Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Составьте таблицу с тремя колонками твердое тело жидкость газ. "Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе

Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс). Составьте таблицу с тремя колонками твердое тело жидкость газ


"Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе

Разделы: Физика

Цели урока:

  • Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
  • Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
  • Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Мотивация
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление материала
  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель.Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

  1. Что дают человеку знания о строении вещества?
  2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.
  3. Что называют молекулами?
  4. Почему вещества кажутся нам сплошными?
  5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
  7. Какое явление называют диффузией?
  8. Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.
  9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
  10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
  11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
  12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.

Мотивация

Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик.Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” (См. слайд 1 презентации).Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске + (См. слайд 2 презентации).

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.

У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов каждой группе, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.)

Учитель.По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа

1 группа: Исследует свойства твердого тела. 2 группа: Исследует свойства жидкостей. 3 группа: Исследует свойства газов.

Учитель.Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

Учитель. 10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.

Подведение итогов исследования

Слово предоставляется первой группе, как они ответили на свои вопросы.

Ученик .Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.

Учитель. Очень хороший вывод. – см.слайд 3, 4.

Слово предоставляется 2 группе, а затем третьей группам.

Ответы строятся учащимися в том же плане, что и у первой группы.

Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком (слайд 5, 6) и газообразном состояниях (слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и газов на примере воды.

Ребята, обратите внимание на интересные факты: слайды 9 и 10.

Закрепление материала. Систематизация знаний

Слайд 11

Перенесите в тетради слайды 12 и 13.

Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое

Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое слайд 14, 15, 16, 17.

Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – слайд 18,19.

Домашнее задание

Сочините сказку о путешествии моле­кулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участ­вовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Самые интересные сказки будут зачитаны на уроке, по школьному радио или «опубликованы» в школьной газете. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя». – см. слайд 20.

Спасибо за внимание – слайд 21.

Презентация

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Три состояния вещества (7 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_7708f159.gifhello_html_m3c8cfd50.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_3cebd6c7.gifhello_html_m529a2902.gifhello_html_m7766ec58.gifПЛАН - КОНСПЕКТ

Тема урока: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Задачи урока:

  • образовательная: познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного, научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения.

развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: пластилин, мензурка, два сосуда, подкрашенная жидкость, воздушный шар.

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация знаний (10 мин).

  3. Введение нового материала (20 мин).

  4. Закрепление изученного материала (10 мин).

  5. Домашнее задание (3 мин).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

  1. Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Д/З: §

  1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками-близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально, т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.

Работа с карточкой (1 человек, за партой)

Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)

Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.

Параллельная работа с классом

Задание (устно) Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)

Фронтальный опрос

Учитель: Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:

Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.

Учитель: На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?

Учитель: Резиновый шнур – твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?

Учитель: А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?

Учитель: Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?

Учитель И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу

( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).

Ученики: Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.

Ученики: Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.

Ученики: Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.

Ученики: Лед, вода, водяной пар.

Ученики: Молекулы воды везде одинаковы

  1. Введение нового материала

Учитель: Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).

Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики.

Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа сам-льно

§12 стр.28-29

стр.26-27

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Форма

Объем

Сжимае

мость

Газ

Беспорядочное, хаотическое

Жидкость

Колебания и перескоки

Твердое тело

колебания

Учитель: Спасибо, молекулы могут вернуться на свои места. Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?

Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.

Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.

Время работы 1 минута.

  1. Закрепление изученного материала

Учитель: Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.

Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.

Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным

Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.

Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой

Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.

Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.

Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.

Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.

Примеры: Кислородные, водородные баллоны можно накачать сильно.

  1. Домашнее задание

§

Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа самостоятельно

стр.26-27 §12 стр.28-29

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ

Беспорядочное, хаотическое

Не сохраняет

Не сохраняет

Хорошая

Жидкость

Колебания и перескоки

сохраняет

Не сохраняет

Плохая

Твердое тело

колебания

сохраняет

сохраняет

Плохая

Работа с карточкой( 1 человек, за партой)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина

Площадь

Масса

Таблица 1 (1 человек)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Скорость

Время

Расстояние

Объем

Физическая величина

Букв.обозначение

Единица измерения

Скорость

ν

м/с, км/ч, км/с, м/мин

Время

t

с, мин, ч, сут, год, век

Расстояние

S

м, мм,см, дм, км

Объем

V

м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,

Таблица 2.

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Таблица № 2

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

Железо

Лед

Дерево

Пластмасса

стекло

Бензин

Вода

Керосин

Водород

Углекислый газ

Водяной пар

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА ДОСКЕ

Модель молекулы воды

Таблица 3

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ

Жидкость

Тв.тело

Дом .зад.

§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,

творческое задание:

создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.

Таблица 1

Физ.вел

Букв. обозн

Единица

измерения

Таблица 2

Тв тела

жидк

газы

Перечень веществ

Выставление и комментирование оценок

1 Таблица №1_(доска)_________________________________

2.Таблица №2 (доска)__________________________________

  1. Вопрос о вреде сигаретного дыма _____________________

  2. Вопрос о резиновом шнуре___________________________

  3. Представитель группы «Газы»________________________

  4. Представитель группы « Жидкость» ___________________

  5. Представитель группы « Твердые тела» ________________

  6. Вывод к опыту№1_________________________________

  7. Вывод к опыту№2__________________________________

  8. Вывод к опыту№3__________________________________

Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.

Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.

infourok.ru

Газ, жидкость и твердое тело — Науколандия

Газ, жидкость и твердое тело — это три состояния, в которых может находиться вещество. Эти различные состояния вещества имеют отличительные, характерные только для них, свойства.

Примерами веществ, находящихся в газообразном состоянии при определенных условиях, могут быть воздух, пары воды, чистые кислород, водород и многие другие вещества.

Молекулы в газах находятся далеко относительно друг друга, расстояния между молекулами примерно раз в десять больше самих молекул. Поэтому молекулы не взаимодействуют между собой, не устанавливается межмолекулярных связей. Молекулы беспорядочно двигаются во все стороны.

В результате газ

  • не имеет формы,
  • занимает весь предоставленный ему объем,
  • легко сжимается и расширяется.

Если наполнить резиновый мяч воздухом, то воздух равномерно заполнит весь его объем, он не осядет внизу или не поднимется в верхнюю его часть. Он распространится именно по всему объему. Если тем же объемом воздуха заполнить мяч, который больше первого, то воздух в нем также заполнит весь объем, но будет менее плотный. Поэтому нам будет легче сжать второй мяч.

Почему же воздушная оболочка Земли — атмосфера — не «улетает» в космос, если газ старается занять весь объем? Ведь между атмосферой и космосом нет преград. Дело в том, что Земля притягивает тела к себе, в том числе и атмосферу. Если бы притяжение было слабым, то газ разлетелся бы по космосу. Так дело обстоит, например, на Луне. У нее нет атмосферы.

Молекулы жидкости (например, воды), в отличие от молекул газа, находятся близко друг к другу (можно сказать, вплотную) и взаимодействуют между собой. Однако молекулы жидкости, также как и у газа, могут свободно перемещаться.

Это обуславливает следующие свойства жидкости:

  • сохраняет свой объем, а не занимает весь объем сосуда,
  • принимает форму сосуда, в которой находится,
  • обладает текучестью,
  • очень плохо сжимается.

В отличие от жидкостей, в твердых телах молекулы чаще всего расположены упорядочено. Они не могут беспорядочно менять свое положение. Поэтому твердые тела, в отличие от жидкостей, не обладают текучестью, а сохраняют свою форму.

Однако следует сделать одну оговорку. Это так по отношению к твердым телам, чье молекулярное строение представляет собой кристаллическую решетку. Аморфные тела обладают текучестью, но намного меньшей, чем у жидкостей.

Молекулы или атомы кристаллических тел расположены друг относительно друга упорядоченно. Существует определенное «правило», по которому каждая молекула (или атом) соединяется с другими молекулами кристалла. Так молекулы могут располагаться в вершинах кубов или шестиугольников. В аморфных телах молекулы располагаются беспорядочно.

scienceland.info

Количество вещества

Так как размеры молекул очень малы, то чтобы избежать использования таких чисел в расчетах были введены такие величины, как:

Ar – относительная атомная масса вещества. (указана в таблице Менделеева)

Например здесь ArN=14.

Mr – относительная молекулярная масса. (она находится как сумма относительных атомных масс всех элементов входящих в молекулу)

Например:

молекула N2=>MrN2=2*14=28

Один моль – это количество вещества, в котором содержится столько же молекул и атомов, сколько атомов содержится в 0,012 кг углерода.

Число молекул, содержащихся в одном моле любого вещества - одинаково и называется числом Авогадро (NA).

NA=6,02*1023моль-1.

v=N/NA=m/M - количество вещества или количество молей вещества

N – число молекул вещества

m – масса вещества

М – молярная масса вещества (масса 1 моля вещества)

M=m0NA

т0 – масса молекулы

M=Mr*10-3кг/моль

Например: М(Н2О)=18.10-3 кг/моль

Число молекул газа N можно выразить:

N=mNA/M.

Массу одной молекулы m0 можно определить по формуле:

m0=m/N=M/NA.

Газы, жидкости, твердые тела

Критерии сравнения

Вещества

Газообразные

Жидкие

Твердые

Характер упаковки частиц

Частицы распределены по всему предоставленному им объему

Несколько более рыхлая упаковка, чем в кристаллах

Частицы плотно упакованы (кристаллическая решетка)

Среднее расстояние между молекулами

Велико

(во много раз больше размеров атома)

Мало

(почти вплотную друг к другу)

Мало

(в определенных положениях)

Силы сцепления молекул

Очень малы

Несколько меньше, чем в твердом теле

Велики

Основные свойства вещества

Полностью заполняют любые предоставленные им объемы

Заполняют лишь нижнюю часть предоставленного им объема

Характерны строгие формы и жесткость

Легко меняют свои объемы и форму

Текучи, т.е. не сохраняют свой объем

Не меняют объем, но вследствие деформации могут изменить форму

Легко перемешиваются между собой в любых пропорциях

Не все жидкости смешиваются в любых пропорциях между собой

Самопроизвольно не перемешиваются

Идеальный газ в мкт

Идеальный газ – это простейшая физическая модель реального газа.

Газ принято считать идеальным, если:

  1. Расстояние между молекулами больше их диаметра.

  2. Молекулы – упругие шары.

  3. Силы притяжения стремятся к нулю.

  4. Отталкивание только при ударах.

  5. Движение по законам Ньютона.

5.Скорости газовых молекул

В идеальном газе взаимодействие между молекулами пренебрежимо мало, т.е. Ек>>Ер.

Основное уравнение МКТ

Это уравнение устанавливает связь между микро- и макропараметрами.

Давление газа возникает в результате столкновения молекул со стенками сосуда, в котором находится газ.

P=m0nv2/3 - основное уравнение МКТ

N=N/V - концентрация молекул газа,

v - средняя квадратичная скорость движения газовых молекул.

Множитель 1/3 появляется вследствие того что оси Ох, Оу, Оz равноправны.

P=2nE/3.

p=ρv2/3.

Температура и тепловое равновесие.

Температура – это физическая величина, которая:

Тепловым равновесием называют такое состояние, при котором все термодинамические параметры p, V, t сколь угодно долго остаются неизменными.

Для измерения температуры используются термометры. Выделяют четыре вида:

  1. Жидкостный (тепловое расширение)

  2. Газово-манометрический (изменение давления газа)

  3. Термосопротивление (зависимость силы тока от сопротивления проводника)

  4. Металлические (тепловое расширение двух различных металлических пластин).

Правила измерения температуры.

    • Необходимо привести тело в тепловой контакт с термометром.

    • Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела.

    • Показания термометра следует отсчитывать после наступления теплового равновесия.

    studfiles.net