Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Применение микрофона. Хью Робджонс: Правильное использование микрофонов

Применение микрофона


Микрофон. Виды. Устройство. Работа. Применение. Как выбрать

Для записи звука или для его усиления, используется микрофон. Этот прибор преобразует колебания звука в электрические колебания. Он отличается устройством и внешним видом, и чтобы правильно сделать выбор, надо знать, какие есть виды этой техники, их преимущества и недостатки.

Виды
По своему назначению, микрофон может быть:
  • Сценический. Он бывает проводным или беспроводным, имеет рукоятку, которая позволяет удобно держать и фиксировать его в стоечном держателе.

  • Репортерские. Они могут быть ручными, головными или скрытыми, модели, предназначенные для использования на открытом воздухе, не боятся влаги, низкой или высокой температуры и сильного ветра.

  • Студийные. Они обычно компактных размеров и устанавливаются на петлицы, но могут быть и ручными или головными. Есть плоские модели, которые незаметны на столе и обычно устанавливаются прямо перед диктором. Вещательные микрофоны устанавливаются в специальных стойках, они могут переключаться на направленное или круговое действие.
По принципу действия, существует разделение на:
  • Динамические. Здесь звуковые волны преобразовываются в электрические сигналы при помощи маленького динамика. Они могут применяться как в репортерской деятельности, так и на сцене, не очень чувствительны к температуре, имеют высокую надежность, но качество звука хуже, чем у конденсаторных моделей.
  • Конденсаторные. Преобразование звука в электрический сигнал происходит при помощи конденсатора. Для них требуется дополнительное питание.
  • Угольные. Здесь используется угольный порошок, который во время работы изменяет свое сопротивление. Так как характеристики у них низкие, то сейчас они практически не выпускается.
  • Оптоакустические. Иногда их еще называют лазерными, так как для регистрации колебаний воздуха используется свет. Эти приборы имеют узконаправленное применение, например, в сейсмографах, датчиках расстояния и т.д.
  • Пьезоэлектрические. Они работают на основе пьезоэлектрического эффекта. Рабочим элементом являются пластины из выращенных кристаллов. У этих микрофонов характеристики хуже, чем у конденсаторных и динамических, поэтому они применяется редко.
Пространственная направленность может быть:
  • Круговая. Неважно, где находится источник звука, в этом случае техника хорошо ловит все звуки в пространстве, даже если источник движется.
  • Кардиоидный. Действие прибора направленное, при этом в одной полусфере он отлично ловит все звуки, а в другой их практически не замечает.
  • Суперкардиоидный. Поле чувствительности будет иметь вытянутую форму, поэтому микрофон воспринимает звук от конкретного источника, игнорируя шумы и другие источники звука.
  • Гиперкардиоидный. Способен воспринимать звук от далеко расположенных источников, но только в том случае, когда диафрагма микрофона будет размещена под углом 90 градусов к оси источника звука.
Особенности устройства

Угольный микрофон является самым старым и имеет простое устройство. Основными его элементами является мембрана и угольный порошок. Во время звуковых колебаний, угольный порошок меняет свое сопротивление, на выходе получается переменное напряжение, которое повторяет колебание звуковых волн.

Динамические устройства могут быть катушечного или ленточного типа. В первом случае есть мембрана, магнит и подвижная катушка. Во втором варианте мембраны нет, вместо нее есть лента из тонкого металла, во время прохождения звука она начинает вибрировать между полюсами магнита.

Конденсаторные устройства имеют строение как у конденсатора: два электрода плоской формы, один подвижный, а второй нет, между ними находится диэлектрик.

Независимо от типа прибора, у всех есть корпус, ветрозащита, шнур для подключения, а в беспроводных вариантах есть встроенный аккумулятор.

Принцип действия

Самым распространенным является динамический микрофон, он имеет высокую универсальность, надежность и доступную стоимость. Его принцип работы похож на работу обычного динамика, только в обратном направлении. Диафрагма подключается к токопроводящей катушке, которая находится в магнитном поле, сформированном постоянным магнитом.

Звук действует на диафрагму, вследствие чего начинает двигаться катушка. В магнитном поле создается вибрирующее движение, которое вызывает появление электрического тока. От силы звука, диафрагма движется сильнее или слабее, и звуковые волны преобразуются в электрические сигналы.

У конденсаторных, во время звуковых колебаний возникает движение одной из пластин, при этом емкость конденсатора меняется. Для ее работы обязательно необходимо питание, которое может быть от усилителя или от батареи.

Область применения

В зависимости от типа микрофона, они применяются в следующих сферах:
  • Для работы различной измерительной техники.
  • На концертах и других выступлениях.
  • В студиях звукозаписи, для записи музыкальных инструментов или вокала.
  • Для общения при помощи компьютера, например, в Skype.
  • В мобильных телефонах, видеокамерах, диктофонах и другой технике.
  • В гарнитуре, где наушники и микрофон входят в состав одного аксессуара.
Как выбрать микрофон
При выборе, надо обращать внимание на:
  • Питание. Оно может быть по кабелю или от аккумулятора, есть приборы, которые могут работать на том и другом способе питания.
  • Чувствительность. Эта характеристика показывает, какой минимальный звук может воспринять устройство. Чем ниже будет показатель в децибелах, тем чувствительнее прибор, если измерение в мВ/Па, то чем выше значение, тем лучше чувствительность.
  • Уровень звукового давления. Обычно эта характеристика в пределах 100-130 Дб, она характеризует наибольшую громкость, которую может воспринять техника.
  • Частота – диапазон звука, который сможет сформировать конкретный аппарат, например, для голоса достаточно 80-15000 Гц, а для записи такого музыкального инструмента как барабан — 30-15000Гц.
  • Сигнал/шум. Чем больше будет этот параметр, тем меньше устройство искажает звук. Среднее значение составляет 64-66 Дб, а профессиональная техника имеет 72 и больше децибел.
  • Импеданс или номинальное сопротивление. Такая характеристика описывает возможность подключения к определенному оборудованию. Этот параметр больше важен для профессиональной техники и на той, что используется с компьютером, ноутбуком или телефоном, может не указываться.
  • Радиус действия для беспроводной, и длина кабеля для проводной техники. Такая характеристика показывает, насколько свободно можно передвигаться с микрофоном. Чем больше радиус действия и длиннее кабель, тем дальше можно двигаться с этим устройством.
  • Тип подключения. Есть несколько интерфейсов: XLR, mini-XLR, mini-Jack, Jack, TA4F, USB, Lighting/30-pin. Надо смотреть, чтобы микрофон был совместим с тем устройством, к которому вы планируете его подключать.
  • Материал корпуса. Пластиковый корпус более легкий и дешевый, но менее прочный. Металлический корпус имеет высокую прочность, но и большой вес, а также у него выше стоимость.
Преимущества и недостатки

Каждый тип микрофонов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их на примере динамических и конденсаторных моделей.

Плюсы динамических устройств:
  • Могут выдерживать большие перегрузки, поэтому используются для снятия громкого звука, при этом риск повреждения микрофона небольшой.
  • Прочная и надежная конструкция, они не боятся ударов.
  • Универсальность, можно использовать дома, на сцене или на улице.
  • Невысокая чувствительность, поэтому они не воспринимают посторонние шумы и помехи.
  • Невысокая чувствительность к обратной связи.
Среди недостатков надо отметить:
  • Чистота и прозрачность звука хуже, чем у конденсаторных устройств.
  • Небольшой частотный диапазон.
  • Могут неточно передавать тембр голоса.
Плюсы конденсаторных микрофонов:
  • Широкий частотный диапазон.
  • Есть возможность делать миниатюрные устройства.
  • Более высокое качество звука.
Их недостатки:
  • Необходимо обеспечивать дополнительное питание, обычно это 48 В, поэтому подключить прибор вне пределов студии не всегда получается.
  • Боятся ударов, после чего могут перестать работать.
  • Боятся перепадов температуры и высокой влажности.

Чтобы правильно выбрать микрофон, надо уяснить, что нет универсальных приборов, приобретать такую технику надо только под конкретные задачи. Хороший и качественный аппарат будет стоить недешево, поэтому к его выбору надо подходить подготовленным и точно знать, для каких целей он необходим.

Похожие темы:

 

tehpribory.ru

О микрофонах. Как сделать правильный выбор?

О микрофонах. Как сделать правильный выбор?

Ни для кого не секрет, что микрофоны – это первичное и важнейшее звено во всем процессе звукозаписи. Профессиональная студия звукозаписи или запись на дому – не важно! В любом случае, качество звука на выходе прямо пропорционально качеству микрофона, который Вы используете.

На данный момент мы имеем огромнейшее количество самых разных моделей микрофонов. Существует мнение, что чем дороже микрофон, тем он лучше. На самом же деле, сегодня существует много бюджетных моделей, которые по качеству и производительности не уступают более дорогим брендам. В этой статье мы постараемся ответить на самые популярные и важные вопросы: «Какой микрофон выбрать для домашней студии?», «Как выбрать качественный микрофон?», «В чем отличие более дорогих микрофонов от более дешевых?», «Какой микрофон лучше для записи вокала?» и много других.

 

Назначение микрофона

Самое главное, это подобрать микрофон, который удовлетворит именно Ваши нужды. Вы ищете микрофон для вокала или для инструмента? Для использования на выступлениях или записи? А, может быть, вам нужно и то, и другое. Есть масса микрофонов, которые можно использовать на студии или на концертах. Например, SENNHEISER E 945 - это полностью профессиональный микрофон для записи и выступлений. Очень важно выбирать микрофон, исходя из среды его использования и подключаемого оборудования. Нет смысла тратить сумасшедшие деньги на профессиональный студийный микрофон LEWITT, если вам нужен микрофон для записи в домашних условиях, в комнате, где акустика, мягко скажем, не идеальна. Для такого случая лучше будет взять недорогой и менее чувствительный микрофон, например, есть студийные, но бюджетные модели от iCON. С другой стороны, даже в студийных условиях работа самых лучших микрофонов сильно зависит от подключенного предусилителя. И если у вас нет серьезных дорогих предусилителей, то хорошие микрофоны не будут использоваться на 100%.

 

Изучаем характеристики

Понимание и изучение характеристик и терминологии микрофонов значительно поможет Вам в дальнейшем выборе. Ниже приведены основные термины и характеристики, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности Диаграмма направленности описывает форму поля чувствительности микрофона или направлений получения или игнорирования звуковых волн. Всенаправленный микрофон принимает звуки, поступающие со всех сторон. Двунаправленный микрофон («восьмерка») чувствителен к звукам, поступающим со сторон "север" и "юг", но не чувствителен к звукам, поступающим со сторон "восток" и "запад». Однонаправленный микрофон, в основном, принимает звуки только с одной стороны.Однонаправленные микрофоны являются самыми распространенными и представлены тремя конфигурациями: кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Все три конфигурации игнорируют звуки, идущие сзади по оси и вне ее, или боковые звуки. Форма кардиоидной диаграммы напоминает сердце, что следует из ее названия. Это делает микрофон чувствительным к звукам, идущим с передней и боковой стороны микрофона и нечувствительным к звукам, которые поступают с противоположной стороны. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой менее чувствительны к звуку, идущему сбоку, но более чувствительны к поступающим сзади. Гиперкардиоидные микрофоны принимают больше звуков, поступающих сзади (направление 180 градусов) и менее чувствительны к звукам, что поступают по направлениям 90 и 270 градусов.

Данные конфигурации будут полезны при использовании микрофона в шумных средах, как например, концерты, малые выстепления группы и т.п. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны не чувствительны ни к чему кроме голоса исполнителя, поэтому звук не становится "грязным" и неразборчивым. Также данные диаграммы направленности чаще всего встречаются на конденсаторных микрофонах, которые зачастую используют на студиях. Причина этому кроется в том, что студийная запись должна быть кристально чистой и здесь свою роль и играет как раз направленность и чувствительность микрофона к разным источникам звука!

 

Переключаемые микрофоны Некоторые конденсаторные микрофоны обладают функцией переключения диаграмм. Они могут менять свою диаграмму направленности между однонаправленной, кардиоидной, «восьмеркой» и т.д. Это делается при помощи переключателя или сменных капсюлей. Данная функция делает микрофон более гибким в плане его использования и расширяет круг применений.

 

Частотная характеристика Так называется диапазон частот, на который микрофон будет реагировать, например от 80Гц до 15кГц. Для барабанных микрофонов (малые барабаны и том-томы) частотный отклик должен начинаться в районе 50Гц, для бас-барабана - 30-40Гц.

 

Чувствительность и характеристики SPL Чувствительность, как параметр спецификации, показывает, насколько тихий звук может быть воспринят микрофоном. Неспециалистам важно знать, что чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон. SPL означает уровень звукового давления и измеряется в дБ. Этот параметр означает максимально возможную величину звукового давления, воспринимаемого микрофоном, т.е. противоположен чувствительности. Важный параметр в случаях, если микрофон будет использоваться с громкими инструментами, например ударными. Средняя величина SPL - 100 дБ, 130дБ - это уже высокий SPL.

Кривая чувствительности Частотная характеристика показывает только диапазон охватываемых микрофоном частот. Термин "кривая чувствительности" отражает форму частотной характеристики. Характеристика описывает форму кривой, так как в начале и в конце графика значение по вертикальной оси равно нулю. Внутри характеристики на определенных частотах могут встречаться пики и спады, такие микрофоны более специализированы под конкретные задачи. Например, микрофон для вокала может иметь пик на средних частотах со сдвигом вверх, который делает голос более мягким и четким.

Кривая чувствительности вокального динамического микрофона LEWITT MTP 240 DMs.

 

Эффект приближения Эффект приближения не указывается в спецификациях, но является важной характеристикой, которая изредка упоминается в описаниях. Обычно конденсаторные микрофоны обладают большей величиной  эффекта приближения, чем динамические. Эффект приближения заключается в том, что низкие частоты по мере приближения источника звука к микрофону становятся более отчетливыми. Желанный эффект для исполнителей, которые "работают на микрофон". Звукотехники выбирают микрофоны с сильным эффектом приближения для выделения басов при записи инструментов.

О чем нельзя узнать из спецификации Изучайте не только спецификацию, но и такие характеристики микрофона как: устройство, типы используемых металлов, точность сборки - все может влиять на качество восприятия. Часто цена является главной характеристикой микрофона. Но на самом деле тестирование - лучший способ узнать разницу между очень хорошими микрофонами и не очень.

 

Типы микрофонов и сферы их применения

Большая часть микрофонов делятся на две категории: динамические и конденсаторные. Ниже описаны принципы работы, их плюсы и минусы, рассмотрены различные типы и сферы применения микрофонов.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны содержат катушку индуктивности, соединенную с диафрагмой и помещенную в постоянное магнитное поле. Движение диафрагмы передается катушке, в результате чего на ней меняется напряжение. Динамические микрофоны обладают простой конструкцией, высоким уровнем звукового давления (SPL), виброизоляцией для использования в руках и диаграммой направленности, игнорирующей внеосевые звуки. Они предназначены для записи "живого" звука на концерте, вокала и инструментов, изредка для записи. Например, Shure SM58, один из известнейших динамических микрофонов, способен и превосходно снимать инструменты, и передавать на колонки чистый голос вокалиста. В целом, динамические микрофоны относительно доступны по цене, многие производители, например GYC, представляют бюджетные линейки микрофонов.  

Плюсы динамических микрофонов: Главный их плюс – это надежность, неприхотливость и цена. Эти микрофоны используются везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность в отношении к источнику звука. В сложных погодных и акустических условиях зачастую работают именно динамические микрофоны! Также стоит отметить, что эти микрофоны дают возможность свободно передвигаться по сцене, не боясь пройти мимо колонки и услышать страшно раздражающий писк, когда микрофон заводится от обратной связи.

Минусы динамических микрофонов: К минусам нужно отнести в первую очередь ограниченный частотный диапазон, что не позволяет использовать микрофон в полной мере и при любых обстоятельствах. Если еще добавить низкую чувствительность к передаче нюансов исполнения, то становится понятным, почему динамические микрофоны не используются на профессиональных студиях.

Конденсаторные микрофоны

 

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 В (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах. Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

Плюсы конденсаторных микрофонов: Главный плюс этих микрофонов – это их чувствительность. Поставьте такой в середине квартиры многоэтажного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и разговор соседей внизу, и их работающий телевизор, и птичек за окном, и шум Вашего системного блока ПК и даже Ваше собственное дыхание! Эти микрофоны имеют самый широкий диапазон улавливаемых частот (некоторые модели воспринимают звук от 5 Гц до 200 кГц). Все это говорит о том, что конденсаторные микрофоны – это скорее элитные микрофоны, место которым в студии звукозаписи, где предъявляются повышенные требования к передаче всей звуковой картины. Также, поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и т.д.

Минусы конденсаторных микрофонов: Конденсаторные микрофоны всегда требуют источник питания. Это либо предусилитель (+48 В), либо фантомное питание с микшерного пульта.

Поскольку микрофоны очень чувствительны, то часто ловят то, что ловить и вовсе не нужно. Например, шум за дверью или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующей звукоизоляции.

Также конденсаторные микрофоны очень хрупкие и зачастую ломаются при первом же незначительном падении или встряске, в то время, как динамические можно ронять на пол без каких-либо серьезных последствий. Этим обуславливается непригодность конденсаторных микрофонов к гастролям и концертам.

Часто такие микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр, для защиты от взрывных согласных «П/Б», «Т/Д» и «С/З» у вокалистов. Это необходимо потому, что у микрофонов очень нежная начинка. И очень просто повредить конденсаторный микрофон просто превысив максимально допустимый уровень звукового давления.

Переключатели среза низких частот и чувствительности Эти элементы управления часто встречаются в конденсаторных микрофонах и помогают настроить микрофон под нужные условия. Переключатель среза низких частот - изменяет частотную характеристику, обычно в начале диапазона (область НЧ) путем среза или уменьшения уровней всех частот ниже уровня. Используется для уменьшения числа принимаемых низких частот и увеличения эффективности усилителя. Многие усилители плохо воспроизводят низкие частоты, тем не менее, они стараются изо всех сил. Срез басов не пропускает на вход усилителя частоты, которые находятся за пределами обрабатываемого диапазона. В процессе звукозаписи срез делает звук чище. Переключатели чувствительности изменяют чувствительность или уровень громкости микрофона таким образом, чтобы источник громкого звука не перегружал микрофон.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой Это большие студийные микрофоны, предназначенные для записи, с  диафрагмой диаметром 1,9-2,5 см. Обычно данные микрофоны очень чувствительны, требуют внешний источник питания и подвешиваются на потолок или держатель. Эти микрофоны идеальны для наиболее качественной записи вокала. Позиционируются как универсальные студийные микрофоны; лучшие модели необычайно дороги. В последнее время стали выпускаться относительно недорогие модели - тот же дизайн, а качество неотличимо глазами непрофессионала.

Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией Еще один тип больших конденсаторных микрофонов. Обычно обладают широкой, плоской пластиной, расположенной над горизонтально закрепленной (под углом 90 градусов к оси микрофона) диафрагмой. При установке микрофона вертикально, исполнитель поет как бы в боковую сторону микрофона, откуда и пошло названии микрофона.  

Конденсаторные микрофоны с двойной диафрагмой - обычно это конденсаторные микрофоны с боковой адресацией и двумя разнонаправленными диафрагмами. Эффективно используются при записи дуэтов, больших групп или звукового окружения небольшого помещения. Микрофоны с двумя диафрагмами упрощают процесс записи двух источников звука: вместо двух микрофонов, требуется всего один.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Старинные микрофоны, использовавшиеся в студиях звукозаписи, теле и радиостудиях несколько десятилетий назад. Из-за их свойства придавать записанному материалу особое звучание - как усилитель гитары "раскрашивает" исходный звук - данные микрофоны выпускаются и в наши дни. Этим микрофонам требуется специализированные источники питания.

 

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой Микрофоны с диафрагмой 1,2 см и меньше, использующиеся для записи и иногда "вживую". Они отличаются улучшенным восприятием высоких частот, а также источников звука с быстрой переменой громкости или внезапной атакой. Также применяются в качестве микрофонов для тарелок барабанной установки. Как и остальные конденсаторные микрофоны, они требуют фантомного питания или батареи.

 

Микрофоны-пушки

Конденсаторные микрофоны с учень узкой и длинной диаграммой направленности. Часто используются при теле, радиовещании, например спортивных мероприятий, из-за их способности принимать определенные сигналы с дальнего расстояния.

 

Поверхностные микрофоны (граничного слоя) Данные микрофоны довольно универсальны в использовании: на подиумах, конференциях, в студии. Обычно располагаются на плоской поверхности: на полу, потолке, стене - это помогает в восприятии. Подходят для стереозаписи и для записи групповых выступлений.

Отдельной главой стоит выделить беспроводные микрофоны (радиосистемы).

Изобретённые в середине двадцатого века радиомикрофоны давно стали нормой для эстрадных выступлений. Сегодня эта техника шагнув со сцены, помогает людям в решении бизнес-задач, на корпоративных и семейных торжествах и других мероприятия, где важна в первую очередь мобильность. Радиомикрофоны можно разделить на 3 вида по конструктивному исполнению (на самом деле этих видов больше, но в основном это специальные решения для узкопрофессиональных задач): - c петличным микрофоном и внешним передатчиком; - c головным микрофоном и внешним передатчиком; - с ручным микрофоном-передатчиком.

 

Заключение Пожалуй, самое полезное при выборе микрофона - старый добрый проверенный метод исследования. Спросите своих знакомых, друзей. Почитайте профессиональные обзоры и пользовательские отзывы о разных моделях и разных брендах. Эти источники информации помогут вам сделать правильный выбор.

И в конце концов, придя в магазин, пообщайтесь со специалистом! В нашем магазине Музыкант, Вам детально опишут и расскажут плюсы и минусы тех или иных микрофонов. Приходите!

www.musikant.ua

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

Если у Вас есть хороший микрофон, но Вы не умеете им пользоваться, то с таким же успехом Вы можете применять и консервную банку с натянутой ниточкой. Хью Робджонс делится некоторыми советами… Если Ваша музыка вовлекает акустические инструменты или голоса, то окончательное качество Вашей записи полностью зависит от Ваших микрофонов и от того, что Вы делаете с ними. Хорошая новость: правильно расположенный, дешёвый и весёлый микрофон, может зачастую выигрывать у гораздо более дорогого, но неправильно размещённого. Кроме того, то, как Вы заботитесь о своих микрофонах, как организовываете свою студию, может иметь большое значение для беспроблемного управлениями сессиями. Забота о своих микрофонах и тщательное их размещение – вот ключ для завоевания «Большого звука».

1) У некоторых микрофонов есть очень характерные звуковые особенности, например – повышение «присутствия», очень полный бас, либо что-нибудь ещё. Эти особенности могут быть полезными в определённых ситуациях, но могут ограничить Ваши возможности по более общему их применению. Выбирайте нейтрально звучащий микрофон и используйте позиционирование (или, если требуется, эквайлизацию), чтобы получить необходимый звуковой характер.

2) Конденсаторным и электретным микрофонам не нравится пыль и влажность. Они отрицательно влияют на звуковое качество, а в случае с пылью и дымом – серьёзно и надолго ухудшают диафрагму микрофона. Приличные микрофоны достаточно дороги, поэтому заботьтесь о своих инвестициях. Если Вы подозреваете, что работа Вашего микрофона не столь хороша, как была раньше, то рассмотрите вопрос об отправке микрофона изготовителю или специальным сервисным организациям, чтобы обслужить и очистить диафрагму.

3) Всегда обращайтесь с микрофонами с нежностью и заботой! Убирайте их, если не используете, не роняйте, не хлопайте крышками на коробках – так Вы можете повредить диафрагму. В идеале, держите свои микрофоны в выложенных поролоном коробках, в сухом и прохладном месте. Если Вам не хочется постоянно упаковывать и распаковывать их, делайте так, как поступают многие из профессионалов: оставляют микрофоны на стойках в студии и одевают на них соответствующие по размеру специальные чехлы (термосумки), чтобы не допустить пыль. Также, многие оставляют микрофоны постоянно подключенными к источнику фантомного питания. Это делается для того, чтобы они всё время оставались тёплыми и избегали проблем с влажностью.

4) Динамические микрофоны имеет меньший динамический диапазон, с более мягкими высокими частотами, чем электретные и конденсаторные. Но зато они намного более устойчивы к звуковым перегрузкам от громких источников и к небрежному обращению. Так, в случаях, когда требуется более тёплый или более «жирный» звук (например, на барабанах или тонко звучащем вокале), или дня снятия звука с очень громких источников – динамический микрофон очень часто является хорошим и разумным выбором.

5) Конденсаторные и электретные микрофоны имеют большую чувствительность, кажутся «быстрее», и вообще, более нейтральны. Это хороший выбор, когда Вы пытаетесь захватить тонкие нюансы в звуке. Конденсаторные микрофоны с небольшой диафрагмой более нейтральны и точны, чем с большой, которые имеют тенденцию показывать более тёплую и полную натуру.

6) Электретные микрофоны приводятся в действие или внутренней батареей, или фантомным питанием. Фантом – привилегированный способ электропитания, поскольку Вы избегаете проблем с разрядом батареи, и во-вторых, усилитель в микрофонной головке будет иметь больший частотный диапазон и меньше шума. Если Вы всё-таки применяете батарею, то удаляйте её, когда не используете микрофон. Не забывайте протирать контакты, поскольку микрофон потребляет настолько малый ток, что любая коррозия на контактах может резко ухудшить работу усилителя. Позвольте микрофонам прогреться несколько минут перед применением.

7) Говоря об первичных усилителях в конденсаторных и электретных микрофонах, стоит заметить, что вообще то они разрабатываются, чтобы справляться с «нормальными» уровнями звукового давления. Если Вы поместите микрофон очень близко к громкому звуковому источнику, то этот усилитель очень легко может перегрузиться, произведя искажённый звук. У многих микрофонов есть включаемые аттенюаторы или специальные модули аттенюации, помещаемые между капсюлем и усилителем. Если Вы в сомнении – используйте его. Лучше низкий уровень, который может быть исправлен в пульте, чем громкий, но искажённый звук, которому уже ничем не помочь!

8) Не забывайте убирать фейдеры на пульте или приглушать колонки, когда Вы перемещаете микрофоны, переключаете их или подаёте на них питание. Любой, кто находится в контрольной комнате, будет весьма невпечатлён, (если даже не оглушён) ударами, щелчками и грохотом, пока Вы разбираетесь со своими микрофонами. Вы можете очень смутиться по возвращению, когда найдёте обугленные останки басовых динамиков, свисающих из Ваших мониторов!

9) Регулируя положение микрофона на стойке, не делайте это при сильно затянутых зажимах, потому что так они быстро потеряют свою способность держать положение. Лучше ослабьте их все и свободно поместите микрофон туда, куда Вам надо. Потом зажмите их, начиная снизу вверх. Если Ваши стойки будут в хорошем состоянии, то Вы не будете нуждаться в силе гориллы, чтобы зафиксировать их как положено. Достаточно будет небольшого усилия на зажимах, чтобы гарантировать, что стойки не начнут свисать на середине сессии.

10) Ставьте стойку так, чтобы одна из опорных ножек была непосредственно под «рукой» стойки. Это гарантирует устойчивость и препятствует падению всей конструкции под весом тяжёлого микрофона. Не обматывайте стойку микрофонным кабелем как удав свою жертву. Достаточно пары витков, чтобы это выглядело опрятно и не мешало перемещать стойку, если вдруг появится такая надобность.

11) Важно изолировать микрофоны от механических потрясений (особенно всенаправленные микрофоны), так как субзвуковые и низкочастотные шумы значительно уменьшают динамическое разрешение сигнала (headroom). Немногие из мониторов ближнего поля способны воспроизводить частоты ниже 60 Гц, и если Вы видите пики на своих измерителях, которые, как Вам кажется, не соответствуют звуку, то, скорее всего причина этого – низкочастотный грохот, зачастую от отбивающей ритм ноги! В идеале, устанавливайте свои микрофоны на специальные изолирующие стойки. Также, неплохо помогает размещение под ножками обычной стойки специальных прокладок.

12) Направленные микрофоны обычно используются для того, чтобы оградиться от нежелательного звукового источника. Когда размещаете микрофон, помните, что более важно то, как он расположен относительно нежелательных звуков. Думайте о звуке в трёхмерном измерении и поместите микрофон так, чтобы шум приходил в наименее чувствительные углы. При кардиоидной диаграмме направленности они находятся непосредственно позади её, при восьмёрке – по её сторонам, при гиперкардиоиде – по сторонам тылового конуса.

13) При одинаковой цене у, всенаправленного микрофона зачастую более нейтральный звук и более широкий басовый ответ, чем у направленного. Однако, поскольку у них нет никакой способности «предвзято» относиться к нежелательным звуковым источникам, то они должны быть помещены гораздо ближе любого направленного микрофона (расстояние вполовину или меньше), для получения тех же самых значений взаимопроникновения инструментов (утечек). Если Вы применяете точечные или близкие микрофоны (close-mic), не избегайте использовать всенаправленные, поскольку зачастую они будут казаться менее окрашенными (чем кардиоидные), а утечки, вероятно, будут незначительны. Не забывайте, что многие (особенно дешёвые) всенаправленные микрофоны, имеют тенденцию становиться весьма направленными по высоким частотам. Так что держите нужный звуковой источник по их оси.

14) Все направленные микрофоны, в той или иной степени, обладают эффектом «близости» (повышение басов, которое тем больше, чем ближе микрофон к источнику). Это может использоваться, если Вы хотите «нагреть» свой звук естественным способом, а не при помощи EQ. Остерегайтесь размещать микрофоны близко к движущемуся источнику, потому что характер звука будет меняться. Танцы вокалистов и покачивания гитаристов практически не поддаются контролю!

15) Окончательное качество Ваших записей частично зависит от качества Ваших микрофонов. Чем они лучше, тем потенциально точнее может быть Ваша запись и тем более тонкие детали она может содержать. Профессиональные микрофоны высшего качества стоят, в среднем, от 500 до 1000 фунтов – что и составляет значительную часть бюджета домашних и проектных студий.

16) То, как и куда Вы помещаете микрофон – важный творческий аспект записывания музыки. Не торопитесь, экспериментируйте, и позаботьтесь о том, чтобы понять этот процесс правильно. Послушайте звуковой источник со всех сторон и поразмышляйте, с какого расстояния и под каким углом лучше всего захватить звук. Переместив микрофон всего лишь на дюйм, Вы можете радикально изменить его звук. Правильное размещение, конечно, не гарантирует «великую» запись, но по крайней мере, Вы должны сделать всё, что в Ваших силах.

17) Всегда пробуйте заново разместить или поменять микрофон до того, как решите пользоваться эквалайзером. Это займёт больше времени, но зато результаты лучше. Эквайлизация предназначена для творческой модификации звука, а не для того, чтобы создавать его. А для этого Вы как раз таки и подбираете микрофон! Чтобы уменьшить утечки, подумайте о позиционировании микрофона и о выборе соответствующей диаграммы направленности. Фактически, это намного быстрее, чем настройка нойз-гейта и намного лучше, надёжней и эффективней. Не забывайте, что Вы можете минимизировать утечки в источнике, разместив инструменты так, чтобы нежелательные звуки приходили в зоны наименьшей чувствительности микрофонов. (См. Совет №12)

18) Лучший способ проверить адекватность разделения между микрофонами – послушать каждый инструмент громче остальных. Утечка должна быть, по крайней мере, на 12dB ниже основного источника этого микрофона. В противном случае – заново позиционируйте микрофон, выберите другую диаграмму направленности, по-другому разместите инструменты или введите экранирование. Если это не сработает, то тогда уж пробуйте применять эквалайзер или гейт. Однако, после сессии, попытайтесь выяснить, что пошло не так и что надо сделать, чтобы получить хорошие результаты в следующий раз!

19) Если Вы озадачены тем, на каком расстоянии от звукового источника поместить микрофон, то вот Вам удобное эмпирическое правило: помещайте его на расстоянии, равном самому большому из габаритных измерений источника. Например, в случае с контрабасом, хороший звук можно снять с расстояния 4 фута (около 122 см). Большинство акустических инструментов нуждаются в некотором пространстве, чтобы собрать воедино все элементы своего звука и взять их правильные пропорции. Слишком близко помещённый микрофон будет подчёркивать механические шумы струн, смычка, щелчки клапанов и искажать баланс между базовыми частотами и гармониками.

20) Общая проблема при записи вокалистов, более знакомых с живым выступлением, чем со студийной работой, заключается в том, что они могут слишком близко подобраться к микрофону, тем самым вызывая сибилянты, сопение, плевки (поппинг), чрезмерное басовое повышение и проблемы с влажностью. Чтобы предотвратить это, применяйте поп-фильтр, установленный на расстоянии 4 – 5 дюймов от микрофона. В качестве альтернативы, можно оставить один микрофон на «съедение» вокалисту, а второй разместить на 8 дюймов дальше и на 6 дюймов выше. Как правило, запись производится со второго, более отдалённого микрофона (обычно используется хороший конденсаторный микрофон), но если Вы решите использовать обычную динамическую концертную модель в качестве точечного и смикшируете его со звуком второго микрофона, то сможете достичь более интересного и немного агрессивного звука!  

Бонусные советы по озвучке барабанов.  Размещение микрофона бас - барабана на стойке может быть не всегда приемлемым вариантом, поскольку, если установка ползёт по полу, то она может войти в контакт со стойкой и механически «шокировать» микрофон. Вместо этого, если у переднего пластика есть отверстие, попытайтесь положить микрофон внутрь барабана на подушке. Поэкспериментируйте с размещением ближе / дальше от рабочего пластика и сторон корпуса, чтобы получить хороший звук с правильной комбинацией щелчка колотушки и тела барабана. Если барабан великолепно звучит при солировании, но плохо в комбинации с остальными микрофонами, то дело может быть в несовпадении фаз: попытайтесь поменять его фазировку или фазировку соседних микрофонов. Это может быть особенно важным, когда Вы, например, комбинируете микрофоны выше и ниже малого барабана. Для звука роковых барабанов, попытайтесь, для начала, сбалансировать точечные микрофоны, а затем добавьте оверхэды, чтобы улучшить ясность тарелок. Для живого или джазового звука используйте в качестве основы для главного баланса оверхэды, а точечные микрофоны прменяйте для создания небольшого дополнительного центра. В обоих случаях, заботьтесь о соответствии стереопозиционирования точечных микрофонов с тем, что показывают оверхэды. Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 1998 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org