Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Направленность микрофона кардиоидная. Направленность микрофонов. Использование для концертного звукоусиления

Основы построения звукового тракта - Направленность микрофонов. Направленность микрофона кардиоидная


Основы построения звукового тракта - Направленность микрофонов

Во второй части рассматривается такая характеристика микрофона, как направленность микрофона. Знание и понимание того, какую диаграмму направленности имеет тот или иной микрофон, помогает подать на приборы обработки звук высокого качества.

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.

Диаграмма направленности: всенаправленный.

 

Всенаправленная диаграмма направленности микрофона

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений.

Диаграмма направленности: полусферический.

 

Полусферическая диаграмма направленности микрофона

Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым "направленным" или "однонаправленным"/ микрофонам.

Диаграмма направленности: кардиоидный.

 

Кардиоидная диаграмма направленности микрофона

Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади.

Диаграмма направленности: суперкардиоидный.

 

Суперкардиоидная диаграмма направленности микрофона

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Диаграмма направленности: гиперкардиоидный.

 

Гиперкардиоидная диаграмма направленности микрофона

Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две "нулевые" области.

Диаграмма направленности: полукардиоидный.

 

Полукардиоидная диаграмма направленности микрофона

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются при необходимости расположить микрофон на поверхности стола.

Диаграмма направленности: "Восьмерка".

 

Диаграмма направленности микрофона - Восьмерка

"Восьмёркой" называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

Всенаправленные микрофоны:

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;

Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  • обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука;
  • обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков;
  • уменьшают feedback-шумы;

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  •  менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback - и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.

Микрофоны с направленностью "восьмёрка":

используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов.

По технике исполнения микрофоны различают на:

  • ручные микрофоны
  • петличные микрофоны
  • головные гарнитуры

Отдельно стоит выделить инструментальные микрофоны (микрофоны, предназначенные для снятия сигнала с музыкальных инструментов) их исполнение весьма и весьма разнится.

По способу передачи сигнала микрофоны разделяются на:

  • проводные микрофоны
  • радиомикрофоны
  • инфракрасные микрофоны

Радиомикрофоны различаются по частоте на которой они работают: VHF и UHF. Микрофоны работающие на частоте VHF - более дешевы, но существует риск что на частоте микрофона могу работать сторонние пользователи - рации охраны, переговоры милиции и т. д. Соответственно этот посторонний сигнал будет приниматься и передаваться в звуковой тракт.

ИК микрофоны предназначены для работы в системах с повышенными требованиями к безопасности, так как сигнал микрофона за периметр помещения не распространяется. Достаточно редкий тип микрофонов и в нашей номенклатуре отсуствующий.

rec.ua

Какие микрофоны лучше использовать? — Страница 3 — звук tv

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности микрофона просто показывает зависимость его чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Всего существует 5 основных диаграмм направленности микрофона:

  • Круговая — микрофон с круговой направленностью чувствителен к сигналам, идущих со всех сторон. То есть обратите внимание, как показано на рисунке. В центре стоит микрофон и кругом указан сигнал. Так оборудование ловит сигнал независимо от того, где находится источник сигнала.

Круговая диаграмма направленности микрофона

  • Кардиоидная направленность — оборудование с такой направленностью практически нечувствителен к звуку, идущему сзади.

Кардиоидная диаграмма направленности микрофона

  • Суперкардиоидная — оборудование с такой направленностью имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом оборудование частично захватывает звук, идущий сзади, но имеет две мертвые зоны по бокам.

Суперкардиоидная диаграмма направленности студийного микрофона

  • Гиперкардиоидная — она похожа на суперкардиоидную, но отличается тем, что имеет более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Оборудования с такой направленностью также имеют по бокам две мертвые зоны (на рисунке это две точки пересечения кругов по бокам микрофона).

Гиперкардиоидная диаграмма направленности микрофона

  • Восьмерка — так называется диаграмма направленности, при которой студийный микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как спереди, так и сзади. Также абсолютно не чувствителен к звуку по бокам.

Диаграмма направленности типа восьмерка для студийного микрофона

Теперь я скажу, что касается непосредственно свойств отличий этих разных диаграмм направленности. Микрофоны с круговой направленностью (всенаправленные микрофоны)чувствительны к акустике помещения. Они обеспечивают акустическую изоляцию только при малом расстоянии от источника звука до микрофона. Они имеют низкую чувствительность к звукам дыхания.

Также практически отсутствует эффект присутствия, то есть когда записаны вокалист или инструменталист, то звучит из колонок так, будто они присутствуют в комнате прослушивания. И также всенаправленные микрофоны имеют расширенный низкочастотный диапазон, что кстати, бывает полезным при работе с такими инструментами, как орган, контрабас и другими низкочастотными инструментами.

Что касается однонаправленных микрофонов с кардиоидной, супер и гиперкардиоидной направленностью, то по ним могу сказать следующее. Они обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения в отличие от всенаправленных микрофонов с круговой направленностью. Они также обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных музыкальных треков.

Микрофоны с кардиоидной направленностью

Они обычно приводят к возникновению эффекта присутствия и менее чувствительны к появлению обратной связи, о которой я говорил чуть ранее. Также они подходят для записи синхронного стерео сигнала. Это значит, что такие микрофоны можно использовать парами для записи одного или нескольких инструментов в стерео режиме.

Касательно оборудования с диаграммой направленности восьмерка скажу, что они отлично подходят для записи дуэтов (когда исполнители находятся друг напротив друга). Однако сразу скажу, что запись в любом случае будет монофонической (когда один микрофон), но зато оборудование будет улавливать сигнал исполнителя сидящего как перед микрофоном, так и за ним одинаково хорошо. Также оборудование с направленность восьмерка обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных треков. Такое оборудование подходит для записи синхронного стерео сигнала.Кликни по <4>, чтобы перейти на следующую страницу…

Страницы: 1 2 3 4 5

zvuktv.ru

Микрофонная техника - Информация стр. 2

фонах

 

Радиомикрофон, как следует из названия, это микрофон, объединенный с радио, т.е. с радиоканалом передачи звуковой информации. В настоящий момент нет устоявшегося названия этих устройств. Их называют радиозакладками, радиобагами, радиокапсулами, радиосистемами, иногда - "жуками". Отличаются удобством их оперативного использования, простотой применения, дешевизной, очень небольшими размерами. В самом простом случае радиомикрофон состоит из собственно микрофона, а также радиопередатчика - устройства. Микрофон определяет зону акустической чувствительности (обычно до 20 - 30 метров), радиопередатчик - дальность действия радиолинии. Определяющими параметрами с точки зрения дальности действия для передатчика являются мощность, стабильность несущей частоты, диапазон частот, вид модуляции. Такие микрофоны в основном используются артистами (на сцене, в театре).

 

Направленность микрофона

 

Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются "глухими" к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.

 

Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.

 

A - всенаправленный,- кардиоидный,- суперкардиоидный,- восьмерка

 

Всенаправленный микрофон имеет одинаковый выходной уровень при любом направлении. Он покрывает все 360 градусов. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. При концертном применении всенаправленный микрофон должен быть расположен очень близко к источнику звука, чтобы был правильный баланс между непосредственным и пространственным звуком. Вдобавок, мы не можем отвернуть всенаправленный микрофон в сторону от ненужных источников звука, таких как порталы, что может вызвать заводку (эффект обратной связи).

 

 

Всенаправленные микрофоны:

зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;

не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;

низкая чувствительность к звукам дыхания;

практически отсутствует "эффект близости";

расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

Однонаправленный микрофон наиболее чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и менее чувствителен к остальным. Типичной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика (диаграмма имеем форму сердца). При ней наибольшая чувствительность достигается на направлении вдоль оси микрофона (0 градусов), а наименьшая - в противоположном (180 градусов отклонения). Эффективный угол работы кардиоидного микрофона составляет 130 градусов, то есть по 65 градусов в любую сторону от оси перед микрофоном. Таким образом кардиоидный микрофон улавливает около трети пространственных звуков по сравнению со всенаправленным. Однонаправленные микрофоны отделяют нужный прямой звук от ненужных боковых и пространственных.

Применение кардиоидного микрофона часто необходимо. Например, в случае подзвучивания гитарного усилителя, стоящего рядом с ударной установкой - это единственный способ уменьшить проникновение звука ударных в канал гитары.

Однонаправленные микрофоны могут иметь различные варианты кардиоидной диаграммы. Два из них носят названия суперкардиоиды и гиперкардиоиды. Обе характеристики имеют меньшие, чем кардиоида рабочие углы (115 в случае суперкардиоиды и 105 в случае гиперкардиоиды) а также сильнее отсекают пространственные звуки. В то время, как кардиоида имеет наименьшую чувствительность сзади (180 градусов отклонения), у кардиоиды направление наименьшей чувствительности составляет 126 градусов, а у гиперкардиоиды - 100. При правильной установке они обеспечивают более фокусированный съем звука, и меньше количество пространственного шума, чем у кардиоиды. Однако, они имеют зону улавливания непосредственно сзади (rear lobe).

У суперкардиоиды подавление сзади составляет -12дБ, а у гиперкардиоиды - всего -6дБ. Хорошая кардиоида имеет подавление сзади по меньшей мере -15-20 дБ.

Однонаправленные микрофоны могут не только отделить звучание одного инструмента от другого, но может также уменьшить обратную связь, допуская тем самым большее усиление. С этой точки зрения однонаправленные микрофоны предпочтительнее всенаправленных практически во всех задачах усиления звука.

 

микрофон ленточный электретный кардиоидный

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;

обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;

менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;

обеспечивают максимальну

www.studsell.com

Обучение музыки

Кардиоидная vs. Круговая направленность микрофонов. Использование для концертного звукоусиления

Цель представленной вашему вниманию статьи – обозначить различия между направленными и ненаправленными микрофонами, а также развеять предубеждения звукорежиссеров, специализирующихся на концертном звукоусилении, относительно микрофонов с круговой направленностью. 

Проникновение

Большинство специалистов не решаются использовать ненаправленные микрофоны, когда на сцене находятся несколько музыкантов или источников звука. В подобных ситуациях звукорежиссеры вспоминают о взаимном проникновении и по привычке выбирают микрофоны с узкой направленностью, даже не попробовав альтернативный вариант. Возможно, использование микрофонов с кардиоидной характеристикой оправдано, однако зачастую ненаправленные микрофоны дают лучший результат, т.к. они обладают особенными звуковыми характеристиками, слабой передачей взрывных согласных, шумов от ветра и рук исполнителя, а также отсутствием эффекта близости.

Более того, в случае с ненаправленными микрофонами DPA эффект проникновения делает звучание более реалистичным. Данная особенность является проблемой только в том случае, если он плохо звучит. Если проникновение сигнала источника в «чужой» микрофон дает натуральное звучание, то это можно рассматривать только как благо, ведь тембр источника обогащается реалистичным звуком помещения. Все микрофоны DPA – направленного и ненаправленного типа – обладают чрезвычайно плавной и натуральной характеристикой вне оси, поэтому качество их звучания остается высоким независимо от положения источника сигнала. Таким образом, мы предоставляем звукорежиссерам возможность получить наиболее точную и натуральную звукопередачу, а также лучший инструмент для реализации своей техники подзвучивания.

Разделение каналов

Если вы остановили свой выбор на микрофонах с круговой направленностью, то получите менее точное разделение сигналов, чем при использовании направленных микрофонов, т.к. первые воспринимают звук со всех направлений. Следовательно, при необходимости четкого разделения каналов применение микрофонов с круговой характеристикой неприемлемый баланс между прямым и сторонним сигналами.

Впрочем, ненаправленный микрофон можно установить ближе к источнику звука, не боясь возникновения «эффекта близости», характерного для микрофонов с узкой направленностью (датчики градиента давления). Неизменно присутствующее в акустических условиях проникновение, избежать которого полностью не удастся, по крайней мере имеет нейтральное звучание и может сделать тембр инструмента более «воздушным».

Расположение микрофона с кардиоидной характеристикой на расстоянии 17 см от источника звука обеспечит то же соотношение прямого и стороннего сигналов, что и ненаправленный микрофон, находящийся на расстоянии 10 см от источника. Относительные расстояния микрофонов от источника, соответствующие одинаковому балансу между прямым и сторонним сигналами.

Работа с высоким звуковым давлением

Как же использовать конденсаторные микрофоны с источниками, имеющими высокий уровень звукового давления? Как в таком случае можно соблюдать принцип, по которому следует уменьшить расстояние между источником и ненаправленным микрофоном? Очень просто. В большинстве случаев микрофоны DPA могут работать и в таких условиях.

Одно из направлений разработок компании – обеспечение поддержки предельных значений уровня звукового давления (SPL). Для этого используется предварительно поляризованная сигнальная пластина, которая заряжается при напряжении приблизительно 230 В, что позволяет гораздо дальше отнести от нее диафрагму, не потеряв при этом в чувствительности. Следовательно, диафрагма может иметь большее отклонение, не соприкасаясь с сигнальной пластиной, что обычно приводит к искажению сигнала.

Обратная связь

Применение микрофонов с круговой направленностью в концертном звукоусилении связано с определенными требованиями как к качеству оборудования, так и к опыту звукорежиссера. Вообще, чувствительность к обратной связи может быть уменьшена различными способами либо полностью исключена. К тому же эффект обратной связи имеет изменчивый характер поведения. Обратная связь, возникающая в микрофонах направленного типа, как правило, имеет сдвиг в высокочастотную область, а в случае с ненаправленными микрофонами этот эффект проявляется в средне- и низкочастотном диапазоне. Более того, процесс возникновения обратной связи у разных типов микрофонов различается: при работе с направленными микрофонами этот эффект появляется неожиданно, а при работе с ненаправленными микрофонами обратная связь нарастает постепенно, начиная с низкочастотного гула. Применение микрофонов с круговой направленностью на концертных площадках имеет особое преимущество, связанное с возможностью настроить постоянное соотношение чувствительности к уровню обратной связи на всей площади сцены. Это наиболее эффективный метод, т.к. артист может свободно передвигаться по сцене, не боясь случайно попасть в «зону обратной связи». 

rode-m1-02.jpg

Характеристика вне оси

Направленные микрофоны (в большинстве своем кардиоидные), судя по их названию, обладают направленной характеристикой приема с углом покрытия около 130°. Звук, воспринимаемый позади микрофона, ослабляется примерно на 30 дБ, однако конкретный уровень этого ослабления зависит от частотной характеристики сигнала.

Другими словами, микрофон кардиоидного типа имеет ровную частотную характеристику вдоль оси, однако его внеосевая характеристика далеко не всегда такая же, а некоторые представители этого типа микрофонов обладают весьма скудной АЧХ вне оси. Это означает, что при поступлении звука в капсюль микрофона сбоку или сзади на выходе получается окрашенный сигнал – специалисты называют это «эффектом завесы».

Помимо ослабления сигнала вне оси этот эффект сказывается и на общем звучании, которое в результате может стать менее реалистичным и чистым. Поэтому перед использованием направленных микрофонов убедитесь, что они имеют ровную характеристику вне оси. Микрофоны DPA кардиоидного типа справляются с этими задачами наиболее эффективно. 

Характеристики направленности

Микрофон с круговой направленностью абсолютно одинаково воспринимает звук со всех направлений, хотя с повышением частоты его характеристика становится более направленной. И чем меньше размер капсюля, тем круговая направленность микрофона принимает более выраженный характер. 

Существует несколько вариантов направленных характеристик: кардиоидная, суперкардиоидная и гиперкардиоидная. Они отличаются степенью ослабления звука, поступающего сбоку и сзади микрофона, а также чистотой звучания при осевом приеме.

Конструкция

Микрофоны с круговой направленностью (датчик давления) имеют менее сложную конструкцию капсюля по сравнению с микрофонами направленного типа (датчик градиента давления). Это обеспечивает более динамичное и чистое звучание в сочетании с более ровной частотной характеристикой. Поскольку ненаправленный микрофон имеют только одну диафрагму (которая возбуждается только фронтально), это положительно сказывается на его прочности, а следовательно, на его надежности и температурной устойчивости. 

Эффект близости

Для получения более разделенных сигналов микрофон можно расположить ближе к источнику. Это также может ослабить эффект взаимного проникновения. Однако в таком случае применение микрофонов кардиоидного типа приведет к возникновению искажения звука из-за эффекта близости: чем ближе источник, тем больше усиливаются низкие частоты. Таким образом, вместо устранения эффекта проникновения мы получаем «бубнящий» звук с тембром, смещенным в сторону средних и низких частот. Для восстановления частотного баланса приходится использовать эквалайзер.

Низкочастотный диапазон

В целом частотная характеристика конденсаторных микрофонов с круговой характеристикой имеет более широкий низкочастотный диапазон и меньший уровень искажений в отличие от направленных микрофонов, размещенных на расстоянии более 30 см от источника. В ходе тестирования специалисты отмечали «более насыщенный и теплый характер низких частот». Недостаток низких частот у микрофонов направленного типа опять же приходится исправлять посредством эквалайзера.

Шум от ветра и взрывные согласные

Эти неприятные шумы – очередной недостаток, характерный для микрофонов направленного типа. Такие микрофоны, как правило, являются более чувствительными, чем ненаправленные, поскольку направленные микрофоны оснащаются более «нежными» диафрагмами, которые очень легко возбуждаются. Диафрагмы микрофонов с круговой направленностью изготавливаются из нержавеющей стали или никеля, они очень сильно натянуты и, следовательно, менее податливы. 

Искажения

При выборе типа микрофона также следует учитывать уровень искажений. Микрофоны направленного типа склонны к более сильным искажениям, нежели микрофоны с круговой характеристикой. Это особенно важно при близком расположении микрофонов к источникам с высоким уровнем SPL. Сравнивая параметр нелинейных искажений (THD) микрофонов DPA разных типов, вы обнаружите, что разница в уровне искажений направленных и ненаправленных микрофонов существенна. Поэтому при использовании узконаправленного микрофона обращайте внимание на его уровень искажений и убедитесь, что он обладает хорошим динамическим запасом. 

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в ситуациях с близким расположением микрофонов от источника следует серьезно задуматься о возможности применения микрофонов с круговой характеристикой направленности. Мы настоятельно рекомендуем в первую очередь испытывать микрофон ненаправленного типа! Чаще всего он может обеспечить более натуральный звук и выдержать очень высокое звуковое давление. Более того, такой микрофон лишен эффекта близости и гораздо менее чувствителен к взрывным согласным, шуму от рук и ветра!

Благодарим компанию DPA Microphones за предоставленные материалы.

Миккель Найманд, тонмейстер и специалист по продукции компании DPA Microphones. Перевод Андрея Моисеева

topzvuk.com