Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Хоровые микрофоны. Музыкальные коллективы перед микрофоном. Часть 2. Запись хора

SHURE MX202B/C. Хоровые микрофоны


какие микрофоны для хора? - сообщество "Звукорежиссура"

какие микрофоны для хора? [Nov. 13th, 2009|06:36 pm]

Звукорежиссура

Здравствуйте!1)Что посоветуете за микрофоны для записи хоров? a cappellaСмешанный хор (С+А+Т+Б) - 10-25 чел., мужские ансамбли до 12 чел.

2)Желательно покупать одинаковые модели микрофонов или для басов - такие-то, для высоких голосов (С+Т) - такие-то...???

С уважением, Константин

Comments:

Бюджет, пожалуйста. От Октавы 012 до DPA4011, что потянете. Разные микрофоны для разных голосов покупать смысла нет, а вот иметь обширный парк микрофонов для записи в различных акустических условиях не помешает. Плюс разные цели: например солиста подзвучить.

Если помещение, где собираетесь писать, подходит для этой задачи, то:1. Decca Tree. http://en.wikipedia.org/wiki/Decca_tree2. Плюс два микрофона - широкая кардиоида, если имеется зал и надо снять его акустику. Местоположение - в зависимости от зала. В середине, ближе к сцене, или дальше.3. 4 индивидуальных микрофона на каждую группу: альты, сопрано, теноры, басы.

Декка ставится в месте расположения дирижера. Индивидуальные микрофоны выравниваются по времени прибытия относительно Декки.

Этот способ хорош тем, что при хорошем стереообразе присутствует очень устойчивый центр, уровнем которого замечательно рулится глубина сцены. И так далее.

Таким образом писался хор для Властелина Колец, например.

Жаль, что Tree на концерте особо не расставишь около дирижёра, снесёт или взбунтуется против стоящего перед ним микрофона. Только если сверху вешать... Мне пришлось ставить вариант вогнутый в другую стороны, в принципе тоже как-то работает, но несколько по дурацки.

Именно поэтому и вешаем DT на концертах. Легкая конструкция с тремя универсальными креплениями. В особых случаях используем "модифицированный" ДТ с четырьмя микрофонами.

Уже раза 3-4 замечал, когда концерты пишутся - именно сверху, именно такое и висит - пишет.

Да, только мы пока в большом зале Филармонии не поём, а из тех мест где я вообще был, это единственное где такой сетап стационарно висит.

Для высоких голосов ценна хорошая детализация на средних и высоких частотах. Для басов и средних голосов надо чтобы не было мути на низах и нижней середине, дешевые микрофоны могут этим страдать. В целом отличная разборчивость верхов важна для всех, т.к. иначе легко скатиться в кашу в любом произведении где слова не очень чётко артикулируются.

Если хор и помещение вместе звучат отлично, хор в балансе, то может даже запись на стереопару (или 3AB) прокатить неплохо. В ином случае лучше всего брать по микрофону на партию + общие микрофоны подальше. Ставить аж штук 8 с лишним микрофонов не уверен, что такая уж отличная идея, в результате получается сначала наибрается общая каша, а потом за счёт ближних микрофонов происходит попытка её устранить ).

Октава 012 даст достаточно "тонкий" саунд, особливо если басы не отличаются плотностью вживую. А далее можно сказать только, что Schoeps или DPA, это отличные микрофоны, но ценник соотвествующий. Промежуточный вариант скоро буду искать, пока пишу на дешёвые Studio Projects B1/B3... не худший вариант, но рекомендовать бы не стал, надо бы послушать микрофоны MXL.

Раз уж тут написали ещё полезного, то уточню, что под 3AB имел ввиду скорее Decca Tree.

"Ставить аж штук 8 с лишним микрофонов не уверен, что такая уж отличная идея"Да нормальная... 4 микрофона на группы, пара основных и пара флангов - довольно традиционный метод. Хотя и 3 АБ работает неплохо, именно 3 АБ, не ДТ. Зависит от помещения, конечно.

Пока сам не пробовал, за неимением такого количества ). Эксперементирую вокруг вариаций с записью на два-три микрофона. Всё в целом может зависит ещё от расстановки, если хор стоит прямо, то 3AB логичней, если полукругом, то расстановку вроде логичней приблизить к DT. В целом если хор звучит, то там уже по вкусу всё это ставится. А у меня-то всё очень сильно упирается в наличие дисбалансов в живом звучании, т.к. обычно пишу тот самый непрофессиональный хор в котором пою )

ru-zvuk.livejournal.com

Музыкальные коллективы перед микрофоном. Часть 2. Запись хора

Хоровая музыка очень разнообразна по жанрам, что необходимо учитывать звукорежиссеру.

Хоры различаются по жанру исполняемой музыки и манере пения, например, академические, народные, фольклорные. По составу исполнителей они делятся на мужские, женские, смешанные, детские. Хоры можно разделить также на исполняющих светскую музыку (для нее естественней всего исполнение в концертном зале) и поющих духовную музыку. Она обычно записывается в церковном акустическом интерьере. Причем, чем более древним является исполняемое произведение, тем более аутентичной должна быть акустическая обстановка. Хоровая музыка исполняется с сопровождением или a cappella, что накладывает определенные особенности проведения записи. Иногда встречается и фактурная, инструментальная роль хоровой партии, когда хоровая партия "вплетена" в оркестровую партитуру – как в "Прометее" Скрябина или "Мертвых душах" Щедрина.

Как правило, в хоровой музыке имеются четыре основные партии, каждая из которых может разделяться на две. Существует четыре основные расстановки хорового коллектива по партиям: - традиционная схема. Она представляет собой расстановку хора в два ряда, расположенные иногда полукругом, иногда в линию. Сопрано и тенора занимают левую половину (тенора стоят позади сопрано, на более высокой ступеньке станков), а альты и басы – правую половину хора; - другая, более редкая схема расстановки, представляет собой расположение хора секторами, или "клиньями". Слева направо стоят сопрано, альты, тенора, басы; - иногда встречается "разорванная" расстановка хора, поющего в сопровождении оркестра: слева от оркестра стоят сопрано и тенора, а справа – альты и басы; - наконец, очень редко встречается расположение хора квартетами, когда певцы разных партий стоят не группами, а по одному (сопрано, альт, тенор, бас). Так как певцы должны прислушиваться ко всей партитуре, а не ориентироваться только на соседей, поющих ту же партию, при такой расстановке хора получается хороший музыкальный баланс между партиями.

Для красивого пространственного звучания в зале удобнее всего традиционная расстановка хора. Так обеспечивается наилучший контакт между певцами. Расположение хора секторами применяется довольно редко, потому что пространственная картина в зале получается несимметричной, так как левый край с сопрано оказывается перегруженным. Однако, такая схема весьма удобна для записи, так как позволяет довольно свободно регулировать баланс между партиями. Расстановка хора квартетами делает невозможным изменение баланса, но, как правило, он хорош и так, потому что так петь могут только хоры очень высокой квалификации. 

Фото статьи

Разделение хора на две половины, конечно, неблагоприятно и для хора в смысле ансамбля, и для записи из-за пространственного разрыва. Такая расстановка обычно применяется в случае неудовлетворительного звучания хора, когда он стоит позади оркестра, а иногда – вследствие недостаточной глубины сцены.

Во время записи очень часто женских голосов оказывается больше, чем мужских, особенно басов. Тут может быть несколько причин. Во-первых, женщин часто просто больше, чем мужчин. Этим страдают многие хоры. Во-вторых, в небольших залах акустические дефекты делают звучание мужских голосов жидким, без низкочастотной "подушки". И, наконец, в-третьих, особенности хорового письма заставляют сопрано и теноров петь в высокой тесситуре, а альтов и басов – в средней и низкой. Часто для улучшения баланса можно поменять мужчин и женщин местами. Для профессиональных хоровых коллективов при этом не возникает проблем.

При записи хора необходимо добиться слитности, обобщенности звучания. Нельзя допустить, чтобы были слышны отдельные голоса – это сильно снижает качество звучания, так как хоровая партия не должна носить личностного характера. Эти соображения нужно иметь в виду при расстановке ближних микрофонов.

Всегда существует некое оптимальное расстояние от источника звука до микрофона, когда получаемая прозрачность наилучшим образом сочетается с пространственностью. Это сочетание сильно зависит от жанра музыки, от вида хора, от акустических условий и многих других факторов. Так, например, в духовных хорах очень важна пространственность, длинный красивый отзвук, характерный для церкви. Использование ближних микрофонов позволяет добиться компромисса между пространственностью и прозрачностью. Нужно только помнить, что сигнал слишком близко поставленного микрофона, даже подвергнутый искусственной реверберации, не воссоздаст ощущения объемности и красоты хорового звучания. Расставляя ближние микрофоны, нужно следить за тем, чтобы расстояние между микрофоном и группой певцов, на которую ставится этот микрофон, было по возможности одинаковым до каждого исполнителя из группы.

Если в партии есть разделение голосов (divisi), то микрофон нужно поставить точно между ними, чтобы не получить одну группу ближе или громче другой. Нельзя ставить ближний микрофон настолько близко, чтобы начал превалировать певец, стоящий напротив микрофона.

При всей опасности использования ближних микрофонов при записи хора, они оказываются необходимы по многим причинам. Во-первых, наличие ближних микрофонов позволяет довольно сильно изменять баланс, если он в чем-то неудовлетворителен. Во-вторых, ими можно значительно улучшить прозрачность и дикцию, что очень важно для музыки, где текст несет важную смысловую нагрузку. В-третьих, при помощи регулировки уровня сигнала ближних микрофонов можно скрыть недостатки в тесситурном письме композитора. В-четвертых, баланс можно регулировать не только внутри хора, но и в том случае, если хор поет в составе какого-нибудь большого ансамбля...

Куда же ставить ближние микрофоны при записи хоровых коллективов? При традиционной расстановке хора, когда второй ряд певцов стоит дальше и выше первого, очень уместно поставить по два микрофона на каждую половину хора: один, пониже и подальше, – на женские голоса, а другой, повыше и поближе, – на мужские. И тогда, имея по микрофону на каждую партию, можно в определенных пределах управлять сигналом каждой партии индивидуально. Иногда в качестве ближнего микрофона можно использовать стереомикрофон в сочетании с двумя обычными по краям хора. Это довольно удобная расстановка, особенно при не очень большом хоре, когда двух ближних микрофонов мало, а четырех – много. В любом случае надо помнить, что расстояние между ближними микрофонами не должно быть меньше расстояния до исполнителей, иначе ближние микрофоны образуют стереопару AB с неучтенными фазовыми искажениями. 

Фото статьи

Расставляя исполнителей в студии, очень важно расположить дирижера симметрично по отношению к хору, иначе половина хора, глядя на дирижера, отвернется от микрофонов и окажется дальше по плану и без высоких частот. Нужно помнить, что хормейстеры часто, "помогая" хористам, сами подпевают или декламируют текст, чем создают на записи помехи, которые бывает трудно сразу услышать. Эти помехи обычно возникают на общем микрофоне, потому что место его установки обычно оказывается самым удобным и для дирижера.

Одной из труднопреодолимых проблем записи хора являются легко возникающие комбинационные искажения. Чем выше качество исполнения (чистота интонации, аккуратность вибрации), тем эта проблема проявляется меньше, но там, где надо петь громко и высоко по тесситуре (соль второй октавы и выше у сопрано), там комбинационные искажения возникнут неизбежно акустическим путем, особенно если запись происходит в зале недостаточного объема или с дефектами акустики.

В некоторых случаях целесообразно применить частотную коррекцию. Для борьбы с комбинационными тонами, особенно при записи женских и народных хоров, приходится включать фильтры, обрезающие низкие частоты до 200…250 Гц. При записи академических хоров полезен, наоборот, некоторый подъем низких частот порядка 100…200 Гц, чтобы придать звучанию басов бархатистость и глубину. При этом, как правило, страдает дикционная разборчивость, которую приходится восстанавливать, усиливая частоты в районе 4… 8 кГц. Использование "фильтра присутствия" на более низких частотах, порядка 2…3 кГц, может придать звучанию зауженный, "граммофонный" тембр.

При записи хора с аккомпанементом возникает много новых проблем. Например, хор и фортепиано трудно сбалансировать из-за их пространственной несовместимости. Оптимум реверберации для хора значительно больше, чем для фортепиано. Поэтому красивое, воздушное звучание хора часто сочетается с далеким, "плывущим" роялем. Если мы начнем добиваться удовлетворительного музыкального баланса, прибавив ближний микрофон на рояль, мы можем получить неестественную разноплановость. Удобно записывать хор с роялем, когда рояль со снятой крышкой стоит посередине между двумя половинами хора. Концертмейстер при этом расположен лицом к дирижеру.

Записывая хор с оркестром, желательно получить хороший баланс на общем микрофоне, так как только с помощью ближних хоровых микрофонов получить правильную картину трудно.

Определенные проблемы возникают при записи непрофессиональных коллективов (например, детских или фольклорных), потому что они быстро устают, если просить повторять их одно и то же много раз.

Много трудностей ждет звукорежиссера при записи хоров a cappella. В идеальном случае хор должен начать и закончить произведение в одном и том же тоне. На самом деле, хор может допустить отклонения от исходной тональности, которые незаметно для слушателей уведут певцов от первоначального строя на интервал до полутона и больше. Само по себе это не страшно, но начало следующего произведения программы компакт-диска, которое будет спето в тоне, вызовет ощущение фальши, пока слух не адаптируется к новому строю.

Чтобы сохранить при записи строй, есть несколько приемов. Можно, например, следить за исполнением по нотам, постоянно сверяя хоровой строй с камертоном (для этого удобен камертон, перестраивающийся на все ноты). Как только хор начинает сильно отклоняться от строя, запись должна быть остановлена. Если спетый кусок хорош и его можно потом использовать в монтаже, запись произведения стоит продолжать за несколько тактов до момента, когда строй "пополз". Ведь хор вообще никогда не поет точно в камертоне – всегда немного "рядом" – и несколько тактов ему нужно, чтобы чисто настроиться в тональность.

Если нужно сделать дописку конца произведения, можно применить другой способ – "двух магнитофонов". Он применяется, когда возникает необходимость сделать дописку с середины крупного произведения. Дописку следует сделать сразу после исполнения дубля. Тогда в зал через переговорник воспроизводится только что сделанная запись до того места, где музыкантам надо вступать. Воспроизведение останавливается, включается запись, и музыканты продолжают свое прерванное исполнение в том же строе и темпе. Эта процедура напоминает запись "с крючка", широко применяемую при многодорожечной записи. Смонтировать такой переход обычно проще, и склейка бывает незаметной.

При монтаже можно воспользоваться изменением высоты тона, возможности чего предоставляют различные компьютерные программы, позволяющие делать Pitch Shift без изменения темпа.

04 января 2016

Петр Кондрашин

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

www.allprosound.ru

SHURE MX202B/C - invask.ru

SHURE MX202B/C - это миниатюрный театрально-хоровой микрофон с кардиоидной направленностью. Микрофон с гибком креплении, длиной 10 см. и шнуром 9 м. Электретный конденсаторный миниатюрный микрофон популярной серии ""MicroflexMX200"" компании Shure предназначен для озвучивания хоров и выступлений артистов на сцене. Как правило этот тип микрофона размещают над головами исполнителей. Микрофон имеет высокую чувствительность и весьма широкий частотный диапазон 50 Гц — 17000 Гц. Это позволяет использовать микрофон как при озвучивании на концертах, так и в профессиональной студийной записи. Микрофон оборудован гибким креплением, типа ""гусиная шея"", длина которого составляет 10 см.

Театрально-хоровой конденсаторный микрофон SHURE MX202B/C создан с использованием лучших технологий компании Shure (США), которая известна во всем мире своими практически идеальными устройствами. Практически все типы микрофонов компании Shure известны во всем мире своим качеством и чистым звучанием, максимально точно передающим все оттенки голоса и вокала. Если Вы желаете купить театрально-хоровой микрофон, MX202B/CSHURE предлагает оптимальное решение для концертной и студийной работы. Купить микрофон можно в нашем интернет магазине или в салонах продаж.

Наилучшее решение для озвучивания и записи на сцене

Представленная модель театрально-хорового микрофона отличается предельной простотой использования и высочайшим уровнем функциональности. Этот микрофон будет простым и доступным решением для тех, кому нужно озвучить выступление хора или спектакля на сцене. Все, что нужно сделать, это разместить и закрепить микрофон над хором, зафиксировав его положение при помощи гибкой шеи. Миниатюрный подвесной микрофон Microflex MX 202B можно использовать для озвучивания спектаклей и музыкальных ансамблей. Для качественной работы микрофону требуется фантомное питание. Эта модель микрофона поставляется с капсюлями трех видов: ""C"" - кардиоидная диаграмма направленности (MX202B/C), ""S"" - суперкардиоидная направленность, ""O"" - круговая направленность.

Удобная гибкая шея для точного направления микрофона

Театральный микрофон SHURE MX202BP/C расположен на гибкой штанге, длиной 10 см, типа ""гусиная шея"". Благодаря такой конструкции пользователи смогут легко и просто настроить направление микрофона на источники звука.

Кардиоидная направленность для чистого снятие звука с исполнителей

Кардиоидная направленность микрофона позволяет снимать максимально чистый и чёткий звук без посторонних акустических артефактов. Это очень важно если требуется озвучить определённые группы исполнителей, например хоровое исполнение, спектакль и пр.

Фантомное питание и внешний предусилитель

Как и многие профессиональные микрофоны, MX202BP/C требует внешнего фантомного питания (от 11 В до 52 В). Как правило фантомное питание необходимо для правильной работы профессиональных конденсаторных и студийных микрофонов.

Широкий динамический и частотный диапазон

MX202BP/C имеет широкую амплитудно-частотную характеристику (от 50 Гц до 17 000 Гц) и широкий динамический диапазон. Микрофон обеспечивает максимально точное воспроизведение с минимальным вмешательством других звуковых источников, электромагнитных и радиочастотных помех.

Широкий динамический диапазон, стильный корпус, который идеально впишется в любой интерьер, возможность сменить картридж и продуманные характеристики – все это SHURE MX202BP/C, который обеспечит Вас качественным воспроизведением звука и долгим сроком службы. Технические характеристики театрально-хорового микрофона SHURE MX202BP/C

Основные особенности: - Тип устройства: миниатюрный конденсаторный микрофон - Диапазон частот: от 50 Гц до 17 000 Гц - Диаграмма направленности: кардиодная - Выходное сопротивление: 150 Ом - Фактическое выходное сопротивление: 180 Ом - Чувствительность: -35 дБВ/Па, 18 мВ - Сигнал/шум: 66 дБ - Уровень шумов: 28 дБ - Питание: фантомное (от 11 В до 52 В) - Питание от постоянного тока: 2 мА.

Дополнительные характеристики: - Тип разъема: XLR - Длина шнура: 9 метров - Размер гибкого крепления: 10 см - Диапазон рабочих температур: от 18 до 57 градусов Цельсия - Уровень влажности: от 0 до 95 проц. - Габаритные размеры: 251 мм. х 119 мм. х 81 мм. - Вес: 680 гр.

Страна-производитель: МЕКСИКА

invask.ru