Тема № 1. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Заполните правую колонку таблицы биологический объект уровень организации


Тема 1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии.

1. Что такое уровень организации живой материи?Уровень организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы (клетка, организм, популяция и т.д.), которые определяют условия и границы ее существования.

2. Заполните правую колонку таблицы.

10-11-1-3-2

3. Рассмотрите рисунок 2 в §1. 3. По аналогии с представленным примером в столбце 1 дополните таблицу.

Уровни организации живой природы

10-11-1-3-3

4. Выберите правильный ответ.Тест 1.Понятие «популяция» применимо к:1. Учителям г. Владимира2. Рокерам Челябинской области3. Коллективу Большого драматического театра г. Санкт-Петербурга4. Членам закрытой общины в штате Пенсильвания.

Тест 2.В организме человека нельзя выделить уровень организации:1. Молекулярный2. Организменный3. Популяционно-видовой4. Клеточный.

5. Перечислите известные вам методы познания живой природы и заполните таблицу.

Методы биологии

10-11-1-3-5

6. Используя дополнительные источники информации, дайте определения понятий.Научный факт – это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое  конкретное явление,  событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

7. Используя раздел «Методы познания живой природы» в §1. 3, назовите основные этапы научного исследования.1. Сбор данных – фактов.2. Выдвижение гипотезы.3. Осуществление серии экспериментов.4. Получение результатов.5. Если гипотеза подтверждается, она становится теорией, включающей в себя правила и законы.

8. Какие уровни организации живой природы затронуло А. Флемингом открытие антибиотиков в 1938 году? Ответ обоснуйте.Молекулярный уровень – так как были открыты новые молекулы. Клеточный – так как антибиотики воздействуют на бактериальные клетки. Кроме того, были затронуты и все остальные уровни, так как в природе все взаимосвязано. Были открыты лекарства от многих болезней, выживаемость и продолжительность жизни человека увеличилась.

9. Познавательная задача.В свое время английские фермеры поинтересовались у Ч. Дарвина, от чего зависят надои коров, на что получили ответ: "От числа старых дев в округе".Логика ученого оказалась мало понятной крестьянам. Однако Ч. Дарвин, несмотря на экстравагантный ответ, был прав. В английской глубинке 19 века надои коров зависели от полноценного корма, основой которого был клевер и клеверное сено. Урожайность клевера зависит от эффективности опыления его шмелями. Шмели строят свои гнезда в земле, где их часто разоряют мыши. Мышей эффективно уничтожают кошки, а кошек очень любят содержать пожилые незамужние дамы. Какие научные методы были использованы Ч. Дарвином для формулирования своего умозаключения?Ответ: метод наблюдения, сравнительный и исторический метод (сравнивание поведения мышей, шмелей и т.д. ранее), метод гипотез и моделирования (воссоздание модели – пищевой цепи в уме). 

10. Заполните кластер: «Современная техника, используемая для решения биологических задач».

10-11-1-3-10

11. Сформулируйте основные идеи §1. 3.Уровни организации живой материи – это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы, которые определяют условия и границы ее существования.1. Молекулярный.2. Клеточный. 3. Органно-тканевой.4. Организменный.5. Популяционно-видовой.6. Биогеоценотический.  7. Биосферный. Методы изучения живой природы: Метод наблюденияОписательныйСравнительныйИсторическийЭкспериментальныйМетод моделированияСовременные методы с использованием новейшей техники, микроскопов и компьютеров.

biogdz.ru

Практическая работа №1 «Уровни организации живого вещества»

Практическая работа №1

«Уровни организации живого вещества»

Цель работы: Сформировать целостное восприятие об организации живого вещества.

Проверяемые умения и знания: У1, У5, У8, У9, У10 З1,З2, З3, З5

Время выполнения работы – 30 мин.

Ход работы.

Используя параграф 1.3. учебника и дополнительные источники информации:

  1. Заполните правую колонку таблицы:

Биологический объект

Уровень организации

Корень

Яйцеклетка

Нуклеиновая кислота

Растение

Древесина

Сосновый бор

  1. Ответьте на вопросы:

Что такое уровень организации живого вещества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие уровни организации живого вещества затронуло открытие А. Флемингом антибиотиков в 1938 году. Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите рисунок «Уровни организации живого вещества на примере отдельного организма», ответьте на вопрос: «По какому принципу построена живая природа?»

4

«Кровь – это сок совсем особый» Гете

«О первый ландыш! Из под снега ты просишь солнечных лучей» Фет

«Богаты мы лесом и водью, Есть пастбища, есть поля…» Есенин

«Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово красной кожей…»Межелайтис

Органный

Тканевый

Биосферный

Организменный

. В правой части схемы приведены цитаты из литературных произведений, в левой обозначены уровни организации живого вещества, найдите соответствие, соединив пары:

compedu.ru

Тема № 1. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого.

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» М.В. Волькештейн.

1. Вспомните и дайте определение термина «Биология».

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

2.Назовите предмет изучения биологии ______________________________

_____________________________________________________________________________.

3.Внимательно рассмотрите изображенные предметы, подумайте по какому признаку их можно разбить на две группы? Сгруппируйте данные предметы в расположенную ниже схему, вписав их названия. Дополните схему своими примерами.

 

 

 

 

 

1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ 4. ______________________________ 5. ______________________________ 6. ______________________________
1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________ 4. _______________________________ 5. _______________________________ 6. _______________________________  

 

 

4.С помощью учебника и преподавателя запишите основные признаки, по которым объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы. Дайте их краткую характеристику.

Обмен веществ и энергии ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Самовоспроизведение ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Наследственность ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Изменчивость __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Рост и развитие _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Раздражимость _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Целостность ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5.На основании перечисленных признаков живых организмов, с помощью учебника и преподавателя сформулируйте современное определение понятия «жизнь».

Жизнь –это ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6.Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого. Используя предложенные на рисунках подсказки, с помощью учебника и преподавателя, запишите уровни организации живой материи, начиная от низшего и продвигаясь к высшему уровню.

 

Уровни организации живой материи:

А) Молекулярный -_________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

 

Б) Клеточный - __________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________.

В) Тканевый - ___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

________________________________________________________.

Г) Органный - ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

 

Д) Организменный - _______________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Е) Популяционно-видовой - ________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________.

Ж) Биогеоценотический (экосистемный) -_____________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________.

З) Биосферный - ____________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

___________________________________________________.

 

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

1. Заполните правую колонку таблицы:

Биологический объект Уровень организации
Молекула хлорофилла  
Зеленая клетка листа  
Береза белая  
Березовая роща, с обитающими в ней животными  
Стая оленей в лесу  
Клевер обыкновенный  
Сердце человека  
Мышечная ткань человека  
Пруд вместе с его обитателями  
Инфузория - туфелька  

 

2. Выберите верный ответ:

 

Уровень организации живой материи, на котором осуществляется круговорот веществ и энергии в планетарном масштабе?

А) молекулярный

Б) организменный

В) популяционно-видовой

Г) биосферный.

3. Отгадайте кроссворд, впишите верные ответы

 

 

1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты.

2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания.

3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию.

4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов.

5. Уровень организации одноклеточных животных и растений.

6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое.

7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.

8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.

9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.

 

Домашнее задание и самостоятельная работа:

Задание для домашней работы: Выучить тему «Уровни организации живой материи. Основные свойства живого». Выполнить задания самостоятельной работы № 1 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы:составить словарь терминов по теме, выписать и дать определение. Термины: «молекула», «клетка», «ткань», «организм», «вид», «популяция», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера».

 

Тема № 2. История представлений о происхождении жизни на планете Земля

«Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению, чем ограничен убежденностью» Д. Спенс

1.Дайте определения понятиям:

Гипотеза ________________________________________________________

________________________________________________________________.

Теория __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2.Ответьте на вопрос:

Чем гипотеза отличается от теории или закона? ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас?

1.Заполните схему, по мере изучения нового материала:

Гипотезы происхождения жизни

 

2.Рассмотрите предложенный рисунок. Подумайте, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает?

Гипотеза креационизма (метафизическая) -

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________.

Почему данная гипотеза относится к разряду гипотез?_______________________________

3.Рассмотрите предложенный рисунок. Предположите, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает? Кто авторы данной гипотезы?

Гипотеза панспермии - __________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Почему и эта гипотеза относится к разряду гипотез?_________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

4. А) Прочтите внимательно рецепт, предложенный в середине 15 века голландским врачом Яном Баптистом ван Гельмонтом, для получения из неживой материи.

«Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки».

Какое из утверждений с помощью данного «рецепта» пытался доказать Гельмонт?

«Всё живое происходит из неживого»;

«Всё живое происходит из живого».

Выскажите свое мнение, возможно ли провести данный опыт? _______________________

Б)Рассмотрите рисунок опыта, который провел итальянский врач и естествоиспытатель Франческо Реди в 1668 г.

 

 

Предположите, в каких сосудах в мясе появились черви и чем это можно объяснить? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Продолжите высказывание Франческо Реди, сделанное им после проведения опыта, вставив пропущенные слова,:

«Мухи ___ родятся из гниющего мяса. Черви ___ заводятся сами собой в гниющем __________. Они выводятся из ___________, отложенных туда __________».

В)Рассмотрите рисунок опыта, который провел французский врач и естествоиспытатель Луи Пастер.

 

Опишите суть, проделанного Пастером опыта. _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Какое из утверждений было окончательно и бесповоротно доказано с помощью опытов Франческо Реди и Луи Пастера?

«Всё живое происходит из неживого»;

«Всё живое происходит из живого».

Имеет ли право на существование гипотеза «самозарождения»? ______________________

_____________________________________________________________________________.

 

5. Гипотеза стационарного состояния - __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Выберите верный ответ:

 

1.1. Жизнь на Земле создана Творцом – это положение гипотезы?

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

1.2. Земля никогда не возникала, а всегда существовала и была способна поддерживать жизнь – это положение гипотезы?

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

1.3. Сторонники гипотезы самозарождения - это?

А) А.И. Опарин, Дж. Холдейн

Б) Т. Парацельс, Ван Гельмонт

В) Ф. Реди, Л. Пастер

Г) Г. Рихтер, Г. Гельмгольц

 

1.4. Жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими телами или космическими пришельцами - это положение гипотезы:

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

 

1.5. Доказал невозможность происхождения живых существ из неживой материи:

А) Л. Спаллацини

Б) Л. Пастер

В) Г. Гельмгольц

Г) Т. Парацельс.

 

2.Внимательно прочтите предложенный текст, определите, какую гипотезу возникновения жизни он отражает:

Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, - на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха.

Домашнее задание и самостоятельная работа:

Задание для домашней работы: Выучить тему «История представлений о происхождении жизни на планете Земля». Выполнить задания самостоятельной работы № 2 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы:Начатьсоставлять таблицу: «Теории происхождения жизни на Земле» по следующему образцу:

megalektsii.ru