Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Подберите для каждой науки из левой колонки определение. 6. Итоговая работа по обществознанию теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». Профильный уровень

Тест по обществознанию на тему: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».(10 класс, профильный уровень). Подберите для каждой науки из левой колонки определение


Национальный технический университет

“ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”

СОЦИОЛОГИЯ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

для студентов

ИФ факультета

Харьков – 2015

Семинар 1. Социология как наука об обществе.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие

Содержание

Объект науки

  1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.

Предмет науки

  1. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.

Объект социологии

  1. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.

Предмет социологии

  1. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес

Общесоциологическая теория

  1. Метод сбора первичной информации, который происходит путем обращения с определенными вопросами к группе респондентов.

Функционализм

  1. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.

Теория конфликта

  1. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.

Специальные социологические теории

  1. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.

Эмпирические исследования

  1. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Опрос

  1. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1.

Родоначальником социологии является Иммануил Кант?

2.

Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?

3.

Теория обмена – это макросоциологическая теория?

4.

Общая социологическая теория занимается сбором, описанием и интерпретацией фактов социальной реальности?

5.

С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?

6.

Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?

7.

Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?

8.

Социология образования – это теория среднего уровня?

9.

Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?

10.

Теория конфликта – это микросоциологическая теория?

11

Опрос в социологии можно проводить только письменно?

12

Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Определение науки

ПСИХОЛОГИЯ

1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.

социология

2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения

экономика

3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

демография

4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

этнография

5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.

антропология

6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.

история

7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

политология

8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите, кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

  1. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

  2. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

  3. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

  4. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

  5. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

  6. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

  7. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

  8. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

  9. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

  10. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

  11. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

  12. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

  13. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

  14. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

  15. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

Задание 5.

Известно, что в развитии социологии в нашей стране в 30-е -60-е годы был длительный перерыв: прекратились исследования, преследовались социологи, сама социология трактовалась как буржуазная лженаука. Поясните причины такого перерыва. Почему затем, вплоть до середины 90-х годов, развитие отечественной социологии носило ограниченный характер? Назовите проблемы и трудности с которыми, по Вашему мнению, сталкивается современная украинская социология?

studfiles.net

Материалы текущего и промежуточного контроля — Мегаобучалка

Текущий контроль:

1. В таблице слева даны понятия, для которых необходимо сформулировать четкое определение и записать его в правый столбец. Определение не должно быть чрезмерно большим.

Понятие Определение
Социальные науки  
Гипотеза  
Прогресс  

 

2. Согласны Вы с этими суждениями или нет? Обоснуйте свою позицию.

а) Социально однородное общество – общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению.

б) В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

в) Многие семьи имеют только начало (заключение брака) и не имеют конца.

г) Принадлежность к определенному классу – самое яркое проявление социального статуса.

3. Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера а) социология

2) социальная сфера б) политология

3) политическая сфера в) правоведение

4) духовная сфера г) экономика

д) этика

е) культурология

ж) антропология

4. Согласны ли вы с этими суждениями? Свою позицию обоснуйте.

§ Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают.

§ Бытует мнение, что ранний брак – это узаконенный секс.

§ К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

§ Ранний брак – это всегда неудачный брак.

§ У бедных худшие стартовые условия в жизни, и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

5. Ниже приведены критерии социального объединения людей:

o Оно не является частью какой-либо крупной системы.

o Браки заключаются между представителями данного объединения.

o Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

o Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

o У него собственное название и собственная история.

o Оно обладает собственной системой управления.

o Объединение существует больше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

o Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Подумайте и скажите, кому они могут принадлежать. Ниже дан список возможных кандидатур:

§ Современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан.

§ Древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона.

§ Деревня или село.

§ Промышленное предприятие.

§ Автономная область в составе Российской Федерации.

6. Составьте «пирамиду» социальной структуры современного российского общества.

7. Составьте схематическое изображение коллектива, в котором Вы учитесь (работаете), с указанием его структуры.

8. Охарактеризуйте современные проблемы молодежи, выделите их основные группы по различным основаниям (причины возникновения, условия протекания, психологические особенности возраста и др.). Распределите выделенные проблемы иерархически по степени важности и необходимости разрешения в настоящее время. Согласно построенной иерархии наметьте порядок осуществления целенаправленных социальных изменений.

9. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

10. Социальная система состоит из совокупности подсистем: экономической системы, политической системы, системы социетальной общности и системы социализации. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

Промежуточный контроль:

1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука Определение
1. Психология а) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни
2. Социология б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
3. Экономика в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека
4. Демография г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
5. Этнография д) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.
6. Антропология е) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления
7. История ж) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
8. Политология з) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

 

2. Подготовьте вопросы закрытого типа к тесту по истории развития социологической мысли (развитие зарубежной и отечественной социологии в XIX-XXI вв., становление социологии на Алтае).

3. Разработайте программу конкретного социологического исследования, которое можно провести в нашем вузе.

4. При помощи метода контент-анализа проанализируйте не менее пяти источников (газеты, журналы, Интернет и другие на Ваш выбор) по конкретным социальным проблемам российского общества.

5. Представьте модель реального и идеального состояния российского общества (мирового сообщества) как социальной структуры.

6. Придумайте загадки, шарады, ребусы или кроссворды, выявляющие владение основными понятиями темы "Социология семейных отношений".

7. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

 

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

8. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.

9. Сравните, как протекает процесс социализации у мальчиков и девочек. Есть ли отличия? Рассмотрите с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения у представителей мужского и женского пола. К каким социальным последствиям это приводит?

10. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция «пассионарности», разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует людей в зависимости от «способности поглощать биохимическую энергию живых существ» (см. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. – М., 1993). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется «пассионарием». Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет «субпассионариями».

Основываясь на данной типологии, приведите известные вам примеры «пассионариев» и «субпассионариев» из мировой и российской истории.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Разработать и провести учебное микросоциологическое исследование или программу исследования.

2. Самостоятельно изучить вопросы: "Социально-территориальные общности», "Социально-демографическая структура общества" по публикациям журнала «Социологические исследования».

3. Подготовить домашнее задание на тему "Ранжирование престижа профессий студентами учебной группы”.

4. Провести реферирование статей журналов "Социологические исследования", "Социально-политический журнал".

5. Напишите эссе, касающееся судьбы российской молодежи, опираясь на современный контекст.

6. Представьте и проранжируйте десять основных преобразований, которые, на Ваш взгляд, следовало бы произвести в российской социально-политической сфере общественного бытия (с обоснованием).

7. В самостоятельно созданном литературном произведении (рассказе, стихотворении, сказке) представьте прогноз будущего развития российского общества.

8. Разработайте проблемные задания по курсу "Социология" для студентов педагогических вузов.

Список дитературы

Основная литература:

1. Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.

2.Аженов М.С. Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. Алматы. Б!л!м. 1997.

3.Аженов М.С. Биекенов К.У., Пузиков М.Ф. Экономическая социология. Уч. пос. А., Казак универ. 2002.

4.Аитов Н.А. Социология Образования. А., Минобраз., 2000.

5.Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

6. Бергер П. Приглашение в социологию. М., Аспект-Пресс., 1996.

7.Биекенов К.У. Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы., 2001.

8. Большой толковый словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т. 1,2.М.,1999.

9.Габдуллина К.Г. и др. Социология. Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений. Изд. Санат, Алматы, 1997.

10. Габдуллина К.Г. и др. Социология. Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений. Тараз., 1999.

11. Жаназарова З.Ж. Социология семьи. Алматы, 2001.

12.Экономическая социология Курс лекций. Рук. Авт. Коллектива Гуревич Л.Я. Алматы., 2002.

Дополнительная литература:

1.Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.

2. Американская социология. Проблемы. Перспективы, методы. М., 1972.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Витаньи И. Общество культура, социология. М.,1984.

5. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. Алматы., 2002.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Схема оценки знаний

  Вид контроля ВСК 1 ВСК 2   Тест-экз Итого
Недели        
   
Посещение 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75    
Рубежный контроль                              
Практические занятия 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
СРС 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 0,47 3,25 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 3,25    
СРСп 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
  ИТОГО             100% (30 баллов)             100% (30 баллов)   100% (40 бал.) 100% (60 бал.)
                                       

 

megaobuchalka.ru

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класса страница 2

в) экологических правонарушениях г)решении трудовых споров

17.Племена и народности- это:

а) исторические типы общества б)социальные страты в)этнические общности

г) социальные группы

18.Экономическое развитие страны определяется:

а) ее бюджетом б)ВВП в)расходами на образование г)количеством предприятий

ЧАСТЬ B

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

В1. Ниже приведен перечень понятий. Все они ,за исключением одного ,связаны с понятием «наука».

Закон, теория, культ, понятие, факт.

Найдите и укажите термин не связанный с понятием «наука».

В2. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТИ

А) миф 1)знание является побочным продуктом

Практической деятельности

Б) наука 2)знание существует в форме художественных

образов

В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования

Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной

деятельности

В3.Найдите в приведенном списке проявления экономической (хозяйственной)деятельности людей и обведите цифры, под которыми они указаны.

А) строительство новой транспортной развязки

Б) выборы депутатов парламента

В) изменение ставки банковского процента

Г) оказание парикмахерских услуг Д)репетиция новой пьесы в театре

Е) покупка в кредит квартиры

В4.Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – это …………………….

В5.Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из ниже приведенного списка является объектом данной деятельности:

1) водители поливочных машин 2) поливочные машины

3) грядки картофеля 4) помидоры и огурцы в теплицах

5) технические приспособления 6) пшеничное поле

7) земледельцы

В6.Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ………………….

В7.Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права ,и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)заключение брачного договора 2)заключение договора о поставке продукции

3)конфискация имущества 4)установление авторства

5)нарушение дисциплины труда 6)совершение покупки в магазине

  1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Краткое описание

1.Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.

2.Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

3.Экономика

В. Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

4.Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

5.Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.

6.Антрополо-гия

infourok.ru

6. Итоговая работа по обществознанию теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». Профильный уровень

Итоговая работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

Вариант 1.

Часть А.

1. Кто впервые ввел в научный оборот термин «социология»?

а) М.Вебер; б) К.Маркс; в) О.Конт.

2. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии общественного развития были: а) законы; б) мифы; в) религиозные нормы.

3. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае; б) Древней Индии; в) Древней Греции.

4. Отожествление общества и государства характерно для:

а) буддизма; б) даосизма; в) конфуцианства.

5. В средние века получила развитие:

а) философия; б) античная культура; в) схоластика.

6. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а) Т.Мор; б) Аристотель; в) Платон.

7. Какой ученый XVII века обосновал идею «общественного договора»?

а) Фома Аквинский; б)А.Смит; в) Т.Гоббс.

8. Как называется произведение Н.Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства: а) «История Флоренции»; б) «Государь»; в) «О гражданине».

9. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основанный на определенном способе производства»?

а) цивилизация; б) политическая надстройка; в) общественно-политическая формация.

10. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение ХХ века экзистенциализм?

а) сущность; б) существование; в) бытие человека.

Часть В.

1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой колонке:

1. Психология

А. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

2. Социология

Б. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.

3. Экономика

В. Изучает поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.

4. Демография

Г. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.

2. Какие из указанных суждений относятся к науке социологии:

А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

В) Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные.

Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

Д) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

Е) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

3. Вставьте слово вместо пропусков:

Науки антропология, анатомия, физиология и т.д. изучают человека как-------- организм.

4. Кому принадлежат высказывания:

А) Любой правитель – это не ставленник бога, а лишь народный избранник, которого можно в любой момент заменить.

Б) Для процветания государства необходимы три условия: господство частной собственности, отсутствие препятствий для личной инициативы, невмешательство государства в экономику.

В) Общественное бытие определяет общественное сознание.

Г) Основная задача общества – развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.

Д) Государь в общественных интересах может приносить в жертву жизнь своих подданных.

Часть С.

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

…Существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты и, во-вторых, экзистенциалисты – атеисты. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности.

Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает.

Наш исходный пункт – это субъективность индивида. В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: «Я мыслю – следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего самое себя. ( Ж.П.Сартр)

Вопросы: 1. Каковы две разновидности экзистенциализма? Что объединяет представителей этих течений? 2. Как вы понимаете утверждение Сартра о том, что человек таков, каким он хочет стать?

2. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность).

Вопросы: Как в этом подходе отразились представления о философии раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему?

3. Является ли философия наукой? Ответ обосновать.

Итоговая работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

Вариант 2.

Часть А.

1.Кто ввел термин «философия»: А) Сократ, Б) Пифагор, В) Гераклит.

2.Конфуцианство – это:

А) свод боевых искусств; Б) сборник мифов; В) этические нормы.

3. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого:

А) продемонстрировать свои чудесные способности;

Б) поразить воображение окружающих;

В) достичь состояния, помогающего освобождению души.

4. Автор тезиса: «Не государство существует ради человека, а человек живет ради государства»:

А) Сократ; Б) Платон; В) Аристотель.

5. Что такое «общественный договор»:

А) юридическое понятие; Б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;

В) соглашение между двумя государствами.

6. Как монах Т.Компанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

А) «Утопия»; Б) «Кодекс природы»; В) «Город солнца».

7. Кто впервые применил к обществу понятие «система»?

А) О.Конт; Б) Г.Спенсер; В) А.Смит.

8. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер?

А) экзистенциализм; Б) неокантианство; В) технократизм.

9. Что марксизм понимает под социализмом:

А) первую (низшую) фазу коммунистической формации;

Б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;

В) разновидность империализма.

10. Один из основоположников технократизма: А) Ж.П.Сартр; Б) В.И.Ленин; В) Д.Гэлбрейт.

Часть В.

1.Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой колонке:

1. Этнография

А. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

2. Антропология

Б. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

3. История

В. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

4. Политология

Г. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

2. Какие из указанных суждений относятся к науке психологии:

А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

В) Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные.

Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

Д) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

Е) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

3. Вставьте слова вместо пропусков:

Человек как------, как субъект------жизни – это предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, правоведения и других наук.

4. Кому принадлежат высказывания:

А) Чтобы избежать «войны всех против всех» в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой «общественный договор».

Б) Власть не должна концентрироваться в одних руках или в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.

В) Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

Г) Человек внутренне свободен, его удел – быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.

Д) Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм побеждает первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является «узлом противоречий».

Часть С.

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Ученик спросил учителя: «Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?»

Учитель ответил: «Можно. Чего не желаешь себе, того не делай и другим». (Конфуций)

Вопросы: 1. Под каким названием указанное правило вошло в сокровищницу человеческой мудрости? Можно ли утверждать, что оно годится на все времена? 2. Означает ли это правило запрет зла? Или мудрец вкладывает в него другой смысл?

2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах – мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах – ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы.

Вопросы: Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия атомы и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.

3. Является ли философия наукой? Ответ обосновать.

infourok.ru

Национальный технический университет

“ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”

СОЦИОЛОГИЯ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

для студентов ИФ-факультета

(спортсменов)

Харьков – 2013

Семинар 1. Социология как наука об обществе.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие

Содержание

Объект науки

  1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.

Предмет науки

  1. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.

Объект социологии

  1. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.

Предмет социологии

  1. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес

Общесоциологическая теория

  1. Метод сбора первичной информации, который происходит путем обращения с определенными вопросами к группе респондентов.

Функционализм

  1. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.

Теория конфликта

  1. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.

Специальные социологические теории

  1. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.

Эмпирические исследования

  1. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Опрос

  1. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1.

Родоначальником социологии является Огюст Конт?

2.

Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?

3.

Теория обмена – это макросоциологическая теория?

4.

Общая социологическая теория занимается сбором, описанием и интерпретацией фактов социальной реальности?

5.

С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?

6.

Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?

7.

Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?

8.

Социология образования – это теория среднего уровня?

9.

Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?

10.

Теория конфликта – это микросоциологическая теория?

11

Опрос в социологии можно проводить только письменно?

12

Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Определение науки

ПСИХОЛОГИЯ

1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.

социология

2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения

экономика

3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

демография

4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

этнография

5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.

антропология

6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.

история

7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

политология

8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите, кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

  1. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

  2. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

  3. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

  4. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

  5. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

  6. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

  7. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

  8. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

  9. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

  10. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

  11. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

  12. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

  13. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

  14. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

  15. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

Задание 5.

Известно, что в развитии социологии в нашей стране в 30-е -60-е годы был длительный перерыв: прекратились исследования, преследовались социологи, сама социология трактовалась как буржуазная лженаука. Поясните причины такого перерыва. Почему затем, вплоть до середины 90-х годов, развитие отечественной социологии носило ограниченный характер? Назовите проблемы и трудности с которыми, по Вашему мнению, сталкивается современная украинская социология?

studfiles.net

Национальный технический университет

“ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”

СОЦИОЛОГИЯ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

для студентов

ИФ факультета

Харьков – 2013

Семинар 1. Социология как наука об обществе.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие

Содержание

Объект науки

  1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.

Предмет науки

  1. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.

Объект социологии

  1. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.

Предмет социологии

  1. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес

Общесоциологическая теория

  1. Метод сбора первичной информации, который происходит путем обращения с определенными вопросами к группе респондентов.

Функционализм

  1. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.

Теория конфликта

  1. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.

Специальные социологические теории

  1. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.

Эмпирические исследования

  1. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Опрос

  1. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1.

Родоначальником социологии является Иммануил Кант?

2.

Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?

3.

Теория обмена – это макросоциологическая теория?

4.

Общая социологическая теория занимается сбором, описанием и интерпретацией фактов социальной реальности?

5.

С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?

6.

Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?

7.

Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?

8.

Социология образования – это теория среднего уровня?

9.

Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?

10.

Теория конфликта – это микросоциологическая теория?

11

Опрос в социологии можно проводить только письменно?

12

Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Определение науки

ПСИХОЛОГИЯ

1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.

социология

2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения

экономика

3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

демография

4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

этнография

5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.

антропология

6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.

история

7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

политология

8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите, кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

  1. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

  2. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

  3. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

  4. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

  5. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

  6. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

  7. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

  8. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

  9. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

  10. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

  11. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

  12. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

  13. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

  14. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

  15. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

Задание 5.

Известно, что в развитии социологии в нашей стране в 30-е -60-е годы был длительный перерыв: прекратились исследования, преследовались социологи, сама социология трактовалась как буржуазная лженаука. Поясните причины такого перерыва. Почему затем, вплоть до середины 90-х годов, развитие отечественной социологии носило ограниченный характер? Назовите проблемы и трудности с которыми, по Вашему мнению, сталкивается современная украинская социология?

studfiles.net

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».(10 класс, профильный уровень)

hello_html_52a96654.gifhello_html_m30b100e1.gifhello_html_32262645.gifhello_html_7683f307.gifТест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 1.

А1. Кем впервые был введён в научный оборот термин «социология»?

  1. М. Вебером 3) О.Контом

  2. К. Марксом 4) Г. Лейбницем.

А2. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?

  1. Сенека 3) Аристотель

  2. Сократ 4) Анаксимандр.

А3. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

  1. Китай 3) Индия

  2. Вавилон 4) Египет.

А4. Термин философия появляется:

  1. в Древнем Китае 3) в Древнем Египте

  2. в Древней Индии 4) в Древней Греции.

А5. Конфуцианство – это:

  1. свод боевых искусств

  2. этические нормы

  3. юридические нормы

  4. сборник мифов.

А6. Назовите европейского философа, который относится к философии экзистенциализма

  1. Гегель 3) Сартр

  2. Фейербах 4) Гэлбрейт.

А7. Что марксизм понимает под социализмом?

  1. Общество будущего

  2. Первую (низшую) фазу коммунистической формации

  3. Общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом

  4. Разновидность империализма.

А8. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

  1. «Утопия» 3) «Политика»

  2. «Город солнца» 4) «Кодекс природы».

А9. Что означает понятие социология?

  1. Учение об обществе как целостной системе

  2. Наука, изучающая человека

  3. Наука, изучающая отдельные социальные группы общества

  4. Учение о политическом устройстве общества.

А10. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получила своё название философское течение XX в. экзистенциализм?

  1. сущность 3) бытие человека

  2. существование 4) стремление к бесконечности.

А11. Кто из великих философов изрёк, что «ничто так не поражает моё воображение, как звёздное небо над головой и нравственный закон во мне»?

  1. Л. Фейербах 3) Г. Гегель

  2. И. Кант 4) Д. Дидро.

А12. Назовите одну из неправильных форм государства по Аристотелю

  1. монархия 3) тирания

  2. полития 4) аристократия.

А13. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.

  1. Р. Оуэн 3) Д. Дидро

  2. Вольтер 4) Ш. Фурье.

А14. Какой голландский учёный первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?

  1. Б. Спиноза 3) Т. Гоббс

  2. Г. Гроций 4) Дж. Локк.

А15. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

  1. Аристотель 3) Т. Кампанелла

  2. Платон 4) Т. Мор.

А16. Кто автор теории прибавочной стоимости?

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс

  2. А. Смит и Д. Рикардо

  3. Т. Мор и Ф. Бэкон

  4. Вольтер и Д. Дидро.

А17. Идею самобытности России, её принципиального отличия от стран Западной Европы провозглашали

  1. славянофилы 3) социал-демократы

  2. западники 4) кадеты.

А18. Одним из основателей философии технократизма является

  1. А. Смит 3) Ф. Энгельс

  2. Э. Бернштейн 4) Дж. Гэлбрейт.

А19. Понятие даосизм переводится как

  1. Учение о пути

  2. Учение о благородном муже

  3. Учение о мире

  4. Учение о Боге.

А20. Первым источником философской мудрости Древней Индии стали

  1. саги 3) законы

  2. эпосы 4) веды.

В1. Учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме – является неотъемлемой частью …………….. …………….. философии.

В2. Вставьте пропущенные понятия: «А. Смит выделял три основных условия процветания государства:

  1. господство…………….. ………………….. ;

  2. невмешательство…………………………. в экономику;

  3. отсутствие препятствий для развития ……………………. ………………………….. ».

В3. Установите соответствие между лидерами различных течений марксизма и их убеждениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИДЕРЫ УБЕЖДЕНИЯ

А) В. Ленин 1) Политика частичных реформ позволит капитализму постепенно трансформироваться в социалистическом направлении; «цель – ничто, движение – всё»

Б) Э. Бернштейн 2) Партия пролетариата является руководящей и направляющей силой, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построение коммунистического общества.

В4. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

  1. психология А) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

  2. социология Б) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.

  3. демография В) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.

В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древней Индии.

Веды, Упанишады, карма, дао, четыре благородные истины.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С3.

Платон – древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разрабатывал модель идеального государства. Одной из наиболее известных работ стало «Государство».

«Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть её - плохо. Однако когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда её творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости и не страдать от неё. Отсюда взяло своё начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых – вот каково происхождение и сущность справедливости.

Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое- кто был в нём счастлив, но так, чтобы оно было счастливо всё в целом».

С1. Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?

С2. Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов? Свой ответ поясните.

С3. Что для автора важнее – человек или государство? Как вы думаете, почему?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 2.

А1. Что означает понятие социология?

  1. учение об обществе как целостной системе

  2. науку, изучающую человека

  3. науку, изучающую отдельные социальные группы общества

  4. учение об общественно-экономической формации.

А2. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «мыслю, следовательно, существую»?

  1. Г. Лейбниц 3) М. Монтель

  2. Р. Декарт 4) Дж. Локк.

А3. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства»?

  1. цивилизация

  2. политическая надстройка

  3. базис

  4. общественно-экономическая формация.

А4. Что такое общественный договор?

  1. юридическое понятие заключения международных соглашений

  2. философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

  3. понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами

  4. разновидность договора, который устанавливается между юридическими лицами.

А5. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

  1. идея установления диктатуры пролетариата

  2. идея социалистической революции

  3. идея равенства

  4. идея классовой борьбы.

А6. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.

  1. «Государь» 3) «О гражданине»

  2. «Кодекс природы» 4) «Город солнца».

А7. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

  1. экзистенциализм 3) неотомизм

  2. неокантианство 4) технократизм.

А8. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества:

А. Военное, с принудительным сотрудничеством.

Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А9. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.

  1. Демокрит, Сократ 3) Гераклит, Пифагор

  2. Фалес, Анаксимен 4) Платон, Аристотель.

А10. Назовите одну из правильных форм государства по Аристотелю

  1. монархия 3) тирания

  2. олигархия 4) охлократия.

А11. Что такое стоимость?

  1. индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя

  2. цена товара, возникающая на рынке

  3. общественно необходимый труд, затраченный на производство товара

  4. разница между затратами на производство товара и ценой, по которой товар продаётся.

А12. Что утверждает социологическая концепция технократизма?

  1. неизбежность победы научно-технической революции

  2. необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемой в интересах всего общества

  3. необходимость подчинения всей жизни общества научному прогнозированию и регуляции

  4. необходимость модернизации всех сторон жизни общества.

А13. Что является источником прибавочной стоимости?

  1. неоплаченный труд наёмных рабочих

  2. избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью

  3. неэквивалентный обмен на рынке

  4. стремление капиталиста к сверхприбыли.

А14. До К. Маркса теория трудовой стоимости была разработана в трудах:

  1. У. Петти 3)А. Смита и Д. Рикардо

  2. Т. Гоббса 4) Д. Дидро и Ж.Ж Руссо.

А15. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:

  1. религию

  2. нравственное совершенство человека

  3. материальное производство

  4. идеологию.

А16. И западники, и славянофилы были:

  1. монархистами 3) социалистами

  2. либералами 4) революционерами.

А17. Какому понятию соответствует данное определение:

«Течение философской мысли, в основе которой лежит доктрина о том, что Россия есть Евразия, третий срединный континент, эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии»?

  1. западничество 3) деизм

  2. славянофильство 4) евразийство

А18. Теория, по которой человек для реализации своих естественных прав может выступать партнёром государства, отдавая часть своих прав в обмен на обеспечение государством его безопасности и собственности

  1. теория коллективного договора

  2. патриархальная теория

  3. теория общественного договора

  4. психологическая теория

А19. Социалистом-утопистом не является

  1. Т. Кампанелла 3) Ф. Бекон

  2. Т. Мор 4) Р. Оуэн

А20. Утверждение: «Главным источником богатства является труд» - принадлежит

  1. Э. Бернштейну 3) А. Сен-Симону

  2. А. Смиту 4) Вольтеру

В1. Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия изучают человека как………………….. организм.

Человек как ………………………… , как субъект…………………… жизни является предметом изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения.

В2. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

  1. Экономика А) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

  2. Этнография Б) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

  3. История В) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

В3. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

  1. Социология А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

  2. Психология Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

В) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.

Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

В4. Вставьте пропущенное слово:

Философия

онтология

………………………….

этика

эстетика

В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древнего Китая.

Инь, ян, дао, сын Неба, карма, благородный муж.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Н. Макиавелли «Государь».

«Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надёжнее выбирать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они не- благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тот час от тебя отвернутся. И худо придётся тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая даётся за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных».

С1. Каково отношение автора к людям?

С2. Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.

С3. Какой правитель признаётся мудрым?

С4. О каких типах управления государством идёт речь и как они были представлены в мировой истории?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 3.

А1.Что такое гносеология?

  1. Раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности.

  2. Совокупность религиозных доктрин о сущности Бога.

  3. Раздел философии, изучающий фундаментальную природу бытия.

  4. Христианские нравственные ценности.

А2. Верны ли следующие суждения о мифологическом сознании?

А. Всё, что непосредственно воздействует на ум, волю и чувство есть реальность.

Б. Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

  1. демократическое 3) олигархическое

  2. аристократическое 4) теократическое.

А4. Верны ли следующие суждения о древних мифах?

А. В древних мифах выделяется идея творения.

Б. Древние мифы основаны на идее развития.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А5. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

  1. Отношения собственности

  2. Отношения распределения

  3. Отношения обмена

  4. Отношения с государством.

А6. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

А. После рождения, т.е. его природа заранее задана.

Б. Человек делает себя сам.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Какому понятию соответствует данное определение:

«Самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества»?

  1. история 3) экономика

  2. философия 4) политология

А8. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?

  1. явление 3) критерий

  2. сущность 4) абстрагирование.

А9. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы рассматривая их в связи с общественным целым?

  1. социология 3) политология

  2. политэкономия 4) социальная психология.

А10. В каком столетии впервые появляется термин социология?

  1. в XV 2) в XVII 3) в XIX 4) в XX.

А11. Кто из французских философов, выражая своё отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?

  1. Ж.Ж. Руссо 3) Д. Дидро

  2. Вольтер 4) Ж.О. Ламетри

А12. Какая из указанных религий возникла позже других?

  1. христианство 3) буддизм

  2. ислам 4) иудаизм.

А13. Какому понятию соответствует данное определение:

«Стоимость, созданная трудом рабочего в прибавочное время, результат неоплаченного капиталистами труда рабочего»?

  1. стоимость товара

  2. потребительная стоимость

  3. прибавочная стоимость

  4. стоимость рабочей силы.

А14. Назовите философа, который был сторонником философии экзистенциализма

  1. Сартр 2) Гелбрейт 3) Гегель 4) Фейербах.

А15. Назовите сторонников теории «общественного договора»

  1. А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах

  2. Д. Дидро, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо

  3. Ж.Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг

  4. О. Конт, Г. Спенсер, А. Смит.

А16. Т. Гоббс называл догосударственное состояние общества

  1. дикостью 3) войной всех против всех

  2. варварством 4) первобытным обществом.

А17. Идеология славянофилов включала в себя следующий принцип:

  1. идеализацию прошлого

  2. индивидуализм

  3. монархизм

  4. космополитизм.

А18. В соответствии с марксистской теорией главной производительной силой любого общества являются:

  1. люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками

  2. люди, находящиеся на государственной службе

  3. люди, обладающие частной собственностью

  4. люди, относящиеся к наиболее революционному классу – пролетариату.

А19. К философам-просветителям не относится:

  1. Вольтер 3) Монтескье

  2. Фурье 4) Дидро.

А20. На смену капитализму, согласно теории К. Маркса, должна прийти новая общественно-экономическая формация

  1. социалистическая 3) цивилизационная

  2. технократическая 4) коммунистическая.

В1. Вставьте пропущенные понятия.

К. Маркс считал, что общество развивается по следующим законам:

1) …………… ………………. определяет общественное сознание.

2) решающую роль в жизни общества играет……………………. производство.

3) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню…………………..

…………………………. .

В2. Вставьте пропущенное слово. Утверждение: «победа социалистической революции первоначально возможна в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране» - принадлежит…………………………….. .

В3. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

  1. Антропология А) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

  2. Политология Б) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.

  3. Демография В) происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

В4. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

  1. Социология А) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

  2. Психология Б) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

В) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

Г) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.

В5. Ниже приведены имена философов. Все они, за исключением одного, относятся к философам Древней Греции.

Фалес, Анаксимен, Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Аристотель «Политика»

«Общение, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое.

Мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании. Гражданин относится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и неодинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй.

Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчёлы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других живых существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделённая от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестаёт быть собственно рукой, т.е. она остаётся рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством».

С1. В чём Аристотель видит цель государства?

С2. Каковы, по мнению философа, причины появления государства?

С3. Кого Аристотель считает гражданами?

С4. Гражданин существует для государства или государство для гражданина? Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень.

Вариант 4.

А1. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии до государственного общественного развития были

  1. законы 3) религиозные нормы

  2. мифы 4) моральные нормы.

А2. Согласно греческой мифологии , огонь людям подарил

  1. Нептун 2) Прометей 3) Ахилл 4) Геракл.

А3. Закончите предложение. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого

  1. Продемонстрировать свои чудесные способности

  2. Поразить воображения окружающих

  3. Достичь состояния, которое поможет освобождению души от пут кармы

  4. Соединиться с мировым разумом.

А4.Автор тезиса: «Справедливое государство – это то, которым руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди, способные мудро управлять государством».

  1. Аристотель 2) Конфуций 3) Платон 4) Эпикур.

А5. Аристотель считал, что опорой государства должны быть

  1. низшие слои общества

  2. средние слои общества

  3. высшие слои общества

  4. одарённые личности – философы.

А6. Автор труда «Об общественном договоре»

  1. Т. Гоббс 2) Дж. Локк 3) Ж.Ж. Руссо 4) Ш. Монтескье.

А7. Теория, предполагающая постепенный переход государственного управления в руки инженерно-технической интеллигенции

  1. технократизм 3) энергетизм

  2. экзистенциализм 4) социализм.

А8. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»?

  1. «О государстве» 3) «О праве войны и мира»

  2. «Левиафан» 4) «Город солнца».

А9. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

  1. Аристотель 2) Платон 3) Т. Мор 4) Т. Кампанелла.

А10. Какое понятие соответствует следующему определению:

«Пограничная дисциплина, которая исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования личности»?

  1. социология 3) философия

  2. психология 4) социальная психология.

А11. Кем впервые был введён в научный оборот термин социология?

  1. М. Вебером 2) К. Марксом 3) О. Контом 4) А. Смитом.

А12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

  1. Платону 2) Гераклиту 3) Цицерону 4) Эпикуру.

А13. Что означало слово демократия у древних греков?

  1. равные права 3) власть народа

  2. равные возможности 4) власть избранных.

А14. К памятникам древнеиндийской культуры относится:

  1. Упанишады 3) Тибетская книга мёртвых

  2. Эпос о Гильгамеше 4) Книги Царств.

А15. Какое понятие соответствует следующему определению:

«Историческая ступень общественного развития, основанная на определённом способе производства, со своим базисом и надстройкой»?

  1. Способ производства

  2. Общественно-экономическая формация

  3. Прибавочная стоимость

  4. Общественное бытие.

А16. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.

  1. Р. Оуэн 2) Вольтер 3) Ш. Фурье 4) Т. Мор.

А17. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.

  1. «История Флоренции»

  2. «Государь»

  3. «О гражданине»

  4. «Левиафан».

А18. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

  1. «Утопия»

  2. «Кодекс природы»

  3. «Город солнца»

  4. «Левиафан».

А19. Какому понятию соответствует следующее определение: «Описание профессии, информация о её особенностях и особенностях профессиональной деятельности»?

  1. профессиограмма 3) резюме

  2. эссе 4) эмпатия.

А20. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

  1. экзистенциализм 3) неогегельянство

  2. неокантианство 4) технократизм.

В1. Тезис о том, что судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено, принадлежит философии ………………….. .

В2. Согласно взглядам В. Соловьёва, историю олицетворяют три силы:

  1. мусульманский Восток

  2. ………………. …………………..

  3. ………………. ………………….

В3. . Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.

  1. Социология А) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.

  2. Психология Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

В) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.

Г) кадровым рабочим человек становится к 30 годам.

В4. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

  1. Педагогика А) наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

  2. Философия Б) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

  3. Биохимия В) наука о воспитании и обучении.

В5. Ниже приведены имена общественных деятелей России XIX в. Все они, за исключением одного, относятся к славянофилам.

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:…………………………

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

«При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военные действия, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется так же тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствие точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Цель государства – главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащих в страхе под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты».

С1. Как называется теория происхождения государства, основы которой выражены в тексте?

С2. Как зависимы понятия «война против всех», «государство», «гражданское состояние», «власть»?

С3. Почему в определении сущности государства Гоббс использует понятие «единое лицо»? Какую существенную сторону функционирования государства определил философ, используя это образное выражение?

С4. Объясните, какая функция государства более важна: 1) поддержание справедливости, 2) поддержание мира, 3) согласование интересов населения, 4) развитие частной инициативы.

Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

10 класс. Профильный уровень. Ключ к тестам

Вариант 1.

А1-3; А2-2; А3-3; А4-4; А5-2; А6-3; А7-2; А8-2; А9-1; А10-2; А11-2; А12-3; А13-4; А15-4; А16-1; А17-1; А18-4; А19-1; А20-4.

В1- древнеиндийской;

В2-1-частной собственности,

2-государства,

3- частной инициативы.

В3- А2Б1;

В4-1Б2В3А;

В5- дао

Вариант 2.

А1-1; А2-2; А3-4; А5-3; А6-1; А7-1; А8-3; А9-2; А10-1; А11-3; А12-2; А13-1; А14- 3; А15- 3; А16-2; А17-4; А18-3; А19-3; А20-2.

В1- биологический, личность, общественной;

В2-1Б2В3А;

В3- 1АГ2БВ;

В4-гносеология;

В5-карма.

Вариант 3.

А1-1; А2-3; А3-2; А4-3; А5-1; А6-2; А7-2; А8-2; А9-1; А10-3; А11-2; А12-2; А13-3; А14-1; А15-2; А16-3; А17-1; А18-1; А19-2; А20-4.

В1-1.общественное бытие

2. материальное

3. производительных сил.

В2- Ленину

В3- 1В2А3Б

В4- 1БВ2АГ

В5- Конфуций.

Вариант 4.

А1-2; А2-2; А3-3; А4-3; А5-2; А6-3; А7-1; А8-2; А9-3; А10-4; А11-3; А12-2; А13-3; А14-1; А15-2; А16-3; А17- 2; А18-3; А19-1; А20-1.

В1-конфуцианства

В2- 2. Западная цивилизация

3.Славянский мир.

В3- 1АГ2БВ

В4- 1В2А3Б

В5- Грановский.

infourok.ru