Связь спектрального состава акустического сигнала и амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) электроакустического преобразования микрофона. Ачх микрофона


§1. Связь спектрального состава акустического сигнала и амплитудно-частотной характеристики (ачх) электроакустического преобразования микрофона.

Амплитудно - частотный спектр звуковых волн, излучаемых одиночным источником, как правило, начинается с компоненты, соответствующей основному тону самой низкой интонации, если речь идёт о звуковысотном музыкальном инструменте. Сказанное особенно справедливо для одноголосных инструментов - медных или деревянных духовых. Что касается музыкальных инструментов, на которых возможны исполнения аккордами, и инструментов, где звукообразование происходит посредством так называемого «хора», то есть двух-трёх струн (у роялей, пианино, мандолин, т. п.) или нескольких язычков (органы, баяны, аккордеоны, гармони), то энергетический спектр их излучения простирается гораздо ниже, вплоть до инфразвуковой области. Это объясняется биениями при относительной расстройке колеблющихся элементов. Спектр собственных частот дек, в особенности больших, также существенно обогащает звучание в низкочастотной зоне.

Значительное расширение спектрального состава на низких частотах наблюдается при унисонном исполнении музыкального материала группой однородных инструментов. В оркестровой ткани это типично для смычковых струнных. Ещё больший эффект дают хоровые унисоны; им особенно свойственно наличие инфранизкочастотных излучений.

Спектры ударных и ударно-шумовых инструментов, благодаря импульсному характеру атак при звукоизвлечении, имеют достаточно заполненную низкочастотную область, независимо от того, являются ли эти инструменты интонирующими (настраиваемыми), или нет.

Надо учесть, что некоторые ударные инструменты, например, литавры и большие барабаны, обнаруживают, пожалуй, самый ощутимый подъём спектральной плотности на низких частотах; излучая акустическую волну, близкую к шаровой, они создают поле, характеризующееся непосредственно у звучащих мембран высокой величиной градиента давления. Следовательно, любой

направленный микрофон (в той или иной степени реагирующий на градиент звукового давления), устанавливаемый вблизи от них, должен обладать собственным компенсационным корректором, работающим в нижней области амплитудно - частотной характеристики, либо фильтром верхних частот не ниже второго порядка.

Если кому - либо кажется, что приведенное замечание носит гипотетический характер, можно предложить поочерёдное прослушивание сигналов двух микрофонов, расположенных рядом друг с другом в непосредственной близости от источника указанного вида. Один из микрофонов должен быть приёмником звукового давления, а другой - приёмником градиента звукового давления. Внимание необходимо обращать на естественность звучания источника.

Сразу станет ясно, что ненаправленный микрофон даёт гораздо более натуральную звукопередачу. И дело здесь далеко не только в том, что этот микрофон обеспечивает больший пространственный охват объекта; в конце концов, эксперимент можно провести при таком расстоянии до источника, когда последний полностью попадёт в зону эффективного приёма направленного микрофона. Причина неестественности в этом случае объясняется гиперболическим подъёмом частотной характеристики в нижней части спектра, названном в электроакустике «эффектом ближней зоны»,

К сказанному, впрочем, не следует относиться, как к вето. Эффект сверхкрупного плана (см. главу «ФОНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ») вполне может оправдать применение микрофона - приёмника градиента звукового давления с гипертрофированной передачей низких частот.

Что касается высокочастотной части спектра акустического источника, то она определяется отнюдь не частотой основного тона самого верхнего звука интонирующего музыкального инструмента, а частотами обертонов, практический учёт которых может потребовать их передачи во всём диапазоне, доступном тому или иному электроакустическому тракту. Это в максимальной степени относится к источникам с импульсным характером атак, например, фортепиано, ударным и ударно-шумовым инструментам, человеческим голосам.

Заметное обогащение спектра на высоких частотах также происходит при инструментальных или хоровых унисонах. То же можно сказать и о шумовых призвуках, сопутствующих звукоизвлечению.

Но поскольку в естественных акустических полях высокочастотные компоненты в полной мере прослушиваются лишь вблизи источника, а при удалении - постепенно затухают, то требования к амплитудно - частотной характеристике микрофона на верхних частотах тем строже, чем ближе к нему находится акустический объект, соответственно, чем крупнее план фонографического изложения.

В этом случае оказывается, что для большинства источников высокочастотная характеристика микрофона должна простираться до предела человеческой слышимости, несмотря на то, что полный тракт звукопередачи, включая устройства записи-воспроизведения и системы мониторинга, может вносить собственные ограничения. В справедливости сказанного точно так же убеждают сравнительные эксперименты с парой микрофонов, обладающих при прочих равных условиях неодинаковыми частотными диапазонами электроакустического преобразования.

Но гораздо серьёзнее требования, предъявляемые не к пределам АЧХ микрофона, а к её равномерности в высокочастотной области. Речь идёт об экстремумах (резонансах), обусловливающих жёсткую, металлическую окраску (разумеется, когда она нежелательна). Это происходит оттого, что обертоновый состав спектра источника передаётся с нарушением пропорций между отдельными высокочастотными составляющими, причём компенсировать этот дефект удаётся далеко не всегда из-за неполной адекватности характеристик корректирующих фильтров и форм локальных подъёмов частотной характеристики микрофона.

Некоторые фирмы - изготовители микрофонов, рассчитывая на положительные субъективные оценки потребителей, добиваются намеренных высокочастотных резонансов в своих конструкциях. Применять эти микрофоны следует с известной осторожностью. Впечатления действительно хороши, если такие приёмники устанавливаются на большом расстоянии от акустического объекта, и указанные подъёмы АЧХ возмещают дистанционные потери на высоких частотах, пусть даже с некоторой окраской, кстати сказать, не всегда неприятной на слух. В ближней же зоне избирательное, резонансное подчёркивание высокочастотных составляющих почти всегда оставляет в звуке некий «электроакустический налёт».

Заметим попутно, что в этом кроется одна из причин гипертрофированной передачи звонких и шипящих согласных человеческой речи.

Среднечастотный диапазон, спектров звуковых источников, как правило, проблем в микрофонной передаче не вызывает. Исключения составляют случаи специфической окраски, вносимой микрофонами опять-таки в тех случаях, когда их АЧХ имеет локальные экстремумы в средней части; это, в основном, характерно для конструкций с большими габаритами, сложными геометриями форм и т. п.

Но необходимо помнить, что причиной заметной акустической окраски звука могут быть некоторые дефекты тон-ателье, особенно, когда его размеры невелики, имеются архитектурные ниши, полости или образуются стоячие волны. Иногда окраска объясняется местом установки микрофона вблизи протяженного источника, в формировании звука которого большую роль играют дека или мензура; излучения разными их участками интерферируют, и в области нахождения микрофона какая-нибудь зона спектра может оказаться подчёркнутой.

Ниже будет сказано также о колористическом влиянии характеристик направленности источников и микрофонов в их взаимоотношениях.

Убедится практически в том, что вина в окраске звука лежит на микрофоне, сравнительно несложно: его нужно поочерёдно располагать в разных точках тон-ателье, желательно ближе к источнику, чтобы исключить влияние архитектурной акустики. Если «красит» действительно микрофон, то перемещения мало что изменят. Для точности оценок такой эксперимент звукорежиссёру лучше всего проводить с ассистентом, и, по возможности, быстро, дабы не сработал эффект привыкания, когда окраска звука перестаёт обращать на себя внимание.

В заключении хочется добавить, что звукопередача музыкальных инструментов нижних регистров, в особенности при удалённом изложении, значительно снижает требования к высокочастотной области АЧХ применяемых микрофонов. Желательно только, чтобы частотная характеристика имела в верхней области спад монотонного характера.

Инженерные службы звукозаписывающих студий предоставляют звукорежиссёрам техническую документацию, где с тем или иным приближением отражены амплитудно - частотные характеристики имеющихся микрофонов. Благодаря этому, во время предварительного анализа записываемого материала возможен отбор, в какой-то степени априорный, необходимых электроакустических приёмников.

studfiles.net

Все о микрофонах. Чтобы покупка стала приятней - Музыкальное образование - Полезные статьи

Характеристики микрофонов Наиболее важными характеристиками микрофона, являются его принцип работы, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и направленность. Второстепенные характеристики - электрические параметры и конструктивное исполнение.

Принцип работы Это, в первую очередь, тип преобразователя, находящегося внутри микрофона, то, как микрофон воспринимает звук и преобразует его в электрический сигнал. Преобразователь - это устройство, переводящее энергию из одной формы в другую, в нашем случае - акустическую энергию в электрическую. Принцип работы определяет ключевые возможности микрофона. Самые распространенные типы микрофона - динамический и конденсаторный.

Динамические микрофоны Динамические микрофоны включают в себя сборку из диафрагмы, голосовой катушки и магнита, которые образуют миниатюрный электрогенератор со звуковым приводом. Динамический микрофон имеет относительно простую и соответственно экономичную и надежную конструкцию. Он может обеспечить отличное качество звука практически во всех областях применения. В частности, он может иметь дело с чрезвычайно громкими звуками. Вдобавок, динамические микрофоны относительно устойчивы к перепадам температуры и влажности. Динамические микрофоны используются в основных задачах звукоусиления чаще всего. С практической точки зрения, если микрофон будет использоваться в таких суровых условиях, как в рок-клубе или на открытом воздухе, хорошим выбором будут динамические микрофоны.

Конденсаторные микрофоны Конденсаторные микрофоны имеют в своей основе сборку из электрически заряженной диафрагмы и неподвижной пластины, которые образуют чувствительный к звуку конденсатор. Все конденсаторные микрофоны содержат в себе активные контуры для согласования выхода элемента с типичными микрофонными входами. Это требует подачи питания на микрофон: либо при помощи батарей, либо при помощи фантомного питания (метод подачи питания на микрофон непосредственно по микрофонному кабелю). Конденсаторные микрофоны имеют два потенциально ограничивающих фактора: во-первых, электроника добавляет немного шума; во-вторых, есть предел громкости сигнала, который может обработать электроника. По этой причине спецификации на конденсаторные микрофоны содержат параметры шума и максимальную громкость звука. Хорошие модели, однако, имеют очень низкий уровень шума и могут справиться с широким динамическим диапазоном. Конденсаторные микрофоны более сложны, чем динамические, и обычно несколько дороже. Также на конденсаторы могут существенно повлиять перепады температуры и влажности, что может привести к повышению шума или временной негодности. Однако, в конденсаторных микрофонах можно добиться большей чувствительности, и более мягкого, более натурального звука, особенно на высоких частотах. Полагая АЧХ и расширенный частотный диапазон легче всего достижимы в конденсаторном микрофоне. Вдобавок, конденсаторные микрофоны могут быть сделаны очень маленькими без ущерба для характеристик. В более благоприятной среде, например в концертном зале или театре, для большинства источников звука предпочтительнее использовать конденсаторные микрофоны, особенно, когда требуется высочайшее качество звука.

Электретные микрофоны Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей. По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток.

Фантомное питание Фантомное питание - это постоянный ток (обычно 12-48 вольт), используемый для питания электроники конденсаторного микрофона. Это напряжение подается по микрофонному кабелю от микшера с источником фантомного питания или от другого внешнего устройства. Источники фантомного питания имеют ограничители по току, которые предотвращают повреждение динамического микрофона в случае короткого замыкания или неправильной распайки. Обычно балансные динамические микрофоны могут быть подключены ко входам с фантомным питанием без каких-либо проблем.

Переходный отклик Переходный отклик характеризует способность микрофона откликаться на быстро меняющуюся звуковую волну.Для того, чтобы микрофон трансформировал звуковую энергию в электрическую, звуковая волна должна физически перемещать диафрагму микрофона. Тяжелой динамической диафрагме требуется больше времени, чтобы начать двигаться, чем легкой конденсаторной диафрагме. И точно также динамической диафрагме, по сравнению с конденсаторной диафрагмой, требуется больше времени, чтобы прекратить движение. Переходный отклик динамических микрофонов не так хорош , как у конденсаторных.

Динамическому микрофону требуется почти вдвое больше времени, чтобы отреагировать на звук. Ему также требуется больше времени, чтобы перестать колебаться. Поскольку конденсаторные микрофоны в целом имеют лучший переходный отклик, чем динамические, они лучше подходят для инструментов, имеющих резкую атаку или расширенный высокочастотный спектр в звуке, например, тарелок. Переходный отклик определяет более ясный, отчетливый звук конденсаторных микрофонов, и более мягкий, округлый звук динамических микрофонов.

Амплитудно-частотная характеристика Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) - Выходной уровень микрофона по всему рабочему спектра частот и чувствительность к ним. Микрофон, выход которого одинаков для всех частот имеет пологую АЧХ. Микрофоны с пологой АЧХ обычно имеют расширенный диапазон. Они воспроизводят сигналы от различных источников звука без изменения или окраски оригинального звука. Микрофон, чья АЧХ имеет пики или провалы в определенных частотах имеет рельефную АЧХ. Рельефная АЧХ обычно используется в конкретных приложениях. Например, микрофон может иметь пик в области 1-2 кГц, чтобы улучшить разборчивость вокала. Такой профиль называется подъемом. Микрофон может также иметь меньшую чувствительность к некоторым частотам. Примером тому может быть уменьшенная отдача на низких частотах (срез низа), с целью минимизирования не нужного бум-бум. Выбор микрофона с пологой или же рельефной АЧХ опять-таки зависит от источника звука, аппаратуры, и окружающей среды. Микрофоны с пологой АЧХ обычно желательны при воспроизведении звука таких инструментов, как акустическая гитара или фортепиано, особенно при высококачественной аппаратуре. Они также обычно применяются при стерео расстановке микрофонов и при удаленной, более метра от источника звука, установке: отсутствие пиков отдачи минимизирует обратную связь и дает более естественный звук. С другой стороны, микрофоны с рельефной АЧХ предпочтительнее для вокалистов, и некоторых инструментов, таких как ударные или гитарные усилители, которые выиграют от усиления отдачи, сильнее проявляясь в общей картине. Также они полезны, когда надо ослабить прием нежелательных звуков и шумов за пределами диапазона инструмента.

Децибелы Децибел (дБ) - это величина, часто используемая в электрических и акустических измерениях. Децибел - это число отражающее соотношение величин одной единицы измерения. Это логарифмическое соотношение, применяемое с целью сократить большой диапазон величин до много меньшего, и более удобного. Поскольку децибел - величина относительная, должна быть какая-то точка отсчета, заданная в децибелах. Обычно это отражается в суффиксе при условном обозначении: дБV - (1 вольт составляет 0 дБV) или дБ SPL (0.0002 микробар составляют 0 дБ звукового давления) Одна из причин, почему децибелы так полезны именно в звуковых измерениях, заключается том, что принцип их шкалы довольно точно отражает чувствительность человеческого слуха. Например, изменение в 1 дБ SPL - близко к едва уловимой разнице в громкости, 3 дБ - это граница уверенной различимости, 6 дБ - существенная разница, а прирост в 10 дБ обычно интерпретируется, как удвоение громкости.

Направленность Направленность - Чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого приходит звук. С точки зрения направленности существуют три основных типа микрофонов - всенаправленные, однонаправленные и двунаправленные.

Все направленный микрофон Все направленный микрофон имеет одинаковый выходной уровень при любом направлении. Он покрывает все 360 градусов. Все направленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. При концертном применении все направленный микрофон должен быть расположен очень близко к источнику звука, чтобы был правильный баланс между непосредственным и пространственным звуком. Вдобавок, мы не можем отвернуть все направленный микрофон в сторону от ненужных источников звука, таких как порталы, что может вызвать заводку (эффект обратной связи). Все направленные микрофоны: * зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо; * не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона; * низкая чувствительность к звукам дыхания; * практически отсутствует «эффект близости»; * расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

Однонаправленный микрофон Однонаправленный микрофон наиболее чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и менее чувствителен к остальным. Типичной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика (диаграмма имеем форму сердца). При ней наибольшая чувствительность достигается на направлении вдоль оси микрофона (0 градусов), а наименьшая - в противоположном (180 градусов отклонения). Эффективный угол работы кардиоидного микрофона составляет 130 градусов, то есть по 65 градусов в любую сторону от оси перед микрофоном. Таким образом кардиоидный микрофон улавливает около трети пространственных звуков по сравнению со все направленным. Однонаправленные микрофоны отделяют нужный прямой звук от ненужных боковых и пространственных. Применение кардиоидного микрофона часто необходимо. Например, в случае подзвучивания гитарного усилителя, стоящего рядом с ударной установкой - это единственный способ уменьшить проникновение звука ударных в канал гитары. Однонаправленные микрофоны могут иметь различные варианты кардиоидной диаграммы. Два из них носят названия суперкардиоиды и гиперкардиоиды. Обе характеристики имеют меньшие, чем кардиоида рабочие углы (115 вслучае суперкардиоиды и 105 в случае гиперкардиоиды) а также сильнее отсекают пространственные звуки. В то время, как кардиоида имеет наименьшую чувствительность сзади (180 градусов отклонения), у кардиоиды направление наименьшей чувствительности составляет 126 градусов, а у гиперкардиоиды - 100. При правильной установке они обеспечивают более фокусированный съем звука, и меньше количество пространственного шума, чем у кардиоиды. Однако, они имеют зону улавливания непосредственно сзади (rear lobe). У суперкардиоиды подавление сзади составляет -12дБ, а у гиперкардиоиды - всего -6дБ. Хорошая кардиоида имеет подавление сзади по меньшей мере -15-20 дБ. Однонаправленные микрофоны могут не только отделить звучание одного инструмента от другого, но может также уменьшить обратную связь, допуская тем самым большее усиление. С этой точки зрения однонаправленные микрофоны предпочтительнее всенаправленных практически во всех задачах усиления звука. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности: * имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов; * обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью; * менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью. Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности: * обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам; * обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback (эффект обратной свзи) и посторонних шумов; * препятствуют утечке сигнала.

Двунаправленные микрофоны Двунаправленный микрофон («восьмёрка») имеет наибольшую чувствительность как спереди (0 градусов), так и сзади (180 градусов). Наименьший уровень он имеет на сбоку (90 градусов). Рабочий угол составляет только 90 градусов, как спереди, так и сзади. Уровень пространственного шума такой же, как и у кардиоиды. Этот микрофон используется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, вокального дуэта. Несмотря на то, что такие микрофоны редко применяются в звукоусилении, их используют в некоторых стереотехнологиях. Микрофоны с направленностью «восьмёрка»: * используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов; * обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи; * применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».

Эффект приближения У однонаправленных микрофонов отдача в низах усиливается по мере того, как микрофон приближается (в пределах полуметра) к источник звука. При установке вплотную (мене 30 см) следует помнить об эффекте приближения и убрать низы, чтобы получить более натуральный звук. Вы можете (1) убрать низы на микшере, (2) использовать микрофон , минимизирующий эффект, (3) использовать микрофон с кнопкой среза басов или (4) использовать всенаправленный микрофон (не проявляющий такого эффекта).

Подавления ненужных звуков При усилении звука, микрофоны часто могут находиться в местах, где они могут принять звук от посторонних источников. Например, микрофон установленный у барабана, может улавливать звук от соседних барабанов, вокальный микрофон может улавливать все шумы на сцене или вокальные микрофоны могут улавливать звук мониторов. В каждом случае мы имеем один нужный источник звука и один или более ненужных. Выбор правильной характеристики направленности может помочь в максимальном улавливании нужного звука и минимальном – ненужных. Несмотря на то, что для лучшего улавливания обычно очевидным вариантом является осевое направление, направление минимизирующее улавливание посторонних звуков может зависеть от типа микрофона. В частности, кардиоида менее чувствительна сзади (отклонение 180 градусов), а суперкардиоида и гиперкардиоида улавливают на этом направлении звук. У них наименьшая чувствительность приходится на отклонение в 125 и 110 градусов соответственно. Например, ставя монитор неподалеку от вокального микрофона мы должны нацелить его точно сзади, чтобы повысить предел возникновения заводок. А в случае суперкардиоиды, для наилучшего результата монитор должен смотреть немного вбок (отклонение от обратной оси - 55 градусов). Соответственно используя микрофоны супер- и гиперкардиоидного типов мы должны учитывать их прием сзади и ориентировать их так, чтобы избежать улавливания звука от других барабанов и тарелок.

Электрические характеристики Электрические характеристики микрофона обычно включают в себя выходной уровень, импеданс и тип разъема. Выходной уровень или чувствительность - это уровень электрического сигнала, порождаемого микрофоном при заданном уровне звукового сигнала. В целом, конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, чем динамические. Для слабых или удаленных источников звука предпочтительнее использовать микрофоны с высокой чувствительностью, в то время как при подзвучивании громких источников или с близкого расстояния лучше всего при моделью с низкой чувствительностью. Выходной импеданс микрофона примерно равен его электрическому сопротивлению: 150-600 Ом - низкий импеданс, 10000 или больше - высокий. С практической точки зрения низкий импеданс означает, что микрофон может работать с кабелем длиной 300 или более метров без потерь в качестве, в то время как модели с высоким импедансом обнаруживают заметные потери в высоких частотах при длинах кабеля более 6 м.

Тип разъема Наконец, тип разъема в микрофоне может быть балансным или небалансным. Балансный выход передает сигнал по двум проводника (плюс экран). Сигналы, идущие по каждому из проводников имеют одинаковый уровень, но разную полярность. Балансный микрофонный вход усиливает только разницу между сигналами, и игнорирует ту часть сигнала, что одинакова у обоих проводников. Небалансный микрофонный тракт передает сигнал по одному проводнику (плюс экран), а небалансный микрофонный вход усиливает все сигналы в проводнике. Балансные низкоимпедансные микрофоны рекомендуются для использования практически во всех задачах подзвучивания.

Отдельно можно сказать о Радиомикрофонах. Радиомикрофон, как следует из названия, это микрофон, объединенный с радио, т.е. с радиоканалом передачи звуковой информации. В настоящий момент нет устоявшегося названия этих устройств. Их называют радиозакладками, радиобагами, радиокапсулами, радиосистемами, иногда - "жуками”. Отличаются удобством их оперативного использования, простотой применения, дешевизной, очень небольшими размерами. В самом простом случае радиомикрофон состоит из собственно микрофона, а также радиопередатчика - устройства. Микрофон определяет зону акустической чувствительности (обычно до 20 - 30 метров), радиопередатчик - дальность действия радиолинии. Определяющими параметрами с точки зрения дальности действия для передатчика являются мощность, стабильность несущей частоты, диапазон частот, вид модуляции. Такие микрофоны в основном используются артистами (на сцене, в театре).

ejay.su

Микрофон частотная характеристика - Энциклопедия по машиностроению XXL

Но самую сушественную характеристику качества микрофона - частотную характеристику - анализировать очень сложно. Частотная характеристика (точнее, амплитудно-частотная - АЧХ) показывает зависимость уровня сигнала на выходе от частоты на входе. Понятно, что лучше всего пользоваться микрофонами с абсолютно линейной характеристикой, когда нет никаких завалов по нижним или высоким частотам, нет никаких резонансных горбов и прочего непорядка.  [c.299] При работе от микрофона частотная характеристика должна иметь спад на нижних и верхних частотах (рис. 160), что улучшает разборчивость речевых передач и уменьшает помехи. Ввиду того что частотная характеристика усилителя имеет подъем на нижних и верхних частотах, в микрофонном входе (см. рис. 158) осуществляется дополнительная коррекция, обеспечивающая спад характеристики на крайних частотах воспроизводимого диапазона.  [c.206]

Частотная характеристика чувствительности — зависимость чувствительности микрофона от- частоты при постоянных значениях звукового давления и тока питания микрофона.  [c.69]

Зависимость указанных параметров от частоты определяет соответствующие частотные характеристики микрофона.  [c.36]

Конденсаторные микрофоны очень чувствительны. Они имеют прямолинейную частотную характеристику. Из-за малых размеров эти микрофоны не обладают направленностью в широком диапазоне частот. Недостатком микрофонов является зависимость чувствительности от изменений атмосферного давления, температуры и влажности. Кроме того, неудобство составляет необходимость подачи напряжения на электроды.  [c.36]

Для определения этих характеристик в звуковом канале трубы, как и при определении частотной характеристики, устанавливают не менее трех микрофонов, если диаметр канала равен длине волны наивысшей частоты, при которой определяется акустическая мощность, или меньше ее.  [c.455]

В протокол испытаний генератора заносят следующую дополнительную информацию регистрируемые параметры и характеристики генератора частотную характеристику канала установки при синусоидальном и случайном возбуждении тип акустического источника тип микрофонов и данные их калибровки структурную схему системы питания воздухом характеристики воздушного фильтра тип расходомера место установки расходомера тип датчиков для измерения статического давления и места их установки площади поперечного сечения мест, где контролируется статическое давление последовательность изменения режимов испытания генератора  [c.456]

Шумомер первого класса должен иметь частотные характеристики Л, В, С и Лин. Допускается дополнительное применение частотной характеристики D. Эти характеристики определяют зависимость показаний шумомера от частоты, измеренной на чистых тонах и приведенной к нулевому уровню на частоте 1000 Гц. Характеристика направленности шумомера должна быть круговой с допустимыми отклонениями от главной оси 90° в диапазоне частот 500. .. 12500 Гц и 30° в диапазоне частот 2000. .. 8000 Гц. Характеристика направленности шумомера— зависимость показаний шумомера от угла ориентации микрофона относительно направления прихода звуковой волны. Главная ось микрофона (шумомера) совпадает с его осью симметрии или с направлением максимальной чувствительности. Нижний предел динамического диапазона шумомера не более 30 дБ (А), с учетом коррекции по характеристике А. Уровень собственных шумов должен быть не менее чем на 5 дБ ниже нижнего предела динамического диапазона. Нормируется также эквивалентный уровень звука в дБ (Л), В), (С), (D) при воздействии на шумомер определенной вибрации, переменного магнитного поля или ветра, если при этом акустическими помехами, действующими на микрофон, можно пренебречь.  [c.173]

Для выравнивания частотной характеристики чувствительности применяют корректирующую цепочку Я, Ь, С (рис. 4.23), параллельную зажимам микрофона. Эта цепочка имеет емкостное сопротивление вплоть до высоких частот, при которых расстояние между диафрагмами приемников группы становится  [c.143]

Как видно, предельная чувствительность весьма невелика. Для преодоления влияния упругости воздуха применяют неподвижный электрод с отверстиями или пазами, в которые воздух может вытекать из-под мембраны (см. рис. 4.25). В этом случае гибкость объема воздуха в микрофоне может быть сделана большой независимо от расстояния Iq между электродами. Потери площади электрода, влияющие на емкость микрофона, оказываются при этом незначительными. При колебаниях диафрагмы в таком микрофоне воздух из под нее будет выдавливаться в отверстия и создавать сопротивление вязкого трения в системе. Это благоприятно действует на частотную характеристику чувствительности микрофона, создавая затухание и снижая пик этой характеристики в области резонанса диафрагмы.  [c.150]

Основные параметры микрофонов номинальный диапазон частот, модуль полного электрического- сопротивления, чувствительность по свободному полю, типовая частотная характеристика чувствительности, характеристика направленности, перепад чувствительности, фронт тыл, коэффициент гармоник, динамический диапазон, разность уровней чувствительности стереофонической системы. Эти, а также и другие параметры микрофонов нормированы ГОСТ 6495—84 Микрофоны, общие технические условия . В ГОСТ 16123-84 приведены термины и их определения. ГОСТ 6495—84 распространяется на динамические и конденсаторные микрофоны, используемые в системах звукозаписи, звукопередачи, звукоусиления и служебной связи в радиоэлектронной аппаратуре бытового и профессионального назначения.  [c.62]

Неравномерность частотной характеристики определяется как разность между максимальным и минимальным уровнями чувствительности микрофона в номинальном диапазоне частот и выражается в децибелах  [c.63]

Основное преимущество угольного микрофона—высокая чувствительность, позволяющая использовать его без усилителей. Недостатки— нестабильность работы и шум из-за того, что полезный электрический сигнал вырабатывается при разрыве и восстановлении контактов между отдельными зернами порошка (что само по себе является процессом прерывным), большая Неравномерность частотной характеристики и значительные нелинейные искажения. Эти недостатки угольного микрофона привели к тому, что всюду, где требуется высокое качество преобразования, например в радиовещании, при звукозаписи и измерениях, его уже давно не применяют.  [c.68]

Электромагнитный микрофон стабилен в работе. Однако ему свойственны узкий частотный диапазон, большая неравномерность частотной характеристики и значительные нелинейные искажения. Этим и объясняется то, что область применения электромагнитного микрофона очень узкая.  [c.69]

Следует отметить, что с целью повышения разборчивости речи в трактах, через которые она передается и где больше всего применяют электромагнитный микрофон, его частотную характеристику стремятся иметь с подъемом к высоким частотам с крутизной 6 дБ на октаву. Это делают для компенсации снижения спектра речи на частотах свыше 400 Гц.  [c.69]

Электродинамический микрофон стабилен, имеет довольно широкий частотный диапазон, сравнительно небольшую неравномерность частотной характеристики.  [c.69]

Конденсаторные микрофоны имеют самые высокие качественные показатели широкий частотный диапазон, малую неравномерность частотной характеристики, низкие нелинейные и переходные искажения, высокую чувствительность и низкий уровень шумов.  [c.70]

Действие транзисторных микрофонов (весьма мало распространенных) основывается на том, что под действием звукового давления на диафрагму скрепленное с ней острие, являющееся одновременно эмиттером полупроводникового триода, изменяет сопротивление эмиттерного перехода через него. Хотя транзисторные микрофоны с диафрагмой достаточно чувствительны, но они недостаточно стабильны и их частотные характеристики даже в сравнительно узком диапазоне частот неравномерны.  [c.70]

Существенное влияние на частотную характеристику микрофона оказывает включение его в электрическую цепь. Так, при работе микрофона с емкостным внутренним сопротивлением 21 = 1/(оС (конденсаторного, электретного, пьезоэлектрического) на активное сопротивление нагрузки падение напряжения и на последнем связано с ЭДС развиваемой микрофоном, выражением У = = е1 + (тСЯ) , а соответствующий спад частотной характеристики на нижних частотах N 10 1б [1 4" 1/((оС/ )2], который представлен на рис. 5.10 графически. Коэффициент в виде произведения частоты / в герцах, емкости микрофона С в пикофарадах и сопротивления нагрузки в омах показан на рис. 5.10 с учетом множителя 10 .  [c.71]

В некоторых случаях, например при приеме речи, получение такого спад частотной характеристики в области нижних частот желательно. Тогда его осуществляют в конденсаторных микрофонах путем подбора сопротивления нагрузки по приведенной выше формуле и графику. В динамических же. микрофонах указанный спад частотной характеристики получают путем шунтирования контуром, образованным параллельным соединением индуктивности и активного сопротивления. Этот шунт отключается, а следовательно, исчезает и спад частотной характеристики в области нижних частот при переходе на прием музыки.  [c.72]

Микрофон МД-63 работает в диапазоне частот 60. .. 15 000 Гц. Не()ав номер ность частотной характеристики составляет 20 дБ. Внутреннее сопротивление микрофона 250 Ом. Чувствительность в свободном поле в режиме холостого хода на частоте 1 кГц не менее 1,1 мВ/Па. Выполнен в петличном исполнении. Диаметр микрофона 22 мм, длина 68 мм, масса 125 г.  [c.78]

На рис. 5.23 приведены внешний вид микрофона (а), его электрическая принципиальная схема включения (б) и частотные характеристики чувствительности для углов приема О, 90 и 180  [c.81]

На рис. 5.24 приведены внешний вид микрофона (а), его частотные характеристики по фронту и по тылу (б) и характеристики направленности (е).  [c.81]

Номинальный диапазон частот микрофона АМО-460 составляет 50...18 ООО Гц, неравномерность частотной характеристики 14 дБ, модуль выходного электрического сопротивления 200 Ом, чувствительность в свободном поле 1,2мВ/Па на частоте 1 кГц.  [c.81]

На диафрагмы каждого из капсюлей в своей области частот воздействует звуковое давление, падающее на переднюю сторону непосредственно и на заднюю — через отверстия в магнитной цепи. В результате микрофон имеет широкую частотную характеристику  [c.81]

Из других специфических осо( нностей микрофона МО-441 имеет смысл отметить, прежде всего, устройства коррекции частотной характеристики в области высоких и низких частот. Задача коррекции в области высоких частот — подъем частотной характеристики в области выше 5 кГц на 5 дБ, что придает звучанию блеск и прозрачность . Это достигается включением контура по схеме рис, 5.26, г. Задача коррекции в области низких частот — снижение чувствительности с  [c.82]

Микрофон. Р-115 Этот микрофон фирмы Сони (Япония) является приемником давления, т. е. у него круговая характеристика направленности на низких и средних частотах. Диапазон звуковых частот 40...12 ООО Гц, неравномерность частотной характеристики 10 дБ, модуль полного выходного сопротивления 600 Ом, чувствительность по свободному полю 1 мВ/Па.  [c.83]

Конденсаторные микрофоны имеют самые высокие электроакустические параметры, и в этом их основное преимущество по сравнению с другими разновидностями микрофонов. Номинальный диапазон частот многих конденсаторных микрофонов достигает 30...18 ООО Гц, неравномерность частотной характеристики в этом диапазоне не превышает 8 дБ (а у измерительных — 4 дБ), чувствительность в свободном поле на частоте 1 кГц достигает 15.... .. 20 мВ/Па и выше. Характеристика направленности может быть практически любой — от ненаправленной до остронаправленной.  [c.84]

Микрофон МК-13М обладает равномерной частотной характеристикой и путем упомянутого выше переключения напряжения поляризации может оперативно иметь одну из следующих характеристик направленности окружность, восьмерка (косинусоида), кардиоида, обращенная в одну сторону, и кардиоида, обращенная в противоположную сторону.  [c.84]

Микрофон МК-18. Этот микрофон с переключаемой характеристикой направленности (круг, кардиоида, косинусоида), с возможностью изменения чувствительности и коррекции частотной характеристики чувствительности в области низких частот предназначен для записи и усиления музыки и речи в студиях радио и телевидения, концертных залах, театрах и других помещениях.  [c.85]

Измерительный тракт должен быть протарирован учреждением Государственного комитета стандар тов, мер и измерительных приборов Тарировка приборов должна прово диться не реже одного раза в год Поправки определяются на средне геометрических частотах исследуемого спектра. Общая неравномерность частотной характеристики измерительного тракта, например микрофона, шумомера и анализатора, определяется как сумма (с учетом знака) неравномерностей характеристик отдельных приборов.  [c.34]

Эквивалентные (Х) и (,(Я) понятия имеются и в др. областях физики, во называются др. терминами кривые равной громкости и частотная характеристика чувствительности микрофона (гидрофона) — в акустике и гидроакустике амЕ1литудно-частотная характеристика — в радиоэлектронике спектр действия — в фотобиологии коэф. качества ионизирующего излучения — в радвац. безопасности.  [c.609]

Чувствительность приемника как правило, зависит от частоты. Эта зависимость называется частотной характеристикой чувствительности приемника (микрофона, гидрофона) и обычно представляется в виде графика прСдБ] /), причем шкала частот также берется в логарифмическом масштабе.  [c.106]

Рйс. 4.15. Частотная характеристика чувствительнсюти ленточ- гого микрофона в области низших. и средних частот  [c.132]

При условии 52 = 15зсоб//со скорость диафрагмы, а следовательно, и напряжение, снимаемое с микрофона, будут зависеть от угла падения волн как (l-f os0). Если 5з= ( (о ( Гз — гибкость воздуха в полости за мембраной), то 52 = rf( oi з) т. е. сопротивление прохода должно быть чисто активным. В этом случае частотная характеристика чувствительности определяется величиной  [c.140]

На рис. 5.2 приведены допусковые области типовых частотных характеристик чувствительности микрофонов по свободному полю в соответствии с ГОСТ 6495—84. Типовые частотные характеристики должны находиться в пределах допусковых областей микрофонов нулевой (рис. 5.2, а), первой (рис. 5.2, б), второй (рис. 5.2, в) и третьей (рис. 5.2, г) групп сложности. При этом непрерывными линиями обозначены допуски для односторонненаправленных микрофонов, а штриховыми— для ненаправленных микрофонов. Крутизна наклона линий, пересекающихся на частоте  [c.63]

Из вышеприведенных выражений для чувствительности различных типов микрофонов можно определить, каким параметром должна управляться механоэлектрическая система микрофона, чтобы получить равномерную частотную характеристику по давлению т. е. без учета влияния дифракции и резонанса углубления перед диафрагмой. Эти требования обобщены в табл. 5.2 для микрофонов давле-  [c.71]

Как уже упоминалось выше, сила, действующая на диафра му микрофона градиента давления, вблизи от источника, т.е. в поле сферической волны, не прямо пропорциональна частоте, как это имеет место при нахождении этого микрофона в поле плоской волны. Но комбинированный (односторонненаправленный), в частности кардиоидный, микрофон всегда может быть представлен как сочетание микрофона давления и микрофона градиента давления, имеющих равные чувствительности. Поэтому и частотная характеристика и характеристика направленности для кардиоидных микрофонов этого типа меняются с удалением от источника, как это показано на  [c.73]

Внешний вид, конструкция и электрическая эквивалентная схема микрофона МД-66 приведены на рис. 5.19. Этот речевой кардиоидный микрофон для звукозаписи и звукоусиления работает в диапазоне частот 100.... ..ЮООО Гц с неравномерностью частотной характеристики 20 дБ. Внутреннее его сопротивление 250 Ом, чувствительность холостого хода 2 мВ/Па на частоте 1 кГц.  [c.79]

Микрофон имеет следующие технические характеристики номинальный диапазон частот 50...15 ООО Гц чувствительность холостого хода на частоте 1 кГц не менее мВ/Па отклонение частотной характеристики чувствительности от типовой в номинальном диапазоне частот не более 2,5 дБ возможность коррекции частотной характеристики на НЧ до 12 дБ на частоте 50 Гц средний перепад уровэей чуствительности фронт-тыл в номинальном диапазоне частот не менее 12 дБ, наименьшее значение 6 дБ модуль полного внутреннего электрического сопротивления  [c.79]

Разные пути и 2 для низкочастотных и высокочастотных колебаний и соответственно различные сдвиги фаз для них, получающиеся внутри микрофона, приводят к тому, что для каждого диапазона частот лучше удовлетворяются условия односторонней направленности. Однако, строго говоря, нельзя говорить, что входы и 2 действуют каждый только в своем диапазоне частот. Естественно, что практически высокочастотный вход 2 будет в какой-то степени шунтировать низкочастотный вход ( 1 на низких частотах. Это приведет к некоторому спаду частотной характеристики в области низких частот, что не слишком ухудшит режим работы микрофона из-за его близкого расположения от источника звука вблизи рта. В результате форма характеристики направленности изменяется с частотой от гиперкардиоиды на низких частотах к кардиоиде на высших. Вместе с тем осевая частотная характеристика этого микрофона сильно зави-  [c.80]

Технические характеристики номинальный диапазон частот 50...12 ООО Гц чувствительность холостого хода на частоте 1 кГц не менее 2 мВ/Па неравномерность типовой частотной характеристики чувствительности в номинальном диапазоне частот не более 22 дБ, в диапазоне 100...8000 Гц не более 15 дБ отклонение частотной характеристики от типовой на любой частоте номинального диапазона не более 2,5 дБ перепад чувствительности фронт-тыл на любой рабочей частоте не менее 6 дБ, средний перепад чувствительности фронт-тыл в номинальном диапазоне частот не менее 12 дБ уровень эквивалентного звукового давления относительно давления 2 х X 10"" Па, обусловленного воздействием на микрофон переменного мкгнитного поля напряженностью 0,08 А/м, не более 12 дБ.  [c.80]

ООО Гц). Неравномерность их частотной характеристики в номинальном дипазо-не не превышает 2 дБ. Микрофоны обладают высокой степенью стабильности.  [c.85]

mash-xxl.info

Связь спектрального состава акустического сигнала и амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) электроакустического преобразования микрофона.

 

Амплитудно - частотный спектр звуковых волн, излучаемых одиночным источником, как правило, начинается с компоненты, соответствующей основному тону самой низкой интонации, если речь идёт о звуковысотном музыкальном инструменте. Сказанное особенно справедливо для одноголосных инструментов - медных или деревянных духовых. Что касается музыкальных инструментов, на которых возможны исполнения аккордами, и инструментов, где звукообразование происходит посредством так называемого «хора», то есть двух-трёх струн (у роялей, пианино, мандолин, т. п.) или нескольких язычков (органы, баяны, аккордеоны, гармони), то энергетический спектр их излучения простирается гораздо ниже, вплоть до инфразвуковой области. Это объясняется биениями при относительной расстройке колеблющихся элементов. Спектр собственных частот дек, в особенности больших, также существенно обогащает звучание в низкочастотной зоне.

Значительное расширение спектрального состава на низких частотах наблюдается при унисонном исполнении музыкального материала группой однородных инструментов. В оркестровой ткани это типично для смычковых струнных. Ещё больший эффект дают хоровые унисоны; им особенно свойственно наличие инфранизкочастотных излучений.

Спектры ударных и ударно-шумовых инструментов, благодаря импульсному характеру атак при звукоизвлечении, имеют достаточно заполненную низкочастотную область, независимо от того, являются ли эти инструменты интонирующими (настраиваемыми), или нет.

Надо учесть, что некоторые ударные инструменты, например,литавры и большие барабаны, обнаруживают, пожалуй, самыйощутимый подъём спектральной плотности на низких частотах;излучая акустическую волну, близкую к шаровой, они создают поле,характеризующееся непосредственно у звучащих мембран высокойвеличиной градиента давления. Следовательно, любой

направленный микрофон (в той или иной степени реагирующий на градиент звукового давления), устанавливаемый вблизи от них, должен обладать собственным компенсационным корректором, работающим в нижней области амплитудно - частотной характеристики, либо фильтром верхних частот не ниже второго порядка.

Если кому - либо кажется, что приведенное замечание носит гипотетический характер, можно предложить поочерёдное прослушивание сигналов двух микрофонов, расположенных рядом друг с другом в непосредственной близости от источника указанного вида. Один из микрофонов должен быть приёмником звукового давления, а другой - приёмником градиента звукового давления. Внимание необходимо обращать на естественность звучания источника.

Сразу станет ясно, что ненаправленный микрофон даёт гораздо более натуральную звукопередачу. И дело здесь далеко не только в том, что этот микрофон обеспечивает больший пространственный охват объекта; в конце концов, эксперимент можно провести при таком расстоянии до источника, когда последний полностью попадёт в зону эффективного приёма направленного микрофона. Причина неестественности в этом случае объясняется гиперболическим подъёмом частотной характеристики в нижней части спектра, названном в электроакустике «эффектом ближней зоны»,

К сказанному, впрочем, не следует относиться, как к вето. Эффект сверхкрупного плана (см. главу «ФОНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ»)вполне может оправдать применение микрофона - приёмника градиента звукового давления с гипертрофированной передачей низких частот.

Что касается высокочастотной части спектра акустического источника, то она определяется отнюдь не частотой основного тона самого верхнего звука интонирующего музыкального инструмента, а частотами обертонов, практический учёт которых может потребовать их передачи во всём диапазоне, доступном тому или иному электроакустическому тракту. Это в максимальной степени относится к источникам с импульсным характером атак, например, фортепиано, ударным и ударно-шумовым инструментам, человеческим голосам.

Заметное обогащение спектра на высоких частотах также происходит при инструментальных или хоровых унисонах. То же можно сказать и о шумовых призвуках, сопутствующих звукоизвлечению.

Но поскольку в естественных акустических полях высокочастотные компоненты в полной мере прослушиваются лишь вблизи источника, а при удалении - постепенно затухают, то требования к амплитудно - частотной характеристике микрофона на верхних частотах тем строже, чем ближе к нему находится акустический объект, соответственно, чем крупнее план фонографического изложения.

В этом случае оказывается, что для большинства источников высокочастотная характеристика микрофона должна простираться до предела человеческой слышимости, несмотря на то, что полный тракт звукопередачи, включая устройства записи-воспроизведения и системы мониторинга, может вносить собственные ограничения. В справедливости сказанного точно так же убеждают сравнительные эксперименты с парой микрофонов, обладающих при прочих равных условиях неодинаковыми частотными диапазонами электроакустического преобразования.

Но гораздо серьёзнее требования, предъявляемые не к пределам АЧХ микрофона, а к её равномерности в высокочастотной области. Речь идёт об экстремумах (резонансах), обусловливающих жёсткую, металлическую окраску (разумеется, когда она нежелательна). Это происходит оттого, что обертоновый состав спектра источника передаётся с нарушением пропорций между отдельными высокочастотными составляющими, причём компенсировать этот дефект удаётся далеко не всегда из-за неполной адекватности характеристик корректирующих фильтров и форм локальных подъёмов частотной характеристики микрофона.

Некоторые фирмы - изготовители микрофонов, рассчитывая на положительные субъективные оценки потребителей, добиваются намеренных высокочастотных резонансов в своих конструкциях. Применять эти микрофоны следует с известной осторожностью. Впечатления действительно хороши, если такие приёмники устанавливаются на большом расстоянии от акустического объекта, и указанные подъёмы АЧХ возмещают дистанционные потери на высоких частотах, пусть даже с некоторой окраской, кстати сказать, не всегда неприятной на слух. В ближней же зоне избирательное, резонансное подчёркивание высокочастотных составляющих почти всегда оставляет в звуке некий «электроакустический налёт».

Заметим попутно, что в этом кроется одна из причин гипертрофированной передачи звонких и шипящих согласных человеческой речи.

Среднечастотный диапазон, спектров звуковых источников, как правило, проблем в микрофонной передаче не вызывает. Исключения составляют случаи специфической окраски, вносимой микрофонами опять-таки в тех случаях, когда их АЧХ имеет локальные экстремумы в средней части; это, в основном, характерно для конструкций с большими габаритами, сложными геометриями форм и т. п.

Но необходимо помнить, что причиной заметной акустической окраски звука могут быть некоторые дефекты тон-ателье, особенно, когда его размеры невелики, имеются архитектурные ниши, полости или образуются стоячие волны. Иногда окраска объясняется местом установки микрофона вблизи протяженного источника, в формировании звука которого большую роль играют дека или мензура; излучения разными их участками интерферируют, и в области нахождения микрофона какая-нибудь зона спектра может оказаться подчёркнутой.

Ниже будет сказано также о колористическом влиянии характеристик направленности источников и микрофонов в их взаимоотношениях.

Убедится практически в том, что вина в окраске звука лежит на микрофоне, сравнительно несложно: его нужно поочерёдно располагать в разных точках тон-ателье, желательно ближе к источнику, чтобы исключить влияние архитектурной акустики. Если «красит» действительно микрофон, то перемещения мало что изменят. Для точности оценок такой эксперимент звукорежиссёру лучше всего проводить с ассистентом, и, по возможности, быстро, дабы не сработал эффект привыкания, когда окраска звука перестаёт обращать на себя внимание.

В заключении хочется добавить, что звукопередача музыкальных инструментов нижних регистров, в особенности при удалённом изложении, значительно снижает требования к высокочастотной области АЧХ применяемых микрофонов. Желательно только, чтобы частотная характеристика имела в верхней области спад монотонного характера.

Инженерные службы звукозаписывающих студий предоставляют звукорежиссёрам техническую документацию, где с тем или иным приближением отражены амплитудно - частотные характеристики имеющихся микрофонов. Благодаря этому, во время предварительного анализа записываемого материала возможен отбор, в какой-то степени априорный, необходимых электроакустических приёмников.

megalektsii.ru