Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Практикум 1 подберите для каждой науки из левой колонки определение. Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы. Практикум 1 подберите для каждой науки из левой колонки определение


Домашние задания по Социологии - Семинар Социология как наука об обществе. Задание 1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

“ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”

СОЦИОЛОГИЯДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

для студентов

ИФ факультета

Харьков – 2013

Семинар 1. Социология как наука об обществе.

Задание 1.В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Объект науки
  1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.
Предмет науки
  1. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.
Объект социологии
  1. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.
Предмет социологии
  1. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес
Общесоциологическая теория
  1. Метод сбора первичной информации, который происходит путем обращения с определенными вопросами к группе респондентов.
Функционализм
  1. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.
Теория конфликта
  1. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.
Специальные социологические теории
  1. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.
Эмпирические исследования
  1. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Опрос
  1. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Родоначальником социологии является Иммануил Кант?
2. Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?
3. Теория обмена – это макросоциологическая теория?
4. Общая социологическая теория занимается сбором, описанием и интерпретацией фактов социальной реальности?
5. С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?
6. Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?
7. Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?
8. Социология образования – это теория среднего уровня?
9. Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?
10. Теория конфликта – это микросоциологическая теория?
11 Опрос в социологии можно проводить только письменно?
12 Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука Определение науки
ПСИХОЛОГИЯ 1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.
социология 2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
экономика 3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
демография 4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
этнография 5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.
антропология 6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.
история 7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
политология 8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите, кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

  1. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.
  2. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.
  3. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.
  4. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.
  5. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.
  6. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.
  7. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.
  8. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.
  9. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.
  10. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.
  11. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.
  12. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.
  13. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.
  14. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.
  15. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

Задание 5.

Известно, что в развитии социологии в нашей стране в 30-е -60-е годы был длительный перерыв: прекратились исследования, преследовались социологи, сама социология трактовалась как буржуазная лженаука. Поясните причины такого перерыва. Почему затем, вплоть до середины 90-х годов, развитие отечественной социологии носило ограниченный характер? Назовите проблемы и трудности с которыми, по Вашему мнению, сталкивается современная украинская социология?

Семинар 2. Личность и общество.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Статус 1. Статус, в котором человек рожден.
Роль 2. Нужда, необходимость в том, что обеспечивает существование и развитие личности.
Главный статус 3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей.
Предписанный статус 4. Социальные качества человека, приобретаемые под влиянием общества.
Приобретенный статус 5. Процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Ролевой конфликт 6. Наиболее характерный для индивида статус, с которым его отождествляют окружающие или он сам себя отождествляет.
Потребность 7. Социальное положение человека в обществе.
Девиантное поведение 8. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.
Личность 9. . Поступок не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Социализация 10. Ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Характеристики личности будут отличаться в разные исторические этапы развития общества?
2. Один человек имеет много статусов?
3. Агенты первичной социализации – представители администрации предприятия,

армии, государства?

4. Социализация присуща не только человеку, но и животному?
5. Только гениальные и великие, одаренные и яркие люди рассматриваются социологами как личности?
6. Социализация заканчивается в зрелом возрасте?
7. Один статус включает только одну роль?
8. Первичная девиация – это девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях?
9. Стимул – это внутренний побудитель к действию?
10 Гении, духовные лидеры и национальные герои – это девианты?
11 Младенец – это личность?
12 Самой податливой к девиации группой населения являются пенсионеры?

Задание 3.

Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните, почему Вы так считаете?Задание 4.

Распределите приведенные ниже потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (составьте таблицу).

Потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении.

Физиологические потребности
Потребности безопастности и стабильности условий жизни
Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви
Потребности престижа
Духовные потребности

historich.ru

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Семинар 1.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Объект науки   1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.
Предмет науки   2. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.
Объект социологии   3. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.
Предмет социологии   4. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес
Общесоциологическая теория   5. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Функционализм   6. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.
Теория конфликта   7. Ценности, нормы. Традиции, убеждения. Модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.
Специальные социологические теории   8. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.
Эмпирические исследования   9. Вид культуры современного общества, ориентированный на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
Ценности   10. Система ценностей и норм, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
Символы   11. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.
Массовая культура   12. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы другой культуры с позиции стандартов собственной культуры.
Этноцентризм   13. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Культура   14. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.
Субкультура   15. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Родоначальником социологии является Огюст Конт?    
2. Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?    
3. В социологии социальное в узком значении – это принадлежать к обществу, стремление к солидарности друг с другом?    
4. Общая социологическая теория изучает конкретные социальные процессы?    
5. С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?    
6. В предметную область микросоциологии входит изучение небольших социальных систем?    
7. Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?    
8. В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?    
9. Животные наравне с человеком могут понимать и оперировать символами?    
10. Технологии – способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?    
Хиппи, панки и гопники являются примерами контркультуры?    
Массовая культура стирает границы между высокой и народной культурой?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?    
2. Предметом социологии является совместная жизнь людей?    
3. В социологии социальное в широком значении – это сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов?    
4. Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?    
5. Социология образования – это теория среднего уровня?    
6. Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?    
7. Теория конфликта – это макросоциологическая теория?    
8. Духовная культура – это нематериальные формы общественной жизни?    
9. Культуре не свойственна функция социальной адаптации?    
10. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры?    
11. Культурный релятивизм подчеркивает своеобразие каждой культуры?    
12. Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?    

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

 

Наука Определение науки  
ПСИХОЛОГИЯ   1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.
социология   2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
экономика   3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
демография   4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
этнография   5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.
антропология   6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.
история   7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
политология   8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

 

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы).

1. Длительная безработица вызывает деградацию личности.

2. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

3. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

4. Оптимисты более открыты для общения с другими людьми

5. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

6. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат деятельности с помощью фантазии.

7. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

8. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

9. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

10. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

 

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы).

1. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

2. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

3. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

4. Вспышки влюбленности в большей мере присущи молодым людям.

5. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

6. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

7. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

8. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

9. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

10. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

 

Задание 5.

Определите к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения.

1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена.

2. Телесериал «Доктор Хауз».

3. Роман Л.Толстого «Война и мир».

4. Колядки, щедривки.

5. Цирковое представление.

6. Музыкальный шлягер.

7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро».

8. Сказка «Котигорошек».

9. Танец «гопак».

10. Детективные романы Д. Донцовой.

Задание 6.

Определите к какой культуре – материальной или нематериальной – относятся следующие объекты?

1. Ритуал

2. Праздник

3. Чулки

4. Географический атлас

5. Научное открытие

6. Клубы по интересам

7. Управленческие решения

8. Автомобиль

9. Слово

10. Наконечник стрелы.

Задание 7.

Охарактеризуйте причины появления массовой культуры. Назовите позитивные и негативные стороны ее функционирования. Свой ответ проиллюстрируйте примерами из повседневной жизни.

Семинар 2.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Статус   1. Статус, в котором человек рожден или приобретаемый в зависимости от обстоятельств
Роль   2. Наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм.
Главный статус   3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей.
Предписанный статус   4. Способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.
Приобретенный статус   5. Процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Ролевой конфликт   6. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
Потребность   7. Социальное положение человека в обществе
Индивидуальность   8. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению
Личность   9. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий
Социальные санкции   10. Ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.
Социализация   11. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой
Социальный контроль   12. Нужда, необходимость в том, что обеспечивает существование и развитие личности.
Девиантное поведение   13 Набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого.
Власть   14. Социальное в человеке.
Социальные нормы   15. Поступок не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.  

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Характеристики личности будут отличаться в разные исторические этапы развития общества?    
2. Один человек имеет много статусов?    
3. Стимул – это внутренний побудитель к действию?    
4. Средний американец – это модальныйтип личности?    
5. Социализация включает освоение социальных ролей?    
6. Социализация заканчивается в зрелом возрасте?    
7. Социализацию можно представить как вид дрессировки человека обществом?    
8. Социальная норма – это когда на язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом?    
9. В узком смысле термин девиантность подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм?    
10. Гении, духовные лидеры и национальные герои – это девианты?    
Является ли характерной чертой девиантного поведениякультурный релятивизм?    
Самой податливой к девиации группой населения являются пенсионеры?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Только гениальные и великие, одаренные и яркие люди рассматриваются социологами как личности?    
2. Младенец – это личность?    
3. Ценности выполняют роль связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом?    
4. Один статус включает только одну роль?    
5. Социализация присуща не только человеку, но и животному?    
6. Структура социализации включает в себя процесс адаптации?    
7. Агенты первичной социализации – представители администрации предприятия, армии, государства?    
8. Система социальных норм осуществляет самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп?    
9. Санкции приобретают легитимность на основе норм?    
10. Власть реализуется только путем прямого насилия?    
11. Девиантное поведение всегда является преступным?    
12. Первичная девиация – это девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях?    

Задание 3.

Распределите приведенные потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (составьте таблицу): потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении.

Задание 4.

Распределите приведенные ценности на две группы – ценности-цели и ценности-средства активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие, согласие в обществе, верные друзья, свобода, красота, воспитанность, толерантность, творчество, образованность, аккуратность, самореализация, истина, интересная работа, любовь, рационализм, ответственность, самостоятельность, общественное признание, социальная справедливость, жизненная мудрость.

Задание 5.

Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните, почему Вы так считаете?

Задание 6.

Составьте статусный портрет украинского общества по трем периодам:

а) до 1917 г.,

б) с 1917 по 1990 г.,

в) после 1990 г.

Основная цель – выяснить, какие статусы в социальной структуре нашего общества появлялись, а какие исчезали в указанные периоды. Назовите для каждого этапа – 10-15 статусов.

Задание 7.

Заполните таблицу применительно к студенту.

Формальные санкции Неформальные санкции
Позитивные 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Негативные 1. 2. 3. 1. 2. 3.

СЕМИНАР 3.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Социальная стратификация   1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов и их отношений.
Каста   2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства.
Маргинальность   3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном.
Социальная структура   4. Перемещение индивидов и социальных групп в обществе.
Социальная группа   5. Совокупность социальных групп, которые отличаются по возрасту, полу, семейному положению, наличию детей, миграционному статусу.
Первичная группа   6. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей.
Вторичная группа   7. Совокупность социальных групп, отличающихся типом поселения и типом региона, в котором живут.
Референтная группа   8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое.
Класс   9. Форма стратификации, когда отсутствуют формальные запреты на переход из одной страты в другую.
Сословие   10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур.
Открытая стратификация   11. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Межпоколенная мобильность   12. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии.
Социально-территориальная структура   13. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности.
Социально-демографическая структура   14. Группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной.
Социальная мобильность   15. Изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом родителей.

 

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Категориальные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют большие группы людей, которые имеют похожие черты?    
2. Среди профессионалов, специалистов, технических служащих мужчин больше, чем женщин?    
3. Численное преимущество женщин над мужчинами в Украине, связано с короткой продолжительностью жизни мужчин?    
4. Большая часть украинских трудовых мигрантов работает в России?    
5. Для Украины характерна стабилизация процесса урбанизации?    
6. Перепис2001 г. фиксирует уменьшение доли украинцев в составе населения Украины и увеличение доли русских?    
7. Харьковская область относится к русскоязычной этнической зоне?    
8. В последнее время преобладает функциональная точка зрения на неравенство и стратификацию?    
9. Профиль стратификации украинского общества напоминает пирамиду?    
10. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому справедливо, считают представители конфликтологического подхода?    
Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность?    
Средний класс включает как наемных работников, так и собственников капитала?    
Мобильность – это перемещение людей в обществе?    
Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?    
Эталонная модель маргинальной личности – мигрант из села в город?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Ценностно-норматиивные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют социальные статусы и роли?    
2. Украину можно назвать страной «разведенных женщин»?    
3. В Украине сверхсмертность характерна для крупных городов?    
4. В Украине отмечается увеличение удельного веса детей и уменьшение доли пожилых групп населения?    
5. Важным признаком дифференциации профессиональной занятости в Украине является возраст?    
6. Положительное сальдо внешней миграции в Украине отмечается, начиная с 2005 г.?    
7. Самый высокий уровень урбанизированности отмечается в западном регионе Украины?    
8. Уменьшение доли русских в составе населения связано, прежде всего, с деруссификацией в русскоязычной зоне Украины?    
9. Классы опираются на силу религии или закона?    
10. К.Маркс считал, что класс – это группа людей, которые имеют одинаковое отношение к средствам производства?    
11. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом?    
12. Высший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов?    
13. Пол влияет на вертикальную мобильность?    
14. Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания?    
15. Современная Украина – общество с закрытой стратификацией?    

 

Задание 3

Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: преподаватель вуза, руководитель банка, фермер, продавец, министр ученый, учитель, водитель, врач, депутат, адвокат, официант, строитель, медсестра, военнослужащий, парикмахер, директор завода, инженер, слесарь, швея, предприниматель, тракторист, бухгалтер, агроном, актер.

Задание 4.

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.

megapredmet.ru

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.

Поиск Лекций

Семинар 1.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Объект науки   1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.
Предмет науки   2. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.
Объект социологии   3. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.
Предмет социологии   4. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес
Общесоциологическая теория   5. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Функционализм   6. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.
Теория конфликта   7. Ценности, нормы. Традиции, убеждения. Модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.
Специальные социологические теории   8. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.
Эмпирические исследования   9. Вид культуры современного общества, ориентированный на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
Ценности   10. Система ценностей и норм, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
Символы   11. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.
Массовая культура   12. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы другой культуры с позиции стандартов собственной культуры.
Этноцентризм   13. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Культура   14. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.
Субкультура   15. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Родоначальником социологии является Огюст Конт?    
2. Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?    
3. В социологии социальное в узком значении – это принадлежать к обществу, стремление к солидарности друг с другом?    
4. Общая социологическая теория изучает конкретные социальные процессы?    
5. С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?    
6. В предметную область микросоциологии входит изучение небольших социальных систем?    
7. Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?    
8. В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?    
9. Животные наравне с человеком могут понимать и оперировать символами?    
10. Технологии – способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?    
Хиппи, панки и гопники являются примерами контркультуры?    
Массовая культура стирает границы между высокой и народной культурой?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?    
2. Предметом социологии является совместная жизнь людей?    
3. В социологии социальное в широком значении – это сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов?    
4. Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?    
5. Социология образования – это теория среднего уровня?    
6. Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?    
7. Теория конфликта – это макросоциологическая теория?    
8. Духовная культура – это нематериальные формы общественной жизни?    
9. Культуре не свойственна функция социальной адаптации?    
10. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры?    
11. Культурный релятивизм подчеркивает своеобразие каждой культуры?    
12. Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?    

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

 

Наука Определение науки  
ПСИХОЛОГИЯ   1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.
социология   2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
экономика   3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
демография   4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
этнография   5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.
антропология   6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.
история   7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
политология   8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

 

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы).

1. Длительная безработица вызывает деградацию личности.

2. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

3. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

4. Оптимисты более открыты для общения с другими людьми

5. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

6. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат деятельности с помощью фантазии.

7. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

8. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

9. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

10. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

 

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы).

1. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

2. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

3. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

4. Вспышки влюбленности в большей мере присущи молодым людям.

5. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

6. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

7. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

8. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

9. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

10. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

 

Задание 5.

Определите к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения.

1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена.

2. Телесериал «Доктор Хауз».

3. Роман Л.Толстого «Война и мир».

4. Колядки, щедривки.

5. Цирковое представление.

6. Музыкальный шлягер.

7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро».

8. Сказка «Котигорошек».

9. Танец «гопак».

10. Детективные романы Д. Донцовой.

Задание 6.

Определите к какой культуре – материальной или нематериальной – относятся следующие объекты?

1. Ритуал

2. Праздник

3. Чулки

4. Географический атлас

5. Научное открытие

6. Клубы по интересам

7. Управленческие решения

8. Автомобиль

9. Слово

10. Наконечник стрелы.

Задание 7.

Охарактеризуйте причины появления массовой культуры. Назовите позитивные и негативные стороны ее функционирования. Свой ответ проиллюстрируйте примерами из повседневной жизни.

Семинар 2.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Статус   1. Статус, в котором человек рожден или приобретаемый в зависимости от обстоятельств
Роль   2. Наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм.
Главный статус   3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей.
Предписанный статус   4. Способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.
Приобретенный статус   5. Процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Ролевой конфликт   6. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
Потребность   7. Социальное положение человека в обществе
Индивидуальность   8. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению
Личность   9. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий
Социальные санкции   10. Ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.
Социализация   11. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой
Социальный контроль   12. Нужда, необходимость в том, что обеспечивает существование и развитие личности.
Девиантное поведение   13 Набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого.
Власть   14. Социальное в человеке.
Социальные нормы   15. Поступок не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.  

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Характеристики личности будут отличаться в разные исторические этапы развития общества?    
2. Один человек имеет много статусов?    
3. Стимул – это внутренний побудитель к действию?    
4. Средний американец – это модальныйтип личности?    
5. Социализация включает освоение социальных ролей?    
6. Социализация заканчивается в зрелом возрасте?    
7. Социализацию можно представить как вид дрессировки человека обществом?    
8. Социальная норма – это когда на язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом?    
9. В узком смысле термин девиантность подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм?    
10. Гении, духовные лидеры и национальные герои – это девианты?    
Является ли характерной чертой девиантного поведениякультурный релятивизм?    
Самой податливой к девиации группой населения являются пенсионеры?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Только гениальные и великие, одаренные и яркие люди рассматриваются социологами как личности?    
2. Младенец – это личность?    
3. Ценности выполняют роль связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом?    
4. Один статус включает только одну роль?    
5. Социализация присуща не только человеку, но и животному?    
6. Структура социализации включает в себя процесс адаптации?    
7. Агенты первичной социализации – представители администрации предприятия, армии, государства?    
8. Система социальных норм осуществляет самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп?    
9. Санкции приобретают легитимность на основе норм?    
10. Власть реализуется только путем прямого насилия?    
11. Девиантное поведение всегда является преступным?    
12. Первичная девиация – это девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях?    

Задание 3.

Распределите приведенные потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (составьте таблицу): потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении.

Задание 4.

Распределите приведенные ценности на две группы – ценности-цели и ценности-средства активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие, согласие в обществе, верные друзья, свобода, красота, воспитанность, толерантность, творчество, образованность, аккуратность, самореализация, истина, интересная работа, любовь, рационализм, ответственность, самостоятельность, общественное признание, социальная справедливость, жизненная мудрость.

Задание 5.

Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните, почему Вы так считаете?

Задание 6.

Составьте статусный портрет украинского общества по трем периодам:

а) до 1917 г.,

б) с 1917 по 1990 г.,

в) после 1990 г.

Основная цель – выяснить, какие статусы в социальной структуре нашего общества появлялись, а какие исчезали в указанные периоды. Назовите для каждого этапа – 10-15 статусов.

Задание 7.

Заполните таблицу применительно к студенту.

Формальные санкции Неформальные санкции
Позитивные 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Негативные 1. 2. 3. 1. 2. 3.

СЕМИНАР 3.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Социальная стратификация   1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов и их отношений.
Каста   2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства.
Маргинальность   3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном.
Социальная структура   4. Перемещение индивидов и социальных групп в обществе.
Социальная группа   5. Совокупность социальных групп, которые отличаются по возрасту, полу, семейному положению, наличию детей, миграционному статусу.
Первичная группа   6. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей.
Вторичная группа   7. Совокупность социальных групп, отличающихся типом поселения и типом региона, в котором живут.
Референтная группа   8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое.
Класс   9. Форма стратификации, когда отсутствуют формальные запреты на переход из одной страты в другую.
Сословие   10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур.
Открытая стратификация   11. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Межпоколенная мобильность   12. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии.
Социально-территориальная структура   13. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности.
Социально-демографическая структура   14. Группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной.
Социальная мобильность   15. Изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом родителей.

 

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Категориальные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют большие группы людей, которые имеют похожие черты?    
2. Среди профессионалов, специалистов, технических служащих мужчин больше, чем женщин?    
3. Численное преимущество женщин над мужчинами в Украине, связано с короткой продолжительностью жизни мужчин?    
4. Большая часть украинских трудовых мигрантов работает в России?    
5. Для Украины характерна стабилизация процесса урбанизации?    
6. Перепис2001 г. фиксирует уменьшение доли украинцев в составе населения Украины и увеличение доли русских?    
7. Харьковская область относится к русскоязычной этнической зоне?    
8. В последнее время преобладает функциональная точка зрения на неравенство и стратификацию?    
9. Профиль стратификации украинского общества напоминает пирамиду?    
10. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому справедливо, считают представители конфликтологического подхода?    
Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность?    
Средний класс включает как наемных работников, так и собственников капитала?    
Мобильность – это перемещение людей в обществе?    
Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?    
Эталонная модель маргинальной личности – мигрант из села в город?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Ценностно-норматиивные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют социальные статусы и роли?    
2. Украину можно назвать страной «разведенных женщин»?    
3. В Украине сверхсмертность характерна для крупных городов?    
4. В Украине отмечается увеличение удельного веса детей и уменьшение доли пожилых групп населения?    
5. Важным признаком дифференциации профессиональной занятости в Украине является возраст?    
6. Положительное сальдо внешней миграции в Украине отмечается, начиная с 2005 г.?    
7. Самый высокий уровень урбанизированности отмечается в западном регионе Украины?    
8. Уменьшение доли русских в составе населения связано, прежде всего, с деруссификацией в русскоязычной зоне Украины?    
9. Классы опираются на силу религии или закона?    
10. К.Маркс считал, что класс – это группа людей, которые имеют одинаковое отношение к средствам производства?    
11. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом?    
12. Высший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов?    
13. Пол влияет на вертикальную мобильность?    
14. Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания?    
15. Современная Украина – общество с закрытой стратификацией?    

 

Задание 3

Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: преподаватель вуза, руководитель банка, фермер, продавец, министр ученый, учитель, водитель, врач, депутат, адвокат, официант, строитель, медсестра, военнослужащий, парикмахер, директор завода, инженер, слесарь, швея, предприниматель, тракторист, бухгалтер, агроном, актер.

Задание 4.

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.



poisk-ru.ru

Социология. Учебно-методическое пособие - Стр 6

6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

1. Предметом социологии является:

а) социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни;

б) психическая деятельность человека; в) государство как аппарат реализации власти;

г) все способы взаимодействия и формы объединения людей.

2. Понятие «социальное» включает:

а) социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей; б) элементы социального и культурного наследия, передающиеся из по-

коления в поколение; в) все многообразие связей и отношений, образующих общественную

жизнь.

3. Социологическая парадигма представляет собой:

а) устойчивую взаимосвязь между социальными явлениями и процессами, определяющую характер и общее направление развития общества;

б) общий угол зрения на изучаемые феномены; в) процесс и отдельные акты социального взаимодействия индивидов.

4. Установите соответствие между социологическими парадигмами и именами ученых, которые с ними связаны:

1)

парадигма социальных фактов;

а) К. Маркс;

2)

парадигма понимания;

б) З. Фрейд;

3)

парадигма социального поведения;

в) Б. Скиннер, Дж. К. Хоманс;

4)

парадигма социально-исторического

г) Э. Дюркгейм, Р. Дарендорф;

 

детерминизма;

 

5)

парадигма психологического детер-

д) М. Вебер, В. Парето.

 

минизма.

 

5. Определите, какие из нижеперечисленных парадигм относятся к макросоциологическим, а какие – к микросоциологическим:

а) конфликтные парадигмы;

г) этнометодология;

б) феноменология;

д) структурный функционализм;

в) символический интеракционизм;

е) теория обмена.

6.Идеологическая функция социологии заключается в:

а) разработке практических рекомендаций; б) изучении характера и закономерностей развития социальных явлений;

в) выражении интересов социальных групп, классов, политических партий.

7.Установите соответствие между социологическими парадигмами и их авторами:

1)

натуралистическая парадигма;

а) О. Конт, Г. Спенсер;

2)

интерпретирующая парадигма;

б) К. Маркс, К. Поппер, Ч.Р. Миллз;

3)

оценивающая парадигма.

в) М. Вебер.

studfiles.net

Наука и философия - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ - Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н. - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Уроки 1-3. Наука и философия (§ 1)

 

Ключевые понятия

Наука - систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования и измерения реальных явлений.

История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Экономика - наука, устанавливающая характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.

Философия - самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества.

Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры.

Правоведение - дисциплина, разъясняющая государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывающая на этой основе законодательную базу общества.

Социальная психология - пограничная дисциплина, сформировавшаяся на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования личности.

Социология - наука, исследующая отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология - наука, изучающая политическую систему общества. Она выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества.

Философский плюрализм - многообразие школ и направлений.

Умозрительная деятельность - вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Экзистенционализм - философия существования.

Онтология - учение о бытии.

Гносеология - учение о познании.

Философская антропология - учение о сущности и природе человека.

 

Тестовый контроль

1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

а) М. Вебером;

б) К. Марксом;

в) О. Контом.

2. Что означает понятие «социология»?

а) учение об обществе как целостной системе;

б) наука, изучающая человека;

в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.

3. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?

а) явление;

б) сущность;

в) критерий.

4. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?

а) социология;

б) политэкономия;

в) политология.

5. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека.

6. Что такое «гносеология»?

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

7. Когда впервые появился термин «социология»?

а) в XV b.;

б) в XIX в.;

в) в XX в.

8. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения «Человек - мера всех вещей».

а) Сократ;

б) Протагор;

в) Платон.

9. Панельное исследование в социологии - это:

а) повторное исследование одного и того же объекта, проводимое через некоторое время;

б) социологическое исследование, проводимое на панели для изучения форм отклоняющегося поведения;

в) социологические исследования, проводимые в так называемых спальных районах города.

10. Пилотажное исследование - это социологическое исследование:

а) свободного времени пилотов;

б) рабочего времени авиадиспетчеров;

в) пробное исследование на небольшой группе респондентов.

11. Термин «социетальный» применяется для обозначения:

а) исследования в области социобиологии;

б) исследований в области социогеографии;

в) описания отношений и процессов на уровне общества в целом.

12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

а) Платону;

б) Гераклиту;

в) Цицерону.

13. Кто сказал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют»?

а) Солон;

б) Клеобул;

в) Протагор.

14. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?

а) Сенека;

б) Сократ;

в) Периандр.

15. Кому принадлежит высказывание о том, что многознание уму не научает?

а) Гераклиту;

б) Демокриту;

в) Левкиппу.

16. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «Cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «Мыслю, следовательно, существую»?

а) Г. Лейбниц;

б) Р. Декарт;

в) М. Монтень.

17. Кому принадлежит утверждение «Natura causa sui», что в переводе с латинского означает «Природа - это причина самой себя»?

а) Д. Локк;

б) Б. Спиноза;

в) Ф.   Бэкон.

18. Кто из великих философов изрек, что «ничто так не поражает мое воображение, как звездное небо над головой и нравственный закон во мне»?

а) Л. Фейербах;

б) И. Кант;

в) Д. Дидро.

19. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?

а) Ж. Ж. Руссо;

б) Ф. М. Вольтер;

в) Ж. О. Ламетри.

20. Кто из великих философов сказал, что философия - это эпоха, схваченная в мысли?

а) Г. Гегель;

б) И. Фихте;

в) К. Маркс.

 

Практикум

1. Термин «философия» часто употребляется в самых разных значениях: обыденном, житейском, литературном, публицистическом, позитивном, негативном и др. Охарактеризуйте смысл следующих высказываний:

• кто не хочет работать, тот философствует;

• моя философия - это зарабатывать больше денег;

• философия - это такое мудрствование, от которого нет никакой пользы;

• философия - зрелость души;

• только философия может возвысить человека над миром его обыденности.

2. Является ли философия наукой? Ведь наука связана с установлением истинности или ложности суждений о фактах, а в философии используются суждения о долге, ценности, отвлеченной идее и сверхчувственной реальности.

3. Можно ли дать определение философии, если иметь в виду следующее утверждение К. Поппера: «Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения»?

4. Каким должно быть мировоззрение, чтобы оно считалось философским?

• полным;

• систематическим;

• абстрактным и всеобщим;

• максимально рационализированным;

• проверенным практикой;

• не имеющим никакого отношения к практике, а являющимся:

а)    чистым и умозрительным;

б)    конкретно-историческим;

в)    отвлеченным от случайностей исторического процесса и направленным на выявление чистой логики развития природы, общества и человеческого мышления.

5. Объясните, как вы понимаете следующее суждение: «Движение абсолютно, а покой относителен».

6. Прокомментируйте мысль английского философа Б. Рассела о том, что если философия и не может ответить на все те вопросы, на какие мы хотели бы получить ответ, то она, по крайней мере, в состоянии ответить на вопросы, которые открывают новое и неизвестное, скрытое в привычном окружении повседневной жизни.

7. Прокомментируйте философское содержание стихотворений:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Ф. Тютчев

 

Глаза устали - видели так много.

Устали уши - слышали так много.

Душа изнемогла - дышала долго.

Глаза закрыть и ничего не видеть,

Пусть уши мне заложат, чтоб не слышать,

И душу я замкнуть готов, чтоб не дышать.

Всю эту тяжесть сбросить я хочу.

Какую тяжесть сбросить? Это ведь я сам.

Я. Райнис

8. Философы, как известно, много размышляли о смерти. Есть, впрочем, и другие точки зрения. Попробуйте истолковать следующие тезисы:

• Свободный человек ни о чем не думает менее, чем о смерти (Спиноза).

• Пока мы живы, нет смерти. Пришла смерть - нет нас (Тит Лукреций Кар).

9. Познакомьтесь с высказыванием Н. Бердяева о месте философа в обществе: «Чего же не могут простить философам? Прежде всего того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема». Почему философия вызывает недоброжелательство и негодование у ряда людей?

10. «Философия» в переводе с древнегреческого - «любовь к мудрости». Но в том-то и дело, что любви нельзя научить, как нельзя заставить любить. Любовь - это чувство, которое возникает однажды, его нужно в себе развивать, о нем заботиться. Где в повседневной жизни мы встречаемся с философией?

11. Заполните таблицу:

 

Обыденное представление о философии

 

Высказывание

Смысл высказывания

Мне нравится твоя жизненная философия

 

Не переживай, отнесись к этому философски

 

Хватит философствовать, пора дело делать

 

 

12. Почему в решении философских вопросов так важна личная позиция человека?

13. Как вы думаете, философские знания объективны или субъективны? Ответ обоснуйте.

14. Если философия - это «любовь к мудрости», значит, философ ценит не знания сами по себе, а мудрость. Чем отличаются знания от мудрости?

15. Объясните причины, по которым О. Конт поставил на вершину знаний науку об обществе. Как вы думаете, прав ли он с точки зрения современной науки?

16. По каким параметрам и признакам различаются социальные и гуманитарные дисциплины?

17. Рассмотрите следующие факты с позиций психологии, экономики и социологии:

• супруги обсуждают покупку дивана;

• юноша уступает место старушке;

• контролер проверяет билеты в пригородной электричке;

• кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

18. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

 

Наука

Краткое описание

1. Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

2. Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

3. Экономика

В. Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека

4. Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

5. Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д

6. Антропология

Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления

7. История

Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества

8. Политология

3. Производство, обмен, распределение, и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

 

19. Перед вами таблица с суждениями. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие - психологии. В колонках таблицы обозначьте крестиком суждения, относящиеся к первой и второй дисциплинам.

 

Суждения

Социология

Психология

Элита - высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества

 

 

Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя - инновационное

 

 

Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные

 

 

Кадровым рабочим человек становится к 30 годам

 

 

В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений

 

 

Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение

 

 

 

20. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.

 

Наука

Краткое описание

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Педагогика

Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3. Философия

В. Наука о функциях, отправлениях организма

4. Социология

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6. Антропология

Е. Наука, изучающая входящие а состав организмов химические вещества

7. Психология

Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем

8. Биохимия

3. Наука о воспитании и обучении

 

21. Вставьте слова вместо пропусков:

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т. д. изучают человека как __________________________ организм.

Человек как ____________________, как субъект___________________ ___________________________ жизни___________________ предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и других наук.

 

Анализ текста

М. А. Бакунин «О философии»

Итак, если возможно знание, познающее законы не из опыта, но apriori как систему чистых мыслей, имеющих свое необходимое развитие независимо от опыта, то такое знание вполне удовлетворимо всем требованиям познающего духа. Во-первых, оно будем иметь характер необходимости, недостающий эмпиризму, так что развитие мысли как необходимое вместе с доказательством ее. Во-вторых, оно будем восходить, подобно эмпиризму, от единичного и особенного к отвлеченному и непонятному всеобщему, но будем понимать особенное и единичное из собственного имманентного (присущего) развития всеобщего, так что ни одна особенность не вырвется из необходимости этого развития. Наконец, если действительный мир в самом деле не что иное, как осуществленная, реализованная мысль, - а мы видели, что вера в пребывание мысли в действительности составляет сущность как обыкновенного сознания, так и эмпиризма, - то оно будет в состоянии объяснить тайну этой реализации, тайну, недоступную для эмпиризма. Такое знание есть философия.

 

С. Н. Булгаков «Свет невечерний»

Если сказанное об интуитивных корнях философии справедливо, постольку можно и должно говорить о религиозных корнях философии, а также и о естественной и неустранимой связи философии с религией... Последняя основывается на откровении трансцендентного, на переживании Божества. Это переживание... существует не в виде теоретических достижений, но в своей конкретности как жизненное восприятие, опыт, и выражением этого опыта являются догмы... Религиозная значимость догмата не зависит от проверки: он дан в своей достоверности.

 

Г. Риккерт «О понятии философии»

Но что представляет из себя эта философская проблема целого действительности? В каком смысле проблема эта есть проблема действительности? Можно ли приравнивать ее к проблемам действительного бытия, подлежащим ведению частных наук? Следующее характерное различие позволит нам отрицательно ответить на этот вопрос. Всякая действительность, изучаемая частными науками, необходимо должна быть найдена нами или дана нам как факт опыта, или в крайнем случае она принципиально доступна нашему опыту, как все то, что нам фактически в нем дано. Но целое действительности, к которому относятся все доступные части ее, и без которого части эти не были бы действительными, принципиально недоступно нашему опыту и никогда не может быть дано нам. Мы его можем только мыслить, как нечто, что мы постоянно должны искать и что мы никогда не найдем, как нечто, никогда не данное и все же всегда заданное нам, как постулат, необходимо встающий пред нами. А отсюда следует, что понятие целого действительности уже не представляет из себя чистого понятия действительности, но что в нем сочетается действительность с ценностью. Постигая целое действительности, мы превращаем его в постулат, обладающий значимостью, и именно вследствие этого скрытого в нем момента ценности целое ускользает из ведения частных наук. Таким образом, поскольку мы говорим о частях действительности, мы еще остаемся в сфере чистой действительности, в которой философии нечего делать. Но лишь только мы восходим от частей к целому, мы уже преступаем границы самой действительности.

Мы таким образом снова приходим к невозможности отождествлять понятия мира и действительности. Такое понятие о мире явно узко, раз даже понятие целого действительности необходимо уже требует понятия ценности. Вместе с тем выясняется понятие философии, и становится вполне определенным ее отношение к частным наукам. Все чисто бытийные проблемы необходимо касаются только частей действительности и составляют поэтому предмет специальных наук. Ведению этих наук подлежат также и оценки, и блага; они изучают все эти предметы объективирующим методом, что не может вызвать никаких трудностей, если только отвлечься от проблемы значимости ценностей, связанных с этими оценками и благами. Таким образом, все решительно части действительности могут быть подчинены объективирующему методу частных наук. Поэтому можно, употребляя гегелевскую терминологию, сказать, что в науках этих «снят» (auflieben) объективизм. Для философии не остается более ни одной чисто бытийной проблемы. Философия начинается там, где начинаются проблемы ценности. Это различие позволяет нам провести резкую границу между нею и специальным знанием. Соответственно этому и объективирующему методу также нет места в философии. Проблемы ценности не поддаются объективирующему рассмотрению. Поэтому и проблема целого действительности не может быть разрешена этим методом.

Вопросы и задания к текстам

- Определите понятия «плюрализм», «монизм», «теизм», «пантеизм», указав их онтологический смысл и ценностное значение в культуре общества.

- Насколько обосновано утверждение о приоритетности плюрализма как исходного философского принципа в объяснении сущности мира в пределах науки, религии, жизненного опыта?

- Насколько обосновано утверждение о приоритетности ценности как исходного философского принципа в объяснении сущности мира в пределах науки, религии, жизненного опыта?

- Какую роль играют в философских размышлениях эмпирические данные («что видим и ощущаем»)? Насколько обоснованы мнения Бакунина и Риккерта об ограниченности пантеизма?

- Является ли решение проблемы «устройства мира» одной из задач философского знания, религиозного опыта, науки? Почему объективный принцип не приемлем для Г. Риккерта?

 

Ж. П. Сартр «О смысле человеческой жизни»

Говоря о «заброшенности» (излюбленное выражение Хайдеггера), мы хотим сказать только то, что Бога нет и что отсюда необходимо сделать все выводы. Экзистенциализм противостоит той распространенной светской морали, которая желает избавиться от Бога с минимальными издержками. Когда около 1880 г. некоторые французские профессора пытались выработать светскую мораль, они заявляли примерно следующее: «Бог - бесполезная и дорогостоящая гипотеза, и мы ее отбрасываем. Однако для того, чтобы существовала мораль, общество, мир культуры, необходимо, чтобы некоторые ценности принимались всерьез и считались существующими apriori. Необходимость быть честным, не лгать, не бить жену, иметь детей и т. д. и т. п. должна признаваться априорно». <...> Иначе говоря, ничто не меняется, если Бога нет; и это - умонастроение всего того, что во Франции называют радикализмом. <...> Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага apriori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди.

Достоевский как-то писал, что если Бога нет, то все дозволено. Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. <... > Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода. <...>

Усталость

И тогда, как в эти дни, война

Захлебнется в пламени и в лаве,

Будет спор о власти и о праве,

Будут умирать за знамена...

Он придет не в силе и не в славе,

Он пройдет в полях, как тишина;

Ничего не тронет и не сломит,

Тлеющего не погасит льна

И дрожащей трости не преломит,

Не возвысит голоса в горах,

Ни вина, ни хлеба не коснется –

Только все усталое в сердцах

Вслед Ему с тоскою обернется.

Будет так, как солнце в феврале

Изнутри неволит нежно семя

Дать росток в оттаявшей земле.

И для гнева вдруг иссякнет время,

Братской распри разомкнется круг,

Алый Всадник потеряет стремя,

И оружье выпадет из рук.

М. А. Волошин

Вопросы и задания к текстам

- Как понимают смысл жизни оба автора?

- Что такое, по вашему мнению, «свобода»?

- Может ли смысл жизни заключаться в возможности поступка, т. е. в «чистой» свободе?

- Что важнее для человека - произвол или доброта, «тихая радость»?

- Какие силы движут нашим миром и есть ли другой, более совершенный мир?

 

Темы для эссе

В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание (П. Абеляр).

Мудрость для души - то же, что здоровье для тела (Ф. де Ларошфуко).

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию (Демокрит).

Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить... (И. Кант).

Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит (Сенека).

Счастье - вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в другом месте (Н. Шамфор).

Ум всех людей вместе взятых не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость (Ж. де Лабрюйер).

Философия дала мне умение беседовать с самим собой (Антисфен из Афин).

Ответы на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключаются в том, что они должны быть иначе поставлены (Г. Гегель).

Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила (А. Шопенгауэр).

www.compendium.su