Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Стерео микрофоны. 7 лучших многофункциональных стереомикрофонов для записи музыки

Один микрофон хорошо, а два – стереопара. Стерео микрофоны


7 лучших многофункциональных стереомикрофонов для звукозаписи

Непонятно, из-за недостатка оборудования ли, или просто от лени…

Но многие из нас НЕ используют стереозапись от слова совсем…

Несмотря на всем известные её преимущества.

Однако сегодня сложился тренд в сторону стереомикрофонов…

И эта техника как никогда проста.

Хоть большинство людей не рассматривает их как незаменимые микрофоны для студийной записи…

Для мобильной записи их иметь обязательно.

И в сегодняшнем посте я расскажу о 7 лучших стереомикрофонах на рынке, чтобы понять, чем они отличаются.

Первое…

1. Audio-Technica AT2022

Пока многие компании медленно реагировали на запрос на стереомикрофоны…

Audio-Technica была одной из немногих, быстро выпустивших линейку высокого качества.

Первый из трёх микрофонов Audio-Technica в списке, AT2022, с первого взгляда выглядит привлекательно…

По большей части благодаря тому, что он относится к ценовой категории ниже средней, в которой большинство из нас начинает свои покупки.

Вот краткий обзор его особенностей:

  • работающая на батарейках электретная конденсаторная конструкция
  • 2 кардиоидных капсюля
  • стереоконфигурация X/Y под 90° или 120°
  • складывающиеся для хранения капсюли для избегания повреждений
  • 3-пиновый XLR-выход на миниджек

ehomerecordingstudio.com

Один микрофон хорошо, а два – стереопара

Как вы уже догадались из названия, сегодня мы будем говорить о стереозаписи, а точнее об основных техниках стереозаписи. Рассмотрим их основные особенности, достоинства и недостатки, разберем наиболее вероятное применение. Практическое применение мы будем рассматривать в одной из следующих статей. Следите за обновлениями. ))

 Несмотря на то, что почти все инструменты, это «моно» источники, человеку, с его бинауральным слуховым аппаратом, приятнее и привычнее слышать их в «стерео».

Однако, не смотря на «стерео», всегда нужно помнить о «моно-совместимости», ведь именно «моно» составляющая, является определяющей в идентификации звука.

 Сегодня, мы поговорим о различных вариантах группировки микрофонов, с целью записи стереозвучания. В рамках нашей статьи мы будем называть их стереопарами, так привычнее, хотя это могут быть и три микрофона и четыре, и даже один специализированный с двумя капсюлями.

 Системы для стереозаписи делятся на два основных типа:

 Совмещенные – системы в которых положение капсюлей микрофонов совпадает или практически совпадает.

 Раздельные – системы где капсюли микрофонов разнесены в пространстве.

 К совмещенным микрофонным системам относятся следующие – XY, MS и Blumlein.

 Рассмотрим их подробнее.

 Микрофонная система XY представляет собой два кардиоидных либо суперкардиоидных микрофона установленных таким образом, что оси капсюлей совпадают, а акустические оси развернуты на угол от 30 до 180 градусов. Однако, чаще всего угол составляет 90-120 градусов. В такой микрофонной системе, практически отсутствует разница во времени поступления сигнала на обе мембраны. Стереоэффект получается за счет разницы интенсивности сигнала, приходящего от источника. Система XY обладает хорошей моносовместимостью. К недостаткам системы можно отнести некоторые искажения панорамы, а также выраженный «эффект близости» при близком расположении к источнику.

 1.jpg

 Система XY

 

 Системы, построенные по стандарту MS, содержат два микрофона установленных в одной точке (приблизительно), однако у микрофонов отличаются характеристики направленности. В таких системах используется один из микрофонов с кардиоидной либо всенаправленной характеристикой и второй с характеристикой «фигура 8».

Как можно догадаться название системы образовано первыми буквами слов Mid и Side – соответственно «середина» и «сторона». Во время, либо после записи, сигнал с такой стереосистемы подвергается «суммо-разностному» преобразованию, которое позволяет получить из сигналов MS привычные нам сигналы LR.

 2.jpg

 Система записи MS для кино производства фирмы Schoeps

 

Несмотря на то, что такие системы требуют использования дополнительного оборудования, так называемых MS преобразователей, они обладают рядом преимуществ. Самым значимым, пожалуй, будет возможность регулирования пространственного положения источника, в том числе после записи.

 Стереосистемы Blumlein, представляют собой два микрофона, с характеристикой направленности «восьмерка» установленных в одной точке и развернутых друг относительно друга на угол 90 градусов, при этом ось направленности должна делить этот угол пополам.

 3.jpg

 Система записи Blumlein

 

Система обладает хорошей моносовместимостью, позволяя получить при этом естественную стереокартину. Как мы видим основное преимущество системы, одновременно является ее недостатком. В связи с тем, что две мембраны обращены в противоположную сторону, систему невозможно использовать в неподготовленных помещениях с плохой акустикой.

 Микрофонные системы с разнесенным расположением микрофонов, условно можно разделить на два типа, с близко расположенными микрофонами и со значительно разнесенными.

 В связи с тем, что уши на голове человека находятся на некотором расстоянии, многие инженеры считают, что, разместив микрофоны аналогичным образом, можно получить хорошую стереокартину, максимально близкую к тому, что слышит человек. На ранних этапах разработки таких систем, почти все использовали усредненное расстояние между ушами на голове человека.

 К системам с близко расположенными микрофонами относятся такие как, AB, ORTF, DIN, NOS, Baffled stereo и другие. Многие из этих систем были разработаны радио корпорациями, либо для радио.

 Рассмотри основные из них.

 Система AB представляет собой 2 направленных (чаще всего) микрофона, установленных на разделительной штанге. Чаще всего акустические оси параллельны. Стереоэффект достигается за счет разницы во времени и фазе звука от источника, приходящего на микрофоны.

Нужно понимать, что чем больше расстояние между микрофонами, тем сильнее будет выражен стереоэффект. Приближение микрофонной системы к исполнителям существенно увеличивает искажения по восприятию глубины пространства, а также сопровождается подъемом низких частот. Для улучшения локализации инструментов, часто применяется система 3АВ (Три АБ), в которой дополнительно устанавливается третий микрофон в центре.

 4.jpg

   Система записи АВ

 

В целом системы АВ отлично зарекомендовали себя при записи больших коллективов, давая насыщенное, объемное звучание с широкой стереобазой.

 Микрофонная система ORTF разработанная в 1960 году французской радиовещательной организацией Office de Radiodiffusion-Television Francaise , использует два микрофона расположенных на расстоянии 17 см друг от друга и под углом 110 градусов. Этот метод обеспечивает реалистичную стереокартину с неплохой моносовместимостью. Использование микрофонов с кардиоидной характеристикой направленности, обеспечивает меньший шум окружающей среды, а также ослабляет эффект помещения.

 5.jpg

 Сисема записи ORTF

 

 Микрофонная система NOS была разработана Нидерландским фондом вещания (Nederlandse Omroep Stichting ). Этот метод очень похож на ORTF и использует два микрофона, расположенных на расстоянии 30 см друг от друга и под углом 90 градусов. Этот метод обеспечивает достаточно реалистичную стерекартину и моносовместимость. Этот метод легче в реализации, так как угол 90 градусов легче измерить. В целом и звучание, и применение очень похоже на ORTF.

 6.jpg

 Микрофонная система NOS

 

 Система DIN так же была разработана для радиовещания (немецкого) и отличается от предыдущей, расстоянием между капсюлями, около 20 см. Такая система больше подходит для локализованной записи, на маленьких расстояниях.  Хорошо показывает себя при записи фортепиано.

 Техника записи Baffled Stereo – это разнесенная микрофонная стереосистема, использующая микрофоны, расположенные по типу AB, ORTF, DIN или NOS, а также акустический экран размещенный между этими микрофонами. Экран, оказывает влияние на время прихода звучания на низких частотах и разности интенсивности на высоких.

 7.jpg

   Система стерезаписи Baffled Stereo

 

Одним из серьезных недостатков системы Baffled, является окраска звучания в области верхних и средних частот. Это связано с дифракцией на акустическом экране.

 Рассмотрим теперь системы со значительно разнесенными микрофонами.

 Одна из наиболее часто используемых систем это «широкое АВ».

Для такой системы верно все, что и для обычной АВ, с некоторыми особенностями. Например, нужно помнить, что расстояние в 1-3 метра является наименее благоприятным в плане фазовых искажений. Область частотной характеристики в этом диапазоне, является для человеческого уха максимально чувствительной.

 Система стереозаписи “Decca-Tree” была разработана фирмой Decca в начале 1950-х годов. Она состоит из трех всенаправленных микрофонов, обращенных вперёд, расположенных в форме треугольника, причем центральный микрофон находится перед двумя другими. Точное расстояние не является критическим, но, как правило, два боковых микрофона расположены на расстоянии 1 метра от центра, а центральный микрофон - на 1 метр вперед и примерно на 2,5 метра над землей. В шумных ситуациях иногда используются кардиоидные микрофоны. Часто боковые микрофоны слегка наклоняют наружу, особенно при записи большой группы. 

 8.jpg

 Система записи Decca Tree

 

Система Decca Tree позволяет получить более просторный звук, чем разнесенные пары, обладая так же и большей четкостью. Этот метод не только устраняет проблему «дыры в середине», а в связи с тем, что средний микрофон слегка продвинут вперед, он захватывает звук немного раньше, чем боковые микрофоны. Это приводит к тому, что звуковая картина, будет строиться из центра и расширяться в стороны. Система обеспечивает довольно заметное улучшение по сравнению с другими методами. 

 Так же в качестве разнесенных систем применяются широко расставленные кардиоидные микрофоны, микрофоны с характеристикой «восьмерка», и т.д. Все они в той или иной степени являются модификацией системы «широкое АВ».

  Бинауральная запись.

 В современной звукозаписи, бинауральная запись стоит особняком. В последние годы, она набирает популярность, за счет повсеместного внедрения VR-технологий. Если в начале появления VR, производители не придавали звуку никакого внимания, то сейчас, объемное, «панорамное» звучание, а также системы объемного звучания для VR, становятся стремительно растущей отраслью в индустрии звукозаписи. Ведь мы понимаем, что объемное звучание, с правильной пространственной локализацией источников относительно слушателя, нужно сначала записать.

 Итак, что же такое «бинауральная звукозапись»?

 В целом это система, внешне похожая на голову человека, в ушных раковинах которой установлены микрофоны. В таких системах, модель головы максимально точно скопирована, рассчитаны формы ушных раковин, плотность материала из которого изготовлена «голова» так же максимально соответствует параметрам человеческой головы. В нужных местах располагаются различные полости, служащие резонаторами, так же реализована костная проводимость.

 9.jpg

 Система бинауральной записи Neumann

 

Такие системы могут использовать до трех механизмов локализации звучания – интенсивностный, временной и частотный.

Основными представителями, будет «искусственная голова» фирмы Neumann, модель KU-100, так же можно рассматривать модель 4128C от фирмы B&K.

 Одним из упрощенных вариантов такой записи будет так называемое «Sphere Stereo», где ненаправленные микрофоны устанавливаются на сферу диаметром около 20см, которая моделирует только основные параметры «головы».

 Итак, мы рассмотрели основные, чаще всего используемые варианты расстановки микрофонов. Нашей задачей, было показать основные принципы расстановки и подключения, чтобы каждый смог подобрать себе более выигрышную систему, для конкретного случая звукозаписи.

В следующей статье, мы рассмотрим системы пространственной звукозаписи, которая сейчас набирает обороты, в связи с развитием технологии виртуальной реальности.

Музыкальных успехов вам. Берегите себя...

Автор статьи Альберт Сафронов, компания Поп-Мьюзик

pop-music.ru

5 приемов записи стерео микрофонами

5 приемов записи стерео микрофонами

Запись в стерео подразумевает наличие двух микрофонов, записывающих сигнал одновременно. Таким образом два моносигнала с каждого микрофона приходят в один канал, создавая ощущение широкого пространства.

Ощущение стерео, а также ширины стереополя, ощущается нами из-за двух небольших различий в характеристиках сигналов приходящих с двух сторон:

Временные. Несколько миллисекунд разницы между сигналами приходящими в каждый из микрофонов (а как следствие такая же задержка между сигналами приходящими в левое и правое ухо человека) создают ощущение стереоэффекта.Частотные. Как и в случае с временными задержками, минимальная разница в балансе частот захватываемых каждым из микрофонов, способна очень сильно повлиять на ощущение пространства.

К слову, любой железный или софтовый стереорасширитель всегда будет воздействовать на одну или обе этих характеристики.

В моно записях отсутствуют эти различия, так как звучание обоих каналов абсолютно идентично.

 

Перейдем к самым полезным техникам стереозаписи. Для каждой из них будет указан тип микрофонов, диаграмма направленности, позиционирование и советы по дальнейшей работе.

 

A/B Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой. Диаграмма направленности: круговаяПозиционирование: дистанция от каждого микрофона до источника звука должна быть в два раза меньше, чем дистанция между микрофонами.

В случае с A/B записью, выполняется оба условия создания стереопанорамы, как временная, так и частотная разница прихода сигналов.

Негативной составляющей этого метода можно назвать невозможность конвертации в моно, тк в этом случае очень вероятно появление фазовых проблем.

 

 

X/Y Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой. Диаграмма направленности: кардиоидаПозиционирование: микрофоны устанавливаются под углом между 90 и 135 градусов. Чем больше угол, тем шире стереопанорама.

В сравнении с A/B методом, эта техника дает меньше стереоэффекта, тк диафрагмы микрофонов находятся практически в одной точке и разниц по времени не возникает. В этом случае у вас точно не будет проблем с фазой.

 

 

ORTF Stereo

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой. Диаграмма направленности: кардиоидаПозиционирование: микрофоны развернуты по отношению к друг другу примерно на 110 градусов, при фиксированном расстоянии между ними 17 см.

Сам по себе ORTF это комбинация предыдущих способов. Микрофоны разнесены относительно друг друга, работая на ширину панорамы, но благодаря кардиоидной диаграмме направленности они почти не захватывают фронт отражений самой комнаты.

 

 

Блюмлейн пара

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой или большой диафрагмой. Диаграмма направленности: восьмеркаПозиционирование: техника придуманная английским инженером-электронщиком Аланом Блюмлейном подразумевает большое присутствие звучания комнаты, благодаря диаграмме направленности в виде восьмерки.

Микрофоны устанавливаются вплотную к друг другу под углом 90 градусов.

 

 

Mid/Side Stereo

Микрофоны: конденсаторный микрофон с маленькой и большой диафрагмой. Диаграмма направленности: кардиоида или круговая у маленькой диафрагмы и исключительно восьмерка для конденсаторного микрофона с большой диафрагмой.Позиционирование: конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой устанавливается сбоку под углом 90 градусов к инструменту. Этот микрофон будет захватывать всю стереоинформацию (side в терминах mid/side разделения сигнала). Второй микрофон устанавливается над или под первым микрофоном и работает как mid составляющая, то есть берет на себя всю моно составляющую источника.

 

 

Далее очень важная часть для удачного завершения Mid/Side процесса. — cкопируйте “side” канал, снятый микрофоном с маленькой диафрагмой и программно переверните его полярность. — экспортируйте два канала в один стерео трек— подберите необходимую громкость получившегося side стерео трека по отношению к моно mid треку записанному на конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Больший уровень side трека — большее присутствие стерео сигнала.

Это самый комплексный метод из всех, но он обладает всеми плюсами других методов, при отсутствии минусов:— хорошее стереополе как в A/B— моносовместимость X/Y— контроль уровня стерео сигнала на подобие техники Блюмлейна.

 

Когда моно предпочтительнее стерео

 

Кратко рассмотрим ситуации в которых сигнал должен быть записан в моно.Вокал. Традиционно размещаемый в центре микса.Малый барабан. Те же самые причины, строго центр.Бочка. Размещается по центру, а также содержит огромное количество низкочастотного контента, который традиционно должен быть в моно.Бас. Также большое количество низких частот. Наши уши плохо ориентируются относительно позиционирование источников с низкими частотами, это причина по которой они как правило остаются в моно, отдавая максимум своей энергии по центру.

Заметим, что в электронной музыке правило относительно низких частот имеет исключения. Низкочастотная составляющая бочки и баса всегда остается в моно, тогда как средние и высокие частоты могут быть в стерео, для создания дополнительного пространства. Однако к записи микрофонами это прямого отношения не имеет.

 

Материал частично заимствован: https://ehomerecordingstudio.com/stereo-microphone-techniques/

 

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.

getsound.su

Статья "Техника съема" | Музыкальное Оборудование

Автор: 

Борис Никитин

Дата первой публикации: 

окт 2006

Методы стереофонической и пространственной микрофонной записи.

Первые способы получения пространственного звука с помощью съема двумя и более микрофонами были разработаны еще в 30-х годах, то есть задолго до широкого распространения стереофонии в потребительской технике. Использовались они, в основном, для кино (подробнее об этом можно прочитать в статье "Многоканальный окружающий звук"). Когда двухканальная техника стала массовой, в популярной музыке создание стереофонической картины, в основном, производилось искусственными методами: запись источников звука в моно и распределение их в пространстве посредством панорамирования. Тогда же стало ясно, что стереофоническая запись позволяет получить более естественные результаты, причем не только в передаче горизонтального размещения источников (лево-право), но и их размещения по глубине (вперед-назад), а также акустики помещения. Для классической музыки стереофонический микрофонный съем стал основным методом записи, но и в музыке других жанров он нередко используется для отдельных инструментов (например, ударной установки или фортепиано) и инструментальных групп. А известный звукоинженер Bruce Swedien вообще предпочитает записывать в стерео большинство партий, за исключением сольных.

Необходимо напомнить, что основными параметрами, которые использует человеческий слух для определения направления и расстояния до источника звука, являются громкость, время и тембр (подробнее об этом см. статью "Реализация пространства"). Соответственно, для создания стереоэффекта микрофонные системы могут использовать разницу по громкости сигналов (интенсивностную), разницу по времени (фазовую) и разницу по спектру (тембральную).

СтереосистемыСуществующие способы стереофонической записи можно разделить на следующие группы: совмещенные (coincident), полусовмещенные (near-coincident, semi-coincident), разнесенные (spaced) и экранные (baffled). Надо отметить, что большинство систем стереозаписи требуют наличия так называемой "подобранной пары" микрофонов — когда готовые экземпляры микрофонов одной модели подбираются производителем по схожести характеристик и продаются комплектом.

СовмещенныеОсновная отличительная особенность совмещенных систем состоит в том, что капсюли микрофонов располагаются как можно ближе друг к другу — в идеале микрофонные мембраны должны располагаться в одной точке (на горизонтальной плоскости), тогда звук от источника будет достигать их одновременно, и между сигналами не будет фазовой разницы. При этом используются, в основном, направленные микрофоны, таким образом, стереокартина формируется за счет разницы по уровню (интенсивности) звука, возникающей из-за разной чувствительности направленных микрофонов по акустической оси и вне ее (поэтому подобные системы еще называют "Intensity Stereo"). Общим недостатком совмещенных систем является ограниченное разделение каналов, что не позволяет получить широкую стереокартину. Зато они имеют хорошую моносовместимость (из-за отсутствия фазовой разницы), и поэтому часто применяются в вещании. В качестве системы для совмещенной стереозаписи нередко используется стереомикрофон.

Самым распространенным методом подобной стереозаписи является XY. Два направленных микрофона (обычно кардиоидных) размещаются так, чтобы их капсюли были совмещены (часто их размещают один над другим). Микрофоны нацелены на края источника звука (левый микрофон — на правый край, правый микрофон — на левый), чаще всего угол между микрофонами равен 90 градусам. Также применяются другие углы (120, 135 и даже 180 градусов) и другие диаграммы направленности (например, гиперкардиоида) — чем больше угол и уже диаграмма направленности, тем шире стереокартина. Этот метод лучше подходит для съема с близкого расстояния, так как при увеличении расстояния направленные микрофоны хуже передают низкочастотную информацию. Кроме того, чем ближе микрофоны к источнику звука, тем шире стереокартина. Но поскольку микрофоны направлены в стороны, может быть провал по громкости в центре. К тому же источники сигнала, находящиеся в центре (обычно самые важные), снимаются вне оси микрофона, что может привести к искажению тембра.

Другой распространенный метод совмещенной стереозаписи — MS. В этом случае используются кардиоидный микрофон (для улучшения передачи низких частот может применяться микрофон с круговой диаграммой), нацеленный на источник звука, и двунаправленный микрофон, расположенный в той же точке, но направленный перпендикулярно оси кардиоидного (90 градусов). Сигнал первого микрофона формирует M-канал (Middle), а сигнал второго — S-канал (Side). Для получения привычной нам стереофонии требуется матричное декодирование: левый канал получается посредством суммирования сигналов обоих микрофонов, а правый — посредством вычитания сигнала S-микрофона из сигнала M-микрофона. И хотя подобные декодеры выпускаются и продаются, процесс можно без особых проблем произвести на более-менее развитом микшере: канал M-микрофона назначается на стереошину, и его панорама устанавливается по центру (то есть сигнал в равной степени поступает на оба канала подгруппы), сигнал S-микрофона разделяется на два канала, оба они назначаются на ту же подгруппу, один канал панорамируется влево (и микшируется, то есть складывается, с сигналом M-микрофона в левом канале подгруппы), а на другом переключается полярность (то есть фаза сигнала инвертируется на 180 градусов), и он панорамируется вправо (где микшируется с сигналом M-микрофона в правом канале подгруппы, но, поскольку он находится в противофазе, то вычитается). Варьируя уровни каналов (и панораму), можно серьезно менять стереокартину. Метод MS имеет отличную моносовместимость (при сложении каналов остается только сигнал M-микрофона), но лучше работает на отдельных источниках, чем на больших ансамблях. Важным преимуществом этого метода является то, что микрофоны не обязаны быть подобранной парой, это могут быть даже разные модели разных производителей.

Метод MS придумал инженер Alan Blumlein из компании EMI в начале 30-х годов. Менее распространенный способ совмещенной стереозаписи, также придуманный им, так и называется — Blumlein. В этом случае микрофоны устанавливаются в соответствии с методом XY (угол между микрофонами строго 90 градусов), но используются диаграммы направленности типа "восьмерка". Для этого метода характерны те же недостатки, что и для XY: потеря низких частот при увеличении расстояния до источника звука (а двунаправленные микрофоны теряют их больше других), провал по громкости и тембральное окрашивание источников в центре. Отличием метода Blumlein является лучшее разделение каналов, чем в системе XY (что позволяет получить более широкую стереокартину), но при этом снимаются источники звука, находящиеся сзади, что сильно увеличивает уровень акустики помещения (реверберации) в результирующем сигнале.

ПолусовмещенныеТакие системы еще называют "spaced XY", поскольку используется схожее с этим методом расположение микрофонов, но их капсюли разнесены на некоторое расстояние (относительно небольшое). Кроме того, правый микрофон нацелен на правый край источника, а левый — на левый. Стереокартина формируется за счет сочетания разницы по уровню (интенсивностной) и разницы по времени (фазовой). Подобные системы хорошо передают локализацию и позволяют получить более широкий стереообраз, чем системы XY, но имеют худшую моносовместимость. По ширине стереокартины полусовмещенные системы схожи с методом Blumlein, но дают меньше реверберации. Как и в остальных случаях использования направленных микрофонов, при больших расстояниях теряются низкие частоты.

Самый известный метод полусовмещенной стереозаписи называется ORTF (Office de Radiodiffusion Television Francaise — французская вещательная компания). Два кардиоидных микрофона располагаются под углом 110 градусов, расстояние между их капсюлями составляет 17,5 см. Считается, что расстояние между капсюлями соответствует расстоянию между ушами человека, а угол воспроизводит эффект акустического экранирования головой. Существуют два варианта этого метода: DIN (угол 90 градусов, расстояние между капсюлями 20 см), разработанный немецким радиовещанием, и NOS (угол 90 градусов, расстояние между капсюлями 30 см), придуманный на голландском радио (Nederlandse Omroep Stichting).

Собственный метод полусовмещенной стереозаписи разработал британский инженер Tony Faulkner. Он использует два двунаправленных микрофона на расстоянии 20 см друг от друга, нацеленных вперед (акустические оси параллельны). При этом практически нет интенсивностной разницы, только фазовая, так что этот метод назвали Faulkner Phased Array. Как считает Tony Faulkner, проблема со многими другими способами стереозаписи состоит в том, что микрофоны приходится ставить ближе естественного расположения слушателя (иначе они воспринимают слишком много реверберации), а это приводит к выделению передней линии инструментов оркестра. Метод Faulkner Phased Array позволяет отнести микрофоны дальше от источников звука, на расстояние до девяти метров. К тому же меньше воспринимаются боковые отражения и не искажается тембр центральных источников.

РазнесенныеКак ясно из названия, в разнесенных стереосистемах микрофоны устанавливаются на большем расстоянии, чем в других. Используются, в основном, всенаправленные микрофоны (круговая диаграмма), а стереокартина получается за счет разницы по времени (поэтому такие системы еще называют "Time Difference Stereo"). Впервые подобные методы были применены инженерами Bell Labs в начале 30-х годов. Разнесенные системы часто предпочтительны при записи с большого расстояния (так что их хорошо использовать для ансамблей и оркестров), поскольку лучше запечатлевают низкочастотную информацию. Впрочем, если можно пожертвовать низкими частотами для улучшения локализации, то применяют и направленные микрофоны, тогда к фазовой разнице добавляется интенсивностная.

Самый распространенный вариант разнесенной стереосистемы — AB. В этом случае используются два микрофона (обычно всенаправленные, но можно кардиоидные или двунаправленные), установленные на расстоянии от одного до четырех метров друг от друга. Чем больше расстояние между микрофонами, тем шире стереокартина, но хуже моносовместимость и хуже воспроизводятся источники, находящиеся между микрофонами (возникает провал в центре). Меньшие расстояния используются при более близком расположении микрофонов к источнику звука, чтобы стереообраз не стал неестественно широким. Расстояние от микрофонов до источника звука зависит от его размеров и типа, а также от индивидуальных предпочтений оператора. Для этого метода характерно размытие (ухудшение локализации) источников (особенно находящихся по краям), зато он хорошо передает акустику помещения.

Разновидностью AB является метод Decca Tree, придуманный инженерами британской звукозаписывающей компании Decca Records в 50-х годах, в основном, для записи оркестра. Три всенаправленных микрофона располагаются треугольником (часто равносторонним), крайние микрофоны размещаются на расстоянии около двух метров друг от друга, центральный микрофон (вместо всенаправленного можно использовать кардиоидный), предназначенный для компенсации провала в середине (сигнал с этого микрофона поступает на оба канала, но с меньшим уровнем, чем крайних), выдвигается вперед (ближе к источнику звука) примерно на метр. Данный метод позволяет получить естественную стереокартину с хорошей локализацией источников. Название Decca Tree возникло из-за того, что один из инженеров компании Decca посчитал конструкцию из стойки и микрофонов похожей на рождественскую елку (Christmas Tree).

Вариант метода Decca Tree, который нередко применяет известный звукоинженер Ron Streicher, предполагает использование в центре стереопары микрофонов, установленных по методу MS, а для пространственного звука используются микрофон SoundField MKV в центре и пара дополнительных кардиоидных микрофонов, направленных назад.

ЭкранныеЭто общее название нескольких разных методов стереозаписи, использующих акустический экран для имитации акустических свойств человеческой головы. Таким образом, к интенсивностной и фазовой разнице добавляется тембральная. В принципе, чтобы улучшить разделение каналов, можно установить поглощающий экран между двумя микрофонами, организованными в соответствии с разными методами стереозаписи: AB, ORTF, DIN, NOS. Для экранных систем характерны хорошая локализация, аккуратная стереокартина и хорошая передача низких частот.

Первую экранную стереосистему придумал все тот же Alan Blumlein в 1931 году. Поскольку тогда существовали только всенаправленные микрофоны (то есть было доступно только фазовое стерео), Blumlein предложил разместить акустический экран между двумя микрофонами, установленными на расстоянии около 20 см, чтобы получить интенсивностную стереофонию. Но экранирование наблюдалось только при частотах выше 700 Гц (при более низких частотах длина волны позволяет сигналу обойти экран), и для восстановления стерео на низких частотах Blumlein использовал простое электрическое устройство, которое он назвал Shuffler, чтобы преобразовать фазовую разницу в интенсивностную. Буквально через год появились направленные микрофоны, и этот метод был практически забыт. Однако не так давно несколько звукоинженеров возродили данную технологию (причем они используют Shuffler и без экрана, а также с направленными и поверхностными микрофонами) и назвали ее BDT (Blumlein Difference Technique).

Один из самых распространенных вариантов экранной стереосистемы называется Jecklin Disk, его придумал швейцарский инженер Jurg Jecklin. Два всенаправленных микрофона устанавливаются на расстоянии, соответствующем расстоянию между ушами человека (16,5 см), между ними помещается твердый диск диаметром 30 см, покрытый поглощающим акустическим материалом.

Разновидностью этого варианта является Schneider Disk, отличающийся тем, что диск имеет сферический выступ в центре для лучшей имитации головы. Оба варианта хорошо передают стереообраз при воспроизведении через акустические системы, но Schneider Disk рекомендуется для бинауральных записей, воспроизводимых через наушники.

Разновидностью экранной системы является сферический микрофон — два микрофонных капсюля устанавливаются заподлицо по бокам твердой сферы диаметром 20 см. Сферический микрофон изобрел инженер Guenther Theile из IRT (Institut für Rundfunktechnik — немецкий радиотехнический институт), поэтому его часто называют Theile Sphere. Практическим воплощением этой идеи является модель Schoeps KFM6.

Наиболее полно идеи экранной стереосистемы воплощаются в устройствах типа "искусственная голова" (Artificial Head, Dummy Head). В этом случае звук воспринимается всенаправленными микрофонами, размещенными в ушных раковинах манекена, изображающего человеческую голову (иногда вместе с торсом). Таким образом, в максимальной степени имитируется слуховое восприятие человека, однако получающийся стереоэффект больше подходит для прослушивания в наушниках. Подобные системы применяются, например, для бинауральной записи (см. статью "Объемный звук") и часто используются в приложениях виртуальной реальности. Примером "искусственной головы" является модель Neumann KU100.

Пространственные системыПроисходящее в последнее время развитие многоканального пространственного звука привело к тем же соображениям, что и в случае стереофонии: можно создавать пространственную картину посредством панорамирования, но пространственная запись дает более естественный результат. Большинство методов микрофонной записи многоканального пространственного звука являются развитием методов стереозаписи или их сочетанием. Принципиальным отличием пространственной записи от стереофонической является отдельное внимание, уделяемое съему акустического пространства (причем не только реверберации помещения, но и источников звука в зале, например, аплодисментов), и некоторые из описанных методов предназначены только для этого. Также в пространственных системах чаще используются направленные микрофоны, поскольку всенаправленные снимают слишком много реверберации.

Микрофонный съем пространственного звука сейчас находится еще в начале своего развития, новые методы появляются постоянно, и их сложнее классифицировать. В принципе, среди пространственных систем встречаются все типы, характерные для стерео: совмещенные, полусовмещенные, разнесенные и экранные, а также их сочетания. Кроме того, существуют два разных подхода: равноправный съем всей картины или раздельный съем источников звука (для фронтальных каналов) и акустического пространства (для тыловых каналов). Но мне показалось более удобным разделить методы пространственной записи на две другие группы: общие и специальные системы.

ОбщиеПод "общими" имеются в виду такие системы пространственной записи, которые не требуют использования микрофонов и вспомогательного оборудования определенного производителя.

Метод Double MS является развитием метода стереозаписи MS и отличается от него добавлением кардиоидного микрофона, направленного назад. Капсюли микрофонов располагаются в одной точке, то есть Double MS представляет собой пример совмещенной системы. Разделение каналов происходит за счет интенсивностной разницы. S-канал является общим для обоих M-каналов, посредством матричного декодирования из них получаются пять стандартных каналов пространственного звука. Важным преимуществом этот метода является то, что для получения пятиканального сигнала достаточно трех микрофонов.

Похожий на Double MS метод под названием FLRB предложил звукоинженер Mike Sokol. Четыре совмещенных кардиоидных микрофона направлены друг на друга; наряду с сигналами каждого микрофона, формирующими центральные фронтальный и тыловой каналы и два боковых каналах, используется матричный декодер (по типу MS-декодера) для получения левых и правых фронтальных и тыловых каналов. Таким образом, с помощью этого метода можно записывать до восьми каналов пространственного звука.

Метод Hamasaki придумал инженер Kimio Hamasaki из японской вещательной компании NHK. Два кардиоидных микрофона располагаются по методу полусовмещенной стереозаписи NOS (угол 90 градусов, расстояние между капсюлями 30 см), между ними размещается акустический поглощающий экран. Эти микрофоны формируют левый и правый фронтальные каналы. Сбоку от них (на расстоянии полтора метра) размещаются всенаправленные микрофоны, низкочастотная часть сигналов которых подмешивается в соответствующий канал. Перед акустическим экраном располагается центральный кардиоидный микрофон. Кардиоидные микрофоны тыловых каналов размещаются на расстоянии двух-трех метров от фронтальных микрофонов и три метра друг от друга, они направлены назад, угол между ними — 90 градусов.

Методы INA (Ideale Nieren-Anordnung — идеальная кардиоидная конфигурация) разработали Volker Henkels и Ulf Herrmann. Как ясно из названия, здесь используются кардиоидные микрофоны, а "идеальными" эти конфигурации делает то, что расстояния между микрофонами и углы их направленности соответствуют "кривым Вильямса", названным так по фамилии инженера (Michael Williams), описавшего зависимость от этих факторов эффективного угла охвата стереопары микрофонов. В системе INA 3, предназначенной для съема фронтальных источников, используются три микрофона, расположенные равнобедренным треугольником. Для расчета расстояний и углов можно использовать онлайновую программу Image Assistant (www.hauptmikrofon.de/ima2.htm). В системе INA 5 к микрофонам, установленным по методу INA 3 (угол между крайними 180 градусов), добавляются два тыловых микрофона, направленные назад (угол между ними 60 градусов).

John Klepko из канадского университета McGill использует собственный метод пространственного съема, который так и называют — Klepko. Три суперкардиоидных микрофона (в качестве центрального можно использовать и кардиоидный), расположенные на одной линии (расстояние между микрофонами 17,5 см, боковые направлены на 30 градусов влево и вправо), формируют фронтальные каналы. Для тыловых каналов используется искусственная голова, расположенная на расстоянии 1,25 метра позади центрального микрофона.

Метод Corey/Martin Tree разработали Jason Corey из университета Мичигана и Geoff Martin из компании Bang & Olufsen. Они использовали три микрофона с диаграммой направленности широкая кардиоида, расположенные в линию на расстоянии 60-90 см друг от друга (при желании центральный микрофон можно выдвинуть вперед на расстояние до 15 см) и нацеленные вперед, и пару кардиоидных микрофонов на расстоянии 60-90 см от фронтальных, нацеленные в потолок (расстояние между этими микрофонами 30 см).

Lars Christensen из датской вещательной корпорации (Danish Broadcasting Corporation) предлагает метод Decca Tree + ORTF: три всенаправленных микрофона в конфигурации Decca Tree (каждая сторона треугольника равна 60-120 см) используются для фронтальных звуков, а два кардиоидных микрофона в конфигурации ORTF, расположенные на расстоянии 8-10 м от фронтальных и направленные назад, — для тыловых. Как вариант, конфигурацию ORTF можно заменить на AB — микрофоны при этом располагаются на расстоянии два метра друг от друга.

Метод OCT (Optimized Cardioid Triangle), который придумал Gunther Theile, сделан на основе метода Decca Tree. Три кардиоидных микрофона (в качестве боковых можно использовать суперкардиоидные) располагаются треугольником и нацеливаются наружу (крайние — друг от друга, центральный — вперед). Крайние микрофоны располагаются на расстоянии 40-90 см друг от друга, центральный микрофон — на расстоянии 7-8 см от оси, соединяющей крайние. Для лучшей передачи низких частот в левый и правый каналы можно добавить сигналы двух всенаправленных микрофонов, установленных по бокам, или одного всенаправленного микрофона, расположенного в центре. Система разработана для получения фронтальных каналов в пространственном звуке, также может использоваться для стерео. Полный пространственный вариант OCT Surround получается добавлением двух кардиоидных микрофонов, расположенных на расстоянии 40 см от линии боковых назад и на 20 см вбок, микрофоны направлены назад. Также метод OCT нередко комбинируют с такими системами съема акустического пространства, как IRT Cross и Hamasaki Square, установленными на расстоянии нескольких метров позади.

Метод IRT Cross (его тоже разработал Gunther Theile из IRT) представляет собой практически двойную полусовмещенную стереосистему: четыре кардиоидных микрофона располагаются по углам квадрата и нацеливаются наружу (углы между акустическим осями — 90 градусов), расстояние между микрофонами 20 см. Посредством этого способа хорошо передается акустическое пространство, но поскольку два микрофона направлены вперед, могут быть проблемы с проникновением фронтальных источников звука. Так как метод IRT Cross предназначен для съема атмосферы зала, его иногда называю Atmo-cross. Также встречается название Surround Ambience Microphone (SAM) Array.

Метод Hamasaki Square (автор, естественно, Kimio Hamasaki) похож на IRT Cross, но используются двунаправленные микрофоны, нацеленные по бокам (что снимает проблему проникновения фронтальных звуков), и расстояние между микрофонами больше — около двух метров. Если нужны отражения от задней стены, в качестве тыловых используются суперкардиоидные микрофоны, направленные назад. Метод Hamasaki Square можно использовать для стереозаписи, если суммировать фронтальные и тыловые микрофоны.

Метод Fukuda-Tree, разработанный инженером Akira Fukuda (нередко его фамилию пишут по-английски как "Fukada") из компании NHK и предназначенный для одновременной записи как источников звука (в основном, оркестра), так и акустического пространства, представляет собой определенное сочетание методов IRT Cross и Decca Tree. Четыре кардиоидных микрофона устанавливаются по методу IRT Cross (расстояние между ними два метра), к ним добавляется центральный кардиоидный микрофон, выдвинутый на метр вперед. Дополнительно можно использовать два всенаправленных микрофона по бокам, расположенных на расстоянии около одного метра. Расстояния можно менять в зависимости от размеров и состава оркестра. Сигналы кардиоидных микрофонов формируют пять стандартных каналов пространственного звука, сигналы с всенаправленных микрофонов подмешиваются в соответствующие фронтальный и тыловой каналы.

Еще пару методов съема источников звука (в основном, больших оркестров) предложил неугомонный Guenther Theile. По методу LCR две направленные микрофонные пары располагаются на большом расстоянии (около восьми метров) друг от друга, и каждая снимает свою половину оркестра. Крайние левый и правый микрофоны формируют, соответственно, левый и правый каналы. Сигналы правого микрофона левой пары и левого микрофона правой пары микшируются с понижением уровня на 3 дБ и формируют центральный канал. По методу Multiple-A/B пять направленных (обычно кардиоидных) микрофонов равномерно распределяются по линии длиной десять метров. Сигналы левого, центрального и правого микрофонов поступают в соответствующие каналы. Сигналы микрофонов, находящихся между левым и центральным и между правым и центральным каналами, поступают на оба соседних канала с уровнем -3 дБ.

Специальные системыНекоторые производители разработали собственные системы микрофонной записи многоканального пространственного звука.

Наиболее известна в этой области продукция компании SoundField. Основу всех ее систем составляет уникальный микрофон с четырьмя совмещенными капсюлями, установленными четырехгранником (все капсюли направлены в разные стороны). В систему SPS422B также входит предусилитель-процессор, с помощью которого можно управлять различными параметрами системы (в том числе направленностью микрофона), дискретно выводить четырехканальный сигнал микрофона (названный производителем "B Format"), а также преобразовывать его в форматы моно, MS или стерео. Для преобразования B Format в стандартный многоканальный пространственный звук (вплоть до 7.1) используется процессор SP451. Система MKV отличается от SPS422B, прежде всего, тем, что входящий в нее предусилитель-процессор можно использовать для преобразования предварительно записанных сигналов B Format. Новыми продуктами компании являются вещательная система DSF2, портативная система ST350 и плагин Surround Zone, выполняющий те же функции, что и процессор SP451.

Система SPL/Brauner Atmos 5.1 состоит из устройства Atmos 5.1 Controller производства компании SPL и набора микрофонов ASM 5 (Adjustable Surround Microphone) фирмы Brauner. Устройство Atmos 5.1 Controller имеет пять трансформаторных микрофонных входов с моторизованными регуляторами чувствительности, аттенюаторами, переключателями полярности, фантомным питанием, обрезными фильтрами низких частот, разрывами и посылами-возвратами. Есть функции пространственного панорамирования, мониторинга, управления низкочастотным каналом, дистанционного изменения диаграммы направленности микрофонов (от круга до восьмерки). Наряду с шестью дискретными пространственными выходами имеются также стереофонические вход и выход. В набор ASM 5 входят пять подобранных микрофонных капсюлей Brauner VM1, установленных на специальной стойке в конфигурации, являющейся модифицированным вариантом системы INA 5. Микрофоны можно поворачивать. Также прилагается 25-метровый мультикабель для соединения с устройством Atmos 5.1 Controller.

Jerry Bruck, американский представитель компании Schoeps, разработал пространственную систему на основе сферического микрофона, которую компания продает под названием Schoeps Surround Microphone System by Bruck. Помимо сферического микрофона KFM360 в систему входят два двунаправленных микрофона CCM8L, расположенных таким образом, чтобы капсюль был совмещен с одним из имеющихся в сфере всенаправленных микрофонов, и процессор DSP4 KFM360. Процессор имеет два аналоговых стереовхода для микрофонов (с фантомным питанием 48 В) и три стереовыхода, два цифровых стереовхода и три стереовыхода формата AES/EBU. В режиме записи входные сигналы микрофонов без обработки поступают на два выхода, третий выход служит для мониторинга. В режиме обработки четыре входных сигнала (записанные или непосредственно с микрофонов) преобразуются процессором в шесть каналов формата 5.1. Обработка производится в цифровом виде, возможно управление уровнями каналов, временем задержки, верхней границей частотного диапазона.

Канадская компания Rising Sun Productions выпускает серию микрофонных систем под общим названием Holophone, являющихся, пожалуй, самыми недорогими устройствами такого типа. Несколько всенаправленных капсюлей размещены в корпусе сложной эллипсоподобной формы, имитирующей акустические свойства головы. Кроме того, корпус действует как акустическая линза. Все системы имеют отдельные выходы пространственных каналов и не требуют дополнительной обработки, так что могут подключаться непосредственно к микрофонному предусилителю. Флагманская модель h3 Pro имеет восемь выходов (левый, центральный и правый фронтальные, левый, центральный и правый тыловые, верхний, низкочастотный), то есть поддерживает форматы вплоть до 7.1. Модель h4D поддерживает шесть каналов формата 5.1. Компактная модель h5 SuperMINI, предназначенная для крепления на видеокамеру, также поддерживает шесть каналов формата 5.1, но помимо дискретных выходов имеет встроенный предусилитель, выход для наушников, стереовыход матричного пространственного кодировщика (совместим с форматом Dolby Pro-Logic II), вход для дополнительного микрофона.

ЗаключениеКак это обычно бывает в работе со звуком, перечисленные методики лучше воспринимать в качестве исходных. Знание принципов слухового восприятия и конструктивных особенностей микрофонов, а также способность оценивать полученные результаты, помогут вам в поиске собственных технологий пространственной записи. Несмотря на распространенное мнение, не только в пространственной, но даже и в стереофонической звукозаписи не все еще придумано.

Средняя оценка:

Ваша: нет Средняя: 4 (голосов: 1)

www.moinf.info