Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Виды микрофонов. 13. Микрофоны. Типы микрофонов. Принцип работы. Основные характеристики микрофонов.

Микрофон – это электроакустический прибор. Виды микрофонов, устройство, описание. Виды микрофонов


Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон? / Ликбез / Baza Record Shop Blog

Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон?
Мир микрофонов богат и разнообразен. Сегодня существует великое множество микрофонов самых разных форм и размеров. Если раньше потребитель еще как-то мог сам сориентироваться во всем многообразии предложений, то сегодня с приходом в Европу небольших малоизвестных фирм из Азии для человека, не особенно внимательно следящего за рынком и переменами на нем, приобретение микрофона может превратиться в лотерею с минимальными шансами на выигрыш. Итак, давайте для начала разберемся с тем, какие они бывают – микрофоны? Типы микрофонов по назначениюМикрофон – штука вездесущая. В телефоне, в плеере, в диктофоне, в планшетном компьютере, в видеокамере и в фотоаппарате – во всех этих девайсах есть встроенные микрофоны. Однако нас будут интересовать микрофоны иного рода.

Эстрадные или сценические микрофоны. Микрофоны этого типа изначально создавались для определенных сценариев применения. Чаще всего эстрада в сознании рядового зрителя ассоциируется с ручными микрофонами, имеющими рукоять с капсюлем, защищенным сеткой ветрозащиты. В большинстве своем такие микрофоны имеют похожий дизайн, и проблема тут не в экономии на дизайнерских изысках, а в стремлении к унификации. Стандартного вида ручной микрофон хорошо фиксируется в стандартных же стоечных держателях, к ним с легкостью можно подобрать хорошую сменную ветрозащиту.

На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.

На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.

Сценические микрофоны по можно разделить на проводные и беспроводные. Кроме ручных микрофонов в этой группе есть еще гарнитуры, а также петличные микрофоны (лавалье). Эстрадные микрофоны можно также разделить на подгруппы по выполняемой функции. Это могут быть речевые, вокальные, инструментальные микрофоны и микрофоны подзвучки.

Репортерские микрофоны. Сфера применения микрофонов данной группы понятна и без пояснений. Репортерские микрофоны могут быть проводные и беспроводные, ручные, головные гарнитуры и для скрытого ношения. Модели для уличного применения обычно являются направленными, они рассчитаны на применение в ветреную погоду, не боятся низких и высоких температур. В отдельную категорию можно вынести накамерные съемные и несъемные микрофоны.

На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.

На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.

Студийные микрофоны для ТВ. Здесь широкое применение получили компактные радиомикрофоны-петлички, часто применяются ручные микрофоны стандартного вида, а также головные гарнитуры. Кроме того в ТВ-студиях в ходу настольные микрофоны PZM, которые на профессиональном сленге именуются «таблетки», «лягушки», «планшеты». Они имеют плоскую форму и почти незаметно лежат на столах у дикторов. Их задача фиксировать все звуки над столом. В верхней полусфере они ненаправленные. Нижнюю они не охватывают.

На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.

На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.

Студийные вещательные микрофоны. Этот тип микрофона применяется в условиях вещательных студий радиостанций и тв-каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки».

На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.

На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.

Микрофоны для музыкальных студий. Здесь также можно выделить определенные категории устройств. Это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Эти микрофоны могут выглядеть по-разному. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит.

На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.

На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.

Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные сценические. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.

Типы микрофонов по принципу действияВ практике широкого применения сегодня используются две разновидности микрофонов – динамические и конденсаторные. Каждый тип микрофонов обладает своими преимуществами и недостатками, своими сферами применения.

Динамические микрофоны. В качестве основного элемента, отвечающего за преобразование звуковых волн в электрические колебания, здесь выступает миниатюрный динамик. Волны заставляют колебаться мембрану с катушкой (катушечный микрофон), помещенной в постоянное магнитное поле. Катушка пересекает силовые линии магнитного поля, и в ее обмотках возникают токи индукции. Кроме катушечных есть еще и ленточные микрофоны. Они обычно применяются в студийной записи. В них катушку заменяет гофрированная ленточка из фольги.

Динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, могут применяться на эстраде, в репортерской практике в качестве решений для работы под открытым небом. Они не так чувствительны к перепадам температуры и более надежны. Но в качестве звука они уступают конденсаторным.

Конденсаторные микрофоны. За преобразование звуковых колебаний в электрические у таких микрофонов отвечает конденсатор, у которого одна обкладка неподвижная, а вторая выполняет функцию мембраны, то есть может приходить в движение под действием звуковых волн. Конденсатор последовательно подключен к источнику постоянного тока. Мембрана под действием звуковых волн приходит в движение, емкость конденсатора меняется и постоянный ток становится переменным.

Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST, способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.

Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST, способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.

Микрофонам такого типа требуется дополнительное питание — фантомное. Фантомное питание может подаваться от входа нагрузки микшера или усилителя. Есть микрофоны, в которых для этих целей используются батарейки. Обычно для нормальной работы конденсаторным микрофонам требуется фантомное питание с напряжением в 48 В.

Типы микрофонов по пространственным характеристикам направленностиМикрофоны делятся на несколько групп по характеристикам пространственной направленности. Самые распространенные виды направленности — круговая, кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида.

Микрофоны с круговой направленностью или ненаправленные. В случае с таким микрофоном, совершенно неважно, как расположен источник звука относительно плоскости его диафрагмы. Он даже может находиться в движении. Такие микрофоны могут использоваться для подзвучки сцены, потому что его задача уловить все звуки в пространстве, независимо от того, какое положение в нем занимает источник звука.

Кардиоидный микрофон имеет определенные характеристики направленности. В одной полусфере он одинаково хорошо чувствителен, а в другой его чувствительность падает. Такие микрофоны способны обслуживать один или несколько рядом расположенных источников звука, при этом источники, находящиеся во второй полусфере игнорируются. Такими характеристиками обладают обычные эстрадные и студийные микрофоны для речи и вокала.

Суперкардиоидный микрофон имеет вытянутое поле оптимальной чувствительности. Такие микрофоны называются узконаправленными. Они хорошо принимают звук от одного выбранного источника, игнорируя прочий шумовой фон, однако правильное расположение источника звука относительно плоскости диафрагмы этого микрофона имеет принципиальное значение. Такими микрофонами пользуются репортеры, работающие «в поле», на зашумленных площадках. Схожими характеристиками направленности могут обладать уличные накамерные микрофоны для видео- и фотокамер.

На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус.

На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус.

Гиперкардиоидный микрофон или остронаправленный микрофон. Микрофоны такого типа способны воспринимать звук даже от удаленных источником, но его диафрагма должна быть строго перпендикулярна оси, которую можно провести между микрофоном и источником звука. Малейшее отклонение приводит к падению качества звука. Такие микрофоны называют пушками. Ими пользуются репортеры в случаях, когда источник звука удален и приблизиться к нему нет возможности.

Практические советы по выбору микрофонаСледует четко уяснить себе, что: • универсальных микрофонов не бывает; • хороший микрофон стоит недешево, что бы вам ни говорили продавцы.

Микрофон следует покупать строго под задачи, которые с его помощью предстоит решать. Если требуется записывать барабанные партии, исполняемые на классической акустической установке, то тут нужен не один, а несколько инструментальных микрофонов, изначально готовых к воздействию серьезного звукового давления.

Если есть необходимость записывать лирический вокал, то в данном случае для обеих задач будет достаточно одного хорошего студийного вокального микрофона.

На фото студийный микрофон в держателе «Паук» с ветрозащитой. Для живых эстрадных выступлений, для подготовки репортажей с улиц города, для записи интернет-подкастов или переозвуки видео – для всего этого нужно выбирать свой специальный микрофон. Чем чреваты ошибки? В лучшем случае – переплатой. К примеру, можно купить для записи интернет-подкастов дорогой студийный микрофон, для нормальной работы которого потребуется докупать дополнительное оборудование. В результате в Сеть будет выложено цифровое аудио с высокой степенью сжатия, которое при сжатии потеряет то самое качество, за которое вы заплатили деньги. Другой подкастер купит специально «заточенный» под такие нужды микрофон, который стоит в несколько раз дешевле, который подключается напрямую к ПК по USB, потому что уже имеет встроенный аудио-интерфейс. В результате этот подкастер выложит в Сеть аудиоматериал сравнимого качества, но с меньшими заморочками и более скромными денежными расходами.

Другая ситуация: нужен микрофон для вокальных и речевых выступлений под открытым небом. Для теплого времени года хорошо подойдет конденсаторный микрофон, но в условиях низких температур он будет работать неправильно, а то и вовсе сдаст позиции. В таком случае максимально эффективным и надежным решением будет динамический проводной микрофон. В этом случае неправильный выбор сулит не только денежные потери.

Бренд – не показатель качестваСегодня покупать микрофон, полагаясь только на солидность и авторитет бренда, тоже нельзя. Даже самые крутые производители микрофонов активно вводят в свой ассортимент недорогие модели для массового потребления, и компании, которые недавно выпускали только дорогие и только профессиональные решения, сегодня – разбавляют свой ассортимент недорогими микрофонами для любителей-энтузиастов и домашних студий. Поэтому, покупая недорогой микрофон от бренда с хорошей репутацией, вы рискуете купить не то, что нужно.

Ничего не изменилось: хорошие профессиональные микрофоны как стоили дорого, так и стоят – очень дорого.

Несколько дискредитировало себя и понятие «профессиональный микрофон». Некоторые крупные производители после вывода своих производственных мощностей в Китай среди привычно качественных изделий стали выпускать откровенный ширпотреб, но выглядящий, на первый взгляд, как вполне приличный продукт. Кроме того, появились новые категории микрофонов, нацеленные на решение новых задач, вроде записи речевых программ для интернет-вещания или треков для переозвучки видеороликов. Такие решения недороги, но и хорошего качества звука они не предложат.

Смотрите видео, в котором Андрей BarBQ рассказывает о выборе микрофона:

blog.baza-shop.ru

Микрофоны | их виды | описание

Микрофон - знакомое практически всем звуковое устройство, служащее для записи звука на всевозможные носители или для усиления звука. Работает, как преобразователь звуковых колебаний в колебания электрического тока. Различают несколько основных видов микрофонов: студийный микрофон, сценический микрофон, измерительный микрофон, микрофонный капсуль для телефонных аппаратов, микрофон для применения в радиогарнитурах, микрофон для скрытого ношения, ларингофон, гидрофон.

Остановимся поподробней на этих разных видах.

Студийный микрофон бывает двух типов: динамический и конденсаторный. Динамический микрофон более прост и универсален, а так же более дешёв по цене, не требует дополнительного оборудования, менее чувствителен к окружающим шумам и к эху от стен, им можно делать и студийную запись, и запись живых выступлений. Недостаток динамического микрофона в более слабом качестве записываемого звука (не передаёт всех звуковых оттенков так хорошо, как конденсаторный микрофон), в нём более высок уровень собственных шумов и на него можно качественно записать звук только с близкого расстояния, а так же он неодинаково фиксирует звук, произведённый вблизи от микрофона и на расстоянии от микрофона.

Микрофон студийный Oktava MK-220

Конденсаторный микрофон более качественно передаёт все оттенки звука, им хорошо записывать и источники звука, находящиеся поблизости, и на расстоянии (он может хорошо передать звук разных музыкальных инструментов, например), он почти не издаёт (сам) никакого шума и для него не важно местоположение источника звука. Недостатки конденсаторного микрофона: требует дополнительное оборудование (источник фантомного питания, поп-фильтр, эхо-защитный экран), а значит более дорог по цене; он восприимчив ко всем шумам и к эху, отражаемому от стен.

студийный конденсаторный микрофон Behringer B-1

Сценический микрофон служит для особо качественной передачи и вокала, и речи, и игры музыкальных инструментов. Для этого в работе сценического микрофона используют микшер, который регулирует входной сигнал от микрофона и даёт возможность смешивать звуки. Сценический микрофон бывает двух видов: проводной и радиомикрофон. Радиомикрофон работает с помощью звукоулавливающей антенны. Так же существуют сценические микрофоны, которые крепятся непосредственно на музыкальные инструменты. Используются так же сценические микрофоны на стойках и микрофоны, которые крепятся у рта исполнителя. Требования к сценическим микрофонам высокие: он должен быть очень надёжен, обладать высоким качеством звука, иметь низкий уровень шума, производимый самим микрофоном. Отличительные параметры сценических микрофонов - это, в основном, уровень передачи сигнала и мощность. Ведущие фирмы студийных и сценических микрофонов - это германские фирмы Beyerdynamic, Sennheiser, австрийская фирма AKG, фирма из США Nady. Как правило, микрофоны этих фирм очень качественны, в них применены новейшие технологические разработки.

Сценический радиомикрофон SHURE BLX24E/B58 K3E 606-638 MHz

Параметры, по которым определяется достоинство этих микрофонов: диаграмма направленности (показывает зависимость чувствительности микрофона от положения в пространстве источника звука. Можно переключать микрофон выборочно на желаемый источник звука в пространстве среди множества звуков - желаемый источник звука будет слышнее, остальные тише), частотная характеристика (диапазон частот - от низких до высоких - выходного сигнала микрофона. В разных микрофонах она может быть разной - в зависимости от назначения микрофона), чувствительность (определяет: до какой степени тихий звук может принимать микрофон. Чем ниже цифра, тем выше чувствительность), уровень звукового давления (определяет: с какой максимальной гром-костью может работать микрофон).

Измерительный микрофон ("искусственное ухо") служит для измерения и анализа акустических данных в различных акустических приборах - таких, как наушники, слуховые аппараты, телефоны и тому подобное.

Измерительный микрофон PreSonus PRM1

Микрофонный капсуль - это составной элемент для любых устройств связи, где необходима звукозапись и звукоусиление. В радиогарнитурах микрофон применяется и в открытом, и в скрытом виде - для бытовых целей, а так же для работы в различных спецслужбах.

Микрофонный капсюль AKG CK94

Ларингофон - это специальная радиогарнитура, которая крепится на гортани говорящего и используется в условиях повышенного шума (у танкистов, у лётчиков).

Гидрофон - это специальный микрофон, способный улавливать звук под водой. Используется в гидроакустике - для измерительных целей и т. п. Некоторые гидрофоны могут даже передавать звук.

Гидрофон Ambient ASF-1

Баннер - Усилитель мощности Grimmi

Лучшее сочетание вакуумных и          полупроводниковых характеристик - однотактный гибридный усилитель звука.

символ - вакуумная радиолампа

          Мы не создаём иллюзий,          Мы делаем звук живым!

символ - полупроводниковый транзистор

Ларингофон Sanwa

*** Балансные и не балансные соединения (конструкция и схемы) применяемые в аудио *** Коэффициент демпфирования (Damping Factor) в усилителях мощности *** Выходная мощность усилителя | качество звука

grimmi.ru

Микрофон – это электроакустический прибор. Виды микрофонов, устройство, описание

Мир микрофонов отличается разнообразием и громадным ассортиментом моделей. На полках специализированных магазинов можно увидеть устройства разных форм и размеров. И если раньше потребитель мог самостоятельно сориентироваться во всём этом многообразии, то сегодня типы и виды микрофонов запросто собьют с толку даже знатоков этого дела.

микрофон это

Отечественный рынок буквально перенасыщен не только толковыми моделями из Европы, но и сомнительными устройствами из Азии, поэтому всё чаще выбор микрофона напоминает лотерею, причём с минимальными шансами на получение счастливого билета.

Попробуем разобраться, что собой представляет это устройство, какие виды микрофонов бывают и на какие моменты в первую очередь необходимо обратить внимание, перед тем как отнести свои кровные в кассу музыкального магазина. В расчёт будут приняты мнения специалистов этой области и отзывы владельцев.

Типы устройств

Микрофон – это практически вездесущая вещь. Она есть в плеерах, компьютерах, телефонах, видеокамерах, то есть практически во всех, что называется, двусторонних гаджетах и девайсах. Однако в этой статье мы рассмотрим определенную группу устройств.

Эстрадные микрофоны

Эстрадный, динамический или сценический микрофон – это устройство, которое изначально сконструировано для определённых сфер. Такие модели чаще всего ассоциируются с ручными устройствами, где есть рукоятка и капсюль, защищённый сеткой от ветра.

виды микрофонов

Устройство микрофона такого плана не отличается разнообразием. Практически все модели имеют схожий внешний вид, и проблема здесь не в том, что у дизайнеров закончились мысли и идеи по визуализации, – просто все производители стремятся к унификации. То есть стандартное устройство хорошо и надёжно фиксируется в таких же стандартных стоечных держателях, а кроме того, к унифицированным моделям гораздо легче подобрать сменную ветрозащиту, в отличие от их «изысканных и гламурных» собратьев.

В свою очередь, различают катушечный и ленточный микрофоны. То есть в первом случае диафрагма соединена с катушкой, которая находится в зазоре магнитной системы, а во втором вместо катушки выступает гофрированная лента из алюминиевой фольги. И первый, и второй тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Катушечные устройства применяют главным образом на сцене ввиду их надёжности, но в ущерб качеству, а ленточный микрофон чаще всего используют на студиях звукозаписи для более чёткой передачи голоса.

Эстрадные устройства можно разгруппировать на проводные и беспроводные. Кроме моделей, которые используются на сцене, есть ещё гарнитуры и лавалье (петличные). Более того, существуют ещё и подгруппы этих устройств: для песен, голосовые, для пиано и гитар и микрофоны подзвучки.

Репортёрские микрофоны

Сфера применения таких устройств более чем понятна из названия. Репортёрский микрофон – это аппарат, который не боится ветра, а также низких или высоких температур. Модели могут быть проводными, беспроводными, использоваться в качестве головной гарнитуры, для скрытого ношения. Существуют также простые ручные типы.

ленточный микрофон

Такие устройства обходятся в очень даже круглые суммы, поэтому, прежде чем купить такой микрофон, внимательно и всесторонне изучите заинтересовавшую вас модель, а потом уж сделайте соответствующие выводы. Вполне может оказаться, что все эти "навороты" будут вам ни к чему.

Студийные устройства

Студийный микрофон – это небольшое устройство, как правило, петличного или головного типа, работающее на радиоволнах, но можно встретить и привычные ручные разновидности.

переходник для микрофона

Кроме того, в телевизионных студиях в ходу настольные устройства типа «таблетки». Они имеют плоские очертания и практически незаметны на столах у репортёров. Их главная задача – фиксировать все волны над столом. Верхняя часть такого микрофона ненаправленная, а нижняя просто не охватывается.

Вещательные микрофоны

Этот тип устройств используется при проведении радио-эфиров и телевизионного вещания. Такие аппараты предназначаются как для вещания в прямом эфире, так и для записи радио- и ТВ-программ.

Конструкция и функциональность таких устройств рассчитана на работу с обычной речью. Такие аппараты отличаются узнаваемым видом, потому как рассчитаны на крепление к специальной стойке типа «паук». Прозвище она получила благодаря амортизирующему приёмнику с кольцом и прорезиненными ушками. Кроме того, своеобразный переходник для микрофона играет роль тела «паука».

Очень часто такие устройства дополнительно оснащают переключателем, где при необходимости можно изменить характеристики направленности. Более дорогие модели могут работать «по кругу»: кардиоды, «восьмёрки» и суперкардиоды.

Устройства для музыкальных студий

Эта группа также подразделяется на несколько видов устройств: инструментальные, речевые и вокальные микрофоны. Каждая категория отличается своим внешним видом. Речевые и вокальные модели, как правило, внешне очень похожи, и отличить их можно только по специфической ветровой защитной решётке. Кроме того, они имеют специальные кронштейны, с помощью которых крепятся на стойки с амортизирующими подвесами.

устройство микрофона

Инструментальные устройства своим внешним видом напоминают обычные студийные или сценические микрофоны для вокала. Конструкция и функционал этих аппаратов создаёт все условия для того, чтобы воспринимать малейшие детали звука, причём на самой высокой сопротивляемости звуковому давлению. Такой эффект достигается благодаря встроенному аттенюатору, предотвращающему перегрузку микрофона.

Подводя итог

Если вы присматриваете микрофон, то следует чётко уяснить для себя, что универсальных моделей просто не бывает, а хороший аппарат стоит далеко недёшево. И не слушайте продавцов, которые расписывают разносторонность модели, – микрофон нужно покупать под конкретные цели и задачи.

Для вокала – одно, для барабанов – другое, для пиано – третье и т. д. Кроме того, не стоит соблазняться на низкую цену устройства от известного бренда. Даже самые маститые производители не грешат вкинуть на рынок бюджетные аппараты для массового производства. Помните, что хорошие профессиональные микрофоны не могут стоить дёшево.

fb.ru

13. Микрофоны. Типы микрофонов. Принцип работы. Основные характеристики микрофонов.

14. Направленные микрофоны. Типы направленных микрофонов. Принцип работы. Основные характеристики. Назначение. Примеры направленных микрофонов.

В наиболее общем виде любой направленный микрофон можно пред-ставить как некоторый комплекс, состоящий из чувствительного элемента (собственно микрофона), осуществляющего акустико-электрическое преобра-зование, и механической системы (акустической антенны), обеспечивающей направленные свойства комплекса. Акустические антенны являются именно теми основополагающими элементами, которые определяют облик и основные характеристики комплексов дистанционного перехвата речевой информации. Назначение их заключается в усилении звуков, приходящих по основному направлению, и существенном ослаблении всех остальных акустических сигналов. В настоящее время разработано несколько модификаций антенн, в соответствии с которыми решено классифицировать направленные микрофоны

Для сравнительной оценки качества вышеперечисленных направленных микрофонов используют технические характеристики, основными из которых являются характеристика направленности и индекс направленности.

Характеристика, или диаграмма направленности – это чувствительность микрофона в зависимости от угла Θ между рабочей осью микрофона

и направлением на источник звука. Ее определяют или на ряде частот, или в пределах полосы частот. Обычно используют нормированную характеристи-ку направленности R(Θ), то есть зависимость отношения чувствительности

ΘE измеренной под углом Θ, к осевой OCE (максимальной) чувствительно-сти.

OCE/E)(RΘ=Θ (2.1)

Большинство микрофонов имеет осевую симметрию, поэтому характе-ристика направленности для них одинакова во всех плоскостях, проходящих через ось микрофона. Графическое представление характеристик направлен-ности часто дают в полярных координатах (см. рис. 39).

Индекс направленности показывает выраженную в децибелах разницу уровней мощности сигналов на выходе микрофона от двух источников звука: одного (например, голоса человека), расположенного на оси, и другого – ис-точника рассеянных звуковых волн (например, шума автотрассы), если оба создают в точке расположения микрофона одинаковое акустическое давле-ние. Иными словами, индекс направленности показывает величину подавле-ния (дискриминации) шума, приходящего с бокового направления, по отно-шению к сигналу, приходящему с направления, совпадающего с осью микро-фона. Ненаправленный микрофон не подавляет шума, поэтому его индекс на-правленности равен нулю (Qнм = 0 дБ).

Коэффициент направленного действия показывает выраженную в де-цибелах степень увеличения уровня сигнала на выходе микрофона при замене

Комбинированные микрофоны являются простейшим видом направ-ленных микрофонов, так как представляют из себя систему, состоящую из двух типов акустических приемников-микрофонов. Обычно это приемники давления и градиента давления, реагирующие соответственно на величину и изменение величины акустического сигнала.

Простейшая комбинация этих приемников, наиболее часто применяе-мая на практике, состоит из одного микрофона-приемника давления и одного микрофона-приемника градиента давления, располагаемых как можно ближе друг к другу (обычно один над другим) и так, чтобы их оси были параллель-ны. Изменяя параметры микрофонов, можно получать различные характери-стики направленности и соответственно индексы направленности (рис. 40) всей системы.

Виды характеристик направленности: 1 – окружность для приёмника давления; 2 – кардиоида для комбинированного приёмника с одинаковой чув-ствительностью приемников давления и градиента давления; 3 – супер-кардиоида; 4 – гиперкардиоида; 5 – косинусоида (восьмерка) для одного при-емника градиента давления. Наибольший индекс достигается для 4-го случая, когда диаграмма имеет вид гиперкардиоиды (Qгк = 6 дБ). К групповым акустическим приемникам относятся линейные группы, трубчатые микрофоны и фазированные решетки. Линейная группа приемников

Линейная группа приемников (микрофонов) – это несколько микрофо-нов, обычно располагаемых в ряд по прямой горизонтальной линии так, что-бы их оси были параллельны друг другу (рис. 41), иногда микрофоны распо-лагают по небольшой дуге. Электрические выходы акустических приемников последовательно соединяют в специальном смесителе.

studfiles.net

AUDIO-MASTER

 

21

В наше время микрофоны можно встретить практически в каждом доме: караоке, синтезатор, музыкальная приставка и многие другие устройства без микрофона попросту неполноценны. Однако микрофон микрофону рознь, поэтому в данной статье мы рассмотрим основные характеристики этих приборов, а также перечислим их основных производителей.

 

Виды, типы, особенности микрофонов

Прежде всего необходимо описать основные отличия микрофонов, исходя из их внутреннего устройства. Сейчас в продаже представлены три основных типа - динамические, конденсаторные и электретные микрофоны.

25Динамические микрофоны (или же микрофоны с подвижной катушкой) - наиболее популярный и распространённый на сегодня тип устройств. Внутри такого микрофона имеется круглая мембрана, которая соединена с катушкой тонкого провода, находящейся между двумя размещенными друг в друге цилиндрическими магнитами. Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами возникает напряжение с амплитудой, пропорциональной перемещению мембраны. То есть попадающий в микрофон звук преобразуется в электрическую энергию, которая впоследствии может быть усилена, обработана и передана для воспроизведения.

Динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы, надежны, могут работать в областях высокого звукового давления (в условиях живых выступлений и в студиях).

24Конденсаторные микрофоны - более совершенный по сравнению с динамическими тип устройств. Принцип их действия основан на изменении электрической емкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (более тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости. Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение.

Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания. Они используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука, при этом низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, поэтому основное их использование - студии.

33Еще один тип микрофонов - электретные. По принципу действия они аналогичны конденсаторным, однако для работы им не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения, которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.

По сравнению с конденсаторными мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже.

При выборе конкретной модели микрофона, кроме его типа, стоит обратить внимание еще на два пункта - частотный диапазон и направленность устройства.

Частотный диапазон - это способность микрофона наиболее качественно и полно воспроизводить определенную часть звукового спектра. По этой характеристике микрофоны делятся на вокальные, инструментальные и студийные.

Вокальные микрофоны предназначены для максимально точной передачи оттенков человеческого голоса на сцене. При выборе такого микрофона нужно учитывать индивидуальные особенности голоса, требуемый диапазон частот, чувствительность и принцип работы.

29

 

Инструментальные микрофоны предназначены для наиболее точной передачи звучания инструментов. Принципиальная особенность инструментального микрофона состоит в том, что музыкальные инструменты отличаются большим диапазоном частот и динамических характеристик по сравнению с голосом человека, поэтому требуется повышенная чувствительность устройства.

23

 

Студийные микрофоны используются для максимально реалистичной передачи звучания музыкального инструмента или вокала. При их выборе следует придерживаться ряда определенных для конкретной студии параметров, наиболее значимые из которых – правильный подбор нужных частот и максимально полная шумоизоляция.

26

 

Что касается направленности микрофонов, то это способность «снимать» звук с определенных направлений по отношению к расположению самого устройства. Наиболее популярные виды направленности микрофонов - кардиоидная, суперкардиоидная, гиперкардиоидная и «восьмёрка».

Самая распространённая и бюджетная - кардиоидная направленность. Конструктивно микрофоны с такой направленностью являются наиболее простыми из всех перечисленных. Микрофон с кардиоидной направленностью предназначен для записи звука, идущего спереди, и совсем не чувствителен к тому, что происходит сбоку и позади него.

Вторые по популярности - гипер- и суперкардиоидные микрофоны. Эти направленности схожи тем, что оба микрофона не чувствительны к сигналу, идущему сбоку, но воспринимают сигнал, идущий спереди и сзади. Суперкардиоида наиболее широко захватывает переднюю часть, гиперкардиоида обладает наиболее узкой зоной чувствительности спереди, но гораздо лучше воспринимает звук, идущий сзади.

Микрофоны типа «восьмёрка» двунаправленны и одинаково хорошо воспринимают звук, идущий с передней и задней сторон, а «нулевая зона» (область нечувствительности) у них расположена по бокам.

34

Схематическое обозначение направленности микрофонов

С точки зрения крепления микрофоны делятся на ручные (наиболее распространенный вид), подвесные (используются в основном в студиях), петличные (навешиваются на одежду), головные, накамерные и поверхностные.

 

Производители микрофонов

Что касается выбора производителей микрофонов, то следует отметить, что микрофоны представлены как в линейке бытовой электронной техники, так и в специализированном сегменте профессиональной электроники. Среди компаний - производителей бытовых микрофонов , бренды производители бытовой электроники бюджетного класса, так и остальные не бюджетные. Однако более пристальное внимание обращают на себя компании, которые специализируются на производстве аудиопродукции. Перечислим некоторые из них.

28Австрийская компания AKG основана в 1947 году в Вене. Аббревиатура AKG является сокращением от немецкого «Akustische und Kino-Geraete», что означает «Акустическое и кинооборудование». Сначала полное имя компании выглядело как Akustische und Kino-Geraete Gesellschaft m.b.H., а с 1997 года официальное название стало короче - AKG Acoustics GmbH. В настоящее время AKG входит в концерн Harman International. Компания AKG Acoustics выделяет огромные средства на научно-исследовательскую работу и известна как самый инновационный в мире производитель наушников, микрофонов и беспроводных систем. Со времени своего основания компания получила более 1500 патентов - больше, чем все вместе взятые конкуренты. Сегодня в научно-исследовательском отделе AKG работают более 60 инженеров, имеющих самое современное оборудование для разработки и тестирования новой продукции.

27Ritmix-корейский бренд электронной техники. Компания Ritmix была создана в начале 2000-х группой молодых корейских инженеров, и за небольшой промежуток времени её торговая марка стала популярной и хорошо продаваемой. Компания начинала с mp3-плееров в 2001 году, ко второму же десятилетию XXI века бренд Ritmix расширил свою сферу интересов до практически всего спектра цифровой электроники: от наушников и диктофонов до GPS-навигаторов и электронных книг.

32Sennheiser electronic - это международная организация, базирующаяся в Веннебостеле (Ведемарк), недалеко от города Ганновера в Германии. В 2008 году оборот компании, являющейся семейным бизнесом, составил около 385 млн евро. Из них более 82 процентов были заработаны за пределами Германии. Предлагаемая компанией продукция включает следующие линии: наушники, микрофоны, беспроводные микрофоны и мониторные системы, конференцные и информационные системы, а также продукция для авиации и аудиологии. Лидирующий мировой производитель студийных микрофонов, Georg Neumann, является частью Sennheiser Group.

22Компания с 1992 года объединяет под своей маркой множество различных товаров, в том числе мыши и клавиатуры, акустические системы и наушники, чистящие средства и расходные материалы, сетевые фильтры и стабилизаторы, гарнитуры, веб-камеры, игровые манипуляторы и кабельную продукцию. Товары Defender изготавливаются на заводах в Западной Европе и в Восточной Азии. Все производственные компании сертифицированы согласно международным стандартам качества. Defender имеет крупнейшую дилерскую сеть, весь ассортимент продукции представлен во всех регионах Российской Федерации и в большинстве стран ближнего зарубежья.

30Фирма , основателем которой был Сидни Шур, начала свое существование в 1925 году как маленькое, но быстро развивающееся предприятие, занимавшееся продажей радиодеталей. В нынешнее время авторству Shure принадлежит широкий ассортимент аудиопродукции для сцены, студий и персональных пользователей. Это микрофоны, беспроводные микрофонные и инструментальные радиосистемы, цифровые сигнал-процессоры и подавители обратной связи, персональные мониторные системы и проводные наушники, картриджи и иглы для бытовых и профессиональных проигрывателей виниловых дисков, портативные микшеры и портативная аудиоэлектроника.

31Немецкая компания основана 1 апреля 1923 года. На данный момент только в головном офисе предприятия в Германии, городе Манхейм, работают 858 человек. НАМА имеет представительства в 43 странах мира. Компания специализируется на выпуске всевозможных аксессуаров, предназначенных как для компьютеров и бытовой техники, так и для фото-, аудио- и видеотехники. Большую часть ассортимента составляют различные мелкие, но очень полезные вещи, без которых часто бывает трудно обойтись. Классическим примером продукции НАМА являются различные кабели, в том числе и для звукозаписи.

acustik-master.ucoz.ru

Микрофон. Виды. принцип действия - Акустроэлектроника и акустооптика

Микрофо́н (от греч. μικρός — маленький, φωνη — голос) — электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звуко- и видеозаписи, нарадио и телевидении, для радиосвязи, а также для ультразвукового контроля и измерения.

 

Содержание

   

  • 1 История
  • 2 Устройство микрофона
  • 3 Классификация микрофонов
    • 3.1 Типы микрофонов по принципу действия
    • 3.2 Функциональные виды микрофонов
  • 4 Характеристики микрофонов
    • 4.1 Чувствительность
    • 4.2 Частотная характеристика чувствительности
    • 4.3 Акустическая характеристика
    • 4.4 Характеристика направленности
      • 4.4.1 Ненаправленные микрофоны
      • 4.4.2 Микрофоны двустороннего направления
      • 4.4.3 Микрофоны одностороннего направления
    • 4.5 Уровень шумов
  • 5 Защита для микрофонов
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Источники

 

История

Вначале наибольшее распространение получил угольный микрофон Эдисона, об изобретении которого также независимо заявляли Генрих Махальский в 1878 году иПавел Голубицкий в 1883 году. Угольный микрофон до сих пор используется в аппаратах аналоговой телефонии. Действие его основывается на изменении сопротивления между зёрнами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.

Конденсаторный микрофон был изобретён инженером Bell Labs Эдуардом Венте (Edward Christopher Wente) в 1916 году. В нём звук воздействует на тонкую металлическую мембрану, изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Тем самым образуемый мембраной и корпусом конденсатор меняет ёмкость. Если подвести к пластинам постоянное напряжение, изменение ёмкости вызовет ток через конденсатор, тем самым образуя электрический сигнал во внешней цепи.

Более массовыми стали динамические микрофоны, отличающиеся от угольных гораздо лучшей линейностью характеристик и хорошими частотными свойствами, а от конденсаторных — более приемлемыми электрическими свойствами. Первым динамическим микрофоном стал изобретённый в 1924 году немецкими учёными Эрлахом (Gerwin Erlach) и Шоттки электродинамический микрофон ленточного типа. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (около 2 мкм) алюминиевой фольги. Такие микрофоны до сих пор применяются в студийной звукозаписи благодаря чрезвычайно широким частотным характеристикам, однако их чувствительность невелика, выходное сопротивление очень мало (доли ома), что значительно осложняет проектирование усилителей. Кроме того, достаточная чувствительность достижима только при значительной площади ленточки (а значит, и размерах магнита), в результате такие микрофоны имеют бо́льшие размеры и массу по сравнению со всеми остальными типами.

Пьезоэлектрический микрофон, сконструированный советскими учёными С. Н. Ржевкиным и А. И. Яковлевым в 1925 году, имеет в качестве датчика звукового давления пластинку из вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами. Работа в качестве датчика давления позволила создать первые гидрофоны и записать сверхнизкочастотные звуки, характерные для морских обитателей.

В 1931 году американские инженеры Венте и Тёрэс (Albert L. Thuras) изобрели динамический микрофон с катушкой, приклеенной к тонкой мембране из полистирола или фольги. В отличие от ленточного, он имел существенно более высокое выходное сопротивление (десятки ом и сотни килоом), мог быть изготовлен в меньших размерах и является обратимым. Совершенствование характеристик именно этих микрофонов, в сочетании с совершенствованием звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, позволило развиться индустрии звукозаписи не только в студийных условиях. Создание малых по размеру (даже несмотря на массу постоянного магнита, необходимого для работы микрофона), а также чрезвычайно чувствительных и узконаправленных динамических микрофонов в заметной степени изменило представление о приватности и породило ряд изменений в законодательстве (в частности, о применении подслушивающих устройств).

Тогда же разработанные электромагнитные микрофоны, в отличие от электродинамических, имеют закреплённый на мембране постоянный магнит и неподвижную катушку. Благодаря отсутствию жёстких требований к массе катушки (характерном для динамических микрофонов) такие микрофоны делались высокоомными, а также порой имели многоотводные катушки, что делало их более универсальными. Такие микрофоны, наряду с пьезоэлектрическими, позволили создать эффективные слуховые аппараты, а также ларингофоны.

Электретный микрофон, изобретённый японским учёным Ёгути в начале 1920-х годов, по принципу действия и конструкции близок к конденсаторному, однако в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения выступает пластина из электрета. Долгое время такие микрофоны были относительно дороги, а их очень высокое выходное сопротивление (как и конденсаторных, единицы мегаом и выше) заставляло применять исключительно ламповые схемы. Создание полевых транзисторов привело к появлению чрезвычайно эффективных, миниатюрных и лёгких электретных микрофонов, совмещённых с собранным в том же корпусе предусилителем на полевом транзисторе.

Устройство микрофона

 

Принцип действия микрофона с подвижной катушкой

 

Конденсаторный микрофон Октава МК-319 внутри

Принцип работы микрофона заключается в том, что давление звуковых колебаний воздуха, воды или твёрдого вещества действует на тонкую мембрану микрофона. В свою очередь, колебания мембраны возбуждают электрические колебания; в зависимости от типа микрофона для этого используются явление электромагнитной индукции, изменение ёмкости конденсаторов илипьезоэлектрический эффект.

Свойства акустико-механической системы сильно зависят от того, воздействует ли звуковое давление на одну сторону диафрагмы (микрофон давления) или на обе стороны, а во втором случае от того, симметрично ли это воздействие (микрофон градиента давления) или на одну из сторон диафрагмы действуют колебания, непосредственно возбуждающие её, а на вторую — прошедшие через какое-либо механическое или акустическое сопротивление или систему задержки времени (асимметричный микрофон градиента давления).

Большое влияние на характеристики микрофона оказывает его механоэлектрическая часть.

Классификация микрофонов

 

Конденсаторный микрофонОктава МК-319

 

Динамический микрофонSennheiser

Типы микрофонов по принципу действия

  • Динамический микрофон
    • Катушечный
    • Ленточный микрофон
  • Конденсаторный микрофон
    • Электретный микрофон
  • Угольный микрофон
  • Пьезомикрофон
  • Оптоакустический микрофон (несущей является свет)

Сравнительные характеристики основных типов микрофонов (устаревшие данные из «БСЭ» 1967 год):

Тип микрофонаДиапазон воспринимаемых частот, ГцНеравномерность частотной характеристики, дБОсевая чувствительность на частоте 1 000 Гц, мВ/Па
Угольный 300—3 400 20 1 000
Электродинамический катушечного типа 100—10 000 (1 класса)

30—15 000 (высшего класса)

12 0,5

~1,0

Электродинамический ленточного типа 50—10 000 (1 класса)

70—15 000 (высшего класса)

10 1

1,5

Конденсаторный 30—15 000 5 5
Пьезоэлектрический 100—5 000 15 50
Электромагнитный 300—5 000 20 5

Функциональные виды микрофонов

  • Студийный микрофон
  • Сценический микрофон
  • Измерительный микрофон («искусственное ухо»)
  • Микрофонный капсюль для телефонных аппаратов
  • Микрофон для применения в радиогарнитурах
  • Микрофон для скрытого ношения
  • Ларингофон
  • Гидрофон

Характеристики микрофонов

 

Схематическое обозначение микрофона

Микрофоны любого типа оцениваются следующими характеристиками:

  1. чувствительность
  2. амплитудно-частотная характеристика
  3. акустическая характеристика микрофона
  4. характеристика направленности
  5. уровень собственных шумов микрофона

Чувствительность

Чувствительность микрофона определяется отношением напряжения на выходе микрофона к звуковому давлению Р0, как правило, в свободном звуковом поле[1], то есть при отсутствии влияния отражающих поверхностей[2]. При распространении синусоидальной звуковой волны в направлении рабочей оси микрофона, это направление называется осевой чувствительностью:

M0 = U/P0 (мВ/Па).

Рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона. Если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях. Чувствительность современных микрофонов составляет от 1–2 (динамические микрофоны) до 10–15 (конденсаторные микрофоны) мВ/Па. Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона.

Таким образом, микрофон с чувствительностью −75 дБ менее чувствителен, чем −54 дБ, а с обозначением 2 мВ/Па менее чувствителен, чем 20 мВ/Па. Для ориентировки : −54 дБ это то же, что и 2,0 мВ/Па. Также надо учесть, что если у микрофона меньше чувствительность, это вовсе не означает, что он хуже.

Частотная характеристика чувствительности

 

ЧХЧ микрофонов Октава МК-319 и Shure SM58

Частотная характеристика чувствительности (ЧХЧ) — это зависимость осевой чувствительности микрофона от частоты звуковых колебаний в свободном поле. Неравномерность ЧХЧ, как правило, измеряют в децибелах как двадцать логарифмов (по основанию 10) отношения чувствительности микрофона на определённой частоте к чувствительности на опорной частоте (в основном 1 кГц).

Акустическая характеристика

Влияние звукового поля микрофона оценивается акустической характеристикой, которая определяется отношением силы, действующей на диафрагму микрофона, и звуковым давлением в свободном звуковом поле: A = F/P, а потому, что чувствительность микрофона M = U/P можно представить как U/P = U/F • F/P и выразить через А. Тогда получим: M = A • U / F. Отношение напряжения на выходе микрофона к силе, действующей на диафрагму U/F, характеризует микрофон как электромеханический преобразователь. Акустическая характеристика определяет характеристику направленности микрофона. По виду акустической характеристики, а следовательно и характеристики направленности, отличают три типа микрофонов, как приёмников звука: приёмники давления; градиента давления; комбинированные.

Характеристика направленности

Направленность микрофонов. Представление в полярных координатах
приемники давления
Ненаправленный
приемники градиента давления
Двунаправленный«Восьмерка»
комбинированные
Кардиоид
Гиперкардиоид

Характеристикой направленности называют зависимость чувствительности микрофона от направления падения звуковой волны по отношению к оси микрофона. Она определяется отношением чувствительности Мα при падении звуковой волны под углом α относительно акустической оси микрофона к его осевой чувствительности:

φ = Mα/M0

Направленность микрофона означает его возможное расположение относительно источников звука. Если чувствительность не зависит от угла падения звуковой волны, то есть φ = 1, то микрофон называют ненаправленным, и источники звука могут располагаться вокруг него. А если чувствительность зависит от угла, то источники звука должны располагаться в пространственном угле, в пределах которого чувствительность микрофона мало отличается от осевой чувствительности.

Ненаправленные микрофоны

В ненаправленных микрофонах — приёмниках давления, сила, действующая на диафрагму, определяется звуковым давлением у поверхности диафрагмы. Звуковое поле может действовать только на одну сторону диафрагмы. Вторая сторона конструктивно защищена. Если размеры микрофона малы по сравнению с длиной звуковой волны, то микрофон не изменяет звукового поля. Если размеры соизмеримы с длиной волны, тогда за счёт дифракции звуковых волн микрофон приобретает направленность. На частотах от 5000 Гц и ниже такие микрофоны являются ненаправленными. Преимуществом ненаправленных микрофонов является простота конструкции, расчёта капсюля и стабильности характеристик с течением времени. Ненаправленные капсюли часто используют в составе измерительных микрофонов, в быту могут быть использованы для записи разговора людей, сидящих за круглым столом.

Микрофоны двустороннего направления

В микрофонах — приёмниках градиента давления сила, действующая на движущуюся систему микрофона, определяется разностью звуковых давлений на двух сторонах диафрагмы. То есть, звуковое поле действует на две стороны диафрагмы. Характеристика направленности имеет вид восьмёрки.

Двусторонние микрофоны удобны, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга.

Микрофоны одностороннего направления

Односторонняя направленность достигается в микрофонах комбинированного типа. Их диаграммы направленности близки по форме к кардиоиде, поэтому нередко их называют кардиоидными. Модификации микрофонов, имеющих ещё меньшую направленность, чем кардиоидные, называют суперкардиоидными и гиперкардиоидными, однако эти разновидности, в отличие от кардиоидного микрофона, также чувствительны к сигналам с противоположной стороны.

Эти микрофоны имеют определённые преимущества в эксплуатации: источник звука располагается с одной стороны микрофона в пределах достаточно широкого пространственного угла, а звуки, распространяющиеся за его пределами, микрофон не воспринимает.

Уровень шумов

Уровень собственных шумов микрофона Nш определяется отношением эффективного напряжения на выходе микрофона при отсутствии звукового поля Uш к напряжению U1 при наличии звукового поля с эффективным давлением в 0,1 Н/м²:

Nш = 20 lg Uш/U1, дБ.

Напряжение Uш обусловлено главным образом тепловыми шумами в компонентах электрической схемы микрофона.

Защита для микрофонов

Для микрофонов существуют различные типы защиты: накладки из полиуретана, поп-фильтры и звукозаглушающие боксы.

  • Микрофон со снятой защитой.

  •  
  •  
  • «Дохлая кошка» и «дохлый котёнок». Дохлая кошка закрывает стерео-микрофон для DSLR-камеры. Названия отличаются из-за разных размеров.

См. также

В Викисловаре есть статья«микрофон»
  • Стереозапись
  • Микрофонная решётка
  • Производители микрофонов

Примечания

  1. ↑ «Под номинальной чувствительностью подразумевается чувствительность по свободному звуковому полю, устанавливаемая техническими условиями».ГОСТ Р 53566-2009 Микрофоны. Общие технические условия. (рус.). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (1 декабря 2010). — (действующий стандарт). Проверено 24 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
  2. ↑ «Свободное поле: область звукового поля, в котором влияние отражающих поверхностей пренебрежимо мало».ГОСТ Р 53576-2009 Микрофоны. Методы измерения электроакустических параметров. (рус.). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (1 декабря 2010). — (действующий стандарт). Проверено 24 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.

Литература

intellect.ml

Как выбрать микрофон?

На рынке представлен широкий выбор микрофонов по различным ценам. Как разобраться в этом многообразии, какой микрофон выбрать?  О том, на что стоит обращать внимание при выборе микрофона, и в целом о том, как выбрать микрофон и пойдет речь в данной статье.

Микрофон – это электроакустический прибор, основными функциями которого является звукозапись и звукоусиление. Современный мир кино и музыки, невозможно представить без микрофона. Да и каждый из нас ежедневно пользуется данным устройством, как минимум в телефоне.

Очень важно четко понимать, что микрофоны обладают определенными техническими характеристиками, которые будут различаться в зависимости от области применения устройства. Итак, для начала стоит определиться, для чего Вам нужен микрофон. А здесь вариантов много, как для живых выступлений, так и для записи звуков в различных условиях, а возможно, Вам нужен микрофон для компьютера, чтобы можно было общаться с друзьями посредством интернета. И естественно, что в последнем случае, не нужно тратиться на дорогой микрофон, Вашу потребность удовлетворит и самый простейший микрофон с USB разъемом.

Виды микрофонов

Существуют два наиболее востребованных вида микрофона: конденсаторный и динамический. Остановимся подробней на использовании каждого вида и их устройстве.

Динамический микрофон

Плюсом данного вида микрофона является то, что ему не нужен внешний источник питания, кроме того его устройство достаточно простое. Принцип работы основан на колебаниях мембраны, которые передаются токопроводу, проходящему через магнитное поле. 

Данный вид микрофона широко используется для живых выступлений, концертов, хотя в звукозаписывающих студиях их тоже используют. Кроме того, существуют модели динамических микрофонов специально разработанных для различных инструментов (например, для разнообразных барабанов).

Конденсаторный микрофон

Его действие основано на изменении емкости конденсата, который располагается между обкладками, на которые и воздействует

elhow.ru