Инструментальные микрофоны. Контактные микрофоны


7.4 Примеры реализации направленных микрофонов

Наиболее простым по конструкции является направленный микрофон «Супер Ухо-100» (рисунок 7.9), и параболический микрофон представленный на рисунке 7.10.

Рисунок 7.9 - Направленный микрофон «Супер Ухо - 100»

Рисунок 7.10 - Внешний вид параболических направленных микрофонов

Конструкции плоских направленных микрофонов и их основные характеристики представлены на рисунках 7.11-7.13 и в таблице 7.2.

Рисунок 7.11 - Микрофонная решетка фирмы G.R.A.S.

Рисунок 7.12 - Плоский направленный микрофон 40ТА

Рисунок 7.13 - Микрофонная решётка BSWA-TECHSPS-980

Таблица 7.2 - Обобщенные характеристики микрофонных решеток

Наименование характеристики

Тип микрофона

40TA

SPS-980

Количество микрофонов

64

36

Диапазон частот, кГц

0,05-6,6

0,02-20

Чувствительность, мВ/Па

50(4)

50

Динамический диапазон, дБА

32(40)-134(174)

30-128

Размеры решётки, мм

175*175

Трубчатые микрофоны представлены на рисунках 7.14-7.17 и в таблице 7.3

Рисунок 7.14 - Внешний вид трубчатого направленного микрофона PKI 2925

Рисунок 7.15 - Внешний вид трубчатого направленного микрофона YKN

Рисунок 7.16 - Внешний вид трубчатого направленного микрофона SENNHEISERMKHP48

Рисунок 7.17 - Миниатюрный направленный микрофон UEM - 88

Таблица 7.3 - Характеристики направленных трубчатых микрофонов

Наименование характеристики

Тип микрофона

YKN

AT-89

UEM-88

Частотный диапазон, Гц

500-10000

60-12000

200-15000

Максимальный коэффициент усиления, дБ

66

93

50

Чувствительность, мВ/Па

20

70

Размеры, мм

310*30

355*70

229*25*13

Вес, г

130

473

65

Напряжение питания, В

3

9

1*AAA

Время работы аккумулятора, ч

30

4-6

100

Дальность перехвата разговоров, м

100

100

7.5 Игольчатые микрофоны, электронный стетоскоп, гидрофон, геофон, проводные микрофоны

В том случае имеется возможность доступа в смежные с выделенными помещения, для прослушивания разговоров могут использоваться игольчатые микрофоны(spikemicrophone) и электронные стетоскопы.

Выносные игольчатые микрофоны представляют собой микрофоны со специальными тонким звуководами (см. рисунок 7.18) и предназначены для прослушивания разговоров в смежных помещениях через естественные или специально создаваемые щели в ограждающих конструкциях контролируемых помещений.

Например, в системе РКI 2455 используется электретный игольчатый микрофон с диаметром звуковода 2,5 мм и длиной до 300 мм. Дальность перехвата разговора 10 м. Диаметр кабеля 2,5 мм.

В электронных стетоскопах в качестве датчиков используются контактные микрофоны, которые преобразуют акустические колебания, распространяющиеся в твердых телах (стенах, потолках), в электрические.

Рисунок 7.18 - Игольчатые микрофоны: а)- PKI 2455; б)- ХР-SP

Электронные стетоскопы с датчиками контактного типа позволяют перехватывать речевую информацию без физического доступа «агентов» в выделенные помещения. Их датчики наиболее часто устанавливаются на наружных поверхностях зданий, на оконных проемах и рамах, в смежных (служебных и технических) помещениях за дверными проемами, ограждающими конструкциями, на перегородках, трубах систем отопления и водоснабжения, коробах воздуховодов вентиляционных и других систем.

Типовым контактным микрофоном является пьезоакселерометр. Пьезоакселерометры могут иметь различную конструкцию. Нагляднее всего принцип их действия можно представить на примере компрессионного типа (см.рисунок 7.19)

Рисунок 7.19 - Схема пьезоакселерометра компрессионного типа

Сейсмическая масса крепится к основанию осевым болтом, который прижимает кольцевую пружину. Между массой и основанием вставляется пьезоэлемент. Когда на него воздействует сила, на его поверхностях появляется электрический заряд. Материалов с такими свойствами очень много, но наиболее общепринятыми является кварц. Существуют также синтетические керамические пьезоматериалы, которые работают довольно хорошо, причем даже при более высоких температурах, чем позволяет кварц. Если температура пьезоэлемента повышается и достигает так называемой «температуры Курье», то его пьезоэлектрические свойства утрачиваются. В это случае датчик считается неисправным и не подлежит ремонту.

При перемещении акселерометра вверх или вниз на сейсмическую массу воздействует сила со стороны чувствительного элемента. Это единственная сила, действующая на массу, поэтому она пропорциональна ускорению последней, совпадающему с ускорением всей системы. Масса со своей стороны давит на чувствительный элемент с такой же по величине(и противоположной по направлению) силой. Так как заряд и напряжение на пьезоэлектрическом элементе прямо пропорционально величине этой силы, в итоге мы получим на выходе электрический сигнал, пропорциональный ускорению. Пьезоакселерометры обладают чрезвычайно большой линейностью по амплитуде, поэтому у них очень большой динамический диапазон. Нижний предел ускорения, который они могут воспринимать, определяется только электрическим шумом электроники, а высшие уровни ограничены только пределом разрушения самого пьезоэлемента. Этот диапазон допустимых амплитуд может охватывать восемь порядков, или 160 дБ.

Частотный диапазон акселерометров очень широк и может простираться для некоторых моделей от очень низких частот до десятков килогерц. Высокочастотная характеристика ограничена резонансной частотой системы сейсмическая масса – пьезоэлемент. Из-за этого резонанса датчик выдаст очень сильный пик напряжения в ответ на возбуждение на его собственной частоте, которая для наиболее распространенных акселерометров составляет около 30 кГц. Обычно рабочий частотный диапазон акселерометра составляет до1/3 его собственной резонансной частоты, которая сильно зависит от способа его крепления, причем крепление на шпильке или винтом является лучшим.

Акселерометры типа «ICP» имеют встроенный микропредусилитель. Такие акселерометры имеют низкоимпедансный выход, менее подвержены помехам и их чувствительность не зависит от длины кабеля.

Чувствительность современных контактных микрофонов составляет от 50 до 100 мкВ/Па, что дает возможность прослушивать разговоры через бетонные и кирпичные стены толщиной более 100 см, практически любые двери, а также оконные рамы и инженерные коммуникации.

Внешний вид портативного электронного стетоскопа представлен на рисунке 7.20.

Рисунок 7.20 - Малогабаритный электронный стетоскоп в комплекте с контактным и игольчатым микрофонами фирмы Selavio

Принципы работы гидрофона и геофона близки принципами работы микрофона и акселерометра соответственно, но с иными конструктивными решениями. Например, мембрана гидрофона может иметь цилиндрическую или сферическую форму. Геофоны применяются не только для обнаружения акустических сигналов от движущихся людей и техники, но и для снятия речевой информации с сейсмической волны в грунте на удалении до 10 м от ее источника.

Если имеется возможность постоянного проникновения в контролируемые помещения, в нем заранее могут быть установлены миниатюрные микрофоны, линии передачи сигналов которых выводятся в специальное помещение, где находится злоумышленник и установлена регистрирующая аппаратура. Длина линии передачи сигнала может достигать 5000 м. Такие системы называются проводными системами.

Для обеспечения скрытости микрофонов последние выпускаются в сверхминиатюрном исполнении (диаметр менее 2,5 мм) и камуфлируются под различные предметы.

Для повышения качества перехваченных разговоров микрофоны устанавливают возможно ближе к местам проводимых разговоров. Для улучшения чувствительности некоторые микрофоны подключают к предусилителям.

Внешний вид таких устройств представлен на рисунке 7.21.

Рисунок 7.21 - Проводные микрофоны : а) – АСС ТХR-S;

б) – АССТХS-S; в) – SIM DAC-220

studfiles.net

Еще раз про датчики, пьезу, контактные микрофоны и прочее

Еще раз про датчики, пьезу, контактные микрофоны и прочее [Jan. 21st, 2010|09:46 pm]

Звукорежиссура

Здесь будет про C-Ducer, Shetler и прочие радости Концертный звук. Советы бывалого-4http://rus.625-net.ru/audioproducer/2000/06/8.htm

А за это - скажите: кто пользовался SD Systems - и стоит ли оно того?Спираль развития проектов требует решения задачи: чем снять звук со скрипки, если ничего не устанавливать под подставку или в нее?

Comments:

В последнее время радовался звуку со скрипки, снимаемым AKG C411. Микрофон ставится либо на деку со стороны подбородника, между краем подгрифка и краем подставки, либо (лично я так не пробовал) на саму подставку.

да. мы это делаем, и почти всегда это значительно хуже того, чего хочется.на некоторых аппаратах это дает особенно мерзкий, гнусавый, шершавый и тонкий звука в мониторах просто ад

"На некоторых аппаратах" - что имеется в виду? Инструменты, комбики?С411 очень капризен к месту установки. Достаточно поставить его ровно между подставкой и подгрифком, и звук будет совершенно отстойным...

порталы, пульт, мониторы, прочее.

В таком случае, не уверен, что вам удастся найти решение. Микрофон, который на любых, в том числе "некоторых" аппаратах, будет звучать одинаково хорошо - утопия. Скорее, найдётся такой, который везде будет звучать одинаково плохо.

датчик ПОД подставку с нормальным преампом звучал достаточно прилично всегда, но не лучше, чем ЛУЧШИЕ варианты с тем же 411мзато стабильнеедля этого в SD Systems и ставят микрофон плюс контактный микрофон - для борьбы с разными условиями.

From: shar_19742010-01-22 07:18 am (UTC)

Звук скрипки.

(Link)

Disclamer: Безусловное IMHO не претендующее ни на что :)

Может я не те скрипки слышал и не тех исполнителей, но скрипка в заглушенной комнате это помойка еще та, а именно "мерзкий, гнусавый, шершавый и тонкий звук". Все, что её делает скрипку скрипкой - это комната вокруг неё. Я бы начал с хоруса и дилея.

+1Напрямую с корпуса нормально снять скрипку нельзя...

From: nelfstor2010-01-22 10:37 am (UTC)

Re: Звук скрипки.

(Link)

с первой частью по любому согласен )

From: evikki2010-01-22 11:26 am (UTC)

Re: Звук скрипки.

(Link)

не могу согласиться. то, что я имею в виду - это чудовищные резонансы и гнусавость.

дилей и хорус (ХОРУС???!!!) не спасает

Есть такая штука называет Edirol HQ Orchestral VST. На мой вкус это лучшая эмуляция симфонического оркестра. Если человек знает, как разложить аранжировку в партии, и какой инструмент где начинается и где заканчивается, и не пытаться играть аккордами, то результат будет более, чем положительный. Так вот если отключить встроенный в пресет ревер и _хорус_, то в результате получается такое унылое говно, что боже упаси.

From: evikki2010-01-22 01:55 pm (UTC)

Re: Edirol HQ

(Link)

АРГУМЕНТ!

хотя музыка для скрипок бывает очень разной

там идет имитация оркестра (кстати, Haleon Strings намного естественнее звучит).а представьте себе джазовую или фольклорную скрипку в быстром темпе. там так не запрячешь уже.нужен изначально хороший звук

From: evikki2010-01-22 11:29 am (UTC)

Re: Звук скрипки.

(Link)

разумеется, все это несравнимо со звучанием ноймана в студии, расположенной в лютеранской церкви, с расстояние 1.5 метрано какой смысл об этом говорить в концертной ситуации? с барабанами?

From: shar_19742010-01-22 01:31 pm (UTC)

Re: Звук скрипки.

(Link)

Евгений, Вы просто подтвердили то, что я сказал. Полтора метра и лютеранская церковь. Откуда при съёме пьезодатчиком возьмутся ранние отражения? Правильно - ниоткуда. Значит что надо сделать ? Правильно - химически нарисовать эти полтора метра и удивиться разнице.

From: evikki2010-01-22 01:44 pm (UTC)

Re: Звук скрипки.

(Link)

Давайте по очереди.Все правильно про отражения. Их надо рисовать, конечно. В пределах нормы.Но не на искаженной случайным преампом гребенке 411-го, насосавшего еще и отражений, резонансов и прочего. Смысл множить эти ужасы?Я не поленюсь – выложу разные варианты звучания скрипок в наших проектах, чтобы было понятно, о чем речь.

«Нойман на расстоянии» и проч. спасает не только за счет воздуха.А нашлепка убивает в том числе потому, что снимает лишь часть деки, из всех сложных резонансов и прочего берет лишь часть.Конкретно 411й – очень непредсказуемый.Датчик под подставкой, при всей искусственности, дает более ровный вариант. Это я уже говорил.

Все, дальше продолжение этой темы кажется непродуктивной, мне нечего добавить.

From: razar2010-01-22 02:10 pm (UTC)

нарисовать отражения

(Link)

Для акустических гитар существует такая тема:http://www.fishmanaura.com/learn/listenindex.asp

Они придумали такой метод. Взяли конкретные модели акустических гитар, поставили на них датчики и записали их качественными микрофонами в студии. И вывели функции (для каждой модели гитары - свою), которые преобразуют сигнал с датчика в нечто, максимально близкое к том, что снимает микрофон. Зашили эти функции в коробочку и вот.

Интересно, со скрипками такая тема есть, или нет?

From: evikki2010-01-22 02:15 pm (UTC)

Re: нарисовать отражения

(Link)

не знаю. для меня точно это не очень интересно.вопрос номер один для меня - как получить ровный предсказуемый сигнал без больших резонансов.

Если нет цели "получить звук похожий на реальный акустический инструмент", то тогда вариантов больше.

From: evikki2010-01-22 02:15 pm (UTC)

Re: нарисовать отражения

(Link)

хотя, возможно, я что-то недооцениваю.

Вот список на пару страниц гитар, над которыми они поработали. Для каждой еще несколько вариантов съема разными микрофонами.

http://www.fishmanaura.com/code/img_inst.asp

Люди, которые пробовали, говорят, что правда круто.

повторю мысль: для фольклорной скрипки свои расклады, это не стрингс, которые действительно можно замазать.должно быть четко и хорошо сразу. Оказывается у них есть там образы для скрипки:

VLN4011LRB DPA 4011 Far L.R. Baggs Passive Bri... VLNM147LRB Neumann M147 Far L.R. Baggs Passive Bri... VLNSM57LRB Shure SM57 Far L.R. Baggs Passive Bri... VLNE47LRB Soundelux E47 Far L.R. Baggs Passive Bri... VLNC64GLRB Schoeps CMC64G Far L.R. Baggs Passive Bri...

Ну то есть это образы именно под стандартную скрипку с датчиком именно l.r. baggs.

По скрипкам на сайте нет демо, но если посмотрите гитарные - то станет понятно, что преобразование не заключается в навешивании кучи реверберации. Просто из неестесвенного звука датчика получается нормальный акустический звук.

круто, но нужно понять, как звучит сам датчик (а те, что вставляются В подставку, мне не нравятся на 100% все, и второй момент - скрипач не даст в свою скрипку что-то.значит, нужна еще одна скрипка. а на чужих они играть не любят.плохо

Тут совсем пофигу как звучит сам датчик, важно, что эта Аура из него делает в конце концов. Потому что весь этот пьезо-треск, скрип и ощущуние, что медиатором играют по пластмассовой расческе (в случае гитар) - все это превращается в совсем другие естественные звуки.

From: shar_19742010-01-22 06:40 pm (UTC)

Re: нарисовать отражения

(Link)

Мега! Просто молодцы! Спасибо за ссылку.

я для скрипки использую гарнитуру audix ht2

ru-zvuk.livejournal.com

Инструментальные микрофоны

31.07.2013

Возможно, человеческий голос и является самым выразительным музыкальным инструментом, но в подавляющем большинстве случаев для создания музыкальной ткани обойтись только им одним не представляется возможным. Кроме того, именно инструментальная музыка выражает сущность музыки как наиболее абстрактного из всех искусств, апеллирующего непосредственно к эмоциям в обход вербального восприятия. А в современном электрическом мире неотъемлемыми спутниками музыкальных инструментов являются инструментальные микрофоны.

Собственно говоря, за исключением некоторых случаев, таких как, например, специальные устройства для записи большого барабана или микрофоны для губной гармошки, инструментальным микрофон делает не столько конструкция, сколько воля применившего его человека. Принципиальным же отличием от микрофонного съема вокала является то, что музыкальные инструменты отличаются гораздо большим разнообразием не только частотных и динамических характеристик, но и геометрических размеров, а также излучающих звук поверхностей, что, соответственно, влечет за собой необходимость иметь больший спектр разнообразных моделей.

Для записи музыкальных инструментов успешно применяются все существующие на сегодняшний день типы микрофонов. Об их классификации на страницах журнала говорилось не раз, нет смысла повторяться, но стоит отметить, что и динамические, и конденсаторные, и ленточные микрофоны находят свое место в практике звукозаписи и озвучивания концертов, причем грани их применения постепенно размываются. Если раньше при делении на концертные и студийные микрофоны под концертными подразумевались в основном динамические, а под студийными - конденсаторные, то сегодня это уже не так. На сцене все чаще используются конденсаторные микрофоны, а в студии - динамические, особенно для записи звука электрогитар и клавишных, озвученных комбо-усилителями, ленточные микрофоны по способу преобразования энергии также являются динамическими.

Концертное звукоусиление в 1947 г. Ансамбль Луи Армстронга Тем не менее динамические микрофоны с их низкой чувствительностью, неприхотливостью, отсутствием необходимости в подаче питания и способностью выдерживать большие звуковые давления все-таки преимущественно применяются в концертной практике, а конденсаторные, обладающие большей чувствительностью и частотным диапазоном, более хрупкие и требующие для своей работы обязательной подачи напряжения, но более корректно и точно передающие звучание, - в студийной. Ленточные микрофоны, возвращающиеся в последнее время из забытья, по принципу преобразования энергии являются динамическими, но их хрупкость, неспособность выдерживать высокие звуковые давления и вместе с тем точность в передаче переходных процессов, особая "матовость" звучания, эффект мягкой компрессии, обуславливающейся падением ЭДС при больших амплитудах колебания ленты, - все это делает интересным использование данного типа микрофонов, но исключительно в условиях студии.

Конструктивно семейство инструментальных микрофонов можно разделить по двум признакам. Первый - это тип акустической антенны, которой является колебательная система микрофона. В приемниках давления звук воздействует на одну фронтальную сторону мембраны, в приемниках градиента давления звуковая волна воздействует на обе стороны мембраны, но существуют и их комбинации. Второй признак - это область практического применения приборов.

Микрофон для губной гармошки Съем звучания гитары

Различия по типу акустической антенны проявляются в том, что обуславливают различные характеристики их направленности. В отличие от динамических микрофонов, имеющих одну мембрану, конструктивные особенности конденсаторных позволяют размещать в корпусе более одной мембраны. Это дает возможность получать большее количество разных комбинаций, поскольку можно изменять характеристику направленности конденсаторного микрофона переключателем на корпусе. В семействе конденсаторных микрофонов модели с несколькими переключаемыми характеристиками направленности не редкость, что, естественно, расширяет возможности их применения, но усложняет и удорожает производство.

Установка микрофона на гитаре

По областям практического использования инструментальные микрофоны делит сама их специфика. Как правило, в руках инструментальные микрофоны держат только "харперы" - исполнители на губных гармониках, остальные микрофоны крепятся. Причем используются микрофоны как имеющие дизайн "ручных", они устанавливаются на стойках, так и специального дизайна на специальных креплениях, например для большого барабана и духовых. Помимо того что микрофоны, используемые в качестве "общих" для снятия звука больших коллективов, имеют расширенную АЧХ и повышенную чувствительность, они часто выполняются в дизайне стереомикрофона, для чего комбинируются два или более капсюля (в системах Soundfield) или используется "искусственная голова" (Dummy Head), когда микрофоны встраиваются в подобие человеческой головы. Еще одним примером являются PZM-микрофоны, они же микрофоны "граничного слоя", - их конструктивное исполнение в виде плоского "блина" обусловлено задачей приема звукового сигнала в граничной зоне давления, образующейся при встрече звуковой волны с отражающей поверхностью и имеющей толщину порядка 5 мм.

Запись органа микрофоном

В концертной практике применение микрофонов определяется прежде всего окружающими условиями. В отличие от студии, здесь нет возможности изолировать инструменталистов друг от друга, поэтому требуется по возможности максимально оградить микрофон от проникновения в него посторонних звуков и избежать возникновения акустической обратной связи. Поэтому на сцене используются в основном микрофоны с гиперкардиоидной или кардиоидной характеристиками направленности, расположенные, как правило, в непосредственной близости от инструмента либо на специальных держателях-прищепках прямо на инструментах в зонах излучения звука.

Запись микрофоном струнного и духового оркестров

Чаще всего такие микрофоны используются для духовых, хотя некоторые фирмы, например, выпускают линейку подобных микрофонов для самых разных инструментов. Помимо характеристики направленности, в этом случае становятся особенно актуальными такие характеристики микрофонов, как перегрузочная способность и "эффект близости" - зависимость спектра звукового сигнала от расстояния до его источника. Все-таки даже в концертных условиях ставится задача передачи звучания инструментов максимально чисто и достоверно, без "бубнения" и подъема низких частот, характерных для этого эффекта. Поэтому особенно актуальны становятся модели, имеющие встроенный фильтр низких частот. Интересны с этой точки зрения PZM-микрофоны, спектр сигнала которых очень мало зависит от расстояния. К тому же звучание инструментов, полученное с помощью этих микрофонов, субъективно кажется более далеким, что бывает весьма полезно при формировании общей звуковой картины.

Разумеется, существуют и исключения: при озвучивании симфонических оркестров, в отличие от биг-бендов, ставится по микрофону на каждую группу инструментов. Кроме того, нередки "промежуточные" ситуации, когда производится трансляционная запись живого исполнения оркестра. В этом случае подбор и расстановка микрофонов очень близки к студийным, естественно, с учетом того, что акустика реального помещения зачастую далека от идеала и не может быть изменена - присутствуют зрители, создающие неизбежные помехи и самим фактом своего присутствия изменяющие реверберационные свойства помещения и ограничивающие количество мест возможного размещения микрофонов.

Съем микрофонами звучания гитарного кабинета

Но все это касается в основном симфонических и больших джазовых оркестров; в большинстве остальных случаев превалирует все-таки тенденция к возможно большей изоляции инструментов друг от друга. С этой целью в концертной практике зачастую происходит отказ от микрофонного съема инструментов, традиционно записываемых микрофонами в студии, например, электрогитар и электронных клавишных. Вместо съема сигнала микрофоном с комбика применяется подключение в линию через эмулятор комбо, часто используются пьезоэлектрические звукосниматели.

В последнее время также применяются звукосниматели на основе конденсаторных ленточных преобразователей, которые формально являются уже микрофонами контактного типа. На производстве таких звукоснимателей специализируется фирма B-Band, одна модель есть у LR Baggs. Кроме того, существуют и сверхминиатюрные конденсаторные микрофоны Bluestick фирмы Schertler для струнных инструментов, выполненные в виде обычных звукоснимателей и устанавливающиеся внутрь струнодержателя под нижний порожек. Однако контактные микрофоны традиционно относят не к микрофонам, а к звукоснимателям, поэтому в настоящем обзоре они не рассматриваются.

Запись рояля микрофоном

В концертных условиях, где возможности расстановки микрофонов сильно ограничены и выбор мест их размещения невелик, особенно важным становится правильный подбор микрофона. В связи с тем что микрофон находится в ближнем поле, он обладает прозрачностью, отлично передает атаки и высокочастотные составляющие, но вместе с тем подчеркивает зачастую нежелательные механические шумы (стук клапанов деревянных духовых, канифоль смычковых и т. п.). Поэтому от звукорежиссера требуется особое искусство, чтобы полноценно воспроизвести звучание инструмента. В студийных условиях таких ограничений нет и для звукорежиссера открыты все возможности для экспериментов. Нет смысла повторять содержание замечательных статей профессора П. К. Кондрашина о правилах расстановки и применения инструментальных микрофонов для записи акустических инструментов, также много писалось в журнале о записи барабанов и гитар в эстрадной музыке.

Озвучивание микрофонами ударной установки
Приемник звука для большого барабана Yamaha SKRM 100 В этой связи хотелось бы отметить, что хотя существует огромное количество наработанных приемов и ставших "классическими" микрофонов для записи тех или иных инструментов, обязательное их знание не лишает звукорежиссера права на проведение экспериментов и поиск оригинального звучания. Стандартные варианты - это своего рода отправная точка для поиска индивидуального саунда. Например, английский продюсер и звукоинженер Джо Мик использовал для записи большого барабана ленточные микрофоны, традиционно применяемые для записи вокала и струнных, а в последние годы эти микрофоны часто используются для съема сигнала с гитарных комбо, потому что, обладая характеристикой направленности типа "восьмерка", они позволяют принимать и прямой сигнал, и отзвук помещения, благодаря чему формируется более объемный звук.

В последние годы все чаще подтверждается тезис о том, что развитие происходит по восходящей спирали. Возрождается интерес к ленточным микрофонам, еще несколько лет назад считавшимся чуть ли не пережитком прошлого. Сегодня ряд фирм выпустили новые модели этих устройств, а фирма NADY даже выпустила "ламповый" ленточник, объединив с микрофоном ламповый предусилитель. Одномикрофонная "точечная" запись оркестра также приобрела новое качество в виде микрофонных систем SoundField, состоящих из четырехкапсюльных микрофонных кластеров, объединенных с электронной матрицей, которая формирует на выходе сигнал XY с эмуляцией любых углов раствора и любых характеристик направленности. Количество микрофонов при озвучивании барабанной установки заметно уменьшилось, и сегодня схемы расстановки микрофонов зачастую напоминают 60-70 годы.

Но нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад. И в концертную и в студийную практику проникают нововведения. Индивидуальный съем инструментов на сцене новинкой уже не назовешь, но вот использовать конденсаторные, в том числе студийные, микрофоны на сцене начали сравнительно недавно, а теперь даже на церемонии вручения Grammy используют студийные Audio-Technika 4047-4050 в качестве оверхэдов при озвучивании ударной установки.

Появляются и новые интересные разработки. Фирма Yamaha в прошлом году представила интереснейшую модель SKRM 100 - это "приемник звука для большого барабана", представляющий собой, по сути, динамический микрофон, выполненный в корпусе малого барабана и устанавливаемый параллельно большому. Для того же большого барабана Audio-Technika выпустила модель AE 2500, где в одном корпусе объединены конденсаторный и динамический микрофоны...

По материалам портала http://rus.625-net.ru

marketone.ru