Пьезокерамический излучатель. Пьезокерамический микрофон


Пьезокерамический излучатель Википедия

Биморфный пьезоэлемент Звук пьезоизлучателя

Пьезоэлектри́ческий излуча́тель, пьезоизлуча́тель — электроакустическое устройство, способное воспроизводить звук, либо излучать ультразвук, благодаря обратному пьезоэлектрическому эффекту.

Конструкция

Пьезоэлектрический излучатель состоит из металлической пластины, на которую нанесён слой пьезоэлектрика, имеющий на внешней стороне токопроводящее напыление. Пластина и напыление являются двумя контактами. Для увеличения громкости звука к металлической пластине может крепиться небольшой рупор в виде металлического или пластикового купола с отверстием[1]. В качестве рупора также может использоваться углубление в корпусе устройства, в котором используется пьезоизлучатель.

Пьезоэлектрические излучающие элементы могут иметь сферическую или цилиндрическую форму поверхности[2].

Маркировка и условные обозначения

Наиболее важные параметры

  • Номинальное напряжение звукового сигнала [V]
  • Допустимое напряжение звукового сигнала [V]
  • Рабочий ток (при напряжении[V], частоте [KHz]) [mA]
  • Ёмкость (на частоте [Hz]) [pF]
  • Резонансная частота [Hz]
  • Звуковое давление (на расстоянии [cm]) [dB]
  • Диапазон рабочих температур [°C]
  • Габаритные размеры [mm]
  • Масса [g]

Пьезоизлучатели отечественного производства

Отечественные пьезоизлучатели имеют обозначения, состоящие из букв «ЗП» (звукоизлучатель пьезоэлектрический) и номера серии. Наиболее распространённые в отечественной бытовой технике излучатели — ЗП-1 и ЗП-3.

Звукоизлучатели типа ЗП приводятся в действие подачей переменного напряжения определённой частоты и амплитуды, обычно, 3…10 В. Частота, при которой звуковое давление максимально, может достигать 75 дБ на расстоянии 1 метр от излучателя. Резонансная частота для большинства пьезоизлучателей составляет 1…4 кГц. Этим обусловлен их характерный, узнаваемый звук, напоминающий «пип».

Применение

Пьезоизлучатели широко используются в различных электронных устройствах — часах-будильниках, телефонных аппаратах, электронных игрушках, бытовой технике. Часто используются в качестве излучателей ультразвуковых колебаний в устройствах отпугивания грызунов и насекомых, увлажнителях воздуха, ультразвуковых «стиральных машинах» (см. ультразвуковая очистка).

Пьезоизлучатель также может использоваться в качестве пьезоэлектрического микрофона или датчика.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Радиосхемы. - Микрофонный усилитель на LA3160

материалы в категории

Микрофонный усилитель на LA3160

При проведении различных мероприятий очень часто возникает необходимость подключить микрофон к усилителю, но вот только не все усилители имеют микрофонный вход.

Решить эту проблему можно изготовив самодельный микрофонный усилитель.На рис. 1 показана принципиальная схема микрофонного усилителя, к которому можно подключить динамический, электретный или пьезокерамический микрофон.

Микрофонный усилитель схема

микрофонный усилитель схема

Микрофон подключают к гнезду XS1. В случае если микрофон ВМ1 будет электретный или пьезокерамический, необходимое для их питания напряжение подается через резистор R1. Этот резистор подключен к источнику стабилизированного напряжения +3,9 В, которое формирует стабилитрон VD1 и балластный резистор R2.

В случае подключения к гнезду XS1 динамического микрофона, протекающий через резистор R1 постоянный ток практически не оказывает заметного влияния на работу микрофона. Напряжение звуковой частоты через разделительный конденсатор С3 поступает на вход микросхемы DA1 типа LA3160. Эта микросхема представляет собой двухканальный малошумящий усилитель с большим коэффициентом усиления и малыми нелинейными искажениями. Микросхемы этого типа обычно использовались в импортных магнитофонах и автомобильных магнитолах в узлах усилителя воспроизведения. Внутреннее «устройство» микросхемы LA3160 показано на рис.2.

la3160

 

Коэффициент усиления DA1.1 по напряжению зависит от соотношения сопротивлений резисторов R4/R3. Чем меньше сопротивление R3, тем больше усиление. Диоды VD1, VD2 защищают вход DA1.1 от высоковольтных импульсов напряжения, например, в момент подключения микрофона. Конденсатор С2 предотвращает поступление на вход усилителя радиочастот. С выхода DA1.1, выход 3, усиленное напряжение ЗЧ поступает на широкополосный активный фильтр, состоящий из DA1.2, С7, R5, R6, С8, R7, С10, R8, С11. Этот фильтр с частотами среза 450 Гц и 5 кГц сужает полосу пропускания микрофонного усилителя. Это повышает разборчивость речевых сигналов и значительно понижает чувствительность усилителя к пульсациям напряжения на частотах 50 и 100 Гц. Также понижается чувствительность к ветру и движениям микрофона в руке. Микросхема DA1 подключена к источнику питания через дополнительный RС-фильтр на элементах С4 и R10.

С выхода DA1.2, вывод 6, напряжение звуковой частоты поступает на подстроечный резистор R11, с помощью которого можно оперативно изменить общий коэффициент усиления устройства до желаемого уровня. На транзисторах VT1, VT2 выполнен двухкаскадный усилитель звуковой частоты. Оба транзисторы охвачены отрицательной обратной связью по постоянному и переменному току через резистор R16. Напряжение смещения на вывод базы VT1 поступает через резистор R12 от источника стабильного напряжения +3,9 В, что стабилизирует режимы работы транзисторов при трехкратном изменении величины напряжения питания устройства.

Усиленное напряжение ЗЧ на выход устройства подается через разделительный конденсатор С15 и защитный резистор R18. Резистор R19 нужен для устранения щелчка при при подключении выхода микрофонного усилителя к входу УМЗЧ. Напряжение питания на узлы конструкции подается через LC помехоподавляющий фильтр L1C13C14. Дроссель L1 также служит предохранителем при неисправности устройства или ошибках в его монтаже.

При напряжении питания 9 В, потребляемый микрофонным усилителем ток будет около 10 мА. При входном действующем напряжении 0,25 В, частоте входного синусоидального сигнала 840 Гц и действующем напряжении на входе устройства 2 В, действующее напряжение на выходе будет менее 0,15 В при частоте входного сигнала 8 кГц. Максимальная амплитуда неискаженного синусоидального сигнала на выходе микрофонного усилителя будет около 8 В при напряжении питания 9 В.

Конструкция и детали микрофонного усилителя

Все детали конструкции, кроме микрофонного капсюля, установлены на монтажной плате размерами 120х27 мм (рис.3). Постоянные резисторы любые малогабаритные общего применения, например, С1-4, С1-14, МЛТ или SMD для поверхностного монтажа. Подстроечный резистор R11 любой малогабаритный, например типа РП1-63М.

микрофонный усилитель

Оксидные конденсаторы типов К50-35, К50-68, К53-1, К53-4, К53-19 или импортные аналоги. Неполярный конденсатор С12 типа К50-51, или импортный. Конденсаторы С3, С7-С11 малогабаритные пленочные. Остальные неполярные конденсаторы керамические. Конденсатор С6 припаивают непосредственно к соответствующим выводам DA1. Конденсатор С13 устанавливают между выводов конденсатора С14 со стороны соединений.

Дроссель L1 малогабаритный промышленного изготовления, подойдет любой из имеющихся индуктивностью 100...6800 мкГн с сопротивлением обмотки 3...22 Ом.

Диоды 1N4148 можно заменить на КД510, КД512, КД521, КД522. Вместо стабилитрона 1N4730A подойдет BZV55C-3V9, КС139Г.

Транзистор 2SC946 можно заменить на SS9013, КТ3102, КТ6111, КТ6113. Вместо 2SA564 может работать SS9012, КТ3107, КТ6112, КТ6115. Интегральную микросхему LA3160, выполненную в корпусе SIP-8, можно заменить LA3161. Если у вас найдется в наличии отечественный микрофон МД-201 (см. фото), которыми комплектовались магнитофоны и магнитофонные приставки выпуска 1970-80-х годов, то такой микрофон также будет замечательно работать с изготовленным по схеме рис.1 микрофонным усилителем.

Микросхема LA3160- операционный усилитель. Отечественных аналогов у нее нет, из импортных аналогов- GL5560, KA1222, KA22211, M51521, MB3106M, UPC1032H, UPC1186C.

Настройка

Настройка безошибочно собранного устройства заключается в подборе сопротивления резистора R12 так, чтобы на выводе коллектора VT2 было напряжение около половины от входного напряжения питания конструкции. Рекомендуемое напряжение питания для собранного микрофонного усилителя стабилизированное 8...10 В.

При желании увеличить чувствительность усилителя, можно установить резистор R3 меньшего номинала. Также для увеличения чувствительности можно установить резистор R16 большего номинала, что потребует повторного подбора номинала резистора R12. После настройки и испытаний собранной конструкции, плату микрофонного усилителя покрывают цапонлаком, как со стороны установки деталей, так и со стороны соединений, при этом, не допускается попадание лака на подстроечный резистор. Собранную и отлаженную плату желательно экранировать, например, поместив ее в латунный чехол, который электрически связан с общим проводом в месте подключения конденсатора С2.

Источник: Радиоаматор №6, 2014Автор: Андрей Бутов, с. Курба, Ярославськой обл.

 

radio-uchebnik.ru

Пьезокерамический излучатель — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Пьезокерамические излучатели, пьезоизлучатели — электроакустические устройства, способные воспроизводить звук благодаря обратному пьезоэлектрическому эффекту.

Пьезокерамический излучатель состоит из металлической пластины, на которую нанесён слой пьезоэлектрической керамики, имеющий на внешней стороне токопроводящее напыление. Пластина и напыление являются двумя контактами. Для увеличения громкости звука к металлической пластине может крепиться небольшой рупор в виде металлического или пластикового купола с отверстием.[1] В качестве рупора также может использоваться углубление в корпусе устройства, в котором используется пьезоизлучатель.

Пьезоэлектрические излучающие элементы могут иметь сферическую или цилиндрическаяую форму поверхности[2].

Наиболее важные параметры

  • Номинальное напряжение звукового сигнала [V]
  • Допустимое напряжение звукового сигнала [V]
  • Рабочий ток (при напряжении[V], частоте [KHz]) [mA]
  • Ёмкость (на частоте [Hz]) [pF]
  • Резонансная частота [Hz]
  • Звуковое давление (на расстоянии [cm]) [dB]
  • Диапазон рабочих температур [°C]
  • Габаритные размеры [mm]
  • Масса [g]

Пьезоизлучатели отечественного производства

Отечественные пьезоизлучатели имеют обозначения, состоящие из букв «ЗП» (звукоизлучатель пьезоэлектрический) и номера серии. Наиболее распространённые в отечественной бытовой технике излучатели — ЗП-1 и ЗП-3.

Звукоизлучатели типа ЗП приводятся в действие подачей переменного напряжения определённой частоты и амплитуды, обычно, 3-10 В. Резонансная частота (частота, при которой звуковое давление является максимальным) может достигать 75 дБ в 1 метре от измерителя и для большинства пьезоизлучателей составляет 1-4 кГц. Этим обусловлен их характерный, узнаваемый звук, напоминающий «пип».

Пьезоизлучатели широко используются в различных электронных устройствах — часах-будильниках, телефонных аппаратах, электронных игрушках, бытовой технике. Часто используются в качестве излучателей ультразвуковых колебаний в устройствах отпугивания грызунов и насекомых, увлажнителях воздуха, ультразвуковых «стиральных машинах» (см. ультразвуковая очистка).

Пьезоизлучатель также может использоваться в качестве пьезоэлектрического микрофона или датчика.

  1. ↑ Гейер Анатолий Филиппович mapofscience.ru/scientist/3514945. [avrora-binib.ru/stati/pezokeramicheskie_izluchateli_zvuka_zvonki_opoveshchateli/ Пьезокерамические излучатели звука].
  2. ↑ Розенберг, Л. Д. Фокусирующие излучатели ультразвука // В кн.: Физика и техника мощного ультразвука / Под ред. Л. Д. Розенберга. Кн. 1. Источники мощного ультразвука. — М.: Наука, 1967. — C. 149—206.

Напишите отзыв о статье "Пьезокерамический излучатель"

Отрывок, характеризующий Пьезокерамический излучатель

– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову. Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом. – Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома. – Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет? – Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов. – Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы? – Как случится, – сказал Ростов. – Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу. – Да что же? – Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину. – Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала. Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому. – Так что же? только? – спросил он. – Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас. – Ну так что же? – Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами. Ростов задумался. – Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия? – Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.

wiki-org.ru

пьезокерамический микрофон

 пьезокерамический микрофон

• piezokeramický mikrofon

Русско-чешский словарь. 2013.

  • пьезокерамика
  • пьезокерамический преобразователь

Look at other dictionaries:

  • Пьезокерамический излучатель — Пьезокерамические излучатели (пьезоизлучатели) электроакустические устройства воспроизведения звука, использующие обратный пьезоэлектрический эффект. Пьезоизлучатели широко используются в различных электронных устройствах часах будильниках,… …   Википедия

  • Динамики — Громкоговоритель  устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько излучающих головок и, при необходимости, акустическое оформление, электрические устройства (фильтры,… …   Википедия

  • Динамическая головка — Громкоговоритель  устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько излучающих головок и, при необходимости, акустическое оформление, электрические устройства (фильтры,… …   Википедия

  • Электронное устройство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • Электровакуумная лампа — Отечественная экспортная радиолампа 6550C Электронная лампа, радиолампа электровакуумный прибор (точнее вакуумный электронный прибор), работа которого осуществляется за счёт изменения потока электронов, которые движутся в вакууме или разрежённом… …   Википедия

  • Электронно-лучевая трубка — Принципиальная схема одного из видов ЭЛТ Электронно лучевая трубка[1] (ЭЛТ), кинескоп  электровакуумный прибор, преобразующий электрические сигналы в световые. В строгом смысле, электронно лучевыми трубкам …   Википедия

  • Предохранитель (электричество) — предохранитель Предохранитель  электрический аппарат, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании тока высокой силы. В цепи обозначается буквами «FU»… …   Википедия

  • Жучок (электротехника) — предохранитель Предохранитель  электрический аппарат, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании тока высокой силы. В цепи обозначается буквами «FU»… …   Википедия

  • Микросхема — Современные интегральные микросхемы, предназначенные для поверхностного монтажа. Советские и зарубежные цифровые микросхемы. Интегральная (engl. Integrated circuit, IC, microcircuit, microchip, silicon chip, or chip), (микро)схема (ИС, ИМС, м/сх) …   Википедия

  • Предохранитель (электрический) — предохранитель Предохранитель  электрический аппарат, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании тока высокой силы. В цепи обозначается буквами «FU»… …   Википедия

  • Биполярные транзисторы — Обозначение биполярных транзисторов на схемах Простейшая наглядная схема устройства транзистора Биполярный транзистор трёхэлектродный полупроводниковый прибор, один из типов транзистора. Электроды подключены к трём последовательно расположенным… …   Википедия

russian_czech.enacademic.com

Наше хобби - Пьезокерамические головки звукоснимателей

              Одним из самых слабых мест (если не самым слабым) в старых проигрывателях грампластинок являются головки звукоснимателей.Являясь, по сути, самой ответственной частью проигрывателя, которая отвечает за качество звуковоспроизведения- в то же время данная деталь является расходной, сменной.  От механического взаимодействия с канавками грампластинки затупляется конец иглы, от времени - высыхают эластичные подвесы подвижной системы головки, вытекает(разлагается) демпферная жидкость, окисляются электрические соединения в местах контактов пьезокристалла с выводами головки.  На этой страничке - краткий обзор выпускавшихся в СССР наиболее распространенных типов пьезокерамических головок, и их типичных их "болячек"

        Не буду останавливаться здесь на ранних типах головок звукоснимателей - первых магнитных, ещё с металлической патефонной иглой, с пол-кило весом, и нетипичных пьезокерамических головок, в основном первых выпусков. Рассмотрю три наиболее распространенных в СССР типа головок.

Головки в сборе (у нижней отломан рычажок переключения)

Не использовавшаяся головка с фабричной упаковкой

Корпус располовинен. Вот так всё выглядит внутри. Кантилевер с иглами и резиновой трубочкой снят, на фото не виден.

Вилки в сборе с пластинками пьезокристаллов. Видно сильное окисление контактных поверхностей пьезокристаллов.

 

1. Тип:   ГЗК (ЗПК)-58, ГЗК-64, ГЗК-65 и иже с ними

(58, 65, 64- скорее всего, год разработки?)

          Итак, первые массовые головки, так называемые "лодочки". Использовались на большинстве ламповых радиол, на первых чемоданчиковых электрофонах типа "Юбилейный" и т.п. с середины 50х годов до начала 70х годов прошлого века. Разумеется, монофонические. Головка собрана в пластмассовом корпусе приятного цвета "слоновой кости", состоящего из 2-х половин, скрепленных посредством 2-х длинных винтиков с гаечками или квадратными закладными детальками с резьбой. Головка защёлкивается в тонарм, и соединяется с контактами тонарма через два контактных пластинчатых усика, расположенных в верхней части головки. Снизу находится сменный пластиковый кантилевер с приклеенными к нему двумя корундовыми иглами- одна- для проигрывания старинных патефонных пластинок из шеллака на 78 оборотов, вторая- для проигрывания привычных нам виниловых "долгоиграющих", как их тогда называли, пластинок. Путем перевода расположенного в левой задней части головки маленького рычажка из одного положения в другое (вверх-вниз) производилась смена иголки посредством поворота кантилевера вокруг его продольной оси на угол около 90 градусов. Как видите, всё довольно просто и удобно. Кантилевер с иглами хвостовиком вставлен в резиновую трубку, которая крепится к рычагу-переключателю положения игл. "Спинка" кантилевера упирается в пластиковую изогнутую вилку, второй конец которой через амортизирующие прокладки из пористой резины прикреплен к пластинке пьезокристалла. Механические колебания при прохождении иглы по канавкам грамзаписи на пластинке через кантеливер передаются на вилку, от нее- на пьезопластинки. Возникающий при деформации пьезокристалла электрический ток передаётся через контактные "усики" головки на контакты тонарма, и по экранированному проводу поступает далее на вход усилителя радиолы или электрофона. Возникающее при этом напряжение достаточно велико- (порядка 250 мВ для пьезокерамических звукоснимателей), поэтому сигнал прямо с головки можно, например, без промежуточного предусилителя-корректора подавать на входные гнёзда магнитофона - для записи, или внешнего усилителя мощности - для воспроизведения через мощные акустические системы.

Основной неисправностью данного вида головок (не считая износа игл - резерв работы - примерно 100 долгоиграющих пластинок) является окисление посеребренных контактных поверхностей пластинки пьезоэлемента. В результате теряется контакт с усиками головки, и звук в динамиках радиолы или исчезает совсем, или становится очень-очень тихим. Причем это не зависит от того- использовалась ли головка, или просто хранилась, пусть даже в заводской упаковке.

Поскольку такие головки уже очень давно не выпускаются, а сохранившиеся в запасах уже всё равно пришли в негодность - можно попытаться восстановить работоспособность головки самостоятельно. Об этом много говорилось в Сети, основной порядок действий таков: отвинчиваем 2 скрепляющих половинки корпуса винта, очень осторожно разделяем корпус на 2 половинки, запоминаем (фотографируем) как там всё уложено-установлено, все потроха. Предельно осторожно извлекаем  пьезоэлемент с вилкой(резинки-амортизаторы, как правило, сильно подсохли, разбухли, прилипли к корпусу и пьезоэлементу- можно попытаться аккуратно распылить на всё это спирт, дать отмокнуть, и разъединить. Внимание!!! Пьезоэлемент хрупок до неприличия, не допускайте при демонтаже изгибающих усилий ни в какой плоскости!!!. Иначе - малейшая трещинка - и всё, кирдык! Если всё получилось - очень нежно очищаем основные окислы с боковых контактных поверхностей пьезоэлемента, и - натираем грифельным порошком от мягкого "простог" карандаша. Либо - наносим тонкий слой клея "Контактол", применяемого для ремонта токоведущих дорожек на обогреваемых автомобильных стеклах. Дале - предельно аккуратно всё собираем в обратном порядке, и - если Вы не повредиль пьезоэлемент - хоть как-то, но - заиграет! )) Из личного опыта: поломал много пьезоэлементов, столько же - удалось восстановить. Корпусов головок и иголок найти можно еще много, с пьезоэлементами гораздо хуже. Я попытался в качестве пьезика использовать пластинку, вырезанную из пьезоизлучателя, используемого, например, в старых наручных часах типа "Монтана - 7 мелодий". Но не понятно было -  чем вырезать, резал ножницами, поверхность имеет тенденцию к растрескиванию, получилось криво, но работало. Попытка использовать пьезоэлемент от зажигалки не удалась, если у кого-нибудь получилось- прошу поделиться опытом. ))

2. Тип:  ГЗК-311

Более поздняя, и более распространенная и доступная в наши дни  монофоническая головка типа ГЗК-311. Начало производства - 70-е годы прошлого века, выпускалась до середины 90-х годов, поэтому сегодня вполне реально найти в продаже неиспользованные работоспособные экземпляры. НЕРАЗБОРНАЯ, увы. И игла в ней не сменная. При затуплении иголок нужно менять головку в сборе, ибо стоила она раньше - копейки сущие.  Представляет из себя чёрную пластмассовую трубочку, составленную из двух склеенных поперечным швом половинок. На переднем конце в выемке типа "ласточкин хвост" располагается окончание кантилевера, увенчанное пластмассовым Т-образным колпачком, в который впрессованы две корундовые иглы (по противоположным сторонам перекладины буквы "Т"), а на противоположном конце трубочки - два медных контакта для соединения с контактами тонарма. В середине - перпендикулярный трубочке рычажок с нанесенными обозначениями "78" и  "33", или значок "стерео" - две окружности - для переключения положения рабочей иглы. Одна из игл - для проигрывания патефонных (граммофонных) пластинок на 78 оборотов, вторая, более "острая" - для обычных пластинок на 33 и 45 оборотов.Можно и стереофонические слушать, разумеется. Только звук будет на выходе всё равно моно.  Ну, что я могу сказать.... эта головка если работает - то уж работает! А если демпфер вытек - то уже увы - не починить. Не реально. Кантилевер с иглой при этом начинает болтаться в трубочке, как карандаш в стакане, при опускании звукоснимателя на пластинку игла поднимается вверх, и головка скребет по пластинке кончиками "ласточкина хвоста". Естественно, звука никакого, пластинка портится. Край, что можно сделать с головкой при вытекании демпфера (тёмная липкая дрянь какая-то, если вытекает - пачкает иглу и руки) - можно аккуратно промыть беличьей кисточкой, смоченной в чистом спирте, иголку и кантилевер, удалить остатки вытекшей демпферной жидкости, и попробовать осторожно пропихнуть вовнутрь трубочки кусочки мягкого поролона - таким образом, чтобы кантилевер оказался со всех сторон им охвачен, как бы в мягкой трубке оказался. Если контактывнутри трубки между проводками, пьезоэлементом и выводными медными клеммами не окислились - то всё должно заработать, правда, частотный диапазон у таких головок, разумеется, будет сильно сужен, мало низких частот, и искажения. Если же это не помогло - можно попытаться снять пластмассовый Т- образный наконечник с иглами с кончика кантилевера, и переклеить его при помощи супер-клея на кантеливер такой же головки - исправной, но со сносившимися иглами. Также (ну, это вообще для извращенцев с микроскопом) - можно аккуратно срезать иглы с пластмассового держателя - "под корень", тонким скальпелем. Затем - под микроскопом - полученные корундовые иголочки можно, например, приклеить на кантилевер головки магнитного звукоснимателя, у которого выпала (износилась, поломалась) игла. А что?!  У меня получалось!!))))  Чем выкидывать неисправную магнитную головку... приклеил - и прослушивай "запиленные" и грязные диски.

       Исправные ГЗК-311 можно использовать в старых радиолах для замены тех же "лодочек" - если 100% аутентичность не является непременнейшим условием. О том, как это сделать - смотрите в моём ролике на Ютубе:  "Латвия ламповая радиола 1959 г"   http://youtube.com/EKdS0f28oCo

 

 

3. Тип:  ГЗКУ-631

   Последний из разработанных в СССР типов пьезокерамических звукоснимателей. Наиболее совершенный по параметрам, но в то же время - с ограниченным сроком жизни, всё из-за той же вытекающей со временем демпферной жидкости. Звукосниматели данного типа - стереофонические. Применялись в очень многих моделях отечественных ЭПУ, от зго до 1го класса. Обладают неплохим частотным диапазоном благодаря хорошо демпфированной подвесной системе кантилевера. Кантилевер с иглами- сменный, конструкция головки позволяет при износе иглы сменить только относительно недорогой кантилевер, вставив его в старую головку.  Оснащены двумя иглами, одна из которых предназначена для проигрывания патефонных (граммофонных) пластинок на 78 оборотов, вторая - для моно- и стерео пластинок на 33 или 45 оборотов. Эта игла может быть алмазной, о чём делается соответствующая надпись на корпусе звукоснимателя, в верхней передней части головки. Кантилевер с иглами меняется посредством откручивания расположенной снизу гаечки, крепящей прижимную пружинную пластинку. Корпус звукоснимателя - разборный, что позволяет попытаться выполнить его восстановление. Применяемые пьезоэлементы - два трубочных (по одному на каждый стереофонический канал). Болячки - те же, что и у описанного выше ГЗК-311.  Методы борьбы с проблемами - по этой ссылке.

   

 

nashehobby.narod.ru