Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте. Подпишите колонки приведенной ниже таблицы


Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

Поиск Лекций

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

Класс

I тур

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

 

1. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

2. Инфляция всегда ведёт к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является она ожидаемой или нет.

3. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.

4. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

5. Средства, удовлетворяющие первичные потребности, называются экономическими благами.

6. Наличие циклической безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

7. Прибыль фирмы больше выручки фирмы.

 

 

Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

 

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

 

 

 

Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

 

1. «…дороже денег».

2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.

3. Сакральные тексты.

4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.

5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».

6. С древнерусского «предел, граница».

7. Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.

8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

 

 

Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Отражают представления о прекрасном и безобразном. 5. Предусматривают такую санкцию, как анафема. 9. Обеспечиваются силой общественного воздействия.
2. Выражают государственную волю. 6. Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного. 10. Существуют в основном в сознании людей.
3. Зафиксированы в официальных документах. 7. Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством. 11. Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.
4. Заключаются в символических действиях. 8. Предполагают подчинение воле Бога. 12. Обеспечиваются государственным принуждением.

 

Моральные нормы Правовые нормы
   

 

 

5. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

5.1. В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права.

Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.Ребенка покусала соседская собака. Он вернулся домой в порванной куртке и с серьезной травмой руки. Когда родители решили предъявить претензии соседу, тот сообщил, что не виноват, т.к. их ребенок слишком сильно размахивал руками, вот собака и среагировала на резкие движения.Прав ли сосед? Что могут сделать родители, чтобы компенсировать расходы на лечение травмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

poisk-ru.ru

Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года 11 класс

скачать Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года 11 класс I тур
  1. Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.
Экономическая школа Положения, характерные для экономических школ
Марксизм
Физиократия
Меркантелизм
Классическая
Историческая
Кейнсианство
Монетаризм
Мальтузианство

1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

6. Учение о прибавочной стоимости.

7. Трудовая теория стоимости.

8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах. 2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (…) в социологию пришёл из (…). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (…). Основанием для неё служит так называемая лестница (…), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (…) стало (…) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(…) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (…), (…) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (…), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (…), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (…).

1. моральная чистота 2. социальная стратификация 3. социальная мобильность 4. образование 5. геология 6. стагнация
7. вертикальная мобильность 8. научный 9. стратификация 10. крепостничество 11. рабство 12. горизонтальная мобильность
13. социальная 14. власть 15. первобытное общество 16. доход 17. феодальный 18. физика

3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность. 1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1. Действует право сецессии.
  2. Одному из его разновидностей характерна обязательность приверженности определённой идеологии.
  3. В переводе «общее дело».
  4. Правителю не надо ждать избирательной компании.
  5. Одноканальная система налогов.
  6. Внепарламентский путь избрания главы государства.
  7. Признание равенства и свободы всех людей. Яркий пример – Афины времен Перикла.
  8. Глава государства, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией.
  1. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к самоактуализации, и позиции, характеризующие социализацию. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
1. Главный мотивационный фактор. 5. Полное раскрытие талантов и способностей личности. 9. Достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.
2. Описывает тип деятельности нервной системы. 6. Состоит в усвоении накопленного человечеством социального опыта. 10. Подражание – один из его социально-психологических механизмов.
3. Наивысшая потребность человека (по А. Маслоу). 7. Не может осуществляться без агентов.
4. Оценивание человеком самого себя. 8. Свершение своей миссии или призвания.
Самоактуализация Социализация

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации: 6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм – 4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

7.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

6. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Как называли представителей русского революционного движения, о которых идет речь в этом отрывке? ________________________________ 8. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Традиция, обычай, нрав» Этика
«Терпение» Социальные отношения
«Приспособлять» Социализация
«Иллюзия, обман чувств» Социальный статус, социальные роли
«Устрашение» Политика

9. Заполните пробелы в приведенном ниже тексте: «Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ____________ (1) политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как ________________________________(2). Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией ____________________________(4) её.»

скачать

nenuda.ru

ИсЧО История. Человек. .общество. - Ответы к олимпиаде по обществознанию № 1.

 

1.                   Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.

 

Экономическая школа

Положения, характерные для экономических школ

Марксизм

6

Физиократия

 2

Меркантелизм

4

Классическая

 7

Историческая

 8

Кейнсианство

Монетаризм

Мальтузианство

1

1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

6. Учение  о прибавочной стоимости.

7. Трудовая теория стоимости.

8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах.

2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (стратификация) в социологию пришёл из (геологии). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (социальная). Основанием для неё служит так называемая лестница (доходов), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (социальной стратификации) стало (рабство) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

 (стратификация) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (образования), (власти) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (социальная мобильность), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (горизонтальной мобильностью), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (вертикальной мобильностью). 

1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика

3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

 

1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

 Типы избирательных сисем

 мажоритарная

 пропорциональная

 2,4,7,8,9,11

 1,3,5,6,10

4.                   Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к самоактуализации, и позиции, характеризующие социализацию. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

 

1. Главный мотивационный фактор.

 

5. Полное раскрытие талантов и способностей личности.

9. Достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.

 

2. Описывает тип деятельности нервной системы.

6. Состоит в усвоении накопленного человечеством социального опыта.

10. Подражание – один из его социально-психологических механизмов.

3. Наивысшая потребность человека (по А. Маслоу).

7. Не может осуществляться без агентов.

 

4. Оценивание человеком самого себя.

8. Свершение своей миссии или призвания.

 

 

Самоактуализация

Социализация

 1,3,8,

 6,7,10,

6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

Согласно ст 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу после обязательного медицинского осмотра. Соответственно, хозяин мастерской абсолютно прав, оказываясь заключать трудовой договор с подростком без справки.

Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Попечение автоматически прекращается в связи с вступлением в брак (ст. 40 ГК РФ), так что тетка не права, заявляя, что племяннице надо получить особое разрешение на прекращение попечительства.

7. «Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм –  4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. 

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия...

ТРАДИЦИИ  -То, что сложилось исторически (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, образ действий и т.п.) и передаётся из поколения в поколение.

 Радикализм — идейно политическое течение и политическая деятельность, требующие решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

Власть -  в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств  воли, авторитета, права, насилия

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Речь идет скорее всего о нигилистах, (возвеличивание науки, конфликт отцов и детей),, но в-принципе, за этими характеристиками могли скрываться и народники (уничтожение государственного строя ).

8. 

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Традиция, обычай, нрав»

Этика

  (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия.  

«Терпение»

Социальные отношения

 Толерантность - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. 

 

«Приспособлять»

Социализация

 Адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. 

 

«Иллюзия, обман чувств»

Социальный статус, социальные роли

 Иллюзионизм - Ложные представления, связанные с определенными социальными установками индивида. 

 

«Устрашение»

Политика

 Террор - насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. 

9.  «Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и монетарная (денежная)  политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как  изменение налоговых ставок(2).  Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают   снизить(3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией   повысить (4) её.»

muschkole.ucoz.ru

Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте — Мегаобучалка

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

Класс

I тур

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

 

1. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

2. Инфляция всегда ведёт к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является она ожидаемой или нет.

3. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.

4. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

5. Средства, удовлетворяющие первичные потребности, называются экономическими благами.

6. Наличие циклической безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

7. Прибыль фирмы больше выручки фирмы.

 

 

Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

 

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

 

 

 

Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

 

1. «…дороже денег».

2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.

3. Сакральные тексты.

4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.

5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».

6. С древнерусского «предел, граница».

7. Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.

8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

 

 

Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Отражают представления о прекрасном и безобразном. 5. Предусматривают такую санкцию, как анафема. 9. Обеспечиваются силой общественного воздействия.
2. Выражают государственную волю. 6. Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного. 10. Существуют в основном в сознании людей.
3. Зафиксированы в официальных документах. 7. Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством. 11. Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.
4. Заключаются в символических действиях. 8. Предполагают подчинение воле Бога. 12. Обеспечиваются государственным принуждением.

 

Моральные нормы Правовые нормы
   

 

 

5. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

5.1. В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права.

Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

________

5.2.Ребенка покусала соседская собака. Он вернулся домой в порванной куртке и с серьезной травмой руки. Когда родители решили предъявить претензии соседу, тот сообщил, что не виноват, т.к. их ребенок слишком сильно размахивал руками, вот собака и среагировала на резкие движения.Прав ли сосед? Что могут сделать родители, чтобы компенсировать расходы на лечение травмы?

________

 

 

megaobuchalka.ru

Олимпиадные задания по обществознанию | Страница 2

2) Какие позиции списка относятся к социальным нормам дозволения

а. гражданин РФ должен соблюдать законы

б. гражданин РФ должен платить налоги

в. гражданин РФ имеет право на получение образования

г. гражданин РФ не имеет права на распространение порочащих сведений о других лицах

д. гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду

3) Как обозначают проблему противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями

а. основной вопрос права

б. основной вопрос экономики

в. основной вопрос социальной сферы

г. основной вопрос политики

д. основной вопрос духовной сферы

4) Выберите из приведенного списка формы правления

а. дуалистическая монархия

б. унитарное государство

в. конфедерация

г. смешанная республика

д. федерация

5) Какие примеры не относятся к понятию массовая культура?

а. карнавал

б. комедия положений

в. ток-шоу

г. книга бестселлер

д. фестиваль фольклорных коллективов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1. Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

2. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

3. Все перечисленные отрасли права относятся к публичному праву: конституционное право; административное право; гражданское право, финансовое право.

4. По законодательству РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

5. Только форма правления определяет механизм взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество

2. Зарплата, рента, алименты, гонорар

3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Пол; возраст; национальность; профессия

2. Капитал, труд, информация, обмен, земля

3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Буддизм, ________________, ислам.

2. Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) — возникновение аграрного общества; __________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция — возникновение постиндустриального общества.

3. Форма режима, форма территориального устройства, _____.

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

пограничный

используется в социологии

надзиратель

используется в юриспруденции

кошелек

используется в экономике

сидящий впереди

используется в политологии

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

8. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 -11 класс

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1) Классификация обществ, предложенная Д. Беллом включает

а. рабовладельческое общество

б. первобытнообщинное общество

в. индустриальное общество

г. простое общество

д. традиционное общество

2) К ресурсам власти можно отнести

а. координацию

б. интеграцию

в. право

г. страх

д. закон

е. тайну

3) Выберите из списка социально-экономические права граждан

а. право на образование

б. право избирать и быть избранным

в. право на защиту чести и достоинства

г. право на труд

д. право на неприкосновенность собственности

4) Какие тенденции не относятся к развитию современного образования

а. демократизация

б. информатизация

в. монополизация

г. верификация

д. секуляризация

5) К какой форме общения можно отнести обращение человека к домашнему животному?

а. между реальным и иллюзорным партнером

б. опосредованное

в. косвенное

г. непосредственное

д. между реальным и воображаемым партнером

е. между воображаемыми партнерами

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1) В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2) В статусном наборе существует так называемый главный статус, который определяется статусом, унаследованным индивидом от рождения.

3) Изначально любое государство выполняло задачи: управление хозяйством и обществом, оборона собственной территории.

4) Массовая культура не могла появиться до возникновения электронных СМИ.

5) К частному праву относится регулирование имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.).

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1) Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков

2) Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий

3) Получение Нобелевской премии, получение именной стипендии, присвоение звания Герой России

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) Дж. Локк – договорная теория; К. Маркс – классовая теория; Г. Спенсер – органическая теория; А. Смит – классическая политэкономия

2) Право на выбор фамилии, право на совместную собственность, право на выбор профессии, право на совместное решение вопросов жизни семьи

3) Ощущение, восприятие, суждение, представление

5. Заполните пропуски в ряду.

1) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья — _____; мусульманская правовая семья – шариат

2) Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя – революционная партия; партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития – _______

3) Существование на рынке малого числа фирм, которые контролируют основную его часть, затрудняя вступление новых фирм в отрасль — ________; экономическое соперничество основано на неценовом факторе – монополистическая конкуренция

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной … ведутся дискуссии о…. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от … частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

… предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе…, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1. государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста

10. люмпены

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Ничто»

Мировоззрение

«Кошелек»

Экономическая нфраструктура

«Невменяемый»

Убеждения

«Порча»

Власть

8.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

9. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Налоги берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. 2. Самый распространенный вид – подоходный налог с граждан. 3. Также налоги берутся с тех, кто совершает определенного рода действия, например обмен валюты. 4. Фирмы платят налог на прибыль. 5. Закон может освобождать от налога некоторую часть доходов фирмы, которая идет на расширение производства или, например, на благотворительные цели. 6. Акцизы обычно вводятся на товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется. Это могут быть предметы роскоши или те товары, потребление которых не считается полезным. Например, спиртные напитки или табачные изделия. 7. Также налоги могут существовать при продаже любого товара. Например, налог с продаж, составляет определенный процент от цены товара. 8. Во многих странах существует налог на наследство, который может быть достаточно высоким.

aplik.ru

Фрикционная безработица не только обязательна, но и желательна для общества

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013 гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».1.1. Фрикционная безработица не только обязательна, но и желательна для общества.

1.2. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

1.3. Демократия возможна при республиканской форме правления.

1.4 Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности.

^ К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни.

1.6 Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

1.7 Если уровень инфляции снижается, то это означает, что цены на все товары снизились.

1.8 В современной экономике регрессивные налоги отсутствуют.

1.9 Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

1.10 Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию, в РФ возможно до достижения 18 лет.

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10.

^

2.1 Покупательная способность денег и уровень цен

А) всегда находятся в обратной зависимости

Б) находятся в прямой зависимости в период спада и в обратной зависимости в период подъема

В) находятся в прямой, но не пропорциональной зависимости

Г) находятся в прямой и пропорциональной зависимости.

    1. 2.2Регулятивная функция это:

А) государственное регулирование пози­тивного развития общественных отношений

Б) общественное регулирование государственных дел

В) государственное регулирование частных дел

Г) регулируется нормотворческий процесс2.3 Охранительная функция

А) охрана обществом государственного порядка

Б) охрана общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отно­шений, вредных для личности и общества

В) запрещение в целях безопасности личности открытых антиправительственных высказываний

Г) охрана государственной собственности от кражи2.4 Функции права — это

А) основные институты государства

Б) основные методы воздействия на общество

В) основные отрасли права

Г) основные направления воздействия на общественные отношения3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

  1. подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих форм культуры;
  2. впишите в них порядковые номера предложений, характеризующих формы культуры.

1. Специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на “среднего” потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. 2. Характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных культурных продуктов. 3. Ее появление принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. 4. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. 5. Способна создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. 6. В ней воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. 7. Специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов.8. Преемственность, устойчивость художественных традиций сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. 9. Точный выбор адресата-потребителя, что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. 10. Создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. 11. Образцы данной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по “расшифровке” авторского послания. 12. Стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

^
Характеристики

^ А) «К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости» ________________________________________________________________________

Б) «Согласно закрепленным и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно было готовиться особым образом»________________________________________________________________

В) «Каждый из небожителей, населявших Олимп, имел, согласно созданиям коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающим действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, а также свою земную родину — вполне конкретную местность»_______________________________________________________________^

А) Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.Ответ:_________________________________________________________________Б) Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.Ответ:_________________________________________________________________^ А) Шестнадцатилетний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Однако там ему сказали, что не хватает еще одного документа. Что еще должен представить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предпринимателя, и почему?Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) На земельном участке, принадлежащем гражданину Арсеньеву на праве собственности, стоит его гараж. Соседний участок занимает семья Борисовых. Они строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы сгружают и складывают рядом с гаражом, т.к. из-за груды материалов подъехать к нему невозможно. С каким иском может обратиться в суд Арсеньев? Свой ответ обоснуйте.Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного эллинистической философии. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между различными философскими школами. Выполните это самостоятельно. Для этого:1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих философских школ;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих то или иное философское направление.1. Счастье — довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от самого наличия. 2. Чтобы быть счастливым, человеку необходимо освободиться от всякого имущества. 3. Природа вещей непознаваема. Все можно доказать и опровергнуть. 4. Человеку доступен лишь феноменальный мир, и разве можно испытывать подлинные эмоции по поводу неподлинного мира? Сохранение полного безразличия ко всему и есть истинное счастье. 5. Для того чтобы пребывать в гармонии, человеку следует обрести свободу от общественных правил и норм. 6. Человек совершенно несвободен и всецело пребывает в распоряжении и не зависящих от него сил. 7. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. 8. Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит. 9. Природа совершенна и гармонична, а цивилизация губительна. 10. Счастье не в вещах, а в нашем отношении к ним.

^

Государственная власть

^

Высказывания Имена мыслителей
  1. «В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».
  2. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».
  3. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»
А) А. Смит

Б) Ж.-Ж. Руссо

В) М. Вебер

Г) Ж.-П. Сартр

10. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к факторам производства, и позиции, характеризующие факторные доходы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Экономический потенциал 5. Потребитель 9. Труд
2. Зарплата 6. Земля 10. Рента
3. Капитал 7. Предпринимательскиеспособности 11. Обмен
4. Налоги 8. Дивиденд 12. Процент
Факторы производства Факторные доходы

microbik.ru

Обществознание. Олимпиада 2012-2013. 11 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2012-2013 учебный год

11 класс (doc)

ЗАДАНИЯ

 

Время выполнения –  1 час 20  мин.

 

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1.1 Зарплата, рента, алименты, гонорар, дивиденды

1.2 Общий объем реального ВВП, ВВП/ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики, уровень и качество жизни населения

1.3 Полития, монархия, аристократия

2. Что(кто) является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

2.1.Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

2.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

2.3 Д. Белл, Д. Гелбрейт, Н.Я. Данилевский, К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин

3. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите   ответы таблицу:

3.1Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках.

3.2. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

3.3. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

3.4. Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

3.5. Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

3.6. Наличие писаной конституции является основным отличительным признаком правового государства.

3.7. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

 

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ниже даны определения одного обществоведческого понятия (названо в задании – Х) различными мыслителями. Что это за понятие?

Т. Гоббс:

X – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над X.

Дж. Локк:

X – это общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье:

X – это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн:

X – благо, а государство – неизбежное зло. Чем совершеннее X, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

5. Вставьте  в текст пропущенные понятия.

5.1.  ______________________  –  самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.

5.2. Изменение спроса на труд вследствие внедрения высоких технологий – это проявление ________________________ безработицы.

5.3. О каком понятии экономической теории идет речь в следующем рассуждении?

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

5.4. Основными критериями социальной стратификации являются доход, престиж, образование,_________________________________________

5.5. _____________________ – это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определенную сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение определенной важной потребности общества.  

6. Перед вами таблица. В первой её колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

 

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Обработка, возделывание»

 

Преобразование окружающего мира

 

 

 

«Движение вперед»

Социальное развитие

 

 

«Неделимое»

Социальные отношения

 

 

«Устрашение»

Политика

 

 

«Приспособлять»

Социализация

 

 

 

 7. Решите задачи

            7.1. 18-летний К. вместо службы в армии проходит альтернативную гражданскую службу в госпитале для ветеранов. Укажите возможную причину, по которой ему разрешили заменить военную службу альтернативной. Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность?

            7.2. 16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов. Являются ли действия Е. правомерными? Почему? Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?

 

8. Вставьте в схему недостающую информацию.

 1) общая выручка - 1) ______________=экономическая прибыль

2) общая выручка - внешние издержки= 2) _______________

3) бухгалтерские + 3) __________________= экономические издержки

 

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

 

1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

 

 

10. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

11. Отметьте в таблице, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

              А) терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом»  спокойствия, психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку и защиту своим членам;

Б) старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости – тревожные симптомы демографической ситуации в России;

В) статус, которым обладает человек на основании  членства в семье, ориентирует его на множество межличностных отношений (отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той социальной группе, к которой принадлежит семья;

Г) семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребенка, ее нельзя заменить никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает индивида с «большим» миром;

Д) ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета занимает важное место в семейной жизни.

 

Характеристика

Функции семьи

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

12. Перед вами «визитные карточки» некоторых из известных вам древних цивилизаций.

1)                        

2)          

 

 

 

 

              

3)                       

 

 

 

 

 

 

4)                          

 

 

 

 

5)

 

 

 

Назовите  цивилизации и их «визитные карточки».

Какая из этих цивилизаций:

А) сохранила свои древнейшие непрерывные культурные традиции?

Б) может считаться колыбелью демократии, в которой сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность?

В) является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи?

         

 

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

      1.  «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В.С. Соловьев)

      2. «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». (Е.Р. Дашкова)

      3.  «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)

      4. «Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству» (А. Реймон)

      5. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)

       6. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)

       7. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».(А. Дистервег)

historyteacher.ru