Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Микрофон панорамный. Посоветуйте, пожалуйста, микрофон для записи "тихой" музыки

Шоу-Мастер. Микрофон панорамный


С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СТУДИЯ (часть вторая)

Сергей Педченко, Сергей Баранов

Итак, мы продолжаем разговор о создании собственной творческой лаборатории – студии. Пришло время поговорить о первых шагах в работе с микрофонами и оборудованием в студии.

Союз творчества и техники, именуемый записью музыки, начинается с музыканта, его манеры звукоизвлечения, а также инструмента и его многочисленных достоинств или недостатков. Зачастую последние более заметны. С определенными музыкантскими проблемами можно поработать и добиться заметного успеха с помощью понимания задачи и правильного использования приборов. При записи группы основу будущей записанной композиции составляют барабаны. Неважно, записывается группа целиком или же только барабанщик с последующими наложениями других инструментов и голоса. Запись барабанов – великолепная возможность понять и прочувствовать работу с эквалайзером, компрессором, нойз-гейтом и, конечно же, микрофонами! Поэтому и разговор о технике мы поведем применительно к этим инструментам.

Несколько слов о микрофонах

Весь цикл наших статей с самого начала подразумевал создание собственной студии при ограниченном бюджете. Основная цель – иметь возможность записать плоды творчества с максимальным качеством при скромных возможностях. Рассуждать о микрофонах с этой точки зрения непросто. Есть определенные модели микрофонов, которые стали промышленным стандартом индустрии. Зачастую можно найти решение и получше, особенно если вы специализируетесь на определенной стилистике. Но подобные изыскания влетают в копеечку, если у вас нет знакомого продавца в магазине профессионального оборудования, который даст какой-либо интересный экземпляр попробовать «на вкус». Поэтому путь выбора зарекомендовавших себя авторитетных микрофонов оправдан. Вы получаете гарантированный приличный звук, а его оттенки и характер целиком зависят только от вас. Для записи барабанов и перкуссии, а также для их подзвучивания в концертных условиях подобные «стандарты» сложились прочно и устойчиво. Если говорить о применении динамических микрофонов, то самым распространенным для бас-барабана или «бочки» является AKG D112. На протяжении значительного времени этот микрофон главенствовал в большинстве технических райдерах артистов, но с некоторых пор у него появился конкурент в лице Shure beta 52. Нередко для записи «бочки» применяют дополнительный микрофон, которым более полно передают щелчок и все обертоны в области высоких частот. Самым распространенным для этой цели микрофоном, пожалуй, можно считать Beyerdynamic M88. Малый барабан традиционно сопровождает Shure SM57 или более новый beta 57. Томы с равным успехом озвучиваются тем же SM57 или очень удачным Sennheiser e604. Последний, кстати, позволит сэкономить на микрофонных стойках, ибо е604 имеет специальное крепление-«прищепку» для обода барабана. При выборе микрофонов для альтов/томов следует помнить, что диапазон микрофона по высоким частотам чем ниже, тем лучше. Достаточно и 8 кГц. Тем меньше тарелок в них попадет. Все перечисленные компоненты ударной установки можно успешно подзвучивать и конденсаторными микрофонами. Они имеют ряд преимуществ, а основной их недостаток - это меньший срок службы и более высокая цена. А вот оверхед, иначе панорамное озвучивание тарелок и ударной установки в целом, а также озвучивание хай-хэта настоятельно рекомендуется осуществлять с помощью конденсаторных микрофонов! При катастрофическом отсутствии средств для создания демо-записи можно, конечно, обойтись и динамическими, но все же… В этой связи первым на ум приходит настоящая классика - микрофон AKG C451. Действительно, великолепный микрофон для целей оверхед-использования. Представленный список консервативен и даже стереотипен, но отражает существующую коньюктуру. Пестрый списочек получился? Стоит заметить, что покупать полный готовый Drum Kit микрофонов от одной компании производителя не стоит, обычно результат получается хуже нашего «пестрого списка». Если говорить о недорогих решениях... На «бочку» идеально подходит конденсаторный микрофон МК-213 завода "Октава". Переключатель чувствительности на нем надо  поставить в положение -10 дБ, чтобы его внутренняя схема не перегружалась. При использовании конденсаторных микрофонов, может потребоваться «одеть» их в поролоновую ветрозащиту! На малый барабан и томы можно ставить недорогие микрофоны бюджетных серий от AKG, Shure, Beyerdynamic, Sennheiser и менее известных фирм, например, Samson, в паспорте которых в строке application указываются данные барабаны. Суперзаписи конечно не выйдет, но приличного результата для демонстрации своего творчества вы добьетесь! 

Несколько слов о записи барабанов вообще

При использовании многоканального носителя сигнал с каждого микрофона записывается на отдельный канал. В этом случае у вас есть возможность поработать над звуком ударной установки при сведении. Если запись осуществляется в стереопару, то ответственность за содеянное, лежит целиком на вас с момента выбора положения микрофона. Кстати сказать, все барабаны кроме «бочки» озвучиваются со стороны рабочего пластика. Поэкспериментируйте с расположением микрофонов. Почувствуйте разницу! Особенно заметно это будет на примере малого барабана. Основной микрофон для «бочки» располагается внутри ее. Для этого практически на всех внешних пластиках бас-барабанов существует отверстие. Причем микрофон желательно устанавливать на стойке, а если уж вы вынуждены класть его внутрь, то подложите под него свернутую во много слоев ткань или очень толстый поролон. Стоит всегда помнить, что в этом случае возможно смещение микрофона относительно первоначальной точки расположения из-за общей вибрации от мощной работы педалью барабанщика. Смещается микрофон – меняется звук. Оверхед и озвучка хай-хэта – тоже особая тема. Микрофон на хай-хэт можно поставить сверху, можно снизу (в этом случае малого барабана в нем будет больше) и желательно перпендикулярно к тарелке. Так же сверху и практически перпендикулярно к поверхности тарелок ставим «оверы». Почему? Потому что поставь мы микрофоны сбоку, воздушная волна от тарелки начнет задувать капсюль микрофона и на звуке это скажется ой как заметно!  В лучшем случае вы получите эффект плохого флэнжера. Но дело творческое, если вы точно знаете, чего хотите, то возможны варианты. Особенно с хэтом. Начав разговор с многоканальной и стереозаписи, мы забыли упомянуть о том, что многоканальная запись не повод для расслабления! Звука необходимо добиваться сразу же, до попадания сигнала на магнитную ленту или жесткий диск. Характер звучания барабанов, конечно же, зависит от вашей с ним работы, и если вы научились добиваться того, что задумали, то характер должен быть привязан к стилистике записываемого материала. В наиболее жестких музыкальных направлениях практикуется использование нойз-гейта, иначе порогового шумоподавителя, с помощью которого можно отсечь случайные попадания прочих барабанов в микрофон отдельно взятого и обрезать его естественное звучание после собственно удара по нему. Звук барабана становится более четким и ярким, но и менее живым. Нойз-гейт никогда не  включается в тракт оверхед-микрофонов и хай-хэта и крайне редко используется с микрофоном малого барабана. С панорамными микрофонами - потому что резать нечего, а с малым - потому что, как правило, хай-хэт попадает в микрофон малого барабана и играют по хай-хэту мелкими долями. Поэтому при ударе по малому, когда гейт откроется, прослушается и хэт, стало быть, в этот момент общий уровень звучания хэта в миксе станет громче почти в два раза! Если же вы хотите добиться по-настоящему живого звучания всей ударной установки, лучше обойтись без гейта и помнить золотое правило, написанное во многих книгах: настраивайте максимально приближенный к идеалу звук установки с помощью одних только панорамных микрофонов. А потом осторожно добавляйте к этому звуку «бочку» и те барабаны, которых недостаточно, если это вообще нужно. Панорамирование установки происходит по принципу «как вы ее видите». То есть «бочка» и малый барабан по центру. Хай-хэт с вашей точки зрения «как из зала» справа, значит, регулятор панорамы правее. Оверхед-микрофоны справа и слева? Панораму так же! Томы? Та же история. И старайтесь избегать крайних  положений ручки «панорама». Умеренность полезна! Итак, в числе прочего мы коснулись прибора под названием нойз-гейт, который применяется далеко не всегда, а вот без штатного эквалайзера пульта и полезнейшего прибора под названием компрессор вам обойтись едва ли удастся. Компрессоры относятся к группе приборов динамической обработки звука, ибо работают они прежде всего с динамическим диапазоном звука. Сюда же попадает звукоизвлечение барабанщика, зачастую не идеальное. Авторы статьи убеждены в превосходстве качественных аналоговых приборов, но их достоинства не распространяются на копеечные вариации малоизвестных азиатских компаний. И у цифровых, и у аналоговых компрессоров настройка осуществляется регулировкой одних и тех же параметров. Прежде чем коснуться их, стоит дать совет: часто при закладке треков люди не пользуются частотной коррекцией и компрессией, думая, что с тем же успехом это можно будет сделать при сведении. Однако, если озаботиться коррекцией и компрессированием уже на стадии  записи вокала и инструментов, результат получится ощутимо лучше, особенно при использовании дешевого оборудования.

Специфика применения эквалайзера и компрессоров при записи барабанов

Для примера возьмем запись "живых" барабанов. Если подзвучить микрофоном «бочку»  и, ничего не корректируя, послушать звук через мониторы, то станет очевидно, что звук весьма далек от того, который мы обычно слышим на хороших записях. Если, по-прежнему не корректируя по частотам, включить в разрыв (insert) канала микшерного пульта компрессор, то звук может стать еще хуже, потому что компрессор начинает срабатывать от самого громкого сигнала,  в данном случае это частота в пределах 100-300 Гц. Чтобы заставить компрессор работать так, как нам нужно, сначала скорректируем звук на эквалайзере канала пульта. Здесь очень удобен следующий принцип работы: если чего-то не хватает - убери то, чего явно много. Звук «бочки» без частотной коррекции напоминает глухой удар с резонансом в области нижней середины, с него и начнем. Во время наших манипуляций компрессор должен быть исключен из тракта. Повернем регулятор уровня нижней середины на - 15 дБ и затем ручкой выбора частоты поймаем искомый резонанс. Результат будет слышен сразу же! Теперь проделаем то же самое с верхней серединой, обычно это 1,5-2 кГц. Уровень можно не оставлять на –15 дБ, (подобная крайность необходима для быстрого вычисления паразитных резонансов), попробуйте чуть добавить, но аккуратно и в прямом смысле немного. Теперь добавим низких и высоких частот по вкусу и включим компрессор. Регулятор Threshold  поставим в такое положение, чтобы индикатор компрессии показывал -12 дБ, ручку Ratio установим на 1:3, Attack - на минимум, а Release - на 0,5 с. У нас получилась вполне взрослая «бочка», которую при сведении останется слегка подкорректировать. Рекомендуем при закладке треков давать несколько больше высоких частот, чем кажется достаточным. Потом их можно прибрать, тем самым улучшив соотношение сигнал/шум. А вообще, как показала практика, при сведении  их часто приходится еще и добавлять, чтобы преодолеть маскирующий эффект. Следует заметить, что из-за разного принципа работы звук «бочки», снятый конденсаторным и динамическим микрофонами будет тоже разным. Теперь отключим канал «бочки» и по уже опробованному алгоритму настроим малый барабан. Для него может не потребоваться столь радикальное уничтожение резонансов, поэтому ручки завала АЧХ могут быть в пределах от –6 до -9 дБ. Резонансные частоты выискиваются тоже соответственно. Компрессор на малом барабане слышно очень хорошо, поэтому настроить его можно достаточно точно. Начальные установки:Threshold: -6 дБ по показаниям светодиодного индикатора компрессии; Ratio: 1:2-1:3; Attack: 0,15 с, Release-0,5 с. Для альтов/томов - устраняем их резонансы по нижней середине, а на частоте 2,5 кГц делаем подъем на 9 дБ, чтобы обострить щелчок. Показания компрессоров для всех альтов: Threshold: - 9 дБ, Ratio: - 1:3, Attack - на минимуме, Release: 0,25 с. На «железо» идеально подходит пара одинаковых конденсаторных микрофонов. Частотная характеристика тракта «железа» должна быть ограничена по НЧ до 180 Гц. Особенности частотной коррекции, если панорамный звук установки в целом не принципиален: можно достаточно сильно убрать верхнюю середину на 3,5 кГц и нижнюю на 250 Гц, чтобы меньше захватывался звук других барабанов. По этой же причине не следует ставить эти микрофоны слишком высоко над тарелками. Компрессор в этих каналах работает в режиме лимитера и имеет следующие установки: Threshold: - 10 дБ, Ratio:1:6, Attack и Release - на минимуме. Необходимость установки дополнительного микрофона на хай-хэт определяется, исходя из специфики проекта и исполнительских особенностей. В заключение хотелось бы отметить, что установки и параметры, описанные в этой статье, являются ориентировочными, отправными точками при настройке тракта, они могут реально помочь тем, кто впервые решит попробовать такой метод работы. И последнее: поскольку компрессоры в тракте защищают от возможных перегрузок, можно смело закладывать треки с максимально возможным уровнем и, как результат, отказаться от шумоподавления на стадии сведения по причине отсутствия шумов!

Продолжение следует…

P.S.: Мнения в поддержку авторов и гневные реплики отправляйте: bassman@mail333.com, vinniltime@pisem.net

26 декабря в 00:05 Мастер-класс 1 2005 (40)

www.show-master.ru

Посоветуйте, пожалуйста, микрофон для записи "тихой" музыки

Сразу оговорюсь, что бюджет небольшой и извлекается из своего кармана, поскольку речь идет о home-студии. Верхнего и нижнего предела назвать не готов. Если пойму, что необходимо потратить 1000 Евро, потрачу, если пойму, что хватит 100 Евро, ограничусь ими.

До сего момента в студии было задействовано три микрофона - Октава МКЭ 204У и AKG UFH HT40 для записи всего, что происходит внутри, и стереомикрофончик SONY в паре с минидисковым диктофоном для записи всего, что происходит снаружи. В какой-то момент уши стали слышать, что этого недостаточно.

В студии пишется самая разная акустика - струнные всех видов, перкуссия, вокал разной громкости и тембра, реже - электрогитары и ударная установка. Очень часто инструменты пишутся отдельно, но иногда по 2, максимум 3 зараз.

Снаружи пишется любой эмбиент, который потом применяется как для музыки, так и для кино. Вообще, присмотрел для полевых записей вот такую штуку: KORG MR1 - портативный 1-битный DSD рекордер. Кто-нибудь о таком слышал, пользовался? Интересно ваше мнение об этой милой вещице.

Ifrit сказал(а): ↑

Конденсаторные с низким уровнем собственным шумов. Направленность от круговой до гиперкардиоиды.ДПА 4011, 4006, Нойман (не помню их "пушку"). Например.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Спасибо за совет. Дороговато 70000р. :( Methafuzz сказал(а): ↑ Тут есть два направления.

1. Микрофон пограничного слоя (он же boundary layer, он же "лягушка")

2. MS стерео микрофон. Часто ими кинопрофи снимают всякие амбиентные звуки.

вопрос использования направленных микрофонов зависит от того, надо ли снимать вообще все звуки вокруг или отдельные

Нажмите, чтобы раскрыть...

А в каких конкретно случаях применяются 1 и 2? Я так понял, они специфического действия и не слишком универсальны...

Я уже понял, что мне нужны как минимум два микрофона :) Один - узконаправленный, ближнего действия, для снятия вокала или инструмента внутри, второй - для снятия акустической картины мира снаружи (и иногда - внутри).

Aldanor сказал(а): ↑ Condenser cardioid. За свои деньги например RODE NT4 (90 X/Y) и NT5 (пара ) неплохие стереомашинки :)

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да, цена 15000р (для меня) вполне реальна :) Но получается, что мне стерео и круговая панорама нужна снаружи, чтобы можно было обойтись без 220В под боком. А внутри - с питанием и для съема вокала или речи, например. sunet сказал(а): ↑

Динамические микрофоны хороши в дороге. Здесь можно рекомендовать кардиоидный AKG D880 (сам пользуюсь) или еще лучше сперкардиоидные Beyer от 61-го и выше. Правда записи получаются моно, но в большинстве случаев этого достаточно. Если очень надо стерео, то таких микрофонов можно взять и два. Есть конденсаторные небольшие недорогие микрофоны с электретной головкой, например фирмы SONY, но они ненаправленные.

Нажмите, чтобы раскрыть...

AKG D880 - 2500р, цена чудесная, но эти микрофоны везде позиционируются как чисто вокальные. достаточно ли они универсальны? Beyerdynamic TGX 60/ TGX 61 - 12000р, тоже упоминаются как вокальные, остронаправленные и даже концертные, заточенные под давление рок-вокала. Передадут ли они очарование негромкого звука, подойдут ли для озвучки виолончели или банджо? :) sunet сказал(а): ↑

Конденсаторные микрофоны хорошо использовать в студии. Здесь вне конкуренции 3 модели - RODE NTK, RODE K2, NEUMANN TLM103, как сверхмалошумящие. С ними можно вытворять все что угодно и они хорошо держат давление. Если же нужно записывать на выезде, то можно приобрести специальные конденсторные микрофоны с питанием от батарей или блок внешнего фантомного питания также с питанием от батарей. Хорошие конденсаторные стереомикрофоны очень дорогие и потому лучше использовать в паре 2 микрофона подешевле.

Нажмите, чтобы раскрыть...

RODE NTK - 19000р, RODE K2 - 23000р, NEUMANN TLM103 - 42000р (?). Первые два - не ламповые ли? Или это не мешает им быть конденсаторными? :) Полностью подтверждаю, что необходимо минимизировать уровень собственного шума микрофона и чем он меньше, тем микрофон (для моих целей) лучше. Какие модели бывают с питанием от батарей, не подскажете?

Еще пара вопросиков:

что можно сказать о ленточных микрофонах? на практике кто-нибудь записывал в них?

как вы относитесь к продукции Октава, в частности, ламповым микрофонам вроде МКЛ-5000?

 

rmmedia.ru

Статья "Микрофоны, часть 6" | Музыкальное Оборудование

Автор: 

Ирина Алдошина

Дата первой публикации: 

фев 2012

Системы микрофонов для пространственной звукозаписи.

Широкое внедрение в профессиональную и домашнюю звукотехнику различных пространственных систем звукопередачи (Dolby Surround 5.1, Dolby Pro-Logic, Dolby Digital, DTS, SDDS, WFS и др.) потребовало пересмотра требований к микрофонным системам. Главная цель всех surround-систем — это улучшенная передача пространственной атмосферы зала, недоступная для стереофонических систем.

В связи с этим изменились требования к технологии микрофонной записи, в числе которых можно отметить следующие:- точная запись прямого звука со сцены с сохранением натурального баланса и естественности звучания;- запись достаточного количества ранних отражений от потолка и от припортальных боковых стен, приходящих в первые 25-60 мс, для передачи в последующем воспроизведении протяженности источника звука, интимности, ясности, разборчивости и других важных субъективных параметров музыкальных сигналов;- запись реверберационного процесса и его некоррелированное представление во всех громкоговорителях воспроизводящей системы во вторичном помещении, что имеет принципиально важное значение для полноты звука, пространственности и др.

Для соответствия этим требованиям начали использоваться новые микрофонные системы, обеспечивающие формирование четырех и более каналов, которые затем кодируются в два канала и декодируются в 5.1 (или более) каналов воспроизведения.

Усовершенствование микрофонных систем шло по пути создания более сложных (по сравнению со стереофоническими) как совмещенных, так и разнесенных систем.

Совмещенные системыК этой группе можно отнести такие системы, как Soundfield, Surround Sphere, DoubleMS и др.

Система Soundfield использует четыре кардиоидных капсюля, размещенных в форме тетраэдра, и соответствующий процессор (рис. 1). Подобную конструкцию впервые предложили Michael Gerzon и Peter Craven в 1973 году. Первичные сигналы, получаемые от этих капсюлей (LF, RB, RF, LB) образуют А-формат. Затем с помощью специального цифрового процессора из них формируются четыре новых сигнала W, X, Y, Z (В-формат), из которых сигнал W соответствует сигналу от ненаправленного микрофона, а сигналы X, Y и Z — сигналам от микрофонов с характеристикой направленности типа "восьмерка", ориентированным влево-вправо, вперед-назад и вверх-вниз. Четыре компонента В-формата могут быть электрически скомбинированы в разных пропорциях таким образом, что можно получить ряд кардиоидных (или других) характеристик направленности, ориентированных в любом направлении в пространстве, причем можно менять направление и наклон этих характеристик в процессе записи или при последующей обработке.

Используя специальный декодер, сигналы В-формата конвертируются в любые варианты сигналов для моно-, стерео- и surround-систем, вплоть до 10.1. Для конвертирования в самый распространенный формат 5.1 был разработан специальный процессор SP451. Учитывая компактность такой системы, большие возможности процессорной обработки и совместимость с большинством известных стереофонических и surround-форматов, она находит широкое применение в различных приложениях пространственной звукозаписи.

Разновидностью этой системы можно считать предложенную фирмой Schoeps микрофонную систему, состоящую из одного ненаправленного микрофона и трех микрофонов с характеристикой направленности типа "восьмерка", закрепленных очень близко друг к другу, то есть с ее помощью можно сразу записывать сигналы В-формата. В этой системе несколько проще процессорная обработка, можно использовать микрофоны разных фирм и т. д. Область применения ее такая же, как и предыдущей — пространственная звукозапись.

Surround Sphere. Учитывая требования пространственных систем по увеличению количества каналов записи, фирма Schoeps разработала новую микрофонную сферическую систему KFM360, в которой наряду с двумя направленными микрофонами, установленными на поверхности сферы, используются два микрофона с характеристиками направленности типа восьмерка, расположенные ниже их и направленные прямо по оси (рис. 2). Суммируя электрические выходы микрофонов в разных пропорциях, можно получить различные виды характеристик направленности как во фронтальной, так и в тыловой плоскости (круг, кардиоида, суперкардиоида, восьмерка и др.).

Благодаря широкому углу охвата (120 град), такая система может располагаться довольно близко к источникам. Посредством матричной обработки с ее помощью можно получить полный формат 5.1, включая низкочастотный канал (рис. 3). Система обеспечивает хорошую локализацию и эффективно используется при записи музыки, в частности для передачи различных пространственных эффектов.

DoubleMS. Для формирования четырехканального звука обычная стереосистема MS дополняется еще одним М-микрофоном (ненаправленным или кардиоидным). При этом S-микрофон (характеристика направленности типа "восьмерка") используется как с передним, так и с задним М-микрофоном, который располагается выше его. Схема и конструкция такой системы показаны на рис. 4. Подбирая различные варианты характеристик направленности М-микрофонов, можно сформировать, с помощью соответствующей процессорной обработки, все каналы для формата 5.1. Такая система нашла особое применение в технике записи звука в кино для передачи пространственной атмосферы.

Системы с адаптивным цифровым управлением (Audio-Technica AT895, Microtech Gefell KEM970 и др.). Возможности цифровой обработки сигналов позволили создать новые микрофонные системы, представляющие собой своего рода микрофонные антенны, в которых с помощью цифровых фильтров синтезируются диаграммы направленности различной управляемой формы, ширины и ориентации, адаптированные к различным условиями окружающего пространства и задачам обработки. Такие системы находят все большее применение в системах звукозаписи и озвучивания. Пример системы Audio-Technica AT895, состоящей из центрального остронаправленного микрофона и четырех кардиоидных микрофонов, с последующей цифровой фильтрацией их характеристик, показан на рис. 5.

Разнесенные системыВторая группа микрофонных систем также широко используется для пространственных записей, особенно когда речь идет о классической музыке.

Все многообразие разнесенных микрофонных конфигураций, используемых в системах Surround Sound, можно условно разделить на две большие группы: пятиканальные системы "главных микрофонов" и системы с разделением фронтальных и задних микрофонов.

Первый тип систем обычно включает в себя пять близко расположенных микрофонов, каждый из которых создает сигнал для левого, правого, центрального и двух тыловых громкоговорителей. Такая система позволяет создать во вторичном помещении мнимые источники, распределенные в горизонтальной плоскости, обеспечивая при этом удовлетворительное пространственное впечатление. Однако использование такой "главной" микрофонной конфигурации все же приводит к определенным проблемам в воссоздании ощущения "пространственности" из-за малых расстояний между отдельными микрофонами, соответственно малых различий в структуре звукового сигнала (малой декорреляции между ними). Поэтому в звукорежиссерской практике (особенно европейской) такая "главная" конфигурация дополняется микрофонами для отдельных инструментов.

Как показали многолетние исследования Лео Беранека (Leo Leroy Beranek) наибольшую связь с ощущением "пространственного" распределения источника в помещении показывают результаты измерения коэффициента внутрислуховой кросс-корреляции сигнала, который равен

где pл (t) и pпр (t) — давление на левом и правом ухе. Этот коэффициент определяет степень различия звуковых сигналов на двух ушах, как по времени, так и по амплитуде. Чем менее подобны звуки на левом и правом ухе, тем меньше этот коэффициент и тем больше кажущее расширение источника. В случае, если звуки одинаковы, коэффициент становится равным единице и кажущийся источник звука концентрируется в центре.

Измерения, выполненные в различных залах с помощью прибора "искусственная голова" на двадцати позициях при разных положениях источников звука, показали, что значения этого коэффициента для лучших по качеству звучания залов мира КВСККр3 оказались в пределах 0,3-0,6. Если при записи микрофоны находятся слишком близко друг от друга, то различия между сигналами в разных каналах будут малыми и соответственно коэффициент корреляции будет больше 0,6, то есть будет мала декорреляция между сигналами.

По поводу выбора параметров в центральных микрофонных системах, таких как характеристика направленности, расстояние между микрофонами, угол наклона и др., обеспечивающих создание оптимального мнимого образа, большой комплекс работ проделал M. Williams. Результаты этих работ были представлены им на всех последних конгрессах AES и в специально посвященной этим вопросам книге.

Дизайн таких микрофонных комбинаций включает в себя следующие последовательные этапы: выбор желаемого "угла охвата" источника в пределах от +/-90 град до +/-50 град для передних микрофонов, определение желаемого баланса между передними и тыловыми микрофонными комбинациями (отсюда определение необходимых временных задержек между ними), установление угла охвата для тыловой комбинации микрофонов и расчет боковых сегментов охвата.

В этих работах М. Williams проанализировал сотни комбинаций микрофонов с различными характеристиками направленности и построил номограммы, позволяющие рассчитать необходимое расстояние между микрофонами в зависимости от заданного угла охвата источников при записи.

Один из примеров расчета для кардиоидных микрофонов представлен в таблицах 1а (для передней группы микрофонов) и 1б (для тыловой группы).

Таблица 1а

Таблица 1б

Пользуясь этими таблицами можно составить различные варианты из передних и тыловых групп микрофонов.

Один из вариантов комбинации, соответствующей первой строке таблицы 1а и первой строке таблицы 1б, показан на рис. 6.

В последних работах, представленных на 118 конгрессе AES, М. Williams показал результаты анализа возможных конфигураций микрофонов для пятиканальных систем, обеспечивающих зоны покрытия выше и ниже горизонтальной плоскости, что может быть произведено выбором соответствующего сдвига микрофонов относительно друг друга в вертикальной плоскости.

Следующим примером "главной" микрофонной системы, выполненной в соответствии с рекомендациями Вильямса, является пятимикрофонная система INA-5 (рис. 7a), собранная из кардиоидных микрофонов, которые могут двигаться, поворачиваться и их диаграммы направленности могут варьироваться.

Промышленная реализация такой системы показана на рис. 7b.

Вторая группа микрофонных пятиканальных систем предполагает использование трех передних микрофонов для создания точного мнимого фронтального образа, а задних микрофонов только для схватывания "окружающего" пространства. Обычно для этого применяется известная комбинация трехканальных передних микрофонов, используемых в стереофонии, и к ней добавляются два микрофона с различным расположением в пространстве, обеспечивающих декоррелированную запись реверберации в помещении.

Примером может служить система Fukada Tree (рис. 8), где в качестве передней используется конфигурация типа Decca Tree (о которой было рассказано в предыдущей статье — см. МО, сентябрь 2011), только ненаправленные микрофоны заменяются на кардиоидные с целью уменьшения количества реверберирующего звука, схватываемого передними микрофонами. Иногда добавляются два ненаправленных микрофона LL и RR с целью увеличения ширины охвата оркестра. Задние микрофоны используются также с кардиоидной характеристикой и располагаются они на "критическом" для данного помещения расстоянии.

Критическим называется расстояние, на котором величины прямой и отраженной энергии равны друг другу. Величина критического расстояния зависит от времени реверберации (Тс) и объема зала (V куб. м):

Примеры критического расстояния для лучших концертных залов мира: Musikvereinssaal в Вене — 4,6 м, Театр Национальной оперы в Париже — 5,4 м, Карнеги Холл в Нью-Йорке — 6,8 м, Альберт Холл в Лондоне — 10,6 м.

Расстояние между этими микрофонами может варьироваться в зависимости от ситуации. Выбор расстояния обеспечивает необходимую декорреляцию между сигналами, что позволяет создать требуемое ощущение пространственности. Существуют варианты такой системы (например, используемые звукозаписывающей фирмой Polyhymnia Int.), где применяются только ненаправленные микрофоны, что, по мнению фирмы, улучшает общий пространственный эффект.

Японская радиовещательная корпорация NHK предложила другую микрофонную конфигурацию для записи Surround Sound (иногда ее называют системой Hamasaki), показанную на рис. 9: два кардиоидных микрофона размещены на расстоянии 30 см друг от друга и разделены экраном. Центральный микрофон также с кардиоидной характеристикой направленности размещен спереди. Два боковых ненаправленных микрофона расположены на расстоянии 3 м друг от друга. Они фильтруются на частоте 250 Гц и подмешиваются к левому и правому центральным микрофонам для улучшения пространственного воспроизведения низких частот. Левый LS и правый RS расположены на расстоянии 2-3 м от центральных микрофонов и на расстоянии 3 м друг от друга.

Эта центральная конфигурация дополнена специальной комбинацией из четырех микрофонов с характеристикой направленности в форме восьмерки, расположенных на расстоянии 1 м друг от друга, которая устанавливается достаточно высоко в глубине помещения, где происходит запись, для передачи общего пространственного ощущения зала.

Немецким институтом IRT была разработана новая система микрофонов (затем реализованная фирмой Schoeps как конфигурация OCT — Optimum Cardioid Triangle), представляющая собой конструкцию, показанную на рис. 10a. В ней предлагается использовать центральный кардиоидный микрофон и два боковых суперкардиоидных микрофона, дополненных ненаправленными микрофонами, сигнал которых фильтруется на частоте 100 Гц и подмешивается к левому и правому каналу. Кроме того, сигнал центрального микрофона также фильтруется (ФВЧ) на частоте среза 100 Гц. Поскольку суперкардиоида более направленная характеристика, чем кардиоида, и имеет наибольшее отношение прямой/отраженный звук, такая конфигурация обеспечивает наилучшее разделение между каналами.

Для схватывания окружающего пространства была предложена система из четырех кардиоидных (или ненаправленных) микрофонов, показанная на рис. 10b. Расстояние между микрофонами выбирается в зависимости от желаемой степени корреляции между каналами. Такая комбинация получила название IRT Cross.

Фирма Telarc предложила интересную конфигурацию, в которой используются "искусственная голова" фирмы Neumann (рис. 11) и две пары MS-микрофонов, включенных между каналами левым центральным и тыловым (L и LS) и правым центральным и тыловым (R и RS). Получается некоторая смесь бинауральной стереофонии и стереофонии Surround Sound, что позволяет создать интересные пространственные эффекты.

Очень полезные результаты были представлены на 118 конгрессе AES специалистами их английского университета Surrey, которые провели сравнительный анализ перечисленных ранее микрофонных систем с точки зрения технического обеспечения записей и их субъективной оценки.

Для анализа были выбраны четыре комбинации передних микрофонов и две тыловых. В качестве передних использовались комбинации трех микрофонов типа INA, Fukada Tree, OCT, NHK (Hamasaki), в качестве тыловых — четыре микрофона системы NHK или просто две разнесенные кардиоиды.

Запись производилась в большой акустической студии с размерами 17 x 14,5 x 6,5 м (передняя центральная группа микрофонов устанавливалась на расстоянии 7 м от источника звука, тыловая группа микрофонов — на расстоянии 14 м). Запись выполнялась как отдельных инструментов (рояля, скрипки, тромбона, клавесина и др.), так и различных ансамблей и голосов. Полученные записи проходили субъективную экспертизу, обобщенные результаты экспертиз показаны на рис. 12. Как видно из этих результатов, наибольшее предпочтение для передней группы микрофонов получила комбинация Fukada Tree. Эта техника обеспечивала хорошее пространственное впечатление (вероятно, за счет большей разнесенности микрофонов), уверенную локализацию по глубине, хороший тембральный баланс.

Второе место заняла конфигурация INA, у нее несколько хуже локализация, но зато она обеспечивает "открытость" звука и приятный тембр, и может быть рекомендована для записи сольных инструментов. Конфигурации OCT и NXT оказались хуже по субъективным оценкам. Первая обеспечивала хорошую локализацию, но источники казались слишком узкими.

Сравнение тыловых комбинаций микрофонов дает несомненные преимущества для комбинации из четырех микрофонов NHK (Hamasaki), поскольку она обеспечивает наилучшее ощущение пространственности, создает более стабильный звуковой образ. Эксперименты предполагается продолжить для более широкого класса источников и более широкого сочетания различных комбинаций микрофонов.

Однако уже сейчас очевидно, что предложенные комбинации "разнесенных" микрофонных систем могут уверенно использоваться в технике звукозаписи для систем Surround Sound типа 5.1 и др. Поиски различных комбинаций микрофонов продолжаются и не исключено, что по мере накопления опыта работы могут быть предложены и другие варианты таких систем.

Необходимо отметить, что не только выбор конфигурации микрофонов для записи в технике Surround Sound представляют трудности, но и отработка технологии многоканального панорамирования в целом имеет значительные проблемы. Законы панорамирования, отработанные для стереосистем, здесь оказываются неподходящими, так как звук от тыловых громкоговорителей значительно изменяется по спектру за счет дифракции на ушных раковинах. В настоящее время проводятся интенсивные исследования законов панорамирования, основанных на различных психоакустических принципах.

Другие статьи серии Микрофоны, часть 1. Термины и определения. История. Микрофоны, часть 2. Параметры. Методы измерения. Микрофоны, часть 3. Классификация микрофонов. Микрофоны, часть 4. Классификация микрофонов по видам характеристик направленности. Микрофоны, часть 5. Стереосистемы микрофонов. Средняя оценка:

www.moinf.info