Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Микрофоны узконаправленные. Дистанционные узконаправленные микрофоны-пушки(shotgun)

Радиосхемы Схемы электрические принципиальные. Микрофоны узконаправленные


Узконаправленный микрофон

Устройство и изготовление микрофона:

Конструкция направленного микрофона показана на рис 1, а.

В цилиндрическом футляре 1 размещают микрофонный капсюль 3 с предварительным усилителем низкой частоты 9. Футляр проще всего склеить из чертежной бумаги: на цилиндрическую болванку диаметром 60-65 мм наматывают в 4-6 слоев бумажную полосу шириной 450-600 мм, предварительно намазанную клеем (лучше эпоксидным). После высыхания клея болванку вынимают, а получившуюся трубку окрашивают снаружи нитроэмалью. Для уменьшения отражения от стенок трубку изнутри оклеивают слоем войлока, фетра или поролона 2 толщиной около сантиметра.

Микрофонный капсюль 3 с помощью четырех резинок 5 и проволочных колец 4 устанавливают в глухой части трубы в непосредственной близости от предварительного усилителя 9. В качестве микрофона можно применить малогабаритный капсюль, но лучшие результаты дают динамические микрофоны, имеющие более широкую полосу рабочих частот. Микрофонный капсюль подключают ко входу предварительного двухтактного усилителя, принципиальная схема которого приведена на рисунке 1 б. Если в микрофоне находится входной трансформатор, то его следует удалить.

Принцип работы предварительного усилителя:

Два транзистора различной структуры Т1 и Т2 включены по схеме с общим эмиттером, причем в качестве коллекторной нагрузки каждого транзистора используется коллекторный переход другого транзистора. Таким образом, получается двухтактный каскад со-встречной динамической нагрузкой, обеспечивающий усиление сигнала по напряжению в 4-5 тысяч раз. Столь высокий коэффициент усиления можно достичь лишь при наличии высокоомной нагрузки. поэтому на выходе усилителя включен согласующий эмиттерный повторитель Т3 с достаточно высоким входным сопротивлением. Нагрузкой повторителя служит переменный резистор R5, с помощью которого регулируется уровень выходного напряжения. Двухтактный режим устанавливается автоматически благодаря использованию транзисторов различной структуры.. симметричность плеч каскада обеспечивается предварительным подбором транзисторов Т1 и Т2 с близкими параметрами а также подстройкой переменным резистором R1.

Монтаж устройства:Усилитель монтируют на миниатюрной печатной плат заключенной в экран, изготовленной из белой жести или медной фольги. Вместе с батареей «Крона» усилитель размещают в тыльной части футляра, который закрывают крышкой 6. На крышке закрепляют переменный резистор 7 типа СП0-0,5, и стандартную выход типа «Jack». Для удобства пользованием к корпусу-трубе направленного микрофона привинчивается ручка скоба 10 из полистирола толщиной 5 мм. В нижнюю часть ручки вклеивают гайку, с помощью которой устройство можно устанавливать на фотоштативе.

payaem.ru

Узконаправленный микрофон | HamLab

Узконаправленный микрофон состоит из собственно микрофона динамического типа (МД-38, МД-45, МД-200) и малошумящего усилителя, размешенных в специальном цилиндрическом футляре. Характеристика указанных микрофонов в диапазоне частот 50 .. 15000 Гц имеет неравномерность 8...12дБ. При уровне выходного сигнала 0,2...0,5 В требуемый коэффициент усиления по напряжению микрофонного усилителя - 50...55 дБ, а соотношение сигнал/шум - не хуже 60...65 дБ. Коэффициент нелинейных искажений  не более 0,2 %. Усилитель должен обладать хорошей температурной стабильностью и потреблять незначительный ток от источника питания, в качестве которого используется аккумуляторная   батарея   либо   батарея гальванических элементов.

Увеличить дальность действия микрофона позволит сужение полосы пропускания усилителя. На рис. 1 приведена схема усилителя, работающего в "телефонной" полосе частот - 280...3400 Гц.

 

Cхема усилителя

Рис. 1.

Он собран на двух ОУ, входящих в состав малошумящего усилителя К157УД2. Каскады идентичны и представляют собой включенные последовательно инвертирующие усилители. Нижнюю границу полосы пропускания каждого из каскадов усилителя определяют элементы R1, С1 и R2, R3, С2, а верхнюю - R4, СЗ и R5, С4 Конденсаторы С5, С6 служат для частотной коррекции ОУ, делитель R6R7 образует искусственную среднюю точку. Конденсаторы С7, С8 шунтируют цепи питания ОУ Переменный резистор R2 - регулятор уровня сигнала, с его помощью коэффициент усиления устройства можно изменять в пределах 50...64 дБ.

К выходу усилителя (вывод 9 микросхемы DA1) могут быть подключены головные телефоны сопротивлением 16... 100 Ом. При напря­жении питания 6...9 В усилитель работает устойчиво и мощности, выделяющейся на нагрузке, вполне достаточно для прослушивания. Если будет применен ОУ другого типа, между его выходом и точкой соединения элементов R5, С4 и выводов 3, 5 разъема Х2 может понадобиться токоограничительный резистор сопротивлением 33...47 Ом.

Чертеж печатной платы и схема размещения на ней элементов приведены на рис. 2.

 

Чертеж печатной платы

Рис. 2.

Конденсаторы С1-С4 могут быть серий К10-17, К10-47, К73-5, К73-9, К73-17; С5, С6 - КТ1, КД. В качестве ОУ можно использовать КР1434УД1, являющийся аналогом К157УД2, а также К140УД20. В последнем варианте чертеж печатной платы придется подкорректировать, не забыв о токоограничивающем резисторе на выходе второго ОУ (вывод 10 микросхемы К140УД20). Резистор R2 - СП4-1, остальные элементы такие же, что и в предыдущей конструкции.

Данный усилитель  не требует налаживания, следует лишь убедиться в наличии нулевого напряжения между выводами 2 и 3, 5 разъема Х2.

Конструктивно усилитель выполнен в жестяной коробочке рис. 3.

 

mic3

Рис. 3.

Разъемы "вх" и "вых" выведены на боковые поверхности, ручка переменного резистора для удобства выведена на верх.

Конструкция микрофона, рис. 4.

mic4

Рис. 4.

Ее основа - цилиндрический футляр 1 диаметром 60...65 и длиной 450..600 мм, который нетрудно склеить из чертежной бумаги рис. 5

mic5

Рис. 5.

Для уменьшения отражения звука от стенок футляр оклеивают изнутри слоем поролона 2. Капсуль для микрофона 3 представляет собой кольцо  из жести 1 рис. 6

mic6

Рис. 6.

в середину которого помещается микрофон 2 к которому через резиновые прокладки приклеены пружинки  3 которые соответственно приклеиваются к кольцу 1. Этот капсуль помещается в футляр на конце которого размещен разъем для подключения микрофона к усилителю.

Готовая конструкция приведена на рис. 7.

mic7

Рис. 7.

По материалам статьи В. Мосягина "Узконаправленный микрофон." журнал "Радио" ?5/2002Обсудить эту статью на форуме.

Данная статья является собственностью сайта "Схематехник". Перепечатка запрещена!

©Савицкий А. 2006 г.

hamlab.net

Радиосхемы. - Узконаправленный микрофон

Узконаправленный микрофон

категория

Простые радиосхемы начинающим

материалы в категории

В. МОСЯГИН, г. Великий НовгородРадио, 2002 год, № 5

Для записи голосов птиц, животных, шума моря и т. п. необходим микрофон, обладающий узкой диаграммой направленности и эффективно отсекающий посторонние шумы. Задачу можно решить с помощью устройства, описанного в этой статье.

Микрофон содержит предварительный усилитель, уровень выходного сигнала которого достаточен для подключения его к магнитофону. Направленность микрофона значительно повышает соотношение полезного сигнала к акустическим помехам на входе усилителя и позволяет качественно усиливать и записывать звуки отдаленных источников.

Узконаправленный микрофон состоит из собственно микрофона динамического типа (МД-38, МД-45, МД-200) и малошумя-щего усилителя, размещенных в специальном цилиндрическом футляре. Характеристика указанных микрофонов в диапазоне частот 50... 15000 Гц имеет неравномерность 8...12 дБ. При уровне выходного сигнала 0,2...0,5 В требуемый коэффициент усиления по напряжению микрофонного усилителя ≈ 50...55 дБ, а соотношение сигнал/шум ≈ не хуже 60...65 дБ. Коэффициент нелинейных искажений ≈ не более 0,2 %. Усилитель должен обладать хорошей температурной стабильностью и потреблять незначительный ток от источника питания, в качестве которого используется аккумуляторная батарея либо батарея гальванических элементов.

Этим требованиям отвечает усилитель, схема которого приведена на рис. 1. За его основу взят усилитель воспроизведения от магнитофона-приставки "Маяк-001 ≈ стерео".

Узконаправленный микрофон

Первый каскад собран на кремниевом малошумящем транзисторе VT2, второй ≈ на операционном усилителе (ОУ) DA1. Микрофон ВМ1 включен непосредственно в цепь базы транзистора VT2, работающего в режиме микротоков, что позволяет получить необходимое соотношение сигнал/шум.

Особенностью усилителя является использование двух независимых цепей ООС. Первая из них, состоящая из R5, VT1, С2, R1, С1, обеспечивает температурную стабилизацию режима работы входного каскада по постоянному току, а вторая (СЗ, R4) формирует требуемую частотную характеристику усилителя. Коэффициент передачи усилителя по напряжению (50 дБ) примерно равен отношению сопротивлений резисторов R4 и R2, он может быть изменен подбором одного из них (например, R4) практически без изменения режима работы устройства по постоянному току. Конденсатор СЗ определяет верхнюю частоту усиливаемого сигнала, которая составляет 15 кГц.

Делитель R6 ≈ R9 служит для создания искусственной средней точки и подачи требуемого напряжения смещения на неинвертирую-щий вход ОУ DA1 (вывод 5). Цепь R2C1 определяет нижнюю границу усиливаемых частот, которая выбрана около 20 Гц. С выхода усилителя (вывод 10 ОУ) усиленный сигнал поступает через конденсатор С7 на регулятор уровня ≈ переменный резистор R10, а с его движка ≈ на разъем Х2. Контакты 2 и 4 разъема являются выключателем питания. Когда магнитофон подключают к разъему, через эти контакты на усилитель поступает питание от батареи GB1. Усилитель потребляет от источника ток около 2,5 мА, работоспособность его сохраняется при снижении напряжения питания до 5 В.

Детали предварительного усилителя, кроме резистора R10, размещены на печатной плате (рис. 2) из односторонне фольгированного стеклотекстолита.

Резисторы R1 ≈ R9 ≈ МЛТ, С1-4, С2-33, переменный R10 ≈ СПЗ-4. Конденсаторы С1, С2, С4 ≈ С8 ≈ зарубежные, подобные К50-35; СЗ, С6 ≈ КТ1, КД. На месте VT1 можно использовать транзисторы КТ3102 с буквенными индексами А ≈ В, Д, КТ342Б, КТ358Д, а на месте VT2 ≈ КТ3107 с индексами Л, Ж, с несколько худшими результатами ≈ Д, И, К. ОУ DA1, кроме указанного на схеме, подойдет К153УД2, а также КР140УД608, К140УД6, КР140УД708, К140УД7 с учетом различия в цоколевке. Кроме того, в микросхемах, за исключением К153УД2, есть внутренние цепи коррекции, поэтому устанавливать конденсатор С6 не нужно.

Усилитель практически не требует налаживания, следует лишь проверить соответствие режимов работы приведенным на схеме. В зависимости от чувствительности используемого микрофона может понадобиться корректировка коэффициента усиления подбором резистора R4.

Конструкция микрофона, описанная в [1], показана на рис. 3. Ее основа ≈ цилиндрический футляр 1 диаметром 60...65 и длиной 450...600 мм, который нетрудно склеить из чертежной бумаги. Для уменьшения отражения звука от стенок футляр оклеивают изнутри слоем поролона 2. Микрофонный капсюль 3 прикрепляют к футляру проволочными кольцами 4 и резиновыми растяжками 5. Вблизи микрофона располагают усилитель 6, заключенный в экран, например, из белой жести от банки из-под сгущеного молока. Под усилителем находится батарея питания 10. Тыльную сторону футляра закрывают крышкой 7, на которой закрепляют разъем 9 и переменный резистор 8 (R10). Для удобства пользования к футляру прикрепляют ручку-скобу 11 из полистирола толщиной 5 мм. На ней крепят гайку 12, с помощью которой микрофон можно устанавливать на фотоштатив.

Узконаправленный микрофон позволяет записывать звуки с расстояния более 100 м. Еще лучшие результаты удается получить, если изменить конструкцию микрофона ≈ поместить его в центр параболического рефлектора или дополнительно снабдить набором резонансных трубок [2, 3].

В любом конструктивном исполнении увеличить дальность действия микрофона позволит сужение полосы пропускания усилителя. На рис. 4 приведена схема усилителя, работающего в "телефонной" полосе частот ≈ 280...3400 Гц.

Он собран на двух ОУ, входящих в состав малошумящего усилителя К157УД2. Каскады идентичны и представляют собой включенные последовательно инвертирующие усилители. Нижнюю границу полосы пропускания каждого из каскадов усилителя определяют элементы R1, С1 и R2, R3, С2, а верхнюю ≈ R4, СЗ и R5, С4. Конденсаторы С5, С6 служат для частотной коррекции ОУ, делитель R6R7 образует искусственную среднюю точку. Конденсаторы С7, С8 шунтируют цепи питания ОУ Переменный резистор R2 ≈ регулятор уровня сигнала, с его помощью коэффициент усиления устройства можно изменять в пределах 50...64 дБ.

К выходу усилителя (вывод 9 микросхемы DA1) могут быть подключены головные телефоны сопротивлением 16...100 Ом. При напряжении питания 6...9 В усилитель работает устойчиво и мощности, выделяющейся на нагрузке, вполне достаточно для прослушивания. Если будет применен ОУ другого типа, между его выходом и точкой соединения элементов R5, С4 и выводов 3, 5 разъема Х2 может понадобиться токоограничительный резистор сопротивлением 33...47 Ом.

Чертеж печатной платы и схема размещения на ней элементов приведены на рис. 5.

Конденсаторы С1 ≈ С4 могут быть серий К10-17, К10-47, К73-5, К73-9, К73-17; С5, С6 ≈ КТ1, КД. В качестве ОУ можно использовать КР1434УД1, являющийся аналогом К157УД2, а также К140УД20. В последнем варианте чертеж печатной платы придется подкорректировать, не забыв о токоограничиваю-щем резисторе на выходе второго ОУ (вывод 10 микросхемы К140УД20). Резистор R2 ≈ СП4-1, остальные элементы такие же, что и в предыдущей конструкции.

Данный усилитель также не требует налаживания, следует лишь убедиться в наличии нулевого напряжения между выводами 2 и 3, 5 разъема Х2.

ЛИТЕРАТУРА1. Вдовикин А. И. Занимательные электронные устройства. — М.: Радио и связь, 1981.2. Николаев Ю. Сверхчувствительный микрофон. — Радио, 1992, № 10,3. Макаров Д. Шпионские страсти. — Радио, 1995, № 3, с. 40, 41; № 4, c. 44—46.

 

radio-uchebnik.ru

Узконаправленный микрофон | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Узконаправленный микрофон (гипер-кардиоидный) состоит из трубки, в которой прорезаны мелкие канавки и на одном своей конце содержит электретный микрофон. Этот микрофон разработан так, чтобы захватывать звук в пределах довольно узкого угла, и остается намного менее чувствительным к звукам, приходящим с других направлений. Он хорошо изолирует звук объекта съемки, когда он находится в толпе, или исключает близлежащие звуки и шумы.

К сожалению, узконаправленный микрофон не имеет возможности поддерживать хорошие направленные свойства на протяжении всего диапазона звуковых частот. На более низких частотах он теряет свою способность к выделению звучания. С понижением диапазона частот его узкая диаграмма направленности становится все шире и шире.

При съемках в очень «живой» (реверберирующей) обстановке узконаправленный микрофон имеет значительные преимущества, поскольку он будет записывать слова (музыку) объекта съемки, при этом уменьшая посторонние отражения, однако, то, насколько эффективно он будет решать эту задачу, зависит от частоты основного тона или окраски отраженных звуковых волн.

Узконаправленный микрофон способен адаптироваться в широких пределах, и, как правило, используется в качестве:

  • Ручного (переносного) микрофона, устанавливаемого  на амортизирующей опоре какого-либо типа.
  • Микрофона, присоединенного к окончанию стрелы микрофонного журавля или микрофонной «удочки».Микрофона в шарнирном креплении обычного микрофонного журавля или микрофонного журавля на колесах (коляски).
  • Микрофона телевизионной камеры , укрепленного в верхней части головки камеры.

Подавляющее число телевизионщиков при натурных съемках используют узконаправленный микрофон, оснащенный ветровым экраном (его также иногда называют устройством ветрозащиты  или ветропоглотителем) какого-либо типа. Наиболее эффективными типами экранов, обеспечивающих защиту от посторонних шумов ветра, являются меховые накладки с «ворсом» или пластиковые/волоконные трубки.Альтернативным дизайном ветрового экрана является трубчатая пластиковая губка.Несмотря на то, что это решение оказывается намного легче по весу, его характеристики оказываются удовлетворительными разве что при небольшом дуновении ветра.

 

Узконаправленный микрофоны являются одними из наиболее широко используемых микрофонов в телевизионном производстве. Они очень чувствительны к шумам, обусловленным удержанием микрофона, и их обязательно следует устанавливать  или прикреплять к штативу, микрофонному журавлю при помощи амортизирующего крепления. Для защиты узконаправленного микрофона от шумов ветра используются разнообразные типы ветровых экранов.

Микрофонный журавль (или микрофонная «удочка») представляет собой обычный способ установки узконаправленного микрофона, в частности, при внестудийных съемках. Он дает оператору микрофонного журавля возможность находиться в нескольких футах от объекта съемки, подводя микрофон к нему через любые препятствия на переднем плане   и размещая его под оптимальным углом. Эта позиция может приводить к усталости оператора, особенно, если ему приходится находиться в одном положении в течение длительного времени. Однако, это может быть единственно возможным решением, когда исполнители работают соя и/или перемещаются по съемочной площадке.

Узконаправленный микрофон не прикрепляется непосредственно к микрофонной «удочке», для его крепления обязательно применяется амортизирующее крепление, например, такое как показано на этом рисунке, для того, чтобы предотвратить  запись микрофоном шумов, обусловленных удержанием микрофона, шумов из-за перемещения крепления по длине «удочки».

Другие полезные статьи на сайте rfcmd.ru

Как выбрать веб-дизайнераКаким должен быть интернет-магазинКак работает радиостанция Как выбрать DSK модемВведение в телемедицинуИнстаграм как драйвер бизнесаУмный дом под видеонаблюдением

www.rfcmd.ru

Дистанционные узконаправленные микрофоны-пушки(shotgun) — КиберПедия

В некоторых ситуациях приходится снимать звук с удаленного источни­ ка. В этом случае на помощь приходят специальные дистанционные узкона­

правленные микрофоны. Применение узконаправленных микрофонов

дальнего действия оправдано в тех случаях, когда источник звука лишен возможности перемещаться, а использование радиосистемы невозможно. Вследствие острой направленности микрофоны этого типа устойчивы к са­ мовозбуждению и легко управляются. Спады уровня узконаправленных ми­ крофонов часто порождают довольно странный звук, поэтому их лучше использовать не в качестве основных, а как вспомогательные.

P Z M (микрофоны зонного давления)

PZM-микрофоны(иногда их называют граничными микрофонами) следу­

ет отнести скорее не к специализированным, а к обычным, имеющим, одна­ ко, специальное размещение. Принцип действия микрофонов этого типа основан на том, что капсюль располагается на небольшом расстоянии от от­

ражающей поверхности, в результате чего прямой и отраженный сигналы имеют практически одинаковую амплитуду, и суммарный звук образует не­

кую зону давления, которая воспринимается микрофоном. Это означает, что отражательная поверхность становится как бы частью микрофона.

Обычно микрофоны этого типа монтируются на небольших пластинах раз­ мером 150 mm, но их размер можно существенно увеличить, установив ми­ крофон на какую-либоповерхность (пол, стена, экран).

Диаграмма направленности PZM-микрофонаимеет форму полусферы.

Микрофон не воспринимает звук, приходящий из-заповерхности, на кото­ рой он расположен, и практически с одинаковой чувствительностью соби­

рает звук, падающий с фронтальной стороны в диапазоне 180°. Это не исключает, но сильно затрудняет его использование для "живого" озвучи­

вания окружающего пространства. Можно управлять избирательностью

PZM-микрофона,используяV-образныеэкраны или даже устанавливать микрофоны на разные стороны отражающей поверхности для получения диаграммы направленности в форме восьмерки.

PZM-микрофонысобирают звук со всей окружающей их области. Это

делает их идеальными для озвучивания конференций, поскольку сама три­ буна становится как бы микрофоном. Увеличивается свобода передвиже­ ния докладчика без возникновения каких-либонежелательных звуковых эффектов.PZM-микрофоныпозволяют избежать проблем, связанных с ин­

терференцией и балансировкой, которые возникают в системах с несколь­

кими микрофонами, однако в случае их использования необходим жесткий контроль за самовозбуждением системы.

Обычно в микрофонах типа PZM используются миниатюрные емкостные капсюли (требующие фантомного питания), хотя это вовсе необязательно. Некоторые образцы немного шумноваты и имеют качество, сильно меняю­

щееся в зависимости от модели и серии, так что при покупке того или ино­

го микрофона необходимо уделять этому особое внимание. Некоторые

компании, например Electrovoice, предоставляют покупателю возможность преобразования любого микрофона в PZM-тип.

 

Выбор микрофона

Для начала необходимо заметить, что не существует абсолютно универ­ сальных микрофонов. Микрофон, идеальный для одного исполнителя, мо­ жет совершенно не подойти другому. Единственное, что можно

посоветовать в этой ситуации - полагайтесь на свой слух и вкус.

Однако есть общие принципы (основанные на физических явлениях), которые необходимо соблюдать при подборе микрофона для источника звука:

•Не используйте ленточный микрофон для озвучивания мощных перкус­ сионных инструментов (например, басового барабана), в противном слу­ чае вы рискуете его испортить.

•Микрофоны со встроенной ветрозащитой (наподобие плетеного мячика) обычно предназначены для вокала.

•Инструментальные микрофоны с плоской головкой вряд ли подойдут для

озвучивания вокала (из-зашумов при трении ладоней о корпус и т.п.).

•Емкостные микрофоны лучше отрабатывают высокие частоты и им­ пульсные сигналы, но им не хватает мягкости звучания.

•Выбирайте микрофон, который более всего устраивает вас по тембру воспроизводимого звука без эквализации.

•Используйте однотипные микрофоны для озвучивания всего вокала группы, что позволит проводить глобальную эквализацию общего выхо­ да системы в целях борьбы с самовозбуждением. В этом случае можно применить один графический эквалайзер, а не крутить ручки на каждом

канале.

•Изменение дистанции между источником звука и микрофоном может сильно отразиться на звуке.

При "живом" исполнении нет места эксперименту, так что займитесь этим на репетициях.

Техника владения микрофоном

И снова здесь нет строгих правил и методик - только интуитивное чув­ ство микрофона. Основное: надо знать, откуда снимать звук.

Не вызывает сомнения, что источником звука являются многие поверх­ ности инструмента. Источниками вокала, например, является не только

горло, но и грудная клетка и нос. Используя различные методики разме­ щения микрофона (обычно для преодоления проблемы самовозбуждения

и проникновения), мы невольно придаем инструменту различный характер звучания, усиливая ту или иную область частотного спектра сигнала.

Даже в очевидных ситуациях рекомендуется прослушивать инструмент

с различных точек. В студиях иногда выделяют настраиваемый микрофон из мониторного микса, для того чтобы звукоинженер мог слышать резуль­ таты того или иного размещения. Аналогичная методика может быть пе­

ренесена и на сцену, если вы установили звукорежиссерскую связь.

В студийных условиях есть возможность изменять расстояние между источником и микрофоном для получения необходимого звука. При ра­ боте на сцене единственная возможность - размещать микрофон под

различными углами, пытаясь добиться необходимого результата. Такая

методика является мощным инструментом улучшения звука и получения

сбалансированной картины. Это еще одна область применения направ ленных микрофонов. Используя их, можно перекрестно озвучить инст­рументы без риска столкнуться с проблемами самовозбуждения и про­ никновения.

 

 

Радиомикрофоны

Кабели - больное место любой системы. Они постоянно перепутыва- ются, никогда не бывают достаточной длины и являются причиной раз- личного рода недоразумений. Радиомикрофон - манна небесная, позволяющая устранить весь этот хаос и даюшая музыканту возмож- ность свободно бродить по сцене, не таская за собой шлейф микрофон- ных кабелей.

Типы радиомикрофонов

Существует три типа радиосистем: интегрированные с микрофоном (с большим корпусом и встроенным в него передатчиком), компонент- ные микрофоны (позволяют использовать любые типы микрофонов, но требуют передатчика, который закрепляется на поясе у исполнителя и соединяется кабелем с микрофоном) и компонентные инструментальные (предназначены для гитаристов и других инструменталистов).

cyberpedia.su

Направленный микрофон органного типа 2ZV.ru

Рассказать в:

Направленный микрофон органного типа

Необходимо помнить, что микрофонный усилитель усиливает зву¬ки, приходящие со всех сторон, и, если соотношение сигнал/шум будет недостаточным, нужно применять пространственные направляющие системы (направленные микрофоны). В этом случае дистанционное звуковое прослушивание ведется с помощью дистанционно направленных микрофонов, имеющих очень узкую диаграмму направленности. С помощью такого микрофона можно прослушать разговор на расстоянии до 1 км в пределах прямой видимости и имеет место прин¬цип: "поблизости никого нет, но тем не менее вас хорошо прослушива¬ют". Использование явления резонанса звуковых волн в направлен¬ных системах приводит к увеличению уровня сигнала звуковой энер¬гии, который поступает в микрофон.

Простой направленный микрофон представляет собой набор из семи алюминиевых трубок диаметром 10 .мм.. Длина трубки определяет резонансную частоту звукового сигнала. Формула для расчета длины трубок имеет следующий вид:

L = 330/2F,

где L - длина трубки в метрах;

F - резонансная частота в герцах. Исходя из вышеприведенной формулы, можно построить табл..2.1, где N - номер трубки. 

Таблица 2.1. Характеристики трубок направленного микрофона

1234567
L, мм 55040030020015010050
F, Гц300 412550 8251100 33001650

Рис. 2.36. Избирательная система

Направленный микрофон органного типа

 Рис. 2.37. Микрофон в параболическом улавливателе из направленных трубок

Вариант размещения избирательной системы, составленной из направленных, трубок, приведен на рис. 2.36.

Микрофон располагается в параболическом улавливателе, фокусом которого является направляющая система (рис. 2.37). Дальнейшее усиление сигнала происходит за счет использования высокочувст¬вительного микрофонного усилителя МУ.

Этот направленный микрофон перекрывает диапазон частот от 300 Гц до 3300 Гц, т. е. основной информационный диапазон речевого сигнала.

Если необходимо получить более качественное восприятие речи, то не¬обходимо расширить диапазон принимаемых частот. Это можно сделать путем увеличения количества резонансных трубок, например, до 37 штук. В табл. 2.2 приведены расчетные данные для использования в избиратель¬ной системе от 1 до 37 трубок.

Приведенная в табл. 2.2 резонансная система перекрывает диапа¬зон частот от 180 Гц до 8200 Гц. Вариант размещения резонансных трубок приведен на рис. 2.38, где трубки располагаются "улиткой".

Вместо резонансной системы можно использовать параболический рефлектор диаметром от 30 до 80 см.

Таблица 2.2. Расчетные данные для использования в избирательной системе от 1 до 37 трубок

№    1 2 3 . 4 5 6 7 8 9 10 11 12

L, мм 920 895 870 845 820 792 770 745 720 695 670 645

F, Гц 180 184 190 195 201 208 214 222 229 237 246 256

№ 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

L, мм 620 595 570 545 520 495 470 445 420 395 370 345

F, Гц 266 277 290 303 317 333 351 371 393 418 446 478

№ 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

L, мм 320 295 270 245 220 195 170 145 120 95 70 45 20

F, Гц 516 560 611 674 750 846 971 1138 1375 1737 2357 3667 8250

 

 

Раздел: [Акустические микрофоны и преобразователи] Сохрани статью в:

2zv.ru

Узконаправленные микрофоны

Для реагирования в очень узком направлении микрофонная капсула помещается внутри сфокусированного звукового поля. Наиболее распространенным методом для такого решения является использование явления интерференции в "пистолетных" микрофонах, называемых также "линейными" микрофонами.
Наиболее ранние конструкции имели пучок из большого количества узких трубок различной длины с заключенной в специальный объем диафрагмой. Когда трубки направлялись на источник сигнала, звуковое давление (при движении вдоль этих трубок) проходило одинаковое расстояние вне зависимости от их длины и не оказывало влияние на звуковой сигнал. Однако для звуков, поступавших под углом к основному направлению, возникало большое количество путей различной протяженности.
Подобные линейные микрофоны нашли широкое применение при локальной работе в художественных и телевизионных фильмах. Они, в некоторой степени, чувствительны к посторонним низкочастотным шумам, однако при использовании НЧ фильтра (во всех случаях работы на открытом воздухе) влияние этих вредных помех сокращается значительно. Некоторые из микрофонов для удобства управления во время действия оборудованы специальной (как у пистолета) рукояткой.Ветровые экраны для таких микрофонов довольно громоздки по своим размерам и несколько стесняют движения оператора при художественной съемке и, кроме того, они могут случайно попасть в поле обзора камеры. Сильные порывы ветра, независимо от принятых мер защиты или окружающих экранов, могут вызвать даже кратковременное замирание всего сигнала. Иными словами, существенной разницы между линейными и персональными микрофонами не существует, однако для использования на открытом воздухе предпочтение отдается линейным системам.

При использовании микрофонов внутри помещений или в залах с искусственно построенной "реальной" акустикой их направленные свойства несколько снижаются, так как случайная фаза реверберации не дает определенного режима подавления частот. Поэтому, для внутренних работ их восприятие не может быть лучше (или значительно хуже) обычного реагирования самой капсулы. Только в случае близкого расположения к источнику звука (что теряет смысл применения линейного улавливателя) можно пренебречь влиянием посторонней реверберации.

Однако, для глухих кино- и телестудий применение таких микрофонов может быть оправдано в случае, когда требуется на основном фоне шумного действия выделить отдельные звуковые моменты, что позволяет разместить микрофонные системы несколько дальше от источников, чем при использовании обычных направленных микрофонов. При этом, увеличение частотного реагирования для верхнего диапазона увеличивает разборчивость сигнала.

Микрофоны с менее длинным стволом, порядка 25 см, могут также применяться для работы внутри помещений. Но в этом случае, мы сталкиваемся со знакомой проблемой направленных микрофонов -эффектом близости.

К счастью, его конструкция предусматривает устранение этого эффекта благодаря длине самой трубки, а его остаточное влияние убирается низкочастотными компенсаторами. Некоторые микрофоны продаются в виде наборов, которые, в зависимости от обстоятельств, позволяют применять одну капсулу (как электростатический кардиоид) или вместе с интерферентной трубкой.
При улавливании очень слабых сигналов параболические отражатели имеют одно очень значительное преимущество: их направленные свойства основаны на акустическом усилении звука (в пределах 20 дБ) перед его попаданием на микрофон. Это обеспечивает намного лучшее отношение сигнала к шуму, чем в случае обычного микрофона с аналогичной капсулой, использующего для работы фазовое подавление. Поэтому рефлектор широко используется, например, при записи пения птиц, а также в тех случаях, где его громоздкие размеры и слабая низкочастотная
восприимчивость не являются принципиально существенными. Для высоких частот звук может быть буквально сконцентрирован в одну точку или при небольших отклонениях от оси, быть слегка не в фокусе, что позволяет несколько расширить лепесток диаграммы направленности; последний режим применяется более часто. Преимущество рефлекторных систем над линейными заключаются в том, что они одинаково ровно работают как внутри помещения, так и на открытом воздухе. При испытании в помещениях с высоким уровнем реверберации (подземный гараж) рефлекторные микрофоны, при расстоянии в два раза большем до источника звука, показали лучшие результаты восприимчивости, чем сразу две линейные системы.

studlib.info