Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Кардиоидный микрофон. Правильный микрофон. Часть 2. Диаграмма направленности, величина звукового давления (SPL)

Пол Уайт: Эффективное использование вариантов направленности микрофонов. Кардиоидный микрофон


Микрофоны: чем они принципиально отличаются?

Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом, по большому счету, все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов подробно изучать различные микрофоны, чтобы таким образом понять, какие микрофоны подходят для вас лучше всего. Также я рекомендую всегда иметь с собой на репетициях и на выступлениях свой собственный микрофон подходящего для вас типа.

Существуют 2 основные характеристики микрофона, влияющие на его «звучание»: тип капсюля и характеристика направленности. В данной статье мы подробно остановимся на второй характеристике.

Характеристика направленности микрофона — это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений, т.е. его чувствительность к звуку в зависимости от положения источника звука относительно микрофона. Ниже мы рассмотрим 4 основные характеристики направленности, которые вы чаще всего встретите в музыкальном мире, а также опишем ситуации, в которых каждый из этих типов подойдет лучше всего.

Ненаправленный микрофон

Подходит для:

— студий при записи объемного звучания

— определенных живых выступлений, на которых звук полностью контролируются, для передачи чистого, естественного, открытого звука, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для окраски звука, источник которого направлен не напрямую в сторону микрофона (не по оси микрофона).

Выбор профессионалов:

— Earthworks QTC50

— DPA 4006A

— Neumann U87

Ненаправленные микрофоны (также часто называемые «omni» от «omnidirectional» — «ненаправленный») чувствительны к звукам с любого направления. Будь источник звука сверху, снизу, перед или за микрофоном, он примерно одинаково примет его звук (не абсолютно одинаково, но для простоты понимания разницу можно не учитывать). Эти микрофоны ценятся музыкантами за свою низкую «окраску» звука и удивительно «плоский» частотный спектр звука, в особенности на низких частотах. Эти микрофоны также слабо чувствительны к шуму ветра или к «взрывным» согласным (таким, как «Б» или «П»). Однако именно из-за характеристики направленности данный тип микрофонов зачастую является бесполезным на шумных живых выступлениях и находит свое применение в основном только в студиях.

Двунаправленный микрофон

Подходит для:

— студий при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов

— ситуаций, когда требуется сильное отсекание звука (например, когда происходит запись вокала певца, который одновременно играет на гитаре)

— записи по технологии «mid-side обработка» и технологии Алана Блюмляйна (особые технологии записи стерео-сигнала)

Выбор профессионалов:

— Royer R-121

— Cascade Fat Head II

Двунаправленные микрофоны (также называемые «восьмерками» из-за формы их диаграммы направленности) принимают звук одинаково хорошо как за собой, так и перед. По своей природе они удивительным образом не воспринимают звуки, исходящие непосредственно по бокам микрофона (т.е. +— 90° к их оси). Однако эта характеристика направленности — еще одна, с которой крайне трудно работать во время живых выступлений. Тем не менее, благодаря полному отсутствию чувствительности этих микрофонов к источникам звука, расположенным по их обеим сторонам, они имеют несколько весьма интересных и необычных способов применения в студийных условиях, связанных с их местом расположения.

Кардиоидный микрофон

Подходит для:

— сцены и студии: универсальная «рабочая лошадка» музыкантов

— приема звука от близко расположенного к микрофону источника звука и для его изолирования от окружающих источников как на сцене, так и в студии

Выбор профессионалов:

— Shure SM58

— Sennheiser e906

— EV RE-20

— Heil PR-20

— Telefunken M80

— AKG D112

Кардиоидные микрофоны — это первый в нашем обзоре тип однонаправленных микрофонов, т.е. тех микрофонов, которые принимают звук только в одном направлении. Из названия «кардиоидный» может показаться, что микрофон имеет что-то общее с сердцем (вспомним ту же кардиограмму). И это действительно так! Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца (не анатомическую форму, а ту, которую мы рисуем с детства для обозначения сердца), что делает их чувствительными к звукам, исходящим непосредственно напротив микрофона и нечувствительным к звукам позади микрофона. И, о чудо: этот микрофон одинаково активно используется как в студиях, так и на концертах! Он слабо восприимчив к источникам, находящимся за микрофоном, что делает его кандидатом #1 для использования в качестве вокального или инструментального микрофона.

К сожалению, ничего идеального в мире не существует, и данный тип микрофонов также не лишен своих недостатков. Довольно сложно найти кардиоидный микрофон без своего особого «характера» по отношению к тому, как он воспринимает определенные частоты (хотя это не обязательно всегда является плохим свойством). Другой феномен, свойственный данному типу микрофонов, — это то, что мы называем «эффектом близости». По мере приближения источника звука к микрофону, на расстоянии около 0-2 сантиметров от микрофонной сеточки появляется заметное увеличение отклика низких частот. Вы могли это замечать, когда вы приближались к микрофону и ваш голос становился «больше» и «полнее», чем когда вы находились вдали от микрофона. Как вокалист, это может использоваться для добавления определенной теплоты и полноты голосу, но также это доставляет определенные проблемы в случае если вокалист имеет привычку значительно менять дистанцию до микрофона, что приводит к нежелательным изменениям в тембре его голоса.

Гиперкардиоидный (суперкардиоидный) микрофон

Подходит для:

— приема звука в время живых выступлений, когда требуется более изолированный звук

— подзвучки вокала для еще большего устранения «утечки» звука на сцене, чем у кардиоидных микрофонов

— студийных и концертных записей, требующих строго направленного и сфокусированного звука

Выбор профессионалов:

— Shure Beta 87A

— Sennheiser e945

— Audix D4

— Sennheiser MD441

Будучи братом кардиоидного микрофона, этот тип микрофонов демонстрирует похожие характеристики по направлениям звука с небольшими, но очень важными отличиями. Эти микрофоны являются еще одним отличным выбором для живых концертных выступлений, особенно для вокалистов, т.к. эти микрофоны имеют еще более плотный и направленный отклик, чем аналогичные кардиоидные микрофоны. Они себя прекрасно проявляют на громких сценах, когда имеется множество источников шума вокруг вокалиста и задачей является четкое снятие звуков исключительно вокалиста. Однако, с другой стороны, данный тип микрофонов может доставить проблемы подвижным вокалистам, которые благодаря своим движениям на сцене меняют угол относительно микрофона, что сильно сказывается на тембре и громкости подученного голоса вокалиста. Даже незначительное отклонение от оси микрофона может оказать заметную разницу в звуке.

Другим недостатком, который необходимо иметь в виду при использовании такого микрофона, является так называемый «кроличий хвост» у диаграммы направленности позади микрофона, связанный с формой его капсюля. У этих микрофонов появляется дополнительная небольшая зона проникновения звука ЗА микрофоном. Хоть эти микрофоны не такие чувствительные сзади, как двунаправленные «восьмерки», но тем не менее с ними нужно следить за тем, куда направлена его противоположная сторона. Если вы как вокалист подведете этот «кроличий хвост» к вокальному напольному монитору, то мало никому не покажется: микрофон сразу же заведется и противный фидбек станет незванным гостем вашего концерта.

Мы надеемся, что приведенные советы дадут вам пищу для размышлений при выборе микрофона. Пробуйте разные варианты, и тогда вы сможете найти именно тот микрофон, который подходит вам лучше всего!

Идея и материал для статьи: Арон Станиулис (Aaron Staniulis) — не только звукорежиссер на концертах и в студии, но также опытный музыкант, вокалист и композитор. Он провел равное количество времени по обеим сторонам микрофона, работая и играя с различными музыкальными коллективами начиная от барных кавербэндов и заканчивая группами ведущих звукозаписывающих лейблов, на концертах с аудиторией от десятков до десятков тысяч человек.

www.realmusic.ru

О направленности микрофона. Направленность микрофона

Под углом снятия звука или направленностью, понимается зона возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не наблюдается значимой потери эффективности микрофона.

Направленность микрофона – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла с которого приходит звук.

В микрофонах используется несколько характеристик направленности. Обычно они изображаются в виде полярных диаграмм, для того, чтобы графически отобразить вариации чувствительности в зоне 360 градусов вокруг микрофона, принимая микрофон за центр окружности, и ставя точку отсчета угла перед микрофоном.

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.

По направленности, различают три основных типа микрофонов:

  • всенаправленные микрофоны
  • однонаправленные микрофоны
  • двунаправленные микрофоны

Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон имеет одинаковый выходной уровень при любом направлении. Он охватывает все градусы. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. При применении во время концерта всенаправленный микрофон должен быть расположен очень близко к источнику звука. Кроме того, можно повернуть всенаправленный микрофон в сторону от ненужных источников звука, таких как порталы, что может вызвать заводку.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с полусферической направленностью

Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практически отсутствует «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром;

Однонаправленный микрофон

Однонаправленный микрофон, или «направленный», проявляет чувствительность к звуку, который приходит с одного направления, и меньшую чувствительность к остальным. Типичной картиной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика (своеобразная диаграмма в форме сердца). Наибольшая чувствительность, при этом, достигается на направлении вдоль оси микрофона, а наименьшая - в противоположном направлении. Эффективный угол работы кардиоидного микрофона составляет 130 градусов.

Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым или «однонаправленным» микрофонам.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности

Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  • менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.
О направленности микрофона (Направленность микрофона)Гиперкардиоидная диаграмма направленности

Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две «нулевые» области.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback- и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.
О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности

Таким образом кардиоидный микрофон улавливает почти треть ( 360/3=120) пространственных звуков по сравнению со всенаправленным. Однонаправленные микрофоны отделяют необходимый прямонаправленный звук от посторонних и пространственных звуков.

Использование такого микрофона часто является необходимым мероприятием. В некоторых случаях - это единственный способ уменьшить проникновение звука в канал музыкальных инструментов. Необходимо отметить, что они имеют зону улавливания непосредственно сзади.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях.

Двунаправленный микрофон

Двунаправленный микрофон, «восьмёрка», обладает намного большей чувствительностью как спереди, так и сзади, но по бокам уровень чувствиельности меньше. Уровень пространственного шума такой же, как и у однонаправленного. Данный вид микрофона применяется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, вокального дуэта.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)«Восьмёрка»

«Восьмёркой» называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

  • используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;
  • применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».
О направленности микрофона (Направленность микрофона)

Для однонаправленных микрофонов (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, где эффективность микрофона значимо падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука. Типичный показатель для кардиоидного микрофона составляет 131° (65.5° по обе стороны центральной линии), значения для других видов микрофонов представлены ниже.

Угол снятия звука:
Всенаправленный микрофон360°
Кардиоидный микрофон131°
Суперкардиоидный микрофон115°
Гиперкардиоидный микрофон105°

Направленность - сравнителные характеристики микрофонов:

Подавление шума окружающей среды (пространственного шума)

Так как однонаправленные микрофоны не столько чувствительны к звукам приходящим не по оси, чем всенаправленные, они воспринимают меньше пространственного звука.

Определение необходимого расстояния

Направленные микрофоны улавливают меньше шума, чем всенаправленные, они могут быть использованы и установлены на небольших расстояниях от источника звука, сохраняя в это же время баланс между основным и фоновым или пространственным звуком. Всенаправленный микрофон должен располагаться примерно вдове ближе, чтобы иметь такой же баланс.

Эффект поворота микрофона

Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона, которое будет тем существеннее, чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука. В первую очередь происходит потеря низов, что приводит к неясному и нечеткому звуку.

Эффект приближения микрофона

У однонаправленных микрофонов отдача в низах (нижних частотах) может значительно возрастать по мере того, как микрофон приближается (в пределах полуметра) к источник звука. При установке вплотную (мене 30 см) следует помнить об эффекте приближения и убрать низы (например, используя эквалайзер), чтобы получить более натуральный звук. Вы можете:

  • убрать низы на микшере,
  • использовать микрофон,
  • минимизирующий эффект,
  • использовать микрофон с кнопкой среза басов
  • использовать всенаправленный микрофон.

Природа однонаправленных микрофонов такова, что они могут не только отделить звучание одного инструмента от другого, но также уменьшить обратную связь, допуская тем самым большее усиление. С этой точки зрения однонаправленные микрофоны предпочтительнее всенаправленных практически во всех задачах усиления звука.

Использование направленности для уменьшения шума

При усилении звука, микрофоны часто могут находиться в местах, где они могут принять звук от посторонних источников. В каждом случае мы имеем один нужный источник звука и один или более ненужных. Четкий и правильный выбор нужной характеристки направленности может очень помочь в максимальном улавливании нужного звука и минимальном - ненужных.

Несмотря на то, что для лучшего улавливания обычно очевидным вариантом является осевое направление, направление минимизирующее улавливание посторонних звуков может зависеть от типа микрофона. Таким образом, однонаправленные микрофоны менее чувствительны сзади, а остальные улавливают на этом направлении звук.

fdstar.com

Правильный микрофон. Часть 2. Диаграмма направленности, величина звукового давления (SPL) / studio / Jablog.Ru

Превью топика Рад приветствовать вас во второй части статьи, посвященной микрофонам. В прошлый раз мы рассмотрели различные типы микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные. Мы немного поговорили о принципах их работы, чем они отличаются друг от друга и для чего больше подходит тот или иной тип микрофона. (Если вы пропустили первую часть, то стоит её прочесть. Не торопитесь, мы подождем.)

Итак, теперь, когда все готовы, давайте обсудим некоторые другие важные характеристики микрофонов и то, как они влияют на снимаемый микрофонами звук.

Диаграмма направленности микрофона
Одной из главных характеристик микрофона является то, как он реагирует на звук, в зависимости от его направленности. «Слышит» ли он звук одинаково с разных направлений, или же он более точно реагирует на звук, приходящий спереди (по оси), или с боков, а может и сзади микрофона (не по оси)? Отклик микрофона на звук, приходящий со всех направлений называют его диаграммой направленности.

Существует несколько типов диаграммы направленности:

Круговая (сферическая) диаграммаТакой диаграммой направленности обладают всенаправленные микрофоны, что позволяет им одинаково снимать звук, приходящий со всех направлений. Плюс к этому, всенаправленные микрофоны имеют очень ровные частотный отклик, по сравнению с микрофонами, имеющими другую диаграмму направленности (при прочих равных параметрах). Такие характеристики, как нельзя лучше подходят для того, чтобы их для снятия акустики помещения. Так же эти микрофоны отлично подходят для снятия звука с деликатных инструментов, а также с инструментов с широким частотным диапазоном, который вы хотите снять без выделения какой-то конкретной частоты. Правильно позиционировав микрофон можно добиться нужной степени смешивания звука напрямую от инструмента со звуком, передающим акустику помещения.Круговая диаграмма направленности микрофонаКруговая диаграмма направленности микрофона Из-за своей всенаправленности такие микрофоны не страдают (для кого-то это может быть недостатком) от увеличения низких частот при приближении мика к источнику звука. Все мы слышали эти раскатистые басовитые голоса дикторов, которые говорят, приближая рот вплотную к микрофону. Это называется «эффект приближения». Т.к. всенаправленные микрофоны не страдают эффектом приближения, то вы можете располагать их очень близко к источнику звука без опасений получить избыток низких частот и, потенциально, низкочастотных искажений.

Круговая диаграмма направленности микрофона Rode N T55Так же из-за своего свойства одинаково снимать звук с различных направлений, всенаправленные микрофоны совсем не изолируют источник звука. Эта проблема проявляется, когда вы хотите записать несколько инструментов и при этом их отделить по звуку друг от друга, или при снятии звука с ударной установки, когда нужно контролировать уровень каждого барабана в отдельности. Что касается работы на сцене, то у всенаправленных микрофонов нет никакой защиты от обратной связи, поставьте микрофон на сцену, включите на полную мониторы и получите орущий неконтролируемый фидбек.

Кардиоидная диаграммаУ кардиодных микрофонов диаграмма направленности напоминает форму сердца. При такой диаграмме лучше всего звук снимается спереди микрофона, чуть хуже – по бокам (имеется ввиду, что звук, приходящий на бока микрофона будет окрашен и менее громок), и практически не снимается сзади микрофона. Кардиоидная диаграмма направленности микрофонаКардиоидная диаграмма направленности микрофона Получается, что если вы хотите одновременно записать несколько инструментов, изолировав их друг от друга, то кардиодиный микрофон подходит для этого как нельзя лучше. Так же эти микрофоны неплохи на сцене, до тех пор, пока вы держите мониторы, или что-то другое, что может вызвать фидбек в задней части диаграммы направленности, где мик практически не снимает звук. У кардиодных микрофонов есть эффект приближения, так что чем ближе мик к источнику звука, тем больше низких частот. Вы можете использовать это, как преимущество, если нужно сделать трек толще и подчеркнуть низкие частоты.Диаграмма направленности микрофона Shure SM57Диаграмма направленности микрофона Shure SM57 На рисунке показана гиперкардиоидная диаграмма направленности классического «гитарного» микрофона Shure SM57. Слева приведена диаграмма для 3х частот: 125 Гц, 500 Гц и 1 кГц. В нулевой точке (перед микрофоном по его оси) микрофон «слышит» «весь звук». Для всех трех частот звук почти не снимается по бокам (90 градусов), и практически не снимается сзади микрофона (180 градусов). Однако, подавление звука зависит от частоты. Если брать эти три частоты, то на 500 Гц происходит максимальное подавление (как минимум -20 дБ) звука, приходящего сзади. Посмотрите, как 500 герцовый паттерн формирует диаграмму в форме сердца – отсюда и «кардиоидная». Если же посмотреть на поттерн для 125 Гц, то диаграмма почти круговая, хоть и не идеально круглая.

Справа показана паттерны диаграмм для 2, 4, и 8 кГц. На этих частотах максимальное подавление звука сзади (около -20 дБ) наблюдается для частоты 2 кГц.

Гиперкардиоидная диаграмма направленностиУ гиперкардиодных и суперкардиодных (у суперкардиоды чуть меньшая направленность и меньший задний лепесток чувствительности по сравнению с гиперкардиодной диаграммой) микрофонов диаграмма направленности похожа на кардиоидную, но с еще меньшей чувствительностью по бокам.Гиперкардиоидная диаграмма направленности микрофонаГиперкардиоидная диаграмма направленности микрофона Можно подобрать расположения микрофона относительно мониторов, таким образом, чтобы они оказались в «мертвой точке» диаграммы направленности. Это даст хороший контроль над обратной связью.Диаграмма направленности «восьмёрка»Тут все понятно из названия – микрофон хорошо снимает звук спереди и сзади, но почти ничего не снимает по краям. Микрофоны с такой диаграммой направленности обычно используют в студии, их почти не встретишь на сцене. Их можно использовать, чтобы одновременно снять звук инструмента и акустику помещения, или даже два инструмента, стоящих друг напротив друга. Микрофоны с 8-подобной диаграммой используют для специальной стерео техники записи симфонических оркестров и других больших ансамблей.Диаграмма направленности микрофона в форме восьмеркиДиаграмма направленности микрофона в форме «восьмерки» На некоторых микрофонах можно переключать паттерн диаграммы направленности, что, конечно, делает их более универсальными. Однако, предположу, что в 95% случаев (а то и больше) использования таких микрофонов никто не переключает диаграмму направленности, а используется основная кардиодная. Конечно, хорошо иметь возможность переключать диаграмму, скажем, всенаправленную на кардиодную или 8ку, но на практике так почти никто не делает.
Величина звукового давления
Еще одна характеристика микрофона, которую нужно принимать в расчет – это величина максимального уровня звукового давления (SPL – sound pressure level). Это тот уровень громкости, при котором микрофон начинает давать искажение, либо может выйти из строя.

Динамические микрофоны обычно могут держать высокие значения SPL, что делает их отличным выбором для снятия звука со стеков, высокомощных усилителей и барабанов. В то время, как ленточные микрофоны, если говорить про высокую громкость, могут повредиться – лента может растянуться или сломаться.

Что бы увеличить максимальное значение SPL в некоторые микрофоны встраивают аттенюаторы, которые уменьшают эффективный уровень громкости, воздействующий на микрофон, что позволяет ему работать при бОльших уровнях громкости. Например, на микрофоне со значением SPL равным 130 децибелам, может быть 10 децибельный аттенюатор, который позволяет увеличить SPL до 140 децибел.

С другой же стороны, микрофоны, разработанные для работы с высокими уровнями громкости могут быть недостаточно чувствительны. Когда мик спроектирован для сильных сигналов, он, обычно, не воспринимает слабые сигналы.

На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор про микрофоны.

Автор: Mitch Gallagher [premierguitar.com]

По теме:Зависимость громкости от мощности: Вся правда о ламповых ваттахКак снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: ОсновыКак снять нужный звук с гитарного кабинета?Записывающийся гитарист: два микрофона (иногда) лучше, чем одинСоветы про запись гитары от знаменитых гитаристов

jablog.ru

Диаграммы направленности микрофонов, которые должен знать каждый режиссер

Техника 
  • Аренда
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Рекордеры/плееры
      • Микшерные пульты
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Операторское оборудование
      • Объективы
      • Все видео
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Гелиосферы
      • Все осветительное оборудование
    • Фотоаппараты
    • Проекционное оборудование
      • Проекторы
      • Экраны
      • Светодиодные экраны
      • Все проекционное оборудование
    • IT оборудование
      • Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
      • Все it оборудование
    • Системы служебной связи
    • Генераторы
    • Автомобили для съемок
    • Генераторы эффектов
    • Камеры 360 градусов
  • Продажа
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Микшерные пульты
      • Рекордеры/плееры
      • Наушники
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Объективы
      • Видеомониторы и системы отображения
      • Операторское оборудование
      • Все видео
    • IT оборудование
      • Эфирное вещание
      • Системы хранения данных
      • Системы графического оформления эфира
      • Платы ввода-вывода
      • Все it оборудование
    • Измерительное оборудование
      • Blackmagic
      • Data Video
      • Прочее
      • Все измерительное оборудование
    • Системы служебной связи
      • Цифровые матричные системы
      • Беспроводные системы служебной связи
      • Микрофоны, головные гарнитуры и наушники
      • Все системы служебной связи
    • Видеомонтаж
      • Программное обеспечение
      • Платы ввода-вывода
      • Все видеомонтаж
    • Фото
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Комплекты светильников
      • Блоки питания и кабели
      • Все осветительное оборудование
    • Радиовещание
      • Системы автоматизации эфира
      • Все радиовещание
    • Профессиональный грим
    • Профессиональные носители
      • Карты P2
      • Устройства хранения данных HDD/SSD
      • Все профессиональные носители
    • Кабели, разъемы
      • Кабели
      • Разъемы
      • Инструменты
      • Все кабели, разъемы
  • Локации
    • Павильоны
      • Фотопавильоны
      • Кинопавильоны
      • Все павильоны

tvkinoradio.ru

О направленности микрофона. Направленность микрофона

Под углом снятия звука или направленностью, понимается зона возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не наблюдается значимой потери эффективности микрофона.

Направленность микрофона – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла с которого приходит звук.

В микрофонах используется несколько характеристик направленности. Обычно они изображаются в виде полярных диаграмм, для того, чтобы графически отобразить вариации чувствительности в зоне 360 градусов вокруг микрофона, принимая микрофон за центр окружности, и ставя точку отсчета угла перед микрофоном.

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.

По направленности, различают три основных типа микрофонов:

  • всенаправленные микрофоны
  • однонаправленные микрофоны
  • двунаправленные микрофоны

Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон имеет одинаковый выходной уровень при любом направлении. Он охватывает все градусы. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. При применении во время концерта всенаправленный микрофон должен быть расположен очень близко к источнику звука. Кроме того, можно повернуть всенаправленный микрофон в сторону от ненужных источников звука, таких как порталы, что может вызвать заводку.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с полусферической направленностью

Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практически отсутствует «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром;

Однонаправленный микрофон

Однонаправленный микрофон, или «направленный», проявляет чувствительность к звуку, который приходит с одного направления, и меньшую чувствительность к остальным. Типичной картиной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика (своеобразная диаграмма в форме сердца). Наибольшая чувствительность, при этом, достигается на направлении вдоль оси микрофона, а наименьшая - в противоположном направлении. Эффективный угол работы кардиоидного микрофона составляет 130 градусов.

Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым или «однонаправленным» микрофонам.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности

Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  • менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.
О направленности микрофона (Направленность микрофона)Гиперкардиоидная диаграмма направленности

Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две «нулевые» области.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback- и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.
О направленности микрофона (Направленность микрофона)Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности

Таким образом кардиоидный микрофон улавливает почти треть ( 360/3=120) пространственных звуков по сравнению со всенаправленным. Однонаправленные микрофоны отделяют необходимый прямонаправленный звук от посторонних и пространственных звуков.

Использование такого микрофона часто является необходимым мероприятием. В некоторых случаях - это единственный способ уменьшить проникновение звука в канал музыкальных инструментов. Необходимо отметить, что они имеют зону улавливания непосредственно сзади.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях.

Двунаправленный микрофон

Двунаправленный микрофон, «восьмёрка», обладает намного большей чувствительностью как спереди, так и сзади, но по бокам уровень чувствиельности меньше. Уровень пространственного шума такой же, как и у однонаправленного. Данный вид микрофона применяется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, вокального дуэта.

О направленности микрофона (Направленность микрофона)«Восьмёрка»

«Восьмёркой» называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

  • используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;
  • применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».
О направленности микрофона (Направленность микрофона)

Для однонаправленных микрофонов (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, где эффективность микрофона значимо падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука. Типичный показатель для кардиоидного микрофона составляет 131° (65.5° по обе стороны центральной линии), значения для других видов микрофонов представлены ниже.

Угол снятия звука:
Всенаправленный микрофон360°
Кардиоидный микрофон131°
Суперкардиоидный микрофон115°
Гиперкардиоидный микрофон105°

Направленность - сравнителные характеристики микрофонов:

Подавление шума окружающей среды (пространственного шума)

Так как однонаправленные микрофоны не столько чувствительны к звукам приходящим не по оси, чем всенаправленные, они воспринимают меньше пространственного звука.

Определение необходимого расстояния

Направленные микрофоны улавливают меньше шума, чем всенаправленные, они могут быть использованы и установлены на небольших расстояниях от источника звука, сохраняя в это же время баланс между основным и фоновым или пространственным звуком. Всенаправленный микрофон должен располагаться примерно вдове ближе, чтобы иметь такой же баланс.

Эффект поворота микрофона

Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона, которое будет тем существеннее, чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука. В первую очередь происходит потеря низов, что приводит к неясному и нечеткому звуку.

Эффект приближения микрофона

У однонаправленных микрофонов отдача в низах (нижних частотах) может значительно возрастать по мере того, как микрофон приближается (в пределах полуметра) к источник звука. При установке вплотную (мене 30 см) следует помнить об эффекте приближения и убрать низы (например, используя эквалайзер), чтобы получить более натуральный звук. Вы можете:

  • убрать низы на микшере,
  • использовать микрофон,
  • минимизирующий эффект,
  • использовать микрофон с кнопкой среза басов
  • использовать всенаправленный микрофон.

Природа однонаправленных микрофонов такова, что они могут не только отделить звучание одного инструмента от другого, но также уменьшить обратную связь, допуская тем самым большее усиление. С этой точки зрения однонаправленные микрофоны предпочтительнее всенаправленных практически во всех задачах усиления звука.

Использование направленности для уменьшения шума

При усилении звука, микрофоны часто могут находиться в местах, где они могут принять звук от посторонних источников. В каждом случае мы имеем один нужный источник звука и один или более ненужных. Четкий и правильный выбор нужной характеристки направленности может очень помочь в максимальном улавливании нужного звука и минимальном - ненужных.

Несмотря на то, что для лучшего улавливания обычно очевидным вариантом является осевое направление, направление минимизирующее улавливание посторонних звуков может зависеть от типа микрофона. Таким образом, однонаправленные микрофоны менее чувствительны сзади, а остальные улавливают на этом направлении звук.

cjcity.fdstar.ru

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

часть 1

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2007 года

Пол Уайт

Знание различных видов направленностей микрофонов может помочь Вам достичь лучших результатов при записи. Если Вы смущены тем, что означает эта фраза, то наш небольшой справочник по вариантам направленности микрофонов поможет Вам сделать шаг в правильном направлении.

Каждый учебник по технологии музыки включает описание различных вариантов направленности микрофонов. Но что большинство пользователей действительно желают знать, так это то, какие выгоды они могут дать, и в каких ситуациях лучше всего их использовать. В этой статье я сконцентрируюсь на применениях единственного микрофона, а о стереофонии мы поговорим в следующей статье.

Основы

Напомню Вам, что диаграммы направленности на иллюстрациях хоть и выглядят двумерными, но на самом деле судите о них в трёх измерениях. Например, диаграмма всенаправленного микрофона, нарисованная на бумаге, похожа на круг, но на самом деле – это сфера.

Несмотря на то, что в продаже имеется множество микрофонов с переключаемыми характеристиками направленности, на самом деле есть только два фундаментальных варианта: всенаправленная (omni) или «круговая», и «восьмёрка». Все остальные варианты, включая популярную кардиоиду, созданы путём комбинирования этих двух.

Всенаправленные микрофоны имеют практически сферическую чувствительность, что делает их очень полезными для получения естественно звучащей записи. Они идеальны для того, чтобы записывать струнные инструменты или акустическую гитару – при условии, что запись производится в приятно звучащей комнате.

Всенаправленные микрофоны часто называют «микрофонами давления», потому что, по существу, они просто измеряют давление воздуха в какой-то точке пространства. Диафрагма наглухо закрывает кювету, и по сути дела, микрофон ведёт себя как маленький барометр, способный реагировать на давление, изменяющееся со звуковой частотой. У него нет никаких средств обнаружения направления, откуда приходит звук, и таким образом, такой микрофон является всенаправленным. Для него существенны только лишь вариации давления, и такой микрофон имеет более или менее одинаковую чувствительность к звукам от всех направлений – запомните эту мысль, поскольку я возвращусь к ней позже.

Чтобы такой микрофон не вёл себя совсем уж как метеорологический барометр и не реагировал на погоду, его кювета изготавливается так, чтобы была маленькая воздушная утечка. Либо в неё устанавливается специальный клапан, который реагирует на инфранизкие колебания атмосферного давления и уравнивает давление внутри кюветы с атмосферным. Это предотвращает долговременное смещение диафрагмы от её нормального положения. Естественно, что на звуковые частоты это реагировать не должно.

Эта диаграмма показывает три основных вида направленности. Всё остальное – это вариации этих трёх. Синий круг – всенаправленная характеристика, красные круги – восьмёрка и зелёная линия – кардиоида.

Механическая простота этого «управления давлением» гарантирует, что звук, приходящий вне оси микрофона, будет захвачен с достаточной точностью (с точки зрения АЧХ). Однако, физический размер диафрагмы любого микрофона будет всегда способствовать некоторой потере высоких частот – и чем больше диафрагма, тем сильнее выражена эта потеря. (В идеале, диафрагма должна представлять собой точку. Но это из разряда вечных двигателей…) Если Вы представите себе звуковую волну, приближающиеся к диафрагме под углом, скажем, 45 градусов по отношению к оси, то звук достигнет одной стороны диафрагмы немного раньше, чем другой. Это приведёт к некоторому рассогласованию фаз в высоких частотах, и следовательно, к небольшой потере в высокочастотном диапазоне. Именно поэтому, прецизионные измерительные микрофоны обычно имеют капсюли очень маленького диаметра. Это создаёт другую проблему, поскольку маленькая диафрагма захватывает мало звуковой энергии. Это требует большего усиления, которое, в свою очередь, приводит к более высокому уровню электрических шумов. Из-за этого, такие микрофоны редко применяются для записи музыки.

Другое преимущество всенаправленных микрофонов – расширенный низкочастотный диапазон. Обычно, он на октаву больше, чем у кардиоидного микрофона аналогичного размера. Они также менее восприимчивы к подбиранию шума и грохота от механических вибраций, чем кардиоидные.

Микрофон, имеющий характеристику направленности типа «восьмёрка», используют диафрагму, открытую для воздуха с двух сторон. Она реагирует не давление как таковое, а на его разницу (или градиент) между своим фронтом и тылом. Такие микрофоны имеют общее название «микрофоны градиента давления» (иногда, их называют также «скоростными микрофонами», потому что они могут определять скорость звуковых волн). Это устройство диафрагмы делает их очень чувствительными к звукам, приходящим со стороны передней или тыловой оси. Звуки же, приходящие с боков, не вызывают движения диафрагмы вообще (нет разницы давлений). Звук, поднятый тылом диафрагмы, производит инвертированный (перевёрнутый) электрический сигнал по сравнению с тем же самым звуком, поднятым её фронтом (Это вполне логично. Вспомните, например, динамики в Ваших колонках).

Частотная характеристика «осевых» звуков достаточно равномерна в пределах ограничений, накладываемых размером диафрагмы. Другими словами, чем меньше диафрагма, тем больше точность захвата «вне-осевых» звуков. Критический аспект «микрофона градиента давления» - то, что уровень выходного сигнала падает с уменьшением частоты. Это происходит из-за того, что разница давления по сторонам диафрагмы уменьшается с ростом длины звуковой волны. Чтобы преодолеть эту проблему, зачастую используется специальное демпфирование диафрагмы, чтобы ей было легче реагировать на низкочастотные звуки, чем на высокочастотные. Это приводит к более ровной АЧХ. Побочный эффект этого – то, что микрофон становится достаточно чувствителен к механическим вибрациям.

Эффект близости

Другой важный фактор, о котором Вы должны знать – то, что все «микрофоны градиента давления» показывают, в той или иной степени, «эффект близости». Так называется низкочастотное повышение, которое происходит, когда микрофон используется очень близко к звуковому источнику. Принцип возникновения этого эффекта мы не будем рассматривать, поскольку это весьма сложная тема, но с точки зрения практического применения, замечу, что в этом может быть и сила и слабость – всё зависит от того, чего Вы пытаетесь достигнуть.

Здесь оба микрофона имеют характеристику направленности «восьмёрка». Микрофоны расположены так, чтобы большая часть вокального звука приходила в «глухие» бока гитарного микрофона и наоборот. Это даст лучшее разделение, чем при использовании кардиоидных или всенаправленных микрофонов. Однако учтите, что они поднимают и тыловые звуки. Так что постарайтесь сделать всё возможное, чтобы их избежать.

Если Вы скомбинируете капсюли вышеописанных конструкций в одном микрофоне или сделаете капсюль, имеющий свойства обоих, то в результате Вы получите кардиоидную модель. Объединяя фронтальную осевую чувствительность «восьмёрки» и «круга», Вы получите сильную отдачу (повышенную чувствительность) с фронта микрофона. По сторонам у «восьмёрки» нет ничего, чтобы добавить к кругу. Следовательно, бока кардиоиды менее чувствительны, чем её фронт. Вторая, тыльная половинка «восьмёрки», обладает такой же отдачей, как и «круг», но сигнал, произведённый ею, обладает обратной полярностью по отношению к «кругу». Таким образом, они взаимно компенсируют друг друга. Следовательно, микрофон становится чрезвычайно нечувствительным к тыловым звукам.

Кардиоидный тип направленности широко используется из-за её способности «предвзято» относиться к звукам, прибывающим со сторон или тыла микрофона. Однако, когда Вы более пристально посмотрите на то, как ведёт себя кардиоидный микрофон, то скоро станет очевидно, что он не является абсолютно универсальным решением для всех видов применений.

Хотя первые кардиоидные микрофоны использовали два отдельных капсюля, большинство современных моделей построены на основе единственного капсюля. Он снабжён звуковым лабиринтом, расположенным позади диафрагмы. Этот лабиринт управляет фазой звука, попадающего с её тыловой стороны. Вообще-то, эта система работает очень хорошо и является основой для большинства переносных динамических и студийных конденсаторных микрофонов. Однако, её слабость – то, что кардиоида обладает неравномерной чувствительностью в разных частотах и направлениях. Такой микрофон очень точно подберёт «осевой» звук, а вот звуки, приходящие вне оси, будут в той или иной степени фильтрованы в соответствии с направленностными характеристиками микрофона. Чаще всего, это проявляется в виде снижения высокочастотной чувствительности. Поговорите в бок кардиоидного микрофона и Вы услышите, насколько могут быть окрашенными «вне-осевые» звуки.

В реальном мире звук редко прибывает только по оси, поскольку окружающая среда производит массу отражённого звука, и он может достигать микрофона под любыми углами. Практический результат этого – то, что точный «осевой» звук смешан со значительным количеством окрашенного отражённого звука. Если запись осуществлялась в неподготовленном помещение, это может привести к заметным «носовым» или «коробочным» призвукам. Так как кардиоидные микрофоны попадают под классификацию «микрофоны градиента давления» (потому что тыл диафрагмы не закупорен), они тоже обладают «эффектом близости». Это может привести к существенному повышению баса, когда микрофон используется очень близко к инструментам или вокалистам.

Если диафрагма открыта для воздуха только с одной стороны, то считается, что микрофон управляется давлением: он реагирует на давление воздуха, но практически нечувствителен к направлению, откуда приходит звук. Когда диафрагма открыта с обеих сторон, она реагирует на градиент давления (разницу между давлением с фронтальной стороны и тыловой). Звук, приходящий со стороны, оказывает одинаковое давление с обеих сторон (нет разницы). Это и есть причина того, почему «восьмёрка» отклоняет боковые звуки, но чувствительна к фронтальным и тыловым.

Изменяя соотношение между капсюлями с характеристиками «круг» и «восьмёрка» можно получить более или менее узкие формы кардиоиды. Таких же результатов можно добиться, изменяя конструкцию акустического лабиринта позади диафрагмы. Узконаправленные микрофоны, такие, как супер- и гиперкардиоидные, имеют маленький лепесток чувствительности с тыльной стороны. В результате, наименее чувствительные области на этих микрофонах находятся под углами 35 – 45 градусов к тыловой оси, а не непосредственно сзади микрофона. На это стоит обращать особое внимание, когда Вы размещаете микрофоны в попытке устранить нежелательные утечки. Зачастую, более важным является то, куда смотрят «мёртвые» оси микрофонов, чем то, куда указывают оси наибольшей чувствительности.

Поскольку у супер- и гиперкардиоидных моделей более узкая направленность, они более чувствительны к позиционным изменениям в источнике. Таким образом, важно минимизировать движение, работая близко к ним. Акустические поглотители, помещённые позади микрофонов, помогут уменьшить уровень звука, попадающего на тыловой лепесток. И если у Вас возникает ситуация, когда хорошее разделение между инструментами крайне необходимо – то осторожное использование узконаправленных кардиоидных микрофонов будет разумным выбором.

Теорию – в практику

Хотя, конечно, отдельные микрофоны более предпочтительны, Вы вполне сможете использовать один кардиоидный микрофон, чтобы снять звук с обоих подвесных томов. Он обладает широкой чувствительностью с фронта, но в то же время, обеспечивает существенное отсечение тыловых звуков. Это поможет избежать утечек от тарелок.

Как же эти особенности могут помочь нам, когда дело доходит до их фактического применения при записи? Возвратимся к нашему старому знакомому – кардиоиде. Мы теперь знаем, что надо делать скидку на неточную частотную характеристику (вне оси) и на басовое повышение от «эффекта близости». Но зато, его направленность поможет держать инструменты по раздельности и минимизирует количество отражённого звука. Но тем не менее, любые утечки или отражения, проникшие через тыл или боковые стороны, будут значительно окрашены по сравнению с аналогичным всенаправленным микрофоном. Всенаправленный микрофон поднимет, конечно, гораздо больше звука комнаты, но сделает это с намного меньшим количеством окраски.

Вооружённые этими знаниями, Вы можете попытаться расставить Ваши микрофоны так, чтобы минимизировать количество вне-осевых звуков. Один из способов сделать это – пользоваться акустическими поглотителями, такими как спальные мешки, пуховые одеяла или звукопоглощающий поролон. Например, делая запись вокала, Вы будете нуждаться в экране позади головы певца. Он перехватит и поглотит звук, который мог бы отразиться от задней стены и проникнуть во фронт и бока кардиоидного микрофона. Неплохо иметь поглотители сзади и со сторон микрофона, не забывая при этом и о потолке. Импровизированное экранирование может быть очень эффективно, зато коммерческие решения имеют более опрятный вид (зато и стоят намного дороже).

Использование эффективных поглотителей значительно улучшит качество записи, сделанной кардиоидным микрофоном в очень рефлексивном помещении. Но всё равно немногие из кардиоидных моделей дают столь же естественный звук, как всенаправленные. Это происходит из-за способа, которым акустический лабиринт обращается со звуком.

Чрезмерный «эффект близости» является основной проблемой при записи вокалов, но с этим легко бороться, поместив между певцом и микрофоном поп-фильтр, чтобы певец не смог слишком близко подобраться к микрофону. Вы можете выбирать: использовать всенаправленный микрофон и получить большое количество утечек, или выбрать кардиоидный, но при этом проникшие утечки будут сильно окрашены (это может привести к менее естественному звуку). Во многих случаях, Вы получите заметно лучшие результаты, используя всенаправленный микрофон, но при условии, что проведёте акустическую подготовку помещения для уменьшения отражений и утечек.

Раньше, я всегда использовал для записи акустической гитары кардиоидный микрофон, но теперь, я предпочитаю применять всенаправленный (в сочетании с акустической панелью SE Reflexion Filter). Мало того, что результатом является более естественный звук, так и точность позиционирования микрофона не столь критична, как для кардиоидной модели. Конечно, нам не всегда требуется именно естественный звук – особенно в поп-музыке, где музыкально приятный результат имеет большее значение, чем абсолютная точность. Это причина того, почему микрофоны с большой диафрагмой (вероятно, наименее точные), настолько популярны для записи вокала.

Кардиоида – комбинация «восьмёрки» и «круга». Она чувствительна к звукам со сторон и фронта, и практически нечувствительна к тыловым звукам. Вместо того, чтобы использовать два капсюля, большинство таких микрофонов базируется на одном, имеющем акустический лабиринт, который управляет фазой тыловых звуков. Суперкардиоида и гиперкардиоида используют тот же самый принцип, создавая более узкую направленность за счёт уменьшения тыловой отсечки.

Не требуется особого воображения, чтобы исследовать все доводы «за» и «против» при использовании кардиоидных и всенаправленных микрофонов в типичных условиях звукозаписи. Менее очевидны варианты применения микрофонов с «восьмёркой». Первое, что приходит на ум – это специфическое применение их для снятия стереозвука по способу MS (Mid&Side). Хорошо, но иногда акустические качества микрофона не дают Вам другого выбора. Ленточные микрофоны, например, обладают естественной «восьмёркой». В 50-е и 60-е годы они нравились живым группам, поскольку позволяли двум бэк-вокалистам петь в противоположные стороны одного микрофона. В нынешнее время, мы выбираем ленточные микрофоны из-за их тона.

Однако, одна из главных причин выбрать «восьмёрку» не то, как она поднимает звук, а то, как она его отбрасывает. Помните, что «восьмёрка» полностью глуха к звукам, прибывающим под углом 90 градусов к звуковой оси. Это означает, что если у Вас есть два звуковых источника в непосредственной близости друг от друга, то зачастую Вы сможете значительно улучшить разделение между ними. Установите микрофоны так, чтобы «глухая» ось каждого микрофона указывала на источник, от которого Вы пытаетесь изолироваться. Тыловой чувствительности можно противопоставить акустическое экранирование. Это метод может быть очень успешным для записи поющего гитариста, поскольку он помогает разделить гитару и голос. Конечно, разделение никогда не будет полностью идеальным по двум причинам: звуки не исходят из одной точки и отражения от комнаты могут дойти до микрофона под любым углом. Из-за этой причины и рекомендуется использовать акустическое экранирование.

Микрофоны с переключаемыми типами направленности комбинируют сигналы от двух капсюлей. Самое популярное исполнение базируется на двух компенсационных кардиоидных капсюлях. Управляя уровнями и полярностями сигналов с этих капсюлей, можно создать любой из типов направленности. Однако, там, где важна чистота и естественность звука – например, ответственная запись классических или этнических инструментов – выбор специализированного всенаправленного микрофона или «восьмёрки» (в идеале, с маленькой диафрагмой), приведёт, скорее всего, к более точным результатам и с меньшей окраской «вне-осевых» звуков.

Диаграммы направленности не всегда так просты, как кажутся на первый взгляд: диаграммавысокочастотной направленности типа «раздавленный паук» суперкардиоидного микрофона-пушки Sennheiser MKh516 обозначена красным (выше 8кГц). Среднечастотная диаграмма (1 – 8кГц) того же самого микрофона нарисована синим. Для сравнения, зелёным цветом нарисована типичная кардиоида.

Заключительное слово

Я преднамеренно сделал этот краткий обзор простым, насколько только возможно, чтобы дать Вам понятие о нескольких важных концепциях. Кардиоидный микрофон с большой диафрагмой может стать надёжным оплотом проектной студии, но есть ситуации, когда это не самый лучший выбор. Я надеюсь, что достаточно подчеркнул важность окружающей среды при записи. Пути и способы, которыми звуковые волны оказывают воздействие на микрофон, могут иметь огромное влияние на конечный результат.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2007 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org

Диаграмма направленности микрофона - SoundTalks.net

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве.

Существует несколько основных типов микрофонов, и диаграммы направленности их тоже различаются. В качестве основных можно выделить три диаграммы направленности: круговая, кардиоидная и «восьмерка». Встречаются также микрофоны, обладающие полусферической диаграммой направленности. Также частным случаем кардиоидной диаграммы являются суперкардиоидная, гиперкардиоидная и полукардиоидная диаграммы направленности.

Диаграммы направленности микрофонов

Круговая диаграмма направленности Круговой диаграммой обладают всенаправленные микрофоны. Такие микрофоны предназначены для записи звука со всех направлений. Записанный звук не зависит от взаимного положения микрофона и источника звука. Обычно всенаправленные микрофоны используют на расстоянии не менее 30 см от источника звука, будь то музыкальный инструмент или группа вокалистов. Наибольшее распространение микрофоны с круговой диаграммой направленности получили при записи групп акустических инструментов и ударных установок.
Полусферическая диаграмма направленности Микрофон с полусферической диаграммой направленности снимает звук только от тех источников, которые расположены в полусфере перед его диафрагмой. Такую направленность имеют PZM микрофоны (микрофоны с краевым эффектом).
Кардиоидная диаграмма направленности Кардиоидной диаграммой обладают направленные микрофоны. Направленный микрофон используется для записи звука от источника, расположенного непосредственно перед его диафрагмой. При этом звуки от источников, расположенных сбоку или сзади микрофона в идеале не будут слышны на записи. Направленные микрофоны широко распространены при записи отдельно взятых инструментов или вокалистов. У таких микрофонов диаграммы направленности делятся на четыре основных типа: кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида и полукардиоида.
Суперкардиоидная диаграмма направленности Суперкардиоидная диаграмма отличается от кардиоидной более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона. При этом частично снимается звук от источника сзади микрофона.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности Гиперкардиоидная диаграмма направленности напоминает суперкардиоидную, но имеет еще более узкую зону захвата звука спереди, но и более широкую сзади.
Полукардиоидная диаграмма направленности Микрофоны, обладающие полукардиоидной диаграммой направленности, чаще всего применяются в аудиториях на лекциях, конференциях и совещаниях.
Диаграмма направленности в форме восьмерки Диаграммой направленности в форме «восьмерки» обладают двунаправленные микрофоны. Двунаправленный микрофон снимает звук от источников, расположенных как спереди, так и сзади него. Такой микрофон можно представить как два направленных микрофона, диафрагмы которых направлены в противоположные стороны. Двунаправленные микрофоны используются для записи как небольшого количества музыкальных инструментов, так и вокалистов. Но чаще всего микрофоны с диаграммой направленности «восьмерка» используются для записи источника звука вместе с естественной реверберации помещения.

Свойства микрофонов с разными диаграммами направленности

Всенаправленные микрофоны:

  1. Хорошо снимают акустику помещения, а следовательно совершенно не обеспечивают акустическую изоляцию;
  2. Имеют низкую чувствительность к звукам дыхания;
  3. Практически не обладают «эффектом близости»;
  4. Конденсаторные микрофоны этого типа снимают широкий спектр низких частот, что крайне необходимо при записи бас барабана, органа или симфонического оркестра.

Направленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  1. Практически не снимают акустику помещения, то есть обеспечивают хорошую звукоизоляцию;
  2. Почти все обладают «эффекта близости»;
  3. Уменьшают шумы обратной связи;
  4. Используются для синхронной стереозаписи.

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  1. Среди подобных себе микрофонов имеют максимальное различие между передней и задней областями чувствительности;
  2. Обеспечивают акустическую изоляцию лучше, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  3. Еще меньше чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  1. Обеспечивают максимальную изоляцию от боковых источников звука среди подобных им микрофонов;
  2. Обеспечивают максимальную акустическую изоляцию от акустики помещения, обратной связи и посторонних шумов;
  3. Максимально снимают сигнал от источника напротив диафрагмы.

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

  1. Обеспечивают максимальную акустическую изоляцию при оверхед записи;
  2. Применяются для записи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона с диаграммой направленности «восьмерка»;
  3. В частном случае используются для интервью, когда люди сидят напротив друг друга, а также для записи и озвучивания дуэтов.

soundtalks.net