Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Студийный микрофон. Выбор микрофона для студийной записи вокала! Какой лучше?

Студийные микрофоны. Выбор и особенности использования. Студийный микрофон


Все о студийных микрофонах: виды и особенности выбора

Что такое «студийный» микрофон? Все очень просто. Это микрофон, который используется в студии. Он может быть динамическим, конденсаторным и любым другим. Если он решает поставленную задачу и делает это хорошо, то какая разница, какой это микрофон?

Конечно же, на студиях чаще всего применяют конденсаторные микрофоны. Это связано с их характеристиками, о которых вы узнаете чуть позже. Динамические используют в основном для записи инструментов, а также иногда экстрим-вокала.

Сегодня мы расскажем о том, какие микрофоны бывают, для чего применяются, а также на что нужно обратить внимание при выборе.

00_microfonostapa_14496.jpg

Виды микрофонов

В первую очередь микрофоны принято разделять по типу преобразователя на динамические и конденсаторные.

• Динамические – микрофоны с мембраной, на которой жестко закреплена катушка, двигающаяся в неподвижном магните. На катушке наводится ЭДС, позволяя нам регистрировать звуковые волны.

• Конденсаторные – микрофоны, состоящие из двух пластин, расположенных по типу конденсатора. Одна из пластин подвижна, что дает нам изменение емкости при воздействии звуковых волн.

Ленточные микрофоны, применяемые в студиях, являются разновидностью динамического. Угольные и электретные микрофоны мы рассматривать не будем, хотя область их применения широка. Например, угольные микрофоны иногда используют во время записи игры на губной гармошке.

Дополнительные параметры

Диаграмма направленности

Следующим параметром, который мы рассмотрим, будет диаграмма направленности микрофона. Она показывает нам, с какой стороны микрофон наиболее чувствителен, а его АЧХ – наиболее ровная. По типу направленности микрофоны бывают направленные и ненаправленные (всенаправленные). В студийных микрофонах наиболее часто используются три диаграммы направленности:

• кардиоида, • круг, • восьмерка.

Без-имени-1.jpg

• Кардиоида – обозначается перевернутым сердечком. Показывает, что микрофон будет хорошо улавливать звук, пришедший прямо в мембрану. Тыльная же сторона микрофона «почти» ничего не слышит.

• Круг – обозначается кружочком, такие микрофоны являются «ненаправленными», принимают звук с любой стороны.

• Восьмерка – обозначается значком «перевернутой восьмерки», значком «бесконечности». Этот значок показывает нам, что микрофон хорошо ловит звук с передней и задней стороны капсюля, но при этом почти ничего не ловит по бокам.

Применяя микрофоны с разной диаграммой направленности, либо переключая её на самом микрофоне, можно добиться совершенно разного звучания. Например, кардиоидный микрофон хорошо подойдёт для записи голоса исполнителя, круг подчеркнёт объём «комнаты», восьмёрка позволит записать пару бэк-вокалистов в один микрофон.

Схема предусилителя

Одним из немаловажных параметров микрофона является схема предусилителя, на которой он собран. Это могут быть ламповые, трансформаторные, бестрансформаторные, транзисторные, гибридные технологии. Выбор будет основываться исключительно на ваших предпочтениях. Считается, что ламповые микрофоны дают более мягкое, тёплое, «ламповое» звучание, в то время как полупроводниковые предусилители более прозрачны.

Максимальное звуковое давление (SPL)

Этот параметр покажет, какое давление выдержит диафрагма (чувствительный элемент) микрофона до искажения звучания. На текущий момент, практически на всех микрофонах этот параметр установлен равным (или выше) болевому порогу человека. Однако не стоит думать, что микрофон выйдет из строя, когда вашим ушам станет больно. Например, звук с бас-барабана пишут с довольно близкого расстояния, давление там очень большое. Вы же слушаете его совершенно с другого расстояния, да ещё и не по оси. В связи с этим конденсаторные микрофоны для записи бас-барабана практически не применяются.

Частотная характеристика

Она показывает нам, какие частоты микрофон в целом способен уловить. Чем шире частотная характеристика, тем более полнодиапазонно будет звучать записываемый звук. У большинства конденсаторных микрофонов этот параметр будет в области слышимости для человека, то есть от 20 Hz до 20 kHz. У динамических этот параметр скромнее, обычно от 50Hz до 16 kHz.

Такие параметры, как чувствительность, эквивалентный уровень шума, соотношение сигнал/шум и другие, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве современных микрофонов эти параметры очень хороши, а для домашней записи даже избыточны.

Переключатели

Также на микрофонах вы можете увидеть один или несколько переключателей. Чаще всего это обрезной фильтр нижних частот (HPF), а также переключатель PAD, который является аттенюатором и понижает уровень на 10 либо 20 dB.

Без-имени-1.jpgБез-имени-1.jpg

Какой микрофон подойдет для меня

А теперь рассмотрим, какой микрофон будет предпочтительнее в зависимости от ситуации.

Запись вокала

В этом случае больше всего подойдут широкомембранные микрофоны кардиоидной направленности. Возможность подрезать лишний низ (HPF) будет приятным дополнением. Микрофоны с большой диафрагмой лучше передают нюансы звучания, а кардиоидная направленность позволит сократить площадь звукового охвата, уменьшив тем самым проникновение посторонних шумов. Примером может служить микрофон Rode NT1/2, sE X1, sE 2200 и вплоть до Neumann U87 и другие.

При необходимости записи агрессивного вокала, гроула, скрима хорошие результаты можно получить, применяя динамические микрофоны. Отлично себя зарекомендовали такие модели, как Shure SM-7B, Beta-58. Также для более харАктерного звучания можно порекомендовать использование красящих ламповых микрофонов и/или предусилителей.

Предусилители

Здесь немного подробнее остановимся на предусилителях. Практически любому студийному микрофону нужен предусилитель. Чаще всего в этой роли выступают встроенные предусилители звуковой карты. Многие производители, такие как RME, Steinberg, Digidesign, UA, устанавливают на своих звуковых картах очень качественные предусилители, позволяющие получить чистое и прозрачное звучание. Для большинства задач этих предусилителей более чем достаточно.

Без-имени-1.jpg

Однако в некоторых ситуациях хочется придать голосу особый «окрас», добавить «песочка», подчеркнуть плотность. В таких случаях необходимо выбирать внешние предусилители. Можно начать с гибридных моделей от производителя ART. Они добавят «художественной грязи». При наличии соответствующего бюджета рекомендуем обратить внимание на UA610, API 512, Warm Audio WA12.

Запись инструментов

Отметим, «инструментальные микрофоны» названы так довольно условно, чаще всего это просто малогабаритные устройства, которые удобно располагать близко к инструменту без особых помех для исполнителя. В большинстве случаев инструменты записывают теми же микрофонами, что и вокал.

Хорошим вариантом при записи инструментов будет использование двух микрофонов, например, подобранной стереопары, AB, MS, XY. Однако при должном умении записать инструмент можно и совершенно разными микрофонами, один из которых должен быть большемембранным.

Без-имени-2.jpg

Особняком стоит запись ударных инструментов, для них как раз необходимо использование специализированных микрофонов. Чаще всего это динамические, выдерживающие большое звуковое давление, модели. Например, AKG D112, Shure Beta 56A, Sennheiser E902/E904/E906. Они имеют специализированные крепления – для удобства установки именно на ударной установке.

Без-имени-1.jpg

Особенности записи в домашних условиях: ответы на вопросы клиентов

Рассмотрим некоторые особенности применения микрофонов при записи в домашних условиях. И ответим на некоторые вопросы, которые клиенты задают нашим менеджерам.

Какой микрофон убирает шум?

Никакой! Если вы используете малюсенький компьютерный микрофончик и отчетливо слышите, что он шумит на записи, не нужно думать, что дорогой микрофон станет «убирать» шум. У любого микрофона есть так называемый собственный шум. Он постоянный. От него не избавиться. И тут более дорогой микрофон, конечно же, покажет себя лучше. Но если у вас шумно в комнате, свистит кулер системного блока, кричит ребёнок, более дорогой микрофон только ещё отчетливее запишет эти звуки. В этом случае вам поможет фильтр отражений, например, sE reflection filterPRO, а также «звукоизоляция» комнаты, в которой происходит запись. Об этом мы писали в предыдущих статьях.

POP-фильтр убирает шум комнаты?

Нет! Это устройство предназначено для борьбы с «взрывными» согласными, «б», «п». POP-фильтр ослабляет поток воздуха, летящий в микрофон при произнесении этих согласных. Никаких шумов он не убирает.

Дорогой микрофон лучше дешевого?

Конечно, лучше! Только, в чем? И для кого? Конечно же, характеристики «дорогого» микрофона заведомо лучше. Но всегда нужно руководствоваться одним принципом: необходимо и достаточно! Если вы пишете звук на кухне, покупать микрофон за 2–5 тысячи евро нет никакого смысла, если вы YouTube-блогер, серьезный «вокальный» микрофон вам также не нужен. Однако заметим, что при записи вокала и инструментов «дорогой» фирменный микрофон даст лучший результат по «посадке» записанного звука в общий микс, а также такие микрофоны гораздо лучше ведут себя при коррекции записи на этапе сведения.

Если я куплю дорогой микрофон, я стану лучше петь?

Ну только если стоимость микрофона вас ооочень мотивирует! В остальном, нужно понимать, что микрофон просто записывает сигнал, градиент давления, который приходит на мембрану. И совершенно не важно, сколько он при этом стоит.

Нужно отметить, что, например, с помощью некоторых микрофонов можно немного скорректировать общий характер, общую тембральную окраску звучания, но НЕ исправить вокал. Такие микрофоны, как AKG C3000, Neumann M149, имеют довольно агрессивное звучание. И если ваша вокалистка «еле мяукает», можно придать чуть больше выразительности ее «нежному» вокалу.

Если я всю комнату изолирую поролоном, звучать будет лучше?

И снова нет! Таким методом вы просто переглушите комнату, звучание станет «сухим и безжизненным». О том, как правильно «подглушить» комнату, можно прочитать на нашем сайте.

Вместо заключения

В качестве пожелания: чем точнее вы опишете консультанту в магазине вашу задачу, тем быстрее он сможет подобрать оборудование именно для вашего случая. Вряд ли кто-то будет предлагать вам сложное дорогое оборудование, в котором вы явно не разберётесь. Слишком велика вероятность возврата.

Успехов в работе.

Берегите себя.

Автор текста Альберт Сафронов, Поп-Мьюзик

pop-music.ru

Как выбрать студийный микрофон

Техника 
  • Аренда
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Рекордеры/плееры
      • Микшерные пульты
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Операторское оборудование
      • Объективы
      • Все видео
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Гелиосферы
      • Все осветительное оборудование
    • Фотоаппараты
    • Проекционное оборудование
      • Проекторы
      • Экраны
      • Светодиодные экраны
      • Все проекционное оборудование
    • IT оборудование
      • Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
      • Все it оборудование
    • Системы служебной связи
    • Генераторы
    • Автомобили для съемок
    • Генераторы эффектов
    • Камеры 360 градусов
  • Продажа
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Микшерные пульты
      • Рекордеры/плееры
      • Наушники
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Объективы
      • Видеомониторы и системы отображения
      • Операторское оборудование
      • Все видео
    • IT оборудование
      • Эфирное вещание
      • Системы хранения данных
      • Системы графического оформления эфира
      • Платы ввода-вывода
      • Все it оборудование
    • Измерительное оборудование
      • Blackmagic
      • Data Video
      • Прочее
      • Все измерительное оборудование
    • Системы служебной связи
      • Цифровые матричные системы
      • Беспроводные системы служебной связи
      • Микрофоны, головные гарнитуры и наушники
      • Все системы служебной связи
    • Видеомонтаж
      • Программное обеспечение
      • Платы ввода-вывода
      • Все видеомонтаж
    • Фото
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Комплекты светильников
      • Блоки питания и кабели
      • Все осветительное оборудование
    • Радиовещание
      • Системы автоматизации эфира
      • Все радиовещание
    • Профессиональный грим
    • Профессиональные носители
      • Карты P2
      • Устройства хранения данных HDD/SSD
      • Все профессиональные носители
    • Кабели, разъемы
      • Кабели
      • Разъемы
      • Инструменты
      • Все кабели, разъемы
  • Локации
    • Павильоны
      • Фотопавильоны
      • Кинопавильоны
      • Все павильоны
    • Аппаратные нелинейного монтажа

tvkinoradio.ru

Микрофоны: динамический и конденсаторный микрофон

Микрофон — это один из важных компонентов в домашней студии звукозаписи. Я считаю, что разъяснять неопытному новичку о том, что такое микрофон я в этом посте даже не буду. Однако рассказать о том, какие виды микрофонов существуют и, как правильно выбрать микрофон для записи я думаю, следует обязательно рассказать. Вот об этом достаточно подробно и поговорим.

Очень многие люди неосознанно относятся к выбору студийных микрофонов. Вследствие этого у этих людей начинаются всякие проблемы с записью музыки. Появляются всякие шумы, искажения и тому подобное. Также возникают и другие проблемы.

Например, неудобство при использовании или различные механические повреждения. Вследствие этого, человек начинает искать и тратить дополнительные деньги на покупку нового студийного оборудования. Вот чтобы такого не было, внимательно отнеситесь к правильному выбору микрофона и специальных аксессуаров для него. Здесь имеется очень много нюансов, о которых мы поговорим ниже.

Виды микрофонов по принципу работы

Начнем с того, что я расскажу сначала о видах микрофона по принципу действия. Сразу хочу подчеркнуть, что мы не будем вдаваться во всякие технические подробности устройства и принципа работы устройства. В итоге мы постараемся осветить только те моменты, которые нам крайне необходимы. Еще хочу сказать, что мы не будем рассматривать те типы микрофонов, которые обычно в домашних студиях звукозаписи не используются. Обычно они не предназначены для записи вокала и инструментов.

Прежде всего давайте рассмотрим с вами микрофоны по принципу действия:

  • Динамический микрофон — по конструкции он аналогичен динамику обычной колонки. Отсюда и его название. Только главное отличие заключается в том, что вместо подачи напряжения на катушку динамика для создания звука, мы просто снимаем с этой катушки напряжение, которое создается внешним звуком. Например, записываем инструментом или вокалом. Однако динамический микрофон по конструкции немного отличается от динамика колонки. У него иная конструкция диафрагмы, катушка его содержит большее количество витков и намотана гораздо более тонким проводом. Но это я так к слову. Так что не будем заострять на это внимание.
Что такое динамический микрофонДинамический микрофон
  • Конденсаторный микрофон — представляет собой конденсатор, одна из обкладок которого состоит из эластичного материала. Она при звуковых колебаниях изменяет емкость этого самого конденсатора. Если конденсатор заряжен, то изменение емкости приводит к изменению напряжения, которое и является полезным сигналом с микрофона. Для работы такого оборудования между обкладками должно быть приложено так называемое поляризующее напряжение (фантомное питание в 48 В).
Что такое конденсаторный микрофонКонденсаторный микрофон

Надеюсь, что с этим все ясно. Теперь вопрос! Какой из них лучше, а какой хуже? В этом случае я счел правильным перечислить преимущества и недостатки каждого из них. Так вы сможете сравнить микрофоны и на основе этих преимуществ и недостатков делать определенные выводы.

Плюсы и минусы микрофонов:

Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:

1Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.

2Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.

3Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.

Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:

1звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.

2наименьший частотный диапазон.

3уступают в верности передачи тембра.

Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

1Более широкий частотный диапазон.

2Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).

3Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:

1Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.

2Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.

3Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности микрофона просто показывает зависимость его чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Всего существует 5 основных диаграмм направленности микрофона:

  • Круговая — микрофон с круговой направленностью чувствителен к сигналам, идущих со всех сторон. То есть обратите внимание, как показано на рисунке. В центре стоит микрофон и кругом указан сигнал. Так оборудование ловит сигнал независимо от того, где находится источник сигнала.

Круговая диаграмма направленности микрофона

  • Кардиоидная направленность — оборудование с такой направленностью практически нечувствителен к звуку, идущему сзади.

Кардиоидная диаграмма направленности микрофона

  • Суперкардиоидная — оборудование с такой направленностью имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом оборудование частично захватывает звук, идущий сзади, но имеет две мертвые зоны по бокам.

Суперкардиоидная диаграмма направленности студийного микрофона

  • Гиперкардиоидная — она похожа на суперкардиоидную, но отличается тем, что имеет более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Оборудования с такой направленностью также имеют по бокам две мертвые зоны (на рисунке это две точки пересечения кругов по бокам микрофона).

Гиперкардиоидная диаграмма направленности микрофона

  • Восьмерка — так называется диаграмма направленности, при которой студийный микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как спереди, так и сзади. Также абсолютно не чувствителен к звуку по бокам.

Диаграмма направленности типа восьмерка для студийного микрофона

Теперь я скажу, что касается непосредственно свойств отличий этих разных диаграмм направленности. Микрофоны с круговой направленностью (всенаправленные микрофоны) чувствительны к акустике помещения. Они обеспечивают акустическую изоляцию только при малом расстоянии от источника звука до микрофона. Они имеют низкую чувствительность к звукам дыхания.

Также практически отсутствует эффект присутствия, то есть когда записаны вокалист или инструменталист, то звучит из колонок так, будто они присутствуют в комнате прослушивания. И также всенаправленные микрофоны имеют расширенный низкочастотный диапазон, что кстати, бывает полезным при работе с такими инструментами, как орган, контрабас и другими низкочастотными инструментами.

Что касается однонаправленных микрофонов с кардиоидной, супер и гиперкардиоидной направленностью, то по ним могу сказать следующее. Они обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения в отличие от всенаправленных микрофонов с круговой направленностью. Они также обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных музыкальных треков.

Микрофоны с кардиоидной направленностью

Они обычно приводят к возникновению эффекта присутствия и менее чувствительны к появлению обратной связи, о которой я говорил чуть ранее. Также они подходят для записи синхронного стерео сигнала. Это значит, что такие микрофоны можно использовать парами для записи одного или нескольких инструментов в стерео режиме.

Касательно оборудования с диаграммой направленности восьмерка скажу, что они отлично подходят для записи дуэтов (когда исполнители находятся друг напротив друга). Однако сразу скажу, что запись в любом случае будет монофонической (когда один микрофон), но зато оборудование будет улавливать сигнал исполнителя сидящего как перед микрофоном, так и за ним одинаково хорошо. Также оборудование с направленность восьмерка обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных треков. Такое оборудование подходит для записи синхронного стерео сигнала.

Какая диаграмма направленности лучше?

Итак, почитав всю эту занудную теорию, вы спросите: «Какую диаграмму направленности лучше выбрать?» Здесь я отвечу, что вам не так обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма и почему на других микрофонах она одна, а на других другая. Вам нужно знать то, в какой ситуации следует применять тот или иной вид оборудования. Сейчас я вам это объясню:

  • Всенаправленный микрофон есть смысл применять при записи в сильно заглушенном помещении. Микрофон очень чувствителен к акустики помещения. Если у вас наоборот, в помещении хорошая акустика и вы хотите ее подчеркнуть, то применение такого студийного микрофона для передачи общей акустической атмосферы вполне оправдано.
  • Однонаправленный микрофон, то их желательно использовать при записи в помещении с большим количеством звуковых отражений или в случае, если вы не уверены, что акустическое оформление студии проделано достаточно хорошо. Также если вы хотите сократить проникновение его влияния на тембр сигнала и на его проникновение в оборудование на запись, то такие однонаправленные микрофоны следует применять. Применяют их и в том случае, когда в звукозаписывающем помещении проникают посторонние шумы (недостаточная шумоизоляция). Микрофон, установленный обратной тыльной стороной к источнику шума будет ловить только полезный сигнал, то есть самого исполнителя.
  • Микрофон с направленностью типа восьмерка следует применять при записи в заглушенном помещении тогда, когда необходимо увеличить относительный уровень переотраженных сигналов, а также при записи отдельных музыкальных инструментов и певцов для выделения низких частот, но в условиях близкого размещения исполнителей у микрофона. Такой вид оборудования также используют в том случае, когда необходимо отстроиться от направленных источников шума. Для этого микрофон направляют в имеющийся у него мертвые зоны источника шума, исключая при этом проникновения посторонних шумов на запись.

Я лично для записи сольного вокала в домашней студии рекомендую использовать однонаправленный микрофон. Это позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Но также сведет к минимуму влияние акустики помещения, качество которой обычно в домашней студии звукозаписи оставляет желать лучшего.

Какой микрофон лучше выбрать?

Какой студийный микрофон лучше выбратьНа этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.

Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.

Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.

Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.

Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.

Микрофоны и их виды

Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:

  • Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук. Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.
  • Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и наушниками. Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.
  • Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал (обычно на 10 — 12 дЦб), что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.
  • Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц (иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.
  • Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.
  • Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.

Примеры микрофонов:

В завершение этого материала я хочу представить некоторые модели микрофонов различных ценовых категорий. Покажу вам как динамические, так и конденсаторные. Купить микрофоны вы можете вот здесь.

Дешевые микрофоны

Начнем, как всегда рассматривать дешевые микрофоны. Если у вас не так много денег, то есть ваш бюджет строго ограничен, то рекомендую вам начать именно с этой категории товара. Здесь оборудование по своей цене может подойти многим лицам.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Средняя ценовая категория

Тут я предлагаю уже товары рангом повыше. Как правило, эта категория подойдет тем, кто хочет более приемлемое качество, но при этом не хочет сильно переплачивать. Это так называемое соотношение цены и качества. Цена не слишком большая, но при этом и качество не такое плохое. Конечно, с профессиональным видом это не сравниться. Однако есть довольно немало людей, которые просто не могут позволить себе купить дорогое оборудование.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Качественные микрофоны

Ну и в завершение у нас идет элитная категория товаров. Это профессиональные микрофоны. То есть только для тех, кому нужно качество, а не низкая цена. Сейчас хороший микрофон за дешево не купишь. Поэтому у кого неограничен бюджет, то я рекомендую присмотреться к данному виду оборудования. Качество здесь намного лучше будет.

Конденсаторные микрофоны:

Динамические микрофоны:

Ну а сейчас можно завершить данную тему. Теперь вы знаете, какие существуют типы микрофонов по принципу работы. Мы также рассмотрели преимущества и недостатки как динамических, так и конденсаторных микрофонов. Узнали, что такое диаграмма направленности и какие ее виды существуют. Рассмотрели очень полезные советы по выбору микрофона.

Теперь вы примерно знаете, какой микрофон лучше подойдет именно вам. Ну и в завершение просмотрели оптимальные виды оборудования для каждой ценовой категории. Также помимо этого материала я рекомендую вам присмотреться к советам по выбору микрофонного предусилителя. Уверен, они вам пригодятся!

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5

Сказать спасибо кнопками ниже:

muzrock.com

Студийные микрофоны. Выбор студийного микрофона

Виды студийных микрофонов

Выбор студийного микрофона

Идеального микрофона для записи вокала не существует. Каждая песня, каждый исполнитель, каждый музыкальный жанр нуждаются в индивидуальном подходе. В любом случае на этот процесс влияет множество факторов: сила голоса, его подача, тембр, характер звучания, сама манера исполнения, особенности строения голосового аппарата и наличие дефектов . На выбор микрофона также могут повлиять личные предпочтения исполнителя.

Конденсаторные микрофоны

В эстрадной музыке для записи сольного вокала в студии, при выборе микрофона предпочтение отдается конденсаторным с большой мембраной. Располагаются они близко ко рту.Конденсаторные микрофоны с меньшей мембраной выдают менее окрашенный звук (наиболее заметно это в низких частотах), который лучше всего использовать при записи бэк-вокала. При этом желательно, чтобы был установлен поп-фльтр.Общепризнанные модели микрофонов для записи студийного вокала – Neu?mann U47 (U87), Neumann TLM 193, AKG C12 (C414) и Audio-Technica AT 4050. Так же возможно использование более старой модели, например AKG С414, Neumann 57 - проверены временем, отлично передают широту и глубину тембра голоса.

Кстати, Neumann U 87A - хоть и современный , но менее универсальный и более острый, жесткий и сухой по звучанию. Низкие частоты передает меньше, а высокие больше.

Ламповые микрофоны

Данный вид микрофонов считается одним из лучших для записи голоса, т.к. придает вокалу "теплое" и насыщенное звучание.

В настоящее время интерес к ламповым микрофонам очень велик, причем фирмы-изготовители стараются добиться именно "старого лампового" звучания, поэтому ламповые микрофоны почти не отличаются от своих предшественников 40-х годов. Даже сейчас наилучшей характеристикой современного студийного микрофона является "теплый"ламповый звук.

Neumann U 48.- пожалуй самый популярный и универсальный из всех моделей ламповых микрофонов.Neumann 57 – дает приятный и естественный верх, а также теплую середину.

Ленточные микрофоны

RCA 77 и RCA 44 - самые популярные ленточные микрофоны – передают теплый и живой вокал, но имеют пару существенных недостатков. Эти микрофоны очень дороги по цене и к тому же хрупки, они не выдерживают сильных перегрузок и падения. При этом сам микрофон не очень чувствителен к восприятию звука, поэтому от вокалиста потребуется хорошая голосовая подача.В нынешнее время ленточные микрофоны все чаще применяются для записи джазового пения, а также могут стать удачным решением при записи эстрадного исполнения.

Динамические микрофоны

Модели динамических микрофонов Beta 58A, Shure SM57(58) - стали традиционными для живого исполнения непосредственно перед зрителем. В самой же студии их тоже часто используют для создания образа "концертного" звучания. Этими микрофонами отлично передается агрессивность вокала, например в стиле "реп" и "панк". К тому же и сам исполнитель таких стилей, не захочет спокойно стоять возле микрофона – ему необходима свобода движений, и зачастую такая импульсивность приводит к задуванию и «заплевыванию» мембраны микрофона. В такой ситуации использование дорогого сверх-чувствительного микрофона будет просто не целесообразно. Единственным разумным решением является применение  динамического микрофона из-за его дешевизны и способности выдерживать значительные перегрузки.

Классификация микрофонов по типу направленности:

Ко всему прочему, важно правильно выбрать тип направленности студийного микрофона. В небольших помещениях чаще всего используются микрофоны с кардиоидными характеристиками (узконаправленные) из-за их способности игнорировать нежелательные звуковые отражения от стен комнаты, в которой производиться запись. Тембр исполнителя передается насыщенным и ярким, т.к. ось кардиоидного микрофона направлена непосредственно в рот вокалиста.

Используются также круговые (всенаправленные) микрофоны. Звучат они менее окрашено, но более натурально по сравнению с узконаправленными, особенно в тех случаях когда вокалист поет немного в нос. При этом микрофон дополнительно пододвигают чуть ближе к нему. Это дает то же соотношение прямого и отраженного звука, но при более лучшем общем передаваемом звучании.

Бинаправленный микрофон (восьмерка) с его тыльной стороны воспринимает ранние сигналы отраженные от стен, что придает голосу эффект пространственной обработки дополнительный объем . Данные микрофоны редко применяются. Лучше всего их использовать для записи двух вокалистов или бэк-вокала.

ОСОБЕННОСТИ СТУДИЙНОЙ ЗАПИСИ ВОКАЛА!

Просмотров страницы: 1628

nagitaru.ru

Выбор студийного микрофона. 5 ошибок при выборе!

Студийные микрофоны
ОКТАВА

  • Валерий Меладзе интересуется микрофонами "Октава"

  • Музыканты группы "Мастер" представляют ламповый студийный микрофон Октава МКЛ-100

  • Дмитрий Маликов подтверждает качество микрофонов "Октава"

  • На фото Алексей Белов поёт в ламповый студийный микрофон "Октава" МКЛ-5000

  • Cолист группы "Ария" Артур Беркут поёт в ламповый студийный микрофон "Октава" МКЛ-5000

  • Тестовые записи сравнения микрофонов Октава с микрофонами других брендов

Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Вам нужен чистый и прозрачный звук? Желаете студийный микрофон, вокальный или инструментальный, качество которого превосходило бы качество именитых брендов, а цена была бы гораздо ниже?

Добро пожаловать!

Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам "Oktava". Качество этих микрофонов признано во всем мире! За рубежом микрофоны "Oktava" популярны не мене, чем микрофоны фирм: Rode, AKG, Neumann, Shure...

www.oktava-studio.ru

Студийные микрофоны, выбираем лучший.

Студийные микрофоны, выбираем лучший.12 - 03 - 2006 Для своей собственной студии выбирать студийный микрофон нужно самостоятельно, методом научного тыка. Дело здесь даже не в том, что у каждого есть свое представление о "правильном" и "неправильном" звучании. При выборе студийного микрофона следует учитывать то, что каждый конкретный голос и каждый конкретный акустический инструмент имеет приятные и неприятные особенности, и задача студийного микрофона - подчеркнуть достоинства и сгладить недостатки...Кроме того, найти такой студийный микрофон можно только методом перебора, и никакие тесты не могут помочь определиться с выбором собственного инструмента.

Тем не менее, есть такие особенности звучания, которые могут быть строго достоинствами или недостатками, независимо от "голоса" инструмента. Например, неширокий рабочий диапазон микрофона, пики и провалы в отдельных областях звукового спектра никак не могут украсить звук. И наоборот, хорошая импульсная характеристика микрофона не сможет испортить звучания записи (во всяком случае, сделать запись менее разборчивой всегда возможно, но никогда - наоборот).

Именно поэтому мы решились-таки провести тестирование недорогих универсальных студийных микрофонов, как наиболее проблемных и вместе с тем востребованных в студиях самого разного уровня. Мы беремся за описание лишь явных достоинств и недостатков микрофонов, а также характерных особенностей звучания, о которых можно сказать что-то определенное. В дополнение к нашим собственным впечатлениям мы прилагаем тестовые записи вокала и гитары, сделанные каждым из тестируемых микрофонов - в дополнение к цифрам и графикам вы получите вполне конкретный пример "работы" каждого устройства.

Тестовый стенд и метод тестирования студийных микрофонов

Тестирование студийных микрофонов проводилось в акустической лаборатории F-Lab с помощью программно-аппаратного комплекса LMS. Эта система, строго говоря, предназначена для тестирования акустических систем, однако схема, по которой проводилось тестирование, вполне позволяет сделать заключение относительно характеристик микрофонов. Сигнал подавался с выхода комплекса на референсную акустическую систему собственной разработки F-Lab, построенную на топовых динамиках Morel, а затем через тестируемый микрофон и предусилитель M-Audio Tampa ($625), которые были включены в цепь вместо измерительного микрофона комплекса, возвращался на вход LMS.Поскольку характеристики референсной акустики не идеальны, была проведена предварительная калибровка системы (LMS+акустическая система). АЧХ и отклик на единичный импульс мониторов снимались измерительным микрофоном, и далее вычитались из результатов тестовых измерений. Таким образом, частотные характеристики микрофонов можно считать абсолютно достоверными (поскольку искажения АЧХ предусилителя Tampa в сравнении с искажениями микрофонов очень малы).Отклики на импульс можно считать достоверными только относительно друг друга. Хотя акустическая система и была откалибрована, любой предусилитель, даже A-класса (к таковым относится M-Audio Tampa, выбранная нами именно по этой причине) ухудшает передачу импульса. Таким образом, в действительности микрофоны регистрируют единичный импульс лучше, чем это отображено на графиках, и считать наши результаты абсолютно истинными нельзя. Тем не менее, поскольку все микрофоны находились в совершенно равных условиях, а используемый нами предусилитель позиционируется для работы с более дорогими микрофонами, ничто не мешает нам получить представление о том, какой микрофон лучше справляется с передачей импульса сигнала.Кроме объективных измерений, каждым микрофоном были сделаны пробные записи вокала и акустической гитары, так что вы можете дополнить полученную с помощью измерений информацию собственным субъективным впечатлением. Запись проводилась в обычном незаглушенном помещении со звукопоглощающей обивкой на двух противоположных стенах - с этой точки зрения фонограммы нельзя назвать эталонными, в них присутствует довольно много шума, что нередко бывает в небольших project- и домашних студиях. Это даст возможность владельцам необработанных помещений прикинуть, что же они смогут получить в своих условиях.Запись сэмплов происходила так: микрофоны подключались к предварительному усилителю Focusrite VoiceMaster Platinum. Все дополнительные настройки и коррекции при этом, естественно, не были задействованы. Сигнал проходил оцифровку через преобразователи прибора, после чего по интерфейсу ADAT передавался на карту Frontier Designs Daytona и записывался с помощью программы Samplitude Producer 7.0. Файлы представлены в формате MP3 128 Кб/с Моно (что эквивалентно стерео 256Кбит/с).

Импульсная характеристика студийных микрофонов

Что такое амплитудно-частотная характеристика и как она влияет на звук - известно всем. А вот импульсная характеристика приводится в тестах не так часто, и поэтому о ней знают далеко не все. Поэтому давайте специально на ней остановимся и посмотрим, какую информацию она несет, и каким образом читается.Импульсная характеристика микрофонов и динамиков описывает, насколько оперативно мембрана воспроизводящего или записывающего звук прибора реагирует на электрический импульс, и насколько быстро после этого затухают ее колебания.От скорости реакции мембраны зависит передача атаки - первых нескольких миллисекунд звучания. Именно в этот момент мы получаем около восьмидесяти процентов информации, из которой складывается восприятие музыки. На графике это отражается так: чем более отвесный и резкий первый подъем кривой зависимости вольтажа и времени, тем оперативнее реагирует мембрана.От того, как быстро затухает сигнал, зависит отчетливость следующих за ним сигналов - чем меньше амплитуда и продолжительность паразитных колебаний, тем меньше "грязи" в звуке. Таким образом, от импульсной характеристики зависит детальность и чистота записи.Существуют несколько способов измерений и представления результатов, по которым можно оценить импульсную характеристику системы. Мы решили остановиться на наиболее простой форме - усредненной передаче импульса во всем частотном диапазоне. Читается она очень просто - чем более отвесная фронтальная часть, тем лучше атака, и чем короче "хвост" после сигнала, тем быстрее происходит затухание.

Грабли в тесте студийных микрофонов

Узким местом нашего теста является то, что все измерения делались исключительно с помощью простых сигналов, точнее - единичных импульсов. В реальности же микрофонам приходится иметь дело со сложными сигналами, правильная регистрация которых - гораздо более серьезная задача, поскольку они состоят из многих импульсов, звучащих практически одновременно. И нет гарантии, что микрофон, хорошо записавший тестовый сигнал, так же хорошо справится со сложной записью.Приведу такой пример. Существуют измерительные микрофоны, имеющие очень высокие объективные характеристики при работе с простым тестовым сигналом. Однако запись реальных звуков, сделанная с помощью таких микрофонов, получается даже хуже, чем записанная десятидолларовым микрофоном для караоке, поскольку при регистрации сложного сигнала характеристики их резко ухудшаются.Таким образом, реальные характеристики студийных микрофонов на сложных сигналах будут несколько хуже, чем на тестовых. К сожалению, насколько именно хуже, с помощью такого тестирования предсказать нельзя, как и нельзя точно сказать, насколько один микрофон справится с передачей сложного сигнала хуже другого. Чтобы оценить этот параметр, нам придется уповать только на сделанные нами записи реальных инструментов и собственные уши.

Перед стартом

Субъективные тесты, результаты которых мы вам приводим ниже, отражают личное мнение людей которые помогали провести этот тест. При этом ничто не мешает вам прослушать сделанные нами тестовые записи вокала и гитары, проанализировать отснятые на профессиональном оборудовании графики с учетом методики тестирования и составить свое собственное мнение. Впрочем, к мнению людей, проводивших тестирование тоже не помешает прислушаться - поскольку оные, так сказать, кушают щи отнюдь не лаптями: к примеру, директор акустической лаборатории Юрий Фомин около пятнадцати лет работал звукорежиссером с такими людьми, как Давид Тухманов, Александр Серов, первым составом группы "Парк Горького", и многими другими хорошими музыкантами. Всеволод Фомин является сертифицированным судьей по автозвуку, Евгений Питерцев вел разработки многих отечественных и зарубежных акустических систем. Кроме того, на счету команды специалистов лаборатории F-lab не один дипломированный проект, и не один патент. Наконец, автор этого опуса имеет нескромность полагать, что и он тоже обладает не самым скверным слухом и мозгом.Итак, поехали. Микрофон явно задуман как бюджетная модель для универсального применения, потому никаких "наворотов", вроде выключателя обрезного фильтра, изменяемой диаграммы направленности и переключателей уровней чувствительности не прилагается. Комплектация минимальна - к SM86 прилагается только простенький держатель в виде кольца.Кроме того, хотя микрофон позиционируется изготовителем как концертный, менеджеры компании Shure утверждают, что он с успехом может применяться и для студийной работы. Мы решили проверить это утверждение и включить его в состав участников теста, тем более, что по цене он является одним из самых недорогих конденсаторных микрофонов в тесте.Судя по частотной характеристике, обрезной фильтр все же присутствует, просто возможность его отключения не предусмотрена. Впрочем, для вокального микрофона это и не нужно. Все остальные данные тоже говорят о том, что Shure SM86 заточен под запись голоса. Подъем в районе двух-трех килогерц создает эффект присутствия, узкий специфический провал в районе пяти килогерц поможет устранить с-эффект, и хотя рабочий диапазон заканчивается довольно рано, подъем АЧХ в районе 8-9 килогерц подчеркивает обертона голоса, что позволит сохранить особенности его звучания. В общем, запись вокала получается красивой, хотя "честной" ее назвать нельзя.Импульсная характеристика микрофона тоже очень приличная. Фронт сигнала рисуется не очень четко, зато время затухания колебаний у мембраны очень небольшое. Возможно, этот момент тоже вносит свой вклад в общую благоприятную картину.Для записи инструментов, в принципе, этот микрофон тоже подойдет, но те нюансы, которые хорошо сказывались на вокальной партии, украсят не любое звучание. Подъем частотной характеристики на 8-9 килогерцах, который придает яркость голосу, на звучании гитары скажется плохо. Звук получится слишком звонким и неприятным. К тому же ранний обвал частотной характеристики не позволит записать многие немаловажные гармонические составляющие звука инструментов.Общее впечатление от Shure SM86 осталось очень хорошее. За очень небольшую сумму можно получить концертный микрофон, на котором к тому же можно довольно качественно записать вокальную партию, и при необходимости, сделать приличную запись акустических инструментов. Этот студийный микрофон, по заверению производителей, представляет собой улучшенную версию модели NT1. Прибор поставляется в кожаном чехле с фирменным тиснением. Деталь очень приятная, но к звукозаписи имеющая мало отношения (чтобы не повторятся - такие же чехольчики были у большинства микрофонов). Зато другой идущий в комплекте аксессуар - держатель - сделан очень качественно: внутренняя часть "паука", обхватывающая микрофон, покрыта войлоком для улучшения виброизоляции, а сама система сделана в виде зажима, в котором можно жестко зафиксировать любой микрофон, а не только NT1A. Это самая удачная и продуманная конструкция из всех, которые были представлены на тесте, и если бы это был тест прилагаемых к микрофонам "пауков", а не микрофонов, NT1A был бы безоговорочным лидером. Но раз уж мы решили тестировать микрофоны, давайте сосредоточимся на характеристиках самого прибора.Объективные характеристики NT1A вроде бы неплохие, резких перепадов АЧХ не наблюдается. Но присутствует странный подъем АЧХ после трех килогерц, причем очень значительный - от пяти до трех децибел высотой. Возможно, пик частотной характеристики в районе четырех килогерц и будет хорошо сочетаться с чьим-то голосом или каким-либо инструментом и не приведет к появлению в записи режущих слух искажений, однако тембр голоса или инструмента будет заметно изменен микрофоном - такую продолжительную и сильно выраженную серию подъемов частотной характеристики не заметить просто невозможно.С импульсной характеристикой, судя по результатам измерениям, дело обстоит лучше. Фронт сигнала обрабатывается достаточно качественно, и хотя затухание колебаний длится довольно долго, протекает оно мягко, без резких рывков.В общем, ситуация не вполне ясная, тем более, что микрофон недорогой, и небольшие огрехи ему можно было бы простить. Посему предлагаем вам составить собственное мнение о микрофоне, прослушав записанные им фонограммы голоса и акустической гитары.

Студийный микрофон Nady SCM 1000

Этот микрофон укомплектован так же, как и Shure SM86 - вернее, еще более аскетично. Более упрощенной комплектации даже помыслить нельзя: нет даже самого простого жесткого кольцевого держателя, микрофон "живет" в коробке совершенно один.Объективными характеристиками SCM 1000 очень похож на предыдущего подопытного, Rode NT1A. Исключение составляет только отклик на импульс - отработка фронта сигнала осуществляется хуже, хотя время затухания колебаний практически то же самое. Отличия частотной характеристики мизерные, существенным можно считать только более сильный резонанс в районе 150 Гц. Возможно, эти микрофоны сделаны разными производителями на базе одной и той же мембраны, а различия - не более чем следствия различных конструкций корпусов и, возможно, обвески.На практике, точнее во время субъективного тестирования микрофонов, особенной разницы мы тоже не ощутили. Впрочем, это вполне понятно - объективные характеристики указывают на сильное сходство этих микрофонов. Соответственно, вердикт тот же самый - микрофон восторга не вызвал.

Студийный микрофон M-Audio Luna

По цене M-Audio Luna уже приближается к другой качественной категории микрофонов. Комплектация и внешний вид Luna тоже "промежуточные" - прибор упакован в прикольный металлический чемоданчик, который можно закрыть на замки. Да и сам микрофон выглядит очень претенциозно. При этом комплектация такая же бедная, как у большинства недорогих микрофонов - в качестве бесплатного приложения к девайсу в коробке живет только простой кольцевой держатель. Самая главная проблема этого микрофона - относительно невысокая чувствительность: запись получается примерно на 5 дБ ниже по уровню, чем у остальных микрофонов. В остальном - опять ощущение дежа вю. Посмотрите на характеристики Shure... Практически один в один, не считая более правильной передачи тембра у M-Audio Luna, и более ровного затухания колебаний после импульса. Рискнем предположить, что технологи M-Audio выровняли характеристики при помощи электроники, что им вобщем-то удалось. Впрочем, из-за использования этих дополнительных "наворотов" произошло падение чувствительности микрофона. В результате микрофон получился более правильным в отношении передачи тембра, чем Shure SM86, и как следствие, более универсальным. Однако другой существенный недостаток - ранний обвал частотной характеристики - ставит под вопрос возможность качественной записи инструментов: многие гармонические составляющие звука не будут читаться в фонограмме, останутся за бортом. Таким образом, говорить о правильной передаче тембра инструментов довольно трудно.Кроме того, звучание голоса и инструментов на записях, сделанных с помощью M-Audio Luna, показалось нам менее разборчивым, чем на записях, сделанных с помощью Shure SM86. Возможно, это побочный эффект дополнительных цепей коррекции.

Как видим, в самой нижней ценовой категории (до 250$) нет ни одного микрофона, о котором можно было бы говорить как об универсальном без существенных оговорок. Если вам нужен микрофон только для записи вокала, Shure SM86 сможет оказаться очень неплохим решением. Если же потребуется записывать и акустические инструменты, вам придется, увы, чем-то жертвовать.

Похоже, "черта бедности", за которой производителям приходилось сурово прижимать микрофоны, осталась ниже трехсот долларов. Ни характеристики, ни комплектация AT3035 не имеют никаких признаков, так сказать, "удешевленческих" упрощений. Микрофон укомплектован всем необходимым - кожаным чехлом с фирменным тиснением и очень приличным "пауком".Частотная характеристики микрофона - просто загляденье: рабочий диапазон длится до 20 кГц, линейность АЧХ прямо таки образцовая, не считая двух небольших перепадов. Плавный и невысокий подъем амплитуды от килогерца до трех скорее можно рассматривать как плюс, поскольку благодаря такому аккуратному усилению вокал должен звучать очень красиво. А вот пик АЧХ высотой 2 дБ на частоте 6 кГц может привести к появлению с-эффекта и жесткости записи, но этот дефект можно прицельно устранить с помощью параметрического эквалайзера. Такая небольшая коррекция, невысокая по уровню и в узкой полосе, вполне допустима, и звук не загубит.Импульсная характеристика микрофона не впечатляет - хотя отработка фронта сигнала очень неплохая, и смазанным отклик назвать никак нельзя, затухание колебаний продолжается довольно долго, и главное, беспокойно. Можно было бы предположить, что с детальностью воспроизведения у AT3035 будут проблемы. Однако на субъективном тестировании мы не обнаружили никакой "мутности" в записях - вероятно, со сложным музыкальным сигналом микрофон справляется ничуть не хуже, чем с простым тестовым.Так что общее впечатление от этого студийного микрофона у нас осталось строго положительное - вполне профессиональный и универсальный прибор, единственный дефект которого можно безболезненно устранить с помощью хорошего параметрического эквалайзера. При этом цена на него - для такого уровня - очень невысокая. Комплектация у микрофона даже беднее, чем у младшей модели - в комплекте помимо чехла прилагается примитивный кольцевой держатель, что довольно странно. Впрочем, в описании микрофона указано, что тот самый замечательный обитый войлоком держатель все же прилагается. Опционально. Вероятно, где-то есть NT1000 c правильным "пауком".Тестовые задания NT1000 выполнил довольно посредственно. Нижнюю и среднюю часть звукового спектра микрофон регистрирует хорошо, но более высокая часть перекошена несколькими подъемами АЧХ высотой 3-4дБ. Пик частотной характеристики в районе 12кГц можно устранить даже с некоторой выгодой, поскольку вместе с этими частотами уйдет и часть шумов. Но вот бескровно решить проблему с двугорбым подъемом от 4 до 6 кГц не выйдет - коррекция с помощью эквалайзера может привести к заметному ухудшению чистоты звучания. Если же не прибегать к этой коррекции, в звуке могут появиться неэстетичные артефакты.Импульсная характеристика выглядит несколько лучше, но, на мой взгляд, за такие деньги производители могли бы попробовать как-то ее улучшить: к отработке фронта у нас претензий нет, но затухание могло бы быть и короче.Субъективное тестирование тоже прошло как-то невыразительно. С одной стороны, убийственных дефектов мы не обнаружили, с другой - звучание не впечатлило. После субъективных тестов предыдущих микрофонов оставались приятные и неприятные впечатления, яркие отпечатки достоинств и недостатков, а после теста NT1000 все, кто в нем участвовал, просто пожимали плечами. Ни хорошо, ни плохо.

Итого

Резюмируя все сказанное, сформулирую наше общее мнение. Из недорогих студийных микрофонов, ценой менее 250 долларов, нам понравился только Shure SM86. Мы полагаем, что есть смысл потратиться на этот микрофон, если количество денег ограничено, а писать через него планируется преимущественно вокал.Среди прочих очень достойно показал себя студийный  микрофон Audio-Technika AT3035, как по-настоящему качественный и универсальный прибор.

Выбрать себе студийный микрофон можно на витрине музыкального магазина Студийные микрофоны

Комментарии к статье Студийные микрофоны, выбираем лучший. banderas написал: Хотелось бы узнать Ваше мнение о микрофонах "Октава"

Борис написал: А что вы скажете о таком микрофоне как Австрийский "D-30"?

написал: А есть у Вас студийные микрофоны подешевле???До 5000!!!!

Sten написал: Я купил микрофон за 2500р. отлично записывает

Timur написал: Sten che za micro? i chto ty zapisyvaesh ?

Архив новостей Музыкального магазина

www.muzbazar.pro

Как выбирать микрофон. Руководство для начинающих - В помощь начинающим :: MuzBar

31.10.2011

Сегодня на рынке представлен огромный выбор микрофонов  разных ценовых категорий. В целом, к микрофонам применимо правило, что чем выше цена, тем лучше качество. Однако за последние несколько лет ситуация немного изменилась – в продаже появились качественные микрофоны по доступной цене. Большинство недорогих моделей представляет собой урезанные копии более дорогих аналогов.

Как вы собираетесь его использовать?

Самое главное – подобрать такой микрофон, который будет соответствовать вашим запросам. Каким образом вы собираетесь использовать микрофон – для выступления на сцене или для записи инструментов? Или для звукозаписи? Или, возможно, вам нужен универсальный микрофон? Есть много микрофонов, которые могут использоваться как для живого звука, так и для записи в студии. Один из таких примеров – Shure SM57.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где и с каким оборудованием, он будет использоваться. Нет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон Neumann, если вы будете делать домашнюю звукозапись в комнате, где акустика далека от совершенства. В данном случае подойдет менее чувствительный и более бюджетный микрофон. С технической стороны даже самый лучший микрофон в большой степени зависит от качества используемого микрофонного предусилителя. Без высококачественного предусилителя все достоинства профессионального микрофона гаснут.

Понимание технических характеристик

Понимание технических характеристик и терминологии облегчает выбор микрофона, который будет отвечать вашим требованиям. Ниже мы рассмотрим основные технические характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. Двунаправленный микрофон снимает звуки справа и слева, но спереди и сзади его чувствительность значительно ниже. Однонаправленный микрофон «слышит» звуки главным образом с одного направления и имеет низкую чувствительность к звукам из других направлений.

Однонаправленные микрофоны наиболее популярны и имеют три диаграммы направленности: кардиоидную, суперкардиоидную и гиперкардиоидную.  Все три диаграммы нечувствительны к заднеосевым и внеосевым звукам, исходящим от источников, которые находятся сбоку или позади микрофона. Грубо говоря, кардиоидная диаграмма по форме напоминает сердце (отсюда и ее название). То есть, микрофон снимает звуки спереди и немного сбоку, при этом звуки от источников, расположенных сзади микрофона, в идеале не будут слышны на записи. Суперкардиоидная диаграмма частично снимает звук от источника сзади микрофона. При этом она отличается более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона.  Гиперкардиоидная диаграмма, по сравнению с суперкардиоидной, имеет еще более узкую зону захвата звука сбоку, но и более широкую сзади.

Диаграммы направленности имеют значение тогда, когда микрофон используется в шумном помещении, например, для выступления вокалиста на концерте. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны исключают все звуки, кроме голоса самого певца. Звучание получается более чистым, а обратная связь сводится к минимуму.

Мультидиаграммные микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны имеют возможность переключения диаграмм направленности. С помощью переключателя или взаимозаменяемых капсюлей можно переключаться с одной диаграммы на другую (например, с круговой на кардиоидную). Такая характеристика микрофона очень полезна для студийной записи.

Частотная характеристика

Это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон формирует выходной сигнал. Может составлять, например, от 80 Гц до 15 кГц. Для вокального микрофона это нормальные показатели. Для малых барабанов и том-томов нужно искать микрофон с диапазоном от 50 Гц, а для «бочки» нижний порог желателен на уровне 40 Гц или даже 30 Гц.

Чувствительность и УЗД

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен определять микрофон. Выражается с помощью разных систем. Для неспециалиста достаточно знать, что чем ниже цифры, тем выше чувствительность микрофона.

УЗД – это уровень звукового давления (измеряется в децибелах, дБ). Показывает максимальную громкость звука, с которой может работать микрофон. Своего рода, это противоположность чувствительности. Этот параметр особо важен в том случае, если планируется использование микрофона с громкими инструментами, например с барабанами. Среднее значение УЗД – 100 дБ; высокое – 130 дБ.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Частотная характеристика показывает только воспроизводимый микрофоном диапазон. Кривая частотной характеристики характеризует зависимость частотной чувствительности. Поскольку на графике эта зависимость начинается с нуля и со временем опять возвращается к нулю, ее форма напоминает кривую.  На кривой в ряде мест имеются пики и спады, что придает микрофону определенные свойства и позволяет использовать его для тех или иных целей. Например, у вокального микрофона может быть пик в верхнем диапазоне, в результате чего он качественнее и ровнее передает голоса людей.

Эффект близости (proximity effect)

Хоть эффект близости это и не техническая характеристика, но он является важным параметром и часто встречается в описаниях. У конденсаторных микрофонов эффект близости выше, чем у динамических.  Когда источник звука приближается к микрофону, эффект близости делает низкие частоты более четкими. Это заинтересует тех певцов, которые «работают с микрофоном» для создания эффектов. Звукоинженер может выбрать микрофон с высоким эффектом близости, если есть необходимость выделить низкие частоты при записи того или иного инструмента.

О чем молчат технические характеристики

В микрофонах кроме технических характеристик не меньшее значение имеют и другие параметры – конструкция, используемые материалы, качество изготовления. Поскольку некоторые производители любят приукрашивать цифры, по одним только техническим характеристикам бывает сложно понять разницу между 50-долларовым микрофоном и аналогом за несколько сотен. Нельзя не упомянуть, что цена – это уже важная характеристика. Но по-настоящему увидеть отличие между хорошим микрофоном и ширпотребом можно только на практике.

Типы микрофонов и их применение

Практически все микрофоны делятся на две категории: динамические и конденсаторные.  Для динамических микрофонов не требуется источник питания; для конденсаторных – требуется. Принципы их работы, отличия между ними и способы их использования мы рассмотрим ниже.

Динамические микрофоны

Принцип работы: Динамический микрофон представляет собой мембрану, соединенную с катушкой индуктивности, которая помещена в сильное постоянное магнитное поле. Движения мембраны движется вместе с катушкой, таким образом изменяя таким образом, напряжение, производимое катушкой.

Основные характеристики: Динамические микрофоны массивны и отличаются высоким УЗД, а также имеют противоударное крепление для удержания в руке. Диаграмма направленности у таких микрофонов не «слышит» внеосевые звуки. Они используются для работы с живым звуком, для вокала и инструментов. Некоторые модели могут применяться для звукозаписи. На протяжении многих лет Shure SM57 зарекомендовал себя хорошим как студийным, так и концертным микрофоном. Как группа в целом динамические микрофоны сравнительно недороги, и многие известные производители выпускают экономные серии динамических микрофонов с оптимальным соотношением цена/качество. 

Ленточные (Ribbon) микрофоны

В отличие от других динамических микрофонов, ленточные микрофоны очень хрупкие. Принцип их работы ничем не отличается от других динамических микрофонов, но вместо мембраны здесь используется тонкая лента, вибрация которой изменяет напряжение. Ленточные микрофоны ставят в студиях для записи голоса и многих инструментов. Они смягчают звук и делают звукозапись теплее. Ленточные микрофоны отличаются высоким УЗД, а значит, их можно ставить вблизи от источника звука. 

Специальные динамические микрофоны

В последние несколько лет производители начали выпускать модели динамических микрофонов, разработанные специально под конкретный инструмент. Вот несколько примеров:

  • Микрофон для барабанов

Разные барабаны имеют разное звучание; соответственно существуют микрофоны для «бочек», малых барабанов, том-томов и тарелок.  Каждый тип микрофонов имеет определенные параметры и диапазон чувствительности. Микрофоны для барабанов, как правило, продаются в комплекте по четыре, пять и больше штук. Они недороги, удобны в использовании и хорошо справляются с поставленными задачами.

  • Микрофон для духовых инструментов

Как правило, имеют небольшой размер, малый вес и частотную характеристику, соответствующую тому или иному инструменту. Также в них имеется специальное крепление для присоединения микрофона к инструменту или телу. Благодаря такому креплению сохраняется постоянная дистанция между микрофоном и инструментом, что обеспечивает хорошую плотность звука. Кроме того, музыкант получают бóльшую свободу действий.

  • Миниатюрные микрофоны (т.н. Bullet микрофоны)

Часто используются музыкантами, играющими на губной гармонике. Имеют небольшой круглый корпус и могут прятаться между рук музыканта. Крохотная мембрана такого микрофона издает искаженный звук, который так нравится любителям губной гармошки.

  • Беспроводные микрофоны. По сути, ничем не отличаются от проводных аналогов за исключением встроенного радиопередатчика.

Конденсаторные микрофоны

Принцип работы: В микрофонах этого типа тонкая проводящая пленка находится на небольшом расстоянии от металлической пластины (так называемой «задней пластины»), в результате чего образовывается конденсатор. На конденсатор подается слабый электрический заряд либо от фантомного питания, либо от аккумулятора. Звуковые колебания заставляют мембрану вибрировать. Изменение расстояния между мембраной и задней пластиной воздействует на напряжение на выходе.  Это и является полезным сигналом с микрофона.

Основные характеристики: Конденсаторные микрофоны питаются либо от внешнего источника, либо от встроенного аккумулятора, либо используют фантомное питание с разъема микшера. Сегодня практически во всех микшерах имеется фантомное питание в микрофонных разъемах. Если микшер был куплен ранее, убедитесь, что в нем есть фантомное питание, прежде чем приобретать конденсаторный микрофон.

Существует несколько типов конденсаторных микрофонов, и большинство из них используется для звукозаписи. Хотя некоторые применяются и для живого звука: хор, пианино, акустические струнные инструменты и ряд ударных инструментов. Также конденсаторные микрофоны могут работать с тарелками. Основными типами конденсаторных микрофонов считаются: 

Переключатели roll-off и аттенюаторы

Этими переключателями оборудованы многие конденсаторные микрофоны, что расширяет их возможности. Переключатель roll-off изменяет диапазон частот (как правило, низких), снижая чувствительность до определенного уровня. Roll-off используется для живого звука, когда необходимо уменьшить низкочастотный шум и улучшить работу усилителя. Многие усилители не способны воспроизводить низкочастотные звуки, хотя электроэнергию они при этом потребляют. Благодаря переключателю roll-off усилителю не приходится работать с низкими частотами. При звукозаписи это придает звуку особую четкость. Аттенюаторы изменяют чувствительность и объем в микрофоне во избежание перегрузки при воздействии очень громкого источника звука. 

Широкомембранные конденсаторные микрофоны

Это массивные звукозаписывающие микрофоны, диаметр мембраны которых составляет от 2 до 3 см. Как правило, имеют высокую цену и требуют использования внешнего источника питания и подвески. Большой размер и необходимость подвески не позволяют применять такие микрофоны, например, для барабанов, где требуется жесткая фиксация. В то же время, они идеально подходят для записи голоса и многих других инструментов. В большинстве случаев, широкомембранные микрофоны служат в качестве студийных универсальных микрофонов. Лучшие их модели чрезвычайно дороги. В последние годы на рынке появился целый ряд недорогих широкомембранных конденсаторных микрофонов, конструкция которых имитирует более дорогие аналоги, а их качество вполне годится для непрофессиональной звукозаписи.

Конденсаторные микрофоны с боковым приемом

Это еще один тип больших конденсаторных микрофонов. У таких микрофонов широкая мембрана размещена горизонтально и направлена в сторону под углом 90 градусов. Над мембраной, как правило, имеется широкая, плоская ветрозащита. Если микрофон установлен вертикально, кажется, что артист поет в него немного сбоку (отсюда и название). 

Конденсаторные микрофоны с двумя мембранами

Как правило, это микрофоны с боковым приемом, в которых имеется две мембраны, направленных в противоположные стороны. Используются для записи дуэтов и коллективов или для создания акустической атмосферы. По сравнению с применением двух одномембранных микрофонов, конденсаторный микрофон с двумя мембранами значительно облегчает балансировку двух одновременных источников.  

Ламповые конденсаторные микрофоны

Это винтажные микрофоны, которые использовались в студиях звукозаписи десятки лет назад. Из-за того, что такие микрофоны позволяют делать особенно качественную звукозапись – как ламповый усилитель заставляет гитару звучать по-новому, – они до сих пор выпускаются и используются в профессиональных студиях звукозаписи. Ламповые микрофоны требуют определенного напряжения, так как именно лампа дает теплый насыщенный звук.

Узкомембранные конденсаторные микрофоны

Диаметр мембраны у таких микрофонов составляет 1,5 см и менее. Могут использоваться как для звукозаписи, так и для работы с живым звуком. Рекомендуется использовать узкомембранные микрофоны для воспроизведения высокочастотных звуков и источников с резко меняющейся громкостью звука. Часто устанавливаются сверху над барабанными тарелками. Как и другие конденсаторные микрофоны, узкомембранные работают от фантомного питания или аккумулятора.

Направленные микрофоны

Это конденсаторные микрофоны с очень узкой и вытянутой диаграммой направленности. Чаще всего используются для теле- и радиотрансляции (например, спортивных мероприятий), так как хорошо снимают определенные звуки на расстоянии.

Микрофоны граничного слоя

Микрофоны граничного слоя достаточно универсальны. Используются на подиумах, конференциях и в студиях. Их, как правило, размещают на ровной поверхности – на полу, потолке или стене. Так лучше снимается звук. Микрофонами граничного слоя можно записывать большие музыкальные коллективы.

Список марок

Telefunken — своего рода «элита» среди микрофонов. Отличное качество, богатые традиции фирмы. Многие производители сегодня ровняются именно на них. Очень дорогие микрофоны.

Neumann — легендарная марка. Их модели U47 и U87 стали настоящим «стандартом» в мире звукозаписи и используются практически на каждой студии. Дорогие микрофоны.

Violet Design — прибалтийская фирма. Микрофоны собираются вручную и славятся своим качеством и характером звучания. В их пользу так же говорит и хороший модельный ряд — есть и дорогие, и вполне бюджетные экземпляры.

RODE — австралийская фирма RODE Microphones с более чем 30-летней историей. В последнее время завоевала огромную популярность среди музыкантов пост-советского пространства, во многом — из-за хорошей ценовой политики. Вполне доступные микрофоны, очень хорошего качества.

AKG — очень известная фирма с невероятно широким модельным рядом. Их микрофон С414 — пожалуй единственный в мире, про который невозможно сказать что-то плохое. Однако, в последние годы, качество продуктов этой фирмы стало стремительно снижаться. И сейчас уже нет никаких оснований переплачивать за их бренд.

Marshall Electronics MXL — фирма с более чем 30-летней историей, к которой стоит присмотреться всем начинающим домашним музыкантам. Очень демократичные цены и потрясающее качество за такие деньги.

Shure — конечно же, один из лидеров. Их легендарные инструментальный SM57 и вокальный SM58 — попросту «иконы стиля», использующие, ну, наверное, во всех без исключения, малых и больших студиях в мире.

Заключение

Наверное, самым полезным при выборе микрофона станет простой метод сбора информации. Опросите других об их микрофонах, об опыте использования. Поговорите с продавцами-консультантами в нескольких музыкальных магазинах, почитайте отзывы в Интернете, а также обзоры разных моделей микрофонов. Удачи в выборе и покупке!

muzbar.ru