Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Расчет средней скорости по стратиграфической колонке. Расчёт и анализ скоростей движения. Расчёт средне ходовой скорости. Определение средних значений среднеходовой скорости и скорости сообщения

Построение геологического разреза по геологической карте, стратиграфической колонке и описанию буровых скважин. Расчет средней скорости по стратиграфической колонке


Скорости в сейсморазведке

Почитал тут пару тем и слегка обалдел. Иногда люди совсем себе не представляют, что такое скорости и с чем их кушать надо.

Поэтому небольшой ликбез на эту тему - может быть кому пригодится.

В сейсморазведке, изучающей особенности осадочного чехла для целей геологической интерпретации, существует такое понятие как скорость волны. С этим все просто: это мера того, как быстро распространяется волна в среде. Это расчетная величина - ощутить ее никоим образом не получится. Мы можем измерить только время прихода волны к приемнику, ну и глубину до слоя, породившего эту волну, когда пробурим скважину. В обшем, скорость - виртуальная величина. Злые и коварные сейсморазведчики, когда поняли это дело, решили навести туману и придумали много разновидностей этой виртуальной величины, чтобы им была работа - а другим головная боль. ))) Естественно, сделали они это исключительно в своих темных и злых целях порабощения мира.

Поэтому у нас есть цельный набор скоростей!

- Истинная скорость

- Интервальная скорость

- Пластовая скорость

- Средняя скорость

Ну а когда сейсмики-обработчики МОГТ подключились, то появились еще дополнительно

- Эффективные скорости (скорости ОГТ)

- RMS скорости

- Скорости миграции.

 

Из этого набора, человек (интерпретатор, модельер- называйте этого несчастного как хотите), трансформирующий поверхность из временной области в глубинную, имеет дело с ПЛАСТОВОЙ и СРЕДНЕЙ скоростями.

Ну а теперь по порядку. Начнем издалека.

Все мы знаем, что с глубиной свойства породы изменяются. Чем ниже мы опускаемся, тем, что называется, толще толща пород и тем ближе мы к горячей мантии. В этих условиях с глубиной увелчивается средняя плотность породы. А как известно из физики, в плотных телах, волны распространяются быстрее. То есть, градиенты давления и температуры обеспечивают градиент плотности и, как следствие, градиент скорости распространения сейсмических волн. Чем глубже - тем быстрее скорость.

Теперь о самих скоростях. Самый достоверный источник - это годограф ВСП или по буржуйской терминологии Checkshot. Из него мы получаем скорости наиболее близкие к реальным, к истинным.

-Истинная скорость - это мгновенная скорость распространения сейсмической волны, определяемая для каждой точки среды, через которую проходит фронт волны. Короче говоря, абстрактная математическая величина. Возможно в далеком-далеком будущем, в эпоху Звездных войн, кто-то и научится это дело мерять...

- Интервальная скорость - это скорость, измеренная для какого-то постоянного интервала. Обычно, это интервал между стоянками приемника/пунктами приема в скважине при работах ВСП, ну или шаг между измерениями для АК. Соотвественно, при измерениях скорости через ВСП интервал будет примерно равным 10 метрам, при исследованиях АК (дай бог памяти!) около 20 см. Вот в этих, примерно постоянных по толщине интервалах, мы и будем знать с какой скоростью распространялась волна!

Vинт=dX/dT,           где dX - расстояние от начала до конца интервала, а dT - время прохождения этого интервала.

- Пластовая скорость. Здесь все просто. Геологи, поколдовав над большим объемом данных, приходят к мнению, что вся толща пород разбита на пласты, которые классифицируются по литологическим характеристикам. То что пишут в лито-стратиграфической колонке... Ну там, знаете... "Пласт песчанника, такой-то зернистости и окраса мощностью Х метров, пласт глин битуминозных (или не очень) мощностью У метров..." и т.д. Так вот, пластовая скорость - это скорость для какого-то конкретного пласта. По сути - это интервальная скорость, только интервалы определяются по границам геологических пластов или стратиграфическим границам. 

Vпл=[H(i+1)-H(i)]/[T(i+1)-T(i)],      где  H(i+1) - глубина подошвы, H(i) - глубина кровли, T(i+1) - время на подошве, T(i) - время на кровле

- Средняя скорость. Это скорость от поверхности до какой-то точки в среде. Грубо говоря, это аппроксимация всего набора вышележащих слоев одним-единственным. Формульно

Vср=[X(i)-X(0)]/[T(i)-T(0)],   где  X(i) - глубина до точки, в которой меряем, X(0) - 0 метров, T(i) - время на точке в которой меряем, T(0) - время на 0 метров.

Или по другому: Vср=X(i)/T(i)

Отсюда следует очень важный вывод! Градиент средней скорости больше либо равен нулю (функция средней скорости монотонно возрастает)!!! Если кто-то вам говорит про отрицательный градиент средней скорости - он или из другого измерения или кто-то кого-то накалывает. Физически отрицательный градиент возможен, когда у вас есть зона АВПД очень большой мощности и невероятно огромного давления, такого, что зерна породы практически плавают во флюиде. Средняя скорость, как следует из названия - осредняет, и чем глубже - тем сильнее нивелируются все особенности разреза. То есть на небольших глубинах градиент может быть с минусом из-за неравномерной уплотненности пород, но на глубинах 2000 и глубже, разница в скоростях должна быть просто чумачечей!

Средние и пластовые скорости используются для построения скоростных моделей, с помощью которых осуществляется преобразование время-глубина. Пластовые более предпочтительны, поскольку они более детально описывают вышележащую толщу. Средние скорости хорошо использовать в местах, где слои залегают без резких нарушений, последовательно друг на друге, где не было мощных тектонических процессов. В общем, бОльшая часть Западной Сибири...

 

Теперь про скорости введеные обработчиками.

- эффективная скорость. Это такая скорость, которая спрямит годограф сейсмограммы ОГТ в линию. В буржуйской терминологии normal moveout velocity. Применять ее для преобразования время-глубина, мягко говоря, не стоит. Эта скорость испытывает влияние огромного числа факторов как технического так и геологического характера. И кроме всего прочего, она расчитывается от нулевого времени сейсмической записи, о выборе которого можно писать еще одну отдельную тему.

- RMS скорость. Она определяется по формуле Урупова-Дикса. Капиталисты почему-то называют ее просто формулой Дикса, как всегда стараясь умолчать о достижениях советской науки, ну да бог им судья! RMS скорость - это аналог средней скорости, но только во временной области.  По идее она гораздо правильнее описывает среду, чем эффективная скорость, поскольку в ней осреднение проводится по пластам.

- Миграционные скорости. Это скорости, которые используются для построения скоростных моделей при процедурах миграции. В зависимости от типа миграционного преобразования, эти скорости различаются. При временной миграции - это, скорее всего, средние или эффективные скорости, а при глубинной - это интервальные скорости. И вот тут необходимо раскрыть страшную тайну: средние и интревальные скорости миграции могут не иметь ничего общего с реальными средними и интервальными скоростями. После того, как структурно- скоростные модели построены, они дают информацию о том КАК и НА СКОЛЬКО изменяются скорости в межскважинной среде, но не сами эти скорости! Полученные по этим скоростным моделям структурные поверхности, нельзя рассматривать как итоговые!!!

Надеюсь, после прочтения, вам стала немного понятнее иерархия и классификация скоростей.

www.petroleumengineers.ru

В метрах.

В каждом узле возникает невязка по глубине ΔHi= ΔHI/II – ΔHII/I— разность

глубины горизонта в точке пересечения разноименных профилей. Невязка

возникает за счет случайных погрешностей измерений и обработки данных, вследствие чего, в плане распределения ее величины носят случайный характер.

Рис. 3. Схема расположения профилей, с нанесением невязок по подошве горизонта Т, в метрах.

Таблица со значениями невязок

Вычисление сечения изогипс:

1) для горизонта О:

∆Hср==5,56 м;

=3*5,56 *=12,06 м.

Шаг между изогипсами для горизонта О примем 15 м.

2) для горизонта Ткр:

∆Hср==10,73 м;

=3*10,73 *=23,3 м.

Шаг между изогипсами для горизонта Tкр примем 25 м.

3) для горизонта Tпод:

∆Hср==21,58 м;

=3*21,58 *=46,84 м.

Шаг между изогипсами для горизонта Tпод примем 50 м.

Карты изогипс

Рис. 4. Карта изогипс по горизонту O.

Рис. 5. Карта изогипс по кровле горизонта T.

Рис. 6. Карта изогипс по подошве горизонта T.

Рис. 7. Стратиграфическая колонка.

Сопоставление верхнего и нижнего горизонтов

Горизонт O.

Амплитуда: 270 м.

Глубина до свода: -770 м.

Свод попадает под пересечение сразу нескольких профилей. На юге виден резкий наклон крыльев складки, а на севере крылья имеют более пологий наклон.

Размер: длина - 7000 м, ширина - 4000 м.

Горизонт T.

Амплитуда: 270 м.

Глубина до свода: - 1217 м.

На юге виден резкий наклон крыльев складки, а на севере крылья имеют более пологий наклон. Карта по подошве отражения горизонта Т в основном сопоставима с картой по кровле отражения горизонта Т.

Размер:длина 8100 м, ширина 7500 м.

Сопоставив структурные карты по горизонту O и горизонту T, сделаем следующие вывод, что в целом структура, образованная горизонтом Т повторяет структуру по горизонту О. Обе структуры имеют примерно одинаковые координаты свода, а так же одинаковое поведение крыльев на юге и севере площади. Амплитуда и углы наклона на крыльях с глубиной практически не изменяются.

Выводы

Осадочная толща имеет антиклинальное строение, предположительно унаследованная от структуры фундамента. По стратиграфической колонке видно, над нижним горизонтом залегает слой глин, а сам горизонт состоит из песчаника. Таким образом образуется хорошая ловушка, состоящая из коллектора и флюидоупора. Так как выявлена структура перспективная на нефть и газ, то для ее уточнения требуется проведение детализационных работ сейсморазведкой 3D.

Расчет оптимальной системы наблюдений для прослеживания горизонтов

Расчет параметров, необходимых для проектирования съемки 3D

Нахождение средних скоростей

Для нахождения средних скоростей воспользуемся формулой

,где

Нахождение

Для нахождения пользуемся формулой

глубина залегания целевого горизонта.

Желаемая разрешающая способность по вертикали

Желаемая вертикальная разрешенность равна примерно 20 метрам, так как согласно априорной информации минимальная мощность пропластов Туронского горизонта составляет 15-20 метров.

Желаемая разрешающая способность по горизонтали

На практике горизонтальная разрешающая способность выбирается согласно формуле

,

причем максимальный угол падения обычно выбирается не меньше 40 градусов.

Желаемая доминирующая частота

Базовые параметры для проектирования съемки 3D

Таблица с данными для проектирования съемки 3D

Параметры геологической модели

Целевые горизонты

Горизонт О

Горизонт Т кровля

Горизонт Т подошва

Мин

Средн

Макс

Мин

Средн

Макс

Мин

Средн

Макс

Стратиграфическая приуроченность

Олигоценские отложения,

Палеоген (Р)

кровля Туронских отложений,

поздний Мел (K)

подошва Туронских отложений

поздний Мел (K)

Глубина залегания, м

770

891

1013

1217

1357

1498

1270

1402

1534

Средняя скорость, м/с

2400

2700

3300

3300

3500

3800

3300

3500

3800

Пластовая скорость, м/с

2400

2550

2700

3300

3550

3800

3300

3550

3800

t0, с

0,64

0,66

0,61

0,74

0,78

0,79

0,77

0,8

0,81

Угол наклона, Гр

0

15

60

0

15

70

0

15

70

Доминирующая частота, Гц

30

30

31

31

32

33

32

32

33

Размеры объекта по латерали, м

С/Ш на полевых сейсмограммах

0.8-0.9

0.8-0.9

0.8-0.9

Желаемая вертикальная разрешенность, м

15

15

15

Желаемая доминирующая частота, Гц

30

45

62

30

45

66

30

45

66

Желаемая горизонтальная разрешенность, м

100

100

100

studfiles.net

Формула средней скорости

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Средняя скорость тела – это отношение пути ко времени прохождения этого пути. Скорость движения при этом не обязана быть постоянной.

    \[ v_{cp} = \frac{\Delta S}{\Delta t} \]

Здесь v_{cp} – средняя скорость, \Delta S – весь путь, пройденный телом, \Delta t – время прохождения пути.

Единица измерения скорости – м/с (метр в секунду).

Средняя скорость – скалярная величина. Если тело двигалось с разными скоростями равные промежутки времени, то средняя скорость равна среднему арифметическому всех скоростей, в противном случае

Где S_{i} – отрезок пути, t_{i} – время прохождения этого отрезка.

Примеры решения задач по теме «Средняя скорость»

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

ru.solverbook.com

Микросейсмокаротаж.

К сейсмическим наблюдениям в скважинах иногда условно относят так называемый «обращенный сейсмический каротаж» часто такие наблюдения называют «торпедированием», при котором наблюдения выполняется на земной поверхности, а взрывы производятся на различных глубинах вдоль ствола скважины. Такими наблюдениями обычно изучается верхняя часть разреза (отсюда и микросейсмокаротаж), и с каждым годом они находят все большее наблюдение.

Вертикальное сейсмическое профилирование (всп)

ВСП это такой метод сейсморазведки, при котором возбуждение упругих волн производится на земной поверхности, а в скважине с помощью сейсмоприемников, расположенных на разных глубинах, улавливаются проходящие волны. Этот метод служит для определения природы разных волн и определения скоростей их распространения в горных породах. Он является одним из ведущих методов повышения точности полевой сейсморазведки, так как дает скорости упругих волн с наименьшими погрешностями и обеспечивает привязку сейсмических горизонтов к геологическим. При ВСП регистрируют не только вступления прямой волны, но и последующие колебания. Многоканальные сейсмограммы ВСП используют для выявления, прослеживания и оценки параметров различных типов волн, распространяющих по разрезу сверху вниз и снизу вверх.

Расстояние между приборами в скважине может быть различным и определяется требуемой точностью и детальностью работ. Наиболее часто используется шаг 10 или 20 метров. Шаг между приборами может не быть постоянным.

Увеличение шага наблюдений по глубине может происходить по техническим причинам: при большом уровне помех, связанных со звоном колонны или при работе в открытом стволе скважины.

Расстояние между пунктом взрыва и устьем скважины, в которой проводятся работы ВСП, не должно быть большим по сравнению с глубиной залегания исследуемых геологических объектов. Обычно при глубинах исследований 2 – 3 км, вынос пункта взрыва выбирается в диапазоне 50 - 200 метров. Результаты обработки данных ВСП дают возможность определить скоростную характеристику разреза. Скорости распространения сейсмических волн в среде определяются по годографу падающей волны. Годограф падающей волны – это график времен вступления прямой волны. Он определяет вертикальное время пробега сейсмической волны от поверхности до заданной глубины. Наклон годографа в каждой точке определяется значением скорости в среде.

Средняя скорость определяет осредненную характеристику среды от поверхности наблюдений до заданной глубины. Значение средней скорости определяется по годографу как:

где t - время пробега волны до заданной глубины наблюдения -H.

Скорость, определяемая по разности времен пробега волны между двумя соседними положениями точек регистрации, называется интервальной:

где - база наблюдения, Δt - разность времен пробега волны на базе наблюдения, определяемая по годографу.

Стратификация сейсмических скоростей

Стратификация сейсмического горизонта означает его привязку к геологической границе известного возраста и определенного литологического состава контактирующих пород. Стратификацию выполняют на основе сейсмических наблюдений в скважине, расположенной на линии интерпретируемого разреза или непосредственной близости от нее

Наиболее полную информацию для стратификации дают материалы ВСП, дополненные данными АК. Простой сейсмических каротаж (СК) позволяет получить только вертикальный годограф прямой волны, на основании которого нельзя обеспечить надежную привязку сейсмических горизонтов к геологическому разрезу.

Данные вертикального сейсмопрофилирования отождествляются с отраженными волнами фиксируемые на горизонтальном профиле. С восходящими волнами, наблюдаемые на сейсмограмме ВСП.

По ней можно достаточно точно установить глубины образования отражений в разрезе с известной литолого-стратиграфической колонкой и придать сейсмическим горизонтам соответствующие буквенно-цифровые индексы, принятые в данном регионе для обозначения опорных границ. Сопоставление волновой картины на горизонтальном и вертикальном профилях следует делать очень тщательно и критично, поскольку, к дневной поверхности наряду с однократными отражениями подходит большое количество многократных волн значительной интенсивности.

В реальных осадочных средах, имеющих тонкослоистый характер, сейсмический горизонт, как правило, не относится к какому-то одному контакту соседних пластов, а соответствует некоторой пачке слоев, достаточно устойчивой по своим структурным и упругим свойствам.

При высокой разрешенности волновой картины временного разреза можно попытаться более детально увязать особенности формы записи сейсмического горизонта с внутренней структурой соответствующей пачки литологических слоев, для такого сопоставления необходимы данные акустического каротажа, по которым строят и анализируют синтетические сейсмограммы

Синтетическими называют теоретические сейсмограммы определенного класса волн, рассчитанные для заданной модели упругой среды и заданной формы исходного сейсмического импульса

С их помощью стремятся определить роль отдельных слоев пачки в формировании суммарного отраженного импульса. В благоприятных случаях удается, например, как влияет мощность и пористость содержащегося в пачке пласте-коллектора на формирование определенной части (фазы) анализируемого сейсмического импульса. Такой анализ может обосновать более дифференцированную привязку сейсмической волновой картины к тонкой структуре литологического разреза.

studfiles.net

Построение геологического разреза по геологической карте, стратиграфической колонке и описанию буровых скважин

Поиск Лекций

Постоим геологический разрез по линии I-I на геологической карте № 1 (рис. 5), с использованием стратиграфической колонки (рис. 3) и описания буровых скважин (табл. 2). На основании анализа стратиграфической колонки и разреза попытаемся восстановить историю геологического развития района.

Для построения разреза принимаем горизонтальный масштаб 1:10000, вертикальный 1:1000. Пример построения разреза по линии I-I в уменьшенном масштабе приведен на рис. 6.

Строить разрез рекомендуется на миллиметровой бумаге в следующем порядке. В нижней части листа делаем три строки для характеристики скважин и указания расстояний между ними. Намечаем начало и откладываем вправо длину разреза в масштабе 1: 10000. У начала разреза строим шкалу абсолютных отметок с таким расчетом, чтобы максимальная отметка была несколько выше верхней точки рельефа, а минимальная ниже забоя самой глубокой скважины.

 

 

Геологическая карта №1

Рис. 5

1 – граница стратиграфического несогласия; 2 – оползни; 3 – буровая скважина и ее номер; 4 – болото; 5 – карстовая воронка; 6 – линия разреза и ее номер.

Таблица 2

Описание буровых скважин к геологической карте № 1

№ скв. Абсолютная отметка устья № слоя Геол. возраст     Описание горных пород Глубина залегания подошвы слоя, м Глубина залегания уровня воды, м (дата замера 2005г)
Появившегося Установившегося
107, 2 aQ4 Супесь серая, текучая 7,2 6,0(15.01) 6,0(10.9)
aQ4 Песок мелкий иловатый, средней плотности 13,9    
aQ3 Песок средней крупности, плотный 19.0
C1 Известняк трещиноватый, закарстованный 35,0
D3 Аргиллит серый 58,8
γPR Гранит трещиноватый, выветрелый до гл. 61 м 65,0* 58.8(23.01) 11.4 над устьем (24.01)
117,0 aQ3 Суглинок бурый твердый 5,0    
aQ3 Супесь желтая пластичная 13,5
aQ3 Песок средней крупности, плотный 20,8 16,1(25.01) 16,5(10.9)
C1 Известняк трещиноватый, закарстованный 45,4    
D3 Аргиллит серый 65,0
γPR Гранит трещиноватый, выветрелый 67,2 65,0(30.01) 1,6(31.01)
104.8 aQ4 Супесь бурая текучая 5.6 3,9(02.02) 4,4(10.09)
aQ4 Песок мелкий, рыхлый 14,2    
aQ3 Песок средней крупности, плотный 24, 4
fgQ1 Песок гравелистый средней плотности 32,7
C1 Известняк трещиноватый 34,1
D3 Аргиллит серый 52,0
γPR Гранит трещиноватый, выветрелый 61,2 52,0(07.02) 8,0 над устьем (08.02)
115,4 aQ3 Суглинок бурый полутвердый 6.1    
aQ3 Супесь желтая пластичная 13,3
aQ3 Песок средней крупности, плотный 35,5 13,9(10.02) 14,4(10.9)
fgQ1 Песок гравелистый средней плотности 47,8    
D3 Аргиллит серый 52,2
115,8 aQ3 Суглинок коричневый твердый 7,9 13,0(15.02) 13,6(10.9)
aQ3 Супесь желтая пластичная 15,0    
aQ3 Песок средней крупности, плотный 32,7
fgQ1 Песок гравелистый средней плотности 38,0
C1 Известняк трещиноватый 44,4
D3 Аргиллит серый 62,0
γPR Гранит трещиноватый, выветрелый до гл. 63,0 м 70,2 62,0(22.02) 2,3(23.02)

* Последняя цифра по скважине означает глубину до забоя скважины. Подошва последнего слоя проходит ниже забоя скважины.

Пример построения геологического разреза по линии I-I

Рис. 6

Далее приступаем к построению топографического профиля. От левой шкалы в горизонтальном направлении откладываем в заданном масштабе расстояния от начала разреза до его пересечения с каждой горизонталью. Точками отмечаем абсолютные отметки соответствующих горизонталей. После этого откладываем от начала разреза расстояния до каждой скважины и проводим вертикальный штрих в верхней строке. Под штрихами указываем номера скважин, а ниже - абсолютные отметки их устьев, которые дают дополнительные точки для построения профиля. Соединив все точки плавными линиями, получаем топографический профиль поверхности земли по линии I - I.

На построенный профиль наносим колонки буровых скважин. При крупном масштабе разреза ствол скважины обозначают двумя вертикальными отрезками, в остальных случаях - одним. На нижнем конце отрезка, соответствующем глубине пробуренной скважины (забою), ставим короткий поперечный штрих. Справа от штриха записываем глубину скважины.

Вдоль линии скважины размечаем границы слоев и проставляем глубину залегания каждого слоя. В интервале каждого слоя (на полосе шириной 1...2 см) условными обозначениями, взятыми из стратиграфической колонки, отмечаем карандашом состав и относительный возраст пород. Далее на топографический профиль переносим с карты точки пересечения разреза со стратиграфическими границами и карандашом справа и слева от точек отмечаем относительный возраст пород. Например, левее скважины 2 на профиле отмечаем границу между нижнекаменноугольными известняками С1 и верхнечетвертичными отложениями (Q3).

Прежде чем проводить границы слоев на разрезе, восстановим в общих чертах историю геологического развития изучаемого участка. Рассматривая стратиграфическую колонку и колонки скважин на разрезе, видим, что наиболее древними породами, вскрытыми скважинами, являются протерозойские граниты. Между ними и залегающими выше верхнедевонскими аргиллитами имеется стратиграфический перерыв, во время которого происходило разрушение гранитов, и формировался рельеф, поверхность которого могла иметь сложную форму. Это подтверждается тем, что кровля гранитов в скважинах 1, 2, 3, 5, попавших в разрез, вскрыта на разных абсолютных отметках (48,4; 52,0; 52,8; 53,8 м). На верхнедевонских аргиллитах залегают нижнекаменноугольные известняки. Граница между ними почти горизонтальна. В послекаменноугольное время вплоть до начала четвертичного периода осадконакопления на данном участке не происходило. В нижнечетвертичное время по пониженным частям рассматриваемой территории проходил поток, частично размывший нижнекаменноугольные известняки и верхнедевонские аргиллиты. Он выработал долину реки и оставил свои отложения в виде гравелистых песков с галькой (tgQ1). В верхнечетвертичное время река частично размыла флювиогляциальные отложения (образованные в результате таяния ледников), а затем оставила свои (Q3). Позже уровень реки несколько раз менялся, в результате чего были частично размыты верхнечетвертичные осадки, затем отложены современные (aQ4).

Сделав этот анализ, на разрезе проводим возрастные границы, то есть, выделяем площади с одноименными индексами. Проще всего ограничить слой D3, сложнее оконтурить линзу Q3. В последнем случае пользуемся точками на профиле, снесенными с карты и точками на колонках скважин. Только после проведения возрастных границ проводим границы между слоями различных пород строго внутри возрастного комплекса.

После этого вычисляем абсолютные отметки уровней подземных вод как разность между абсолютной отметкой устья скважины и глубиной залегания соответствующего уровня. Если напорный уровень выше устья, то берется не разность, а сумма. Например, для скважины 1 абсолютная отметка уровня грунтовых вод равна 107,2 — 6,0 = 101,2 м, а абсолютная отметка напорного уровня равна 107,2 + 11,4 = 118,6 м. Вычисленные отметки записываем справа от линии скважины и проводим уровни грунтовых вод пунктирной, а напорных — штрихпунктирной линиями (рис. 6).

 



poisk-ru.ru

Расчёт и анализ скоростей движения. Расчёт средне ходовой скорости. Определение средних значений среднеходовой скорости и скорости сообщения

3 Расчёт и анализ скоростей движения

3.1 Расчёт средне ходовой скорости

Среднеходовую скорость рассчитываем по формуле

, где        l  — длина перегона, м;

tх  — время хода, с.

Время хода рассчитывается по формуле

, где    — время прибытия на конечный пункт i-го троллейбуса;

— время отправления i-го троллейбуса из начального пункта, с.

Результаты расчётов сводим в таблицу 3.1.

3.2 Расчёт скорости сообщения

Скорость сообщения рассчитываем по формуле 

, где      — время стоянки i-го троллейбуса, с.

Результаты расчётов сводим в таблицу 3.1.

3.3  Определение средних значений среднеходовой скорости и скорости сообщения

Среднее значение среднеходовой скорости определяем по формуле

, где      N — количество подвижных единиц.

Среднее значение скорости сообщения определяем по формуле

, где    — время стоянки i-го троллейбуса, с.

Результаты расчётов сводим в таблицу 3.1.

3.4  Расчёт среднеквадратичных отклонений

Среднеквадратичное отклонение среднеходовой скорости рассчитывается по формуле

.

Среднеквадратичное отклонение скорости сообщения рассчитывается по формуле

,

Результаты расчётов сводим в таблицу 3.1

Таблица 3.1 — Результаты расчёта среднеходовой скорости, скорости сообщения и их квадратичных отклонений.

N п.е.

, м/с

, м/с

, м/с

, м/с

, м/с

, м/с

1

5,645

3,431

5,362

2

5,556

3,763

3

6,140

3,804

4

5,932

3,646

5

4,545

3,804

6

4,795

3,431

7

6,250

4,023

8

5,833

4,930

9

4,930

3,977

10

5,385

3,043

11

5,385

4,375

12

5,932

4,430

13

5,556

3,763

14

6,604

3,846

15

5,303

4,375

16

5,224

3,889

17

6,034

4,375

18

5,469

3,365

19

4,861

4,118

20

6,364

4,667

21

5,738

4,217

22

6,250

3,977

23

4,730

3,571

24

5,556

3,804

25

5,556

3,933

26

3,398

2,941

27

5,224

4,023

28

5,932

4,545

29

4,268

3,182

3.5   Анализ полученных  результатов

Численные значения среднеходовых скоростей колеблются около 5,4 м/с , однако имеют место отклонения от этой величины не более чем на 80%.

Скорости сообщения подвижных единиц не очень велики, вероятно из-за перегруженности перегона в обеденный перерыв и наличия светофоров на нем. Повысить скорость сообщения можно, по моему мнению, сократив количество светофоров на перегоне.

Среднеквадратичное отклонение среднеходовой скорости примерно составляет 12,8% от максимального ее значения.

Среднеквадратическое отклонение скорости сообщения составляет примерно 12,2% от ее максимального значения.

vunivere.ru

Как найти среднюю скорость

Автор Сергей

Четверг, Январь 7, 2016

Rendered by QuickLaTeX.com

В данной статье рассказано о том, как найти среднюю скорость. Дано определение этого понятия, а также рассмотрено два важных частных случая нахождения средней скорости. Представлен подробный разбор задач на нахождение средней скорости тела от репетитора по математике и физике.

Определение средней скорости

Средней скоростью движения \upsilon_{cp} тела называется отношение пути s, пройденного телом, ко времени t, в течение которого двигалось тело:

    \[ \upsilon_{cp} = \frac{s}{t}. \]

Научимся ее находить на примере следующей задачи:

Тело двигалось 3 мин. со скоростью 5 м/с, после чего 7 мин. двигалось со скоростью 3 м/с. Найти среднюю скорость движения тела.

Обратите внимание, что в данном случае это значение не совпало со средним арифметическим скоростей \upsilon_1 и \upsilon_2, которое равно:\frac{\upsilon_1+\upsilon_1}{2} = 4 м/с.

Частные случаи нахождения средней скорости

1. Два одинаковых участка пути. Пусть первую половину пути тело двигалось со скоростью \upsilon_1, а вторую половину пути — со скоростью \upsilon_2. Требуется найти среднюю скорость движения тела.

  • Пусть s — общая длина пройденного пути. Тогда на первом участке пути тело двигалось в течение интервала времени t_1 = \frac{s}{2\upsilon_1}. Аналогично, на втором участке пути тело двигалось в течение интервала времени t_2 = \frac{s}{2\upsilon_2}.
  • Тогда средн

yourtutor.info