не прогадаете.

  • Пользуйтесь поп-фильтром. Если есть, фирменным, нет — сделайте из копроновых колгот и проволоки. Не важно, как он будет выглядеть, главное — эффект. На первый взгляд для музыканта этот эффект может показаться некритичным, но сэкономит массу времени и нервов при последующей обработке вокальных дорожек.

  • Избегайте клиппинга при записи, т.е. не допускайте, чтобы индикатор входного уровня заходил в красную зону. Иначе в исходнике вокала может быть слышен треск, который останется и в сведенном варианте.

Для отправки вокала на сведение лучше всего записывать его полностью сухим, т.е. без призвуков эха помещения. Если есть возможность, оформите акустику помещения с помощью акустического поролона. Если такой возможности нет, рассмотрим аспекты минимизации этого эха (реверберации).

  • Предпочтительнее записывать в большой комнате, чем в коморке (здесь рассчитываю на то, что в доме или квартире нет комнат размером со спортзал, в котором мало предметов и гуляет эхо). Чем больше разных по форме и плотности предметов в комнате, тем больше степень рассеивания звука, т.е. нежелательное эхо будет поглощаться.
  • Чтобы минимизировать попадание эха в микрофон, пишитесь вплотную к микрофону (~10 см от микрофона до поп-фильтра и сразу за поп-фильтром — рот вокалиста). Не стоит отодвигаться от микрофона при записи громких частей партии, как это делают эстрадные вокалисты при работе на сцене, достаточно записать такие части отдельно, подстроив входной уровень.
  • Количество записанного эха также будет определяться положением вокалиста в комнате: категорически не рекомендую стоять в углу, т.к. эффект рупора усиливает отражения, улавливаемые микрофоном в этих точках.
  • Если есть возможность, использовать готовый или же соорудить самостоятельно звукопоглощающий экран прямо сзади микрофона (вроде такого как на иллюстрации к посту). Упрощенно говоря, он поглощает звук голоса сразу за микрофоном и не даёт им отражаться от остальных поверхностей, создавая реверберацию. Таким образом, микрофон улавливает только сухую составляющую голоса вокалиста.
  • Вокал, как и другие инструменты, часто записывают дублями (т.е. по частям). Чтобы состыковать различные части, используйте crossfade, fade-in и fade-out. Это позволит избежать щелчков на стыках частей и резких обрываний звука.

Буду рад предложениям и дополнениям в комментариях!

nrqs.net

Запись вокала динамическим микрофоном - сообщество "Звукорежиссура"

Запись вокала динамическим микрофоном [Mar. 23rd, 2009|01:25 pm]

Звукорежиссура

Заранее извиняюсь за дилетантскую постановку вопроса. Помогите советом , если возможно. Если нет - пошлите учить матчасть. Записываю вокал через Куб. Голос снимаю Шуром sm-58. (Для конденсаторного микрофона нет нужной изоляции)Порекомендуйте эффекты или параметры настройки на канал, с помощью которых можно достичь максимальной чувствительности и избежать перегруза. Именно с этой проблемой я сталкиваюсь постоянно. Спасибо.
Comments:

единственный выход без должного опыта вокалирования - использовать аппаратный(!) компрессор сразу после микрофона.

с лимиттером и де-эссером.А попросту говоря - вокальный процессор.

Для конденсаторного микрофона нет нужной изоляции

Из чего вытекает такое заключение?У вас что - отбойные молотки под окнами?!

Обычное жилое помещение вполне пригодно для использования конденсаторника.Вот попытка писать в динамический ручник с расстояния в полметра - это ошибка: сценические ручные микрофоны рассчитаны на использование в зоне сверхближнего поля - оптимальное расстояние от источника звука составляет 1...5 см.При таком расстоянии никаких проблем с "недостаточной чувствительностью" быть не может по определению. Разумеется, при условии использования вменяемого микрофонного предусилителя.

Никакие "настройки на канал", а тем паче "эффекты" не способны решить проблемы перегруза при записи - это достигается исключительно правильным подбором GAIN на предусилителе. А применение компрессора/лимитера при записи можно рекомендовать лишь опытному звукописателю, научившемуся качественно работать без этой приблуды. Назначение лимитера в микрофонном канале - это всего лишь аварийное спасение уникальной записи - ибо из практики известно, что вокалист в свой лучший дубль вкладывает столько эмоций, что превышает тщательно установленный при подготовке уровень записи. И повторить свой шедевр уже не сможет - потому, что перегорает эмоционально. Вот для того, что б спасти такой дубль и нужно в студии использовать лимитер на записи. При этом, регулировка уровня производится так, что б избегать срабатывания лимитера в большинстве случаев.

Не ищите волшебное кнопочко - его не существует!Просто учитесь писать адекватно - используя для этого адекватное понимание физики процесса...

У вас что - отбойные молотки под окнами?!

У меня под окнами ( первый этаж) дети резвятся и машины паркуются – это хуже молотков. :)ОК, мне понятно, что нет ничего лучше, чем хорошо снять звук правильно отрегулированной железкой. То есть, на софт-канале в риал-тайм совсем ничего не нужно выставлять?

Преамп есть на звуковой карте.

как вариант софтовый лимитер на аудиовход. а лучше крутилку Gain покрутить, уменьшить немного. Да можно сильно громко то не писать вокал, громкость прибавить записанному не проблема.

софтовый компрессор для данной задачи - злейшее зло

Прочитал топик.Я очень люблю динамические микрофоны на вокале.Раньше использовал и sm58.Расстояние от микрофона до вокалиста напрямую зависит от того, какой звук вы хотите получить. Ближе к микрофону- больше proximity(низов), дальше- меньше.Пойте громко, не стесняйтесь.Пользуйтесь самым лучшим микрофонным предом из возможных.Как и при любой записи- оставляйте запас gain'а и на входе в преамп, и на входе в АЦП,Далее эквализируете сигнал по вкусу (если хотите получить хороший результат- пользуйтесь меньшими числами Q), ну и компрессируете, как того требует ситуация.Эрика Баду пишется только в 58й, да и Боно, как я слышал тоже)

Купите железный компрессор, поставьте все ручки в среднее положение, а threshold так, чтобы срабатывал только на крике. И не думайте про хедрум, пишите на всю битность. Сам сейчас работаю с голосом, записанным в другой студии с хедрумом 16 дБ. Кто как не знаю, а для меня слышна разница, когда начинаешь эти низкие биты вытягивать компрессором на сведении.

да, об этом я и говорил выше.

По поводу звукоизоляции есть в сообществе пост, как на съемной квартире построили акустическую кабинку и прекрасно писали с конденсаторника. Поищите.

Послушал бы я эти записи....Звучание маленькой будки ни с чем не сравнимо (эффект картонной коробки) + там душно и некомфортно находиться более чем одному человеку

Софтовая обработка обрабатывает звук уже после оцифровки, соответственно от перегрузов на АЦП она вас не спасет. Варианты следующие:

а). Отрегулируйте входную громкость по самой громкой ноте, которую вокалист поет в композиции, потом убавьте еще пару децибел про запас. Писать, при этом, естественно, только в 24 бита. По поводу динамического микрофона не переживайте, как уже сказали выше, очень многие звезды с мировым именем пишут вокал в sm58. Здесь дело, скорее, в самом вокалисте, если есть хороший голос и харизма, все остальное побоку. Если нет, никакая обработка не спасет.

б). Купите компрессор в железе. Но, во-первых, это должна быть хорошая железка, чтобы, как минимум, не испортить звучание неплохого микрофона. Во-вторых, запись уже с динамической обработкой требует наличия достаточного опыта, так как "раскомпрессировать" сигнал обратно невозможно (фарш невозможно провернуть назад).

From:

ru-zvuk.livejournal.com

Выбор Микрофона Для Записи Вокала

Студийные микрофоны
ОКТАВА

  • Валерий Меладзе интересуется микрофонами "Октава"

  • Музыканты группы "Мастер" представляют ламповый студийный микрофон Октава МКЛ-100

  • Дмитрий Маликов подтверждает качество микрофонов "Октава"

  • На фото Алексей Белов поёт в ламповый студийный микрофон "Октава" МКЛ-5000

  • Cолист группы "Ария" Артур Беркут поёт в ламповый студийный микрофон "Октава" МКЛ-5000

  • Тестовые записи сравнения микрофонов Октава с микрофонами других брендов

Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Вам нужен чистый и прозрачный звук? Желаете студийный микрофон, вокальный или инструментальный, качество которого превосходило бы качество именитых брендов, а цена была бы гораздо ниже?

Добро пожаловать!

Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам "Oktava". Качество этих микрофонов признано во всем мире! За рубежом микрофоны "Oktava" популярны не мене, чем микрофоны фирм: Rode, AKG, Neumann, Shure...

www.oktava-studio.ru

Микрофон и Вокал | Основы электроакустики

Звуковысотный диапазон певческого голоса определяется интервалом между наиболее низкой и высокой нотами, которые певец в состоянии воспроизвести. Певческие голоса делятся по высоте на мужские (бас, баритон и тенор) и женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано). Диапазоны основных групп певческих голосов распределяются следующим образом:

  • 82—349 Гц для баса,
  • 110—392 Гц для баритона,
  • 132—523 Гц для тенора,
  • 165—698 Гц для контральто,
  • 220—880 Гц для меццо-сопрано,
  • 262—1046 Гц для сопрано 
  • 330—1397 Гц для колоратурного сопрано .

Такие “некруглые” цифры обусловлены тем, что классификация певческих голосов, сложившаяся в далеком историческом прошлом, была привязана вовсе не к частотам, измеряемым в герцах, а к определенным нотам определенных октав.

Профессиональный певец, обладающий одним из певческих голосов, должен владеть им в диапазоне не менее двух октав. У непрофессиональных певцов диапазон уже. На первый взгляд кажется, что для записи вокальных партий достаточно самого низкочастотного и узкополосного микрофона, однако это впечатление ошибочно. Чтобы передать характерные особенности тембра певческого голоса, нужно записывать значительно более широкий частотный диапазон: примерно 80—10 000 Гц.

В каждом из певческих диапазонов различают несколько регистров: низкий, средний и высокий. Каждый регистр характеризуется особым тембром. Добиться ровности голоса по регистрам — довольно трудная задача подготовки профессионального певца, решение которой не всегда удается. Микрофон же особенно чуток к переходам от регистра к регистру и подчеркивает все неровности голоса.

Голоса певцов, несмотря на все их разнообразие, отличаются общими закономерностями: сильной выраженностью высоких обертонов с частотами 2 500—3 000 Гц (верхняя певческая форманта) и наличием низкой певческой форманты в области 300—600 Гц. Верхняя певческая форманта придает голосу певца серебристый оттенок, нижняя — впечатление мягкости и массивности. Даже небольшой завал этих частот трактом звукозаписи приводит к значительному искажению тембра голоса. Недостаток в голосе певца этих частот можно попытаться компенсировать частотной коррекцией с помощью соответствующих фильтров.

Хороший певец должен владеть приемом вибрато: интенсивность извлекаемого звука при этом колеблется с частотой 5—7 Гц. Это позволяет не только обогатить тембр голоса, придать ему особую окраску, но и скрыть некоторые характерные недостатки: небольшие неровности звука по интенсивности, неточность интонации, гнусавость. При отсутствии вибрато или недостаточно хорошей технике его исполнения микрофон подчеркнет все указанные недостатки.

Пение отличается от обычной разговорной речи большей мощностью и громкостью. Если запись проводится в заглушенном помещении, то исполнителю кажется, что его голос звучит слабо и тихо. Невольно он будет стараться достичь привычной громкости и форсировать звук. Микрофон неизбежно подчеркнет неестественность пения.

Динамический диапазон (максимальная разница в силе голоса между форте и пиано) у профессиональных певцов достигает 20—45 дБ. Динамический диапазон певцов-любителей не превышает 10 дБ.

 

audioakustika.ru