Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Запишите в две колонки слова все согласные звуки в слове глухие. Звонкие и глухие согласные звуки

Волжский класс. Запишите в две колонки слова все согласные звуки в слове глухие


Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 - 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’]        м - [м], [м’],      й - [й’]      т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлебзов, клювдог, снегобед, холодгараж, стрижмороз, рассказ б - пв - фг - кд - тж - шз - с сноп, копшарф, жирафток, луккот, пилотмалыш, карандашкокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!В корне ты их проверяй -Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.И снег сухой и колкий.И вяз озяб, и дуб замёрз.Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты,А пёс бульдог по кличке ДогИдёт полить цветы.Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком,А пёс бульдог по кличке Дог -В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты...Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком...Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáшка           укá[с]ка - укáзкалó[ш]ка - лóжка            кá[с]ка - кáскалá[ф]ка - лáвка             лó[к]ти - лóктикó[ф]та - кóфта             кó[к]ти - кóгтишá[п]ка - шáпка            лó[т]ка - лóдкашý[п]ка - шýбка            щё[т]ка - щётка

 

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта - словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ - дубы́, я́годка - я́годы.Лóвкий - лóвок, бли́зкий - бли́зок.Лóжка - лóжечка, булáвка - булáвочка.Прóсьба - проси́ть, сторóжка - сторожи́ть.Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкийИ на вкус приятно сладкий.Знает каждый карапуз,Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова -  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.Г? К?Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.В? Ф?Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.Д? Т?Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.Ж? Ш?Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.З? С?Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]д[и]ревьязаво[т]м[а]ряксапо[к]д[а]лёкийре[т]кий ястребáдéревозавóдымóресапоги́дальрéдок ястребдеревьязаводморяксапогдалёкийредкий

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!Для меня ты месяц лучший -Молодой, большой, скрипучий,Золотистый, как янтáрь!Солнце, снег, огонь, мороз -Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

razviwaika.ru

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 - 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’]        м - [м], [м’],      й - [й’]      т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлебзов, клювдог, снегобед, холодгараж, стрижмороз, рассказ б - пв - фг - кд - тж - шз - с сноп, копшарф, жирафток, луккот, пилотмалыш, карандашкокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!В корне ты их проверяй -Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.И снег сухой и колкий.И вяз озяб, и дуб замёрз.Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты,А пёс бульдог по кличке ДогИдёт полить цветы.Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком,А пёс бульдог по кличке Дог -В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:Пирог печёт старушка ФоггНа кухне у плиты...Берёт пирог старушка ФоггИ чаю с молоком...Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáшка           укá[с]ка - укáзкалó[ш]ка - лóжка            кá[с]ка - кáскалá[ф]ка - лáвка             лó[к]ти - лóктикó[ф]та - кóфта             кó[к]ти - кóгтишá[п]ка - шáпка            лó[т]ка - лóдкашý[п]ка - шýбка            щё[т]ка - щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта - словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ - дубы́, я́годка - я́годы.Лóвкий - лóвок, бли́зкий - бли́зок.Лóжка - лóжечка, булáвка - булáвочка.Прóсьба - проси́ть, сторóжка - сторожи́ть.Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкийИ на вкус приятно сладкий.Знает каждый карапуз,Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова -  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.Г? К?Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.В? Ф?Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.Д? Т?Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.Ж? Ш?Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.З? С?Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]д[и]ревьязаво[т]м[а]ряксапо[к]д[а]лёкийре[т]кий ястребáдéревозавóдымóресапоги́дальрéдок ястребдеревьязаводморяксапогдалёкийредкий

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!Для меня ты месяц лучший -Молодой, большой, скрипучий,Золотистый, как янтáрь!Солнце, снег, огонь, мороз -Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс

Звонкие и глухие согласные звуки

Rate this post

volzsky-klass.ru

Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн — [сн], стл — [сл], здн — [зн] и др. - РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС - конспекты уроков - конспекти уроків російська мова - План уроку - Конспект уроку - Плани уроків

УРОК № 19

Тема. Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн — [сн], стл — [сл], здн — [зн] и др.

 

Цель: углубить знания учащихся об оглушении и озвончении согласных звуков; продолжить обучение навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; формировать умения произношения и написания сочетаний стн — [сн], стл — [сл], здн — [зн] и др.; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях, сочетания [сн], [сл], [зн] и др.; правильно передают на письме согласные звуки в слабых позициях, сочетания стн, стл, здн и др., умеют подбирать проверочные слова; находят в тексте изучаемые орфограммы.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?

Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 0 Проверка домашнего задания.

-  Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Запишите в скобках проверочное слово. Оглушение или озвончение согласных происходит в словах?

Лодка, дорожка, берёзка, робкий, взгляд, парад, теплоход, улыбка, сторож, ногти, мороз, лев, столб.

-  Распределительный диктант.

Запишите в две колонки слова: 1) с проверяемой безударной гласной, 2) с проверяемой согласной. Подберите проверочные слова. Назовите слова с оглушением согласных.

Образец: зерно (зёрна) — глаз (глаза).

Пятно, сугроб, далёкий, ловить, болезнь, ползти, залез, свисток, сапог, зимой, большой, пирог, слог, погреб.

-  Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные        звонкие согласные звуки. Запишите их звуковое значение.

Образец: м[м]ор[р']е.                                         

Ветер, гулять, кораблик, волна, парус, остров, город, подгонять, мелодия, яблоня.

 

КАРТОЧКА № 2

Объясните разницу в значении и написании одинаково звучащих слов. Составьте предложения, используя данные слова.

Луг — лук, пруд — прут, порог — порок.

 

КАРТОЧКА № 3

Определите количество букв и звуков. Одной чертой подчеркните согласные в сильной позиции, двумя — в слабой. Подчеркните слово с озвончением согласного.

Образец: овраг — 5 б., 5 зв.

Рожь, молотьба, свадьба, овца, зарядка, грибки, творог, снег, ягодки, любовь.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Подготовка к изучению нового материала.

Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные. Посчитайте количество букв и звуков в образованных словах.

Образец: прелесть — прелестный — 10 б., 9 зв.

Ярость, радость, интерес, звезда, вкус, место, область.

— Почему не во всех словах количество букв и звуков совпало?

-  Слово учителя с элементами беседы.

В русском языке при сочетании трёх согласных (стн, стл, здн) один из согласных не произносится. Такие согласные называются непроизносимыми.

— Подчеркните в предыдущем задании непроизносимую согласную. Во всех ли словах она присутствует?

— Как проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная?

-  Тренировочное упражнение.

Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав где необходимо, проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

Образец: ненастный — ненастье.

Несчас..ный, ужас..ный, безопас..ный, сер..це, со..нце, совместный, редкос..ный, поз..ний, капус..ный, чудес..ный, запас..ной, воскрес..ный, прекрас..ный.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 196.

-  Выборочный диктант.

Выпишите из предложений слова с непроизносимыми согласными, правописание которых нельзя проверить. Подчеркните орфограмму.

Как боярыня седая, к людям шествует зима. Праздничным убранством разодела она город. Толпа сверстников-ребят с радостным чувством бросилась строить снежную крепость. Участвуют все. Уже готовы стены и лестницы, осталось достроить башенки. Усталости не чувствуется.

Запомни!

Если непроизносимая согласная не проверяется, её написание следует проверить по орфографическому словарю и запомнить.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 19.

2. Выполнить упражнение: [1] 194.

3. составить и записать предложения со словами: блеснуть, ровесник, праздник, здравствуй.

 

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопрос учащимся.

— Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

na-uroke.in.ua