Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения. О каком общении говорится в левой колонке


§ 2. Общение устное и письменное -

Рассмотрите рисунки. На каком из них показано устное общение, а на каком - письменное?

4. О каком общении говориться в левой колонке, о каком - в правой? Расскажите, чем отличается устное общение от письменного.

В левой колонке говориться об устном общении,в правой колонке - о письменном общении. Устное общение отличается от письменного тем, что мы произносим слова вслух, когда общяемся устно или слушаем их, когда как при письменном общении мы пишем слова, предложения, тексты или читаем их.

5. Рассмотрите схему. Почему слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками?

Слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками, потому что имеется в виду, что идет общение людей друг с другом: один говорит, дрйгой слушает; один пишет, другой читает написанное.

6. В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.

1) об устной ре6чи и слушании: 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться.7. От учтивых слов язык не отсохнет.2) о письменной речи и чтении: 1. Что написано епром,того не вырубишь и топором. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.Что написано пером, того не вырубишь и т опором. Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.Хорошую речь хорошо и слушать. Когда человек говорит грамотно, красиво, правильно, его приятно слушать.Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай Нужно прислушиваться к советам старших, более опытных людей.С умным разговориться что мёду напиться. Когда поговоришь с уным человеком, запас знаний пополняется. Всегда приятно поговорить с образованным человеком.От учтивых слов язык не отсохнет. Нужно говорить почаще вежливые слова.Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Читая книги, нужно вдумываться в смысл, получать знания, расширять кругозор.

7. Спешите текст. О чем в нем говориться? Выучите весь текст или одно-два предложения (на выбор). Приготовьтесь произнести его тожественно.

В тексте говориться о том, что наш язык самый богатый, меткий и могучий. Нужно любить свой язык.

8. Приведите примеры ситуаций,когда на уроках вы слушаете, читаете, говорите, пишите.Мы слушаем когда учитель объясняет новую тему или ученик отвечает у доски. мы читаем в учебниках новый материал. Мы говорим, когда устно отвечаем на вопросы учителя, задаем вопросы. Мы пишем диктанты, сочинения, записываем правила.

porusskomu.ru

Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, называется

Общение можно определить как (*ответ*) контакт, взаимосвязь между людьми  передача информации  беседа на заданную тему  разговор двух и более людей Общение по телефону начальника с подчиненным можно определить как (*ответ*) межличностное, вербальное, официальное, дистантное, фатическое  межличностное, вербальное, официальное, контактное, фатическое  межличностное, вербальное, официальное, дистантное, нефатическое  межличностное, невербальное, официальное, дистантное, фатическое Общение, при котором коммуниканты разделены временем и / или расстоянием, называется (*ответ*) дистантным  фатическим  вербальным  нефатическим Одной из основных ошибок или уловок, относящихся к демонстрации, является (*ответ*) «поспешное обобщение»  «переход на лица»  «порочный круг»  «ложность оснований» Определение риторики как «искусства о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению» принадлежит (*ответ*) М.В. Ломоносову  Ф.И. Буслаеву  Б.В. Томашевскому  Н.Ф. Кошанскому Орфоэпические нормы определяют правильность (*ответ*) произношения и ударения  построения словосочетаний и предложений  употребления определенных словоформ  словоупотребления и сочетаемости слов Платон был учеником (*ответ*) Сократа  Цицерона  Аристотеля  Горгия Платону принадлежит трактат (*ответ*) «Пир»  «Образование оратора»  «Брут»  «Риторика» Положение, требующее доказательства, определяется как (*ответ*) тезис  демонстрация  антитезис  аргумент Понятие «дискуссионная речь» впервые появилось в отечественной лингвистике в _ века. (*ответ*) 20-х гг. XX  60-х гг. XX  80-х гг. XX  50-х гг. XX Поэтика и риторика разделяются и приобретают различные предметы (*ответ*) в 40-е гг. XIX века  в 50-е гг. XX века  с начала XX века  в конце XVIII века Притчу можно определить как (*ответ*) развернутую художественную форму метасообщения  одну из основных формул речевого этикета  один из топов как смысловых моделей речи  разновидность риторической фигуры мысли Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, называется (*ответ*) говорением  коммуникацией  чтением  интенцией

www.soloby.ru

Урок русского языка в 5 классе

Стёпина Н.М., учитель МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа»

Шаблыкинского района Орловской области

Конспект урока объяснения нового материала

Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»

Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты.

1.Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • узнать о роли языка в жизни человека, общества;

  • познакомиться с основными функциями русского языка;

  • научиться различать понятия язык и речь, общение письменное и устное;

  • работать с лингвистическим текстом;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

  • воспроизводить (устно) лингвистический текст;

  • излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • подбирать аргументы для определения своей личной позиции к общению с окружающими

2.Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • сформулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность;

  • находить и выделять необходимую информацию;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

  • проводить работу по предложенному заданию;

  • слушать и слышать друг друга;

  • полно и точно выражать свои мысли;

  • добывать недостаточную информацию с помощью вопросов;

  • строить понятное для слушателей высказывание;

  • вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

  • формулировать простые выводы;

  • применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в схемах и тексте;

  • продолжить совершенствование навыка построения рассуждения на основе причинно-следственных связей

3.Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

  • осознавать эстетические ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • воспитать уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • поддержать личный познавательный интерес, культуру речевого общения;

  • стремиться к речевому самосовершенствованию

Основные понятия урока: язык, речь, общение

Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; раздаточные материалы (рабочие листы), мультимедийная презентация.

Этап урока. Основное содержание урока.

Основные виды деятельности учащихся

1

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Эмоциональное включение в урок

Мобилизация внимания

Проверка готовности к уроку

2

Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева (рабочий лист. Задание 1.)

(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал – французский,

А я дал месье по пузу.

Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

С трудом нас подняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

Слушание и адекватное понимание текста стихотворения

-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?

-Какой язык имел в виду поэт?

-На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?

-А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?

-Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?

-Для чего человеку нужно знание родного языка?

(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)

-Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?

-Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?

-Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?

Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: (слайд 1)

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

-Какое же это слово? (язык)

Анализ языкового материала

Аргументация собственной точки зрения

Построение умозаключений на основе анализа языкового материала

Фронтальная работа

Слушание и адекватное понимание текста высказывания

3

4.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите в рабочие листы тему урока «Язык и человек. Общение устное и письменное» (слайд 2)

-Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока?

Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.

-Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?

(Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.)

Обратите внимание, сегодня вы, ребята, распределены на группы. Так легче работать. Как говорится, в старой пословице, ум - хорошо, а два – лучше. Не забывайте и о правила работы в группах.

Групповая работа ( в рабочих листах) Задание 2

1 группа (отгадать загадки о языке)

1)Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

2)Не на меру, не на вес,

А при всяком есть? (речь)

3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не может. (зубы и язык)

4)Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено… (словами)

5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не может. (язык)

-Давайте сверим, правильно ли мы отгадали загадки (слайд 3)

2 группа (соотнести части пословиц о языке)

1.От приветливых слов красно и слушать

2.Слово не воробей: язык не отсохнет

3.Красную речь вылетит – не поймаешь

4.Бойся вышнего не сколотишь и сапога

5.Без русского языка не говори лишнего

-Давайте сверим, правильно ли мы соединили части пословиц (слайд 4)

3 группа (работа с высказываниями известных людей о языке)

Задание: внимательно прочитайте высказывания В.Г Короленко и М.Горького.

…Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. (В.Г. Короленко)

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

Ответьте на вопросы:

-Как связаны между собой эти высказывания? Запишите ответ 1 предложением.

-Какое отношение они имеют к теме урока?

Ребята, вы увидели, что пословицы, поговорки, загадки и известные высказывания говорят о значении языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества.

Целеполагание.

И сегодня нас ожидают новые открытия.

-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения)

Сравним наши цели (слайд 5)

Записывают тему урока

Повторение изученного в начальной школе материала

называют пословицы и поговорки

работают в группах

отгадывают загадки

Соотносят части пословиц

Сравнивают высказывания известных людей

Формулирование целей урока

Сопоставление целей

5.

Работа по теме урока

Существуют три назначения языка в жизни человека.

1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3.Назначение языка.)

Назначение языка.

Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.

Первое. Вы встречаетесь с друзьями:

-Привет!

-Здравствуй!

-Как дела?

-Как назвать то, что вы делаете? (общение)

Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.

-Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)

Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»

-Чему служит высказывание? (побуждение к действию)

-Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?

Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6)

Язык в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию.

2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Для чего же нужно человеку знание языка?

-Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)

Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь.

Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.

Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.

-Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.

-Какое значение у этих слов общее?

-Чем же отличается язык от речи?

Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.

4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)

-Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».

Я взял трубку.

-Алло!

-Алло!

-Слышно?

-Слышно!

-…Давай разговаривать.

-Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?

-Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?

-Правда.

-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

-Правда.

-Ну?

-Что «ну"?

-Чего же ты не разговариваешь?

-А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…

Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?

-Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)

-Какое условие речевого общения отсутствовало?

-Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

5. Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.

-О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?

-Расскажите, чем отличается устное общение от письменного?

-Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.

-Рассмотрите схему на с.6.

-Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)

Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.

Работают в рабочих листах

Индивидуальная работа

Работа с высказываниями (письменная)

Формулирование вывода

Сопоставление вывода

Работа с учебной информацией

Работа со словарной статьей

Сопоставительный анализ с точки зрения языкового материала

Выразительное чтение текста

Аргументация собственной точки зрения

Формулирование вывода

Работа с учебной информацией

Работа с рисунками

Работа со схемой

6.

Первичное закрепление материала

1.Выполнение упражнения 1.

-Прочитайте текст Л.Успенского, попытайтесь правильно понять смысл.

Так как мы работаем с текстом, не забудьте отмечать на полях графические обозначения:

«!» - Я это знал; «+» - Новое для меня; «_» - Вызывает сомнение; «?» - вопрос

-Как можно озаглавить текст?

-Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали?

-Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос.

( С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком…Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.)

-Правильно спишите эти предложения. Карандашом подчеркните трудные случаи написания.

-Какая информация показалась знакомой?

-Вызвало ли что-то сомнение?

-Возникли ли какие-либо дополнительные вопросы?

Чтение и адекватное понимание текста

Языковой анализ текста

7

Физкультминутка

Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились.

Снятие общего утомления (физическая и эмоциональная разгрузка)

8.

Словарная работа (слайд 8)

Вы видите слова

Общение, общаться, общительный

-Докажите, что перед вами родственные слова.

-Выделите в них одинаковый корень.

-Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня:

Без языка люди не могли бы …. друг с другом.

-О какой функции языка шла речь в предложении?

работа со словарными словами

9

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Упражнение 6 (с.6).- в рабочих листах. Задание 5.

Запишите пословицы:

Вариант 1 – об устной речи и слушании

Вариант 2 – о письменной речи и чтении

Дополнительные задание:

1.Приведите свой пример пословицы на данную тему.

2.Выберите понравившуюся пословицу и объясните (письменно), какие особенности языка подчеркиваются в ней.

3.Зачитайте получившее мини-сочинение.

Критерии оценивания:

1б. –Соблюден необходимый объем письменной работы (3-5 предложения).

2б. – Правильность изложения материала.

1б. – Логика изложения материала, четкость.

1б. – Культура изложения материала

«5» - 5 балла; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - 2-1 балл

Индивидуальная работа с текстом

Написание мини-сочинения

Обсуждение работ товарищей

10

Дополнительная работа по закреплению изученного материала.

Удивительно, но факт, что каждый человек учится понимать и произносить слова намного раньше, чем начинает ходить. Как тут не вспомнить себя. Правда? Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь, если подумать, нашу Землю населяют разные живые существа. Но человек отличается от них.

-Как вы думаете, чем? (даром слова)

Ученым известны свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. Их называют «маугли».

-Кто- нибудь смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нем книгу? (слайд 9)

-Кем он был?

А теперь познакомимся с текстом в рабочих листах. Задание 6. Прочитайте текст. Не забывайте о пометах к тексту.

Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.

Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.

- О чем текст? Озаглавьте его.

-Найдите предложение, которое передает главную мысль.

-Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое общество?

-_Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения.

Установление причинно-следственных связей

Смысловое чтение

Анализ текста

Аргументация собственной точки зрения

11

Рефлексия (подведение итогов урока)

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

-Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…)

-Чему научились?

-Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях)

-С чем они были связаны?

-Над чем еще нужно поработать?

-Оцените свой уровень (см. памятку). Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета:

1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий (красная карточка)

2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий (зеленая карточка)

3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении практических заданий (желтая карточка)

Оценивание

-Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся после проверки их рабочих листов)

Анализ собственной ученической деятельности и самооценка

12

Задание на дом

1.Параграфы 1,2 (с.4-7)

2.Базовый уровень: упр.7

3.Дополнительно (повышенный уровень): упр.3. Ответить на проблемный вопрос: «Что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт?»

Критерии оценивания:

1.Прямой, связный ответ на вопрос (2 б.)

2.Самостоятельное формулирование суждений (2 б.)

3.Убедительность своих аргументов (2 б.)

4.Отсутствие фактических ошибок (1 б.)

5.Следование нормам речи (2 б.)

Итого: 9 баллов

«5» - 9 б.

«4» - от 8 – 7 б.

«3» - от 6 – 4 б.

«2» - от 3 – 0 б.

Фиксируют домашнее задание

infourok.ru

Русский язык. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т.А. и др.

 

Учебник по русскому языку для 5 класса

 

  Учебник по русскому языку. 5 класс. 1 часть. (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В.). 

  Данный учебник соответствует требованиям ФГОС и является частью учебно-методического комплекта для изучения русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений. На учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Научный редактор - академик, доктор филологических наук Н.М. Шанский. 

  Настоящий учебник пользуется заслуженной популярностью у преподавателей, а УМК Ладыженской Т.А. и др. используется в огромном количестве российских школ. В учебнике Ладыженской успешно реализуется идея параллельного обучения языку и речи, а также развития навыков общения и пополнения культурологического багажа знаний. Помимо заданий направленных на усвоение и закрепление текущих тем, здесь системно включены также задания на фонетический, морфемный и морфологический разбор слов, синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Учебник включает в себя: определения и правила для заучивания, теоретические сведения, материалы для самостоятельных наблюдений, различные памятки, задания по развитию коммуникативных умений (умения общаться), задания для повторения изученного, задания повышенной трудности, задания игрового и занимательного характера, задания по речевому этикету.

  1 часть учебника Ладыженской Т.А. и др. для 5 класса содержит 375 упражнений,орфографический и толковый словари, памятки по написанию диктанта, изложения и сочинения, репродукции к картинам. 

  Здесь мы разобрали все упражнения 1 части учебника и выполнили все сопутствующие задания. Ко всем упражнениям приложены ответы. Это позволит учащемуся проверить себя при выполнении домашнего задания. Родители также могут воспользоваться ответами к заданиям учебника для контроля.

  Не следует воспринимать ответы к заданиям как возможность примитивно списать. Сначала выполняйте домашнюю работу самостоятельно, прилагайте максимум терпения и старания. Только после того, как домашнее задание выполнено в черновике, Вы можете посмотреть готовые ответы к нужным упражнениям.

textext.ru

Изменения левой колонки.

Уважаемые форумчане!
Думаю, все заметили, что посещаемость нашего сайта растет с каждым месяцем. Последняя «взятая высота» равнялась пятнадцати с половиной тысячам посещений в день. Разумеется, для нас это очень радостная цифра, которая означает результаты нашей работы. С другой стороны, такие цифры влекут за собой изменения и необходимость обновлений. Сейчас весьма остро стоит проблема перегруженности левой колонки. Все чаще звучит недовольство тем, что, заходя в Общение, нужно его еще найти среди множества рекламных и «барахольных» тем в левой колонке. И это существенно мешает общению.

Что ж, пожалуй, и правда, стоит согласиться, что на сегодняшний момент баланс тем для обсуждения и покупки-продажи чего-либо нарушен. Убирать все не относящееся к обсуждениям нельзя, поскольку разным пользователям нужно и то, и другое, и третье. Поэтому лучше найти другое соотношение. На сегодняшний день мы видим решение проблемы в следующих этапах: 1.Убрать Барахолку из левой колонки. Это быстро и очень эффективно, поскольку регулярное нарушение правил в этом разделе и публикация огромных малоэстетичных фотографий с пакетом на голове или картонкой перед лицом уже давно стоит поперек горла тем, кто и не собирается туда заходить. Останется только Пристрой и Пиар СП, поскольку в этом заинтересовано подавляющее количество участников и организаторов.

2. Выводить в левую колонку только определенное кол-во рекламных тем. Это уже сложнее, так что этой проблемой мы обязательно займемся, но только после выяснения всех нюансов и согласований.

3. Убрать из левой колонки общение компаний, объединенных по возрасту детей.

Это тоже будет эффективно, поскольку их очень и очень много, а состав там примерно одинаковый. Раньше участники таких групп сами просили нас убрать их темы из левой колонки, однако сейчас, прежде чем проводить такое решение в жизнь, мы проведем специальный опрос и последуем его результатам. Принять участие в опросе можно здесь. Все убранные из активного топа темы останутся на своих местах в соответствующих разделах. Надеюсь, после проведения этой оптимизации общаться будет приятнее.

www.ufamama.ru

"Личность и общение". Технология модульного обучения

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Интегрирующая дидактическая цель:

  1. Помочь учащимся получить знания о роли общения в становлении человеческой личности, показать, как на общение влияет индивидуальность человека, способы воздействия на человека посредством общения, какие существуют формы общения.
  2. Дать информацию подросткам об особенностях становления личности и межличностном общении, что особенно актуально в период отрочества и юности, когда общение очень значимо.
  3. Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом.
Учебный элемент Название учебного элемента Время (мин.)
У.Э. 0 Мотивационная беседа 5
У.Э. 1. Входной контроль 10
У.Э. 2 Индивидуальность и общение 15
У.Э. 3. Общение как способ воздействия на человека. 15
У.Э. 4. Роль общения в жизни человека. 15
У.Э. 5. Завершающий контроль 15
У.Э. 6. Рефлексия 5

У.Э. 0. Мотивационная беседа.

Частная дидактическая цель: Мотивировать учащихся на изучение данной темы, показать её значимость для каждого человека.

Мы не думаем о том, как дышим и о воздухе вспоминаем только тогда, когда нам его не хватает. Мы общаемся, друг с другом постоянно, безотчётно, как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорблённым, задаёмся вопросами: “Как я общаюсь? И правильно ли я это делаю?”

Между тем общаться можно грамотно и безграмотно. Ваша манера общения - это то, что стоит между вами и другим человеком, а то и обществом. Иногда это стена, которая вас разделяет. Если вы хотите, чтобы она существовала – ваше право. А если не хотите, но она возникает, что делать? Ведь неумение общаться – это своеобразный тупик, оно формирует у человека чувство ущербности, неполноценности, озлобленности и даже может привести к болезни – психоневрозу.

С другой стороны – общение преобразует духовное состояние одного человека в общее достояние субъектов общения: познаются новые отношения, мысли, переживания, идеалы. Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием.

В ходе сегодняшнего урока нам будут приходить на помощь заранее подготовленные эксперты. Они будут помогать учителю, проверять задания входного и завершающего контролей, давать справки, организовывать психологические эксперименты и оказывать вам всяческое содействие.

У. Э. 1. Входной контроль

Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо учащиеся усвоили материал предыдущей темы и подготовлены к восприятию нового материала.

1. На доске помещены иллюстрации, демонстрирующие различные виды общения,

Каждая иллюстрация имеет буквенное обозначение.

Задание: соотнести предложенные иллюстрации с известными вам видами общения

  1. Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
  2. Общение воображаемых партнёров
  3. Общение между реальными субъектами.
  4. Общение реального субъекта с иллюзорным партнёром.

Образец выполнения: 1а; 2б, 3в, 4г.

2. О каком виде общения говорится в стихотворении Галины Абутковой “Джоконда”

( Желательно поместить на доску иллюстрацию картины Леонардо да Винчи Джоконда).

От печали твоей я ушла со слезами. Пять веков не стареет твоя красота. И чему улыбаются эти уста, Если с грустью такой ты беседуешь с нами? Твои губы чему-то сейчас улыбались, Будто тайным каким – то, чудесным мечтам. И в то время как грустью глаза наполнялись, Ты остаток улыбки доверила нам. А глаза загрустили, о чём я не знаю, Да и как их понять в этой долгой дали! Отчего–то, быть может, Джоконда страдает И улыбкой укрыла страданья свои?

3. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения? Общение – это

А. элемент любой совместной деятельности.

Б. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями.

верно только А.

верно только Б.

верны оба суждения.

4. оба суждения неверны.

Ответы:

1). 1 г, 2 в, 3 а, 4 б.

2).Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.

3). Вариант 3. В суждении А. это понятие употреблено в узком значении, а в суждении Б. – в широком.

Оцените свою работу по следующим критериям: выполнены все задания-“5”; выполнено два задания - “4”; выполнено одно задание - “3”.

У.Э. 2. Индивидуальность и общение.

Частная дидактическая цель: Рассмотреть, как на общение влияет индивидуальность человека. Общение – это, прежде всего раскрытие себя, самоанализ. Информация о самом себе и об окружающих людях определяет способы общения и его характер. Для этого необходимо иметь сведения психологического характера.

Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4-5 человек, на которые разделён класс.

Учитель: Вашему вниманию предлагается описание двух типов личности по направленности на общение и даётся задание узнать по данным психологическим портретам кого-нибудь из своих одноклассников, а, быть может, кто-то узнает и самого себя.

Портрет №1. Этот человек общителен, легко вступает в контакт, с удовольствием завязывает новые знакомства, любит компанию. Он первым поднимает руку в классе, хочет скорее получить исчерпывающую информацию. Внешний мир подобно магниту, притягивает его. Он импульсивен, инициативен, любит быть в центре внимания. Он лёгок на подъём, любит походы, экскурсии, легко может переключаться с одного дела на другое, любит смену впечатлений. Мнение окружающих его глубоко интересует.

Портрет № 2. Он погружён в себя, рассудителен, озабочен тем, правильно ли его понимают окружающие. Он сосредоточен на собственном внутреннем мире, предпочитает узкий круг близких друзей, избирателен в общении, в широком кругу контактов быстро утомляется. Он склонен к самоанализу, шумные компании его не устраивают. Он спокоен, внимателен, нетороплив, не жалует выскочек. Он независим в своём мнении, но чрезвычайно раним, мнителен, тревожен.

Учащиеся высказывают своё мнение, называют одноклассников, которые, по их мнению, походят на предложенные психологические портреты.

Справка эксперта № 1: Люди по описанию похожие на портрет № 1 – экстраверты. Они ориентированы по направленности на общение на внешний мир. Люди, которые подходят под второе описание – интроверты, они ориентированы на свой внутренний мир. Те, кто находится как бы на середине оси “экстраверсия” - “интроверсия” - в психологии называются амбаверты. Они в меру общительны, в меру склонны к уединению. Такое деление людей по направленности на общение ввёл швейцарский психолог Юнг.

Задание учителя: Обсудите в группах следующие вопросы

  1. Кем быть лучше: экстравертом или интровертом, а может быть амбавертом?
  2. Как в общении следует учитывать психологические особенности личности?

Предположим ситуацию, когда общаются экстраверт и интроверт – какие недоразумения и почему могут между ними возникнуть?

Учащиеся обсуждают поставленные вопросы и высказывают своё мнение, возможна дискуссия.

Справка эксперта № 2: Индивидуальные психологические особенности определяются типом нервной системы и проявляются, прежде всего, в свойствах темперамента, которые являются врождёнными. Иными словами, природа сама наделяет человека качествами экстраверта или интроверта. Следовательно, нельзя выделить худшую или лучшую направленность на общение. Но вот учитывать это надо.

Справка эксперта № 3: Если человек не считается с этими психологическими особенностями или не знает о них, то, будучи представителем одного из психологических типов он может не понять противоположенный тип людей. Так, интровертов может раздражать повышенная активность в общении экстравертов, они могут принимать общительность за позирование. Экстраверты могут считать интровертов эгоистами, стремящимися к уединению, не учитывая их быстрой психологической утомляемости. Иногда экстраверты, которым, кажется, что у них нет проблем в общении, являются причиной эмоционального неблагополучия других: могут заговорить “до смерти”, не понимая, что собеседник устал.

У.Э. 3. Общение как способ воздействия на человека.

Частная дидактическая цель: Показать, что общение - мощный канал воздействия на мысли, взгляды, жизненную позицию, поступки отдельных людей, социальных групп, общество. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Поэтому необходимо научиться это различать, и понимать, какое воздействие пытаются на вас оказать, в какое русло повернуть вашу жизнь, а также самим использовать различные приёмы общения в жизни.

Учитель: Проведём эксперимент, позволяющий определить, насколько хорошо вы можете понять другого человека и описать его.

Выходят поочерёдно две группы ребят по 3-4 человека. Им показывают фотографию одного и того же человека, но группам даются разные установки.

Задание группам: Вы должны внимательно вглядеться в лицо этого человека, и описать какой у него характер, что он за личность?

Установка 1 группе: Перед вами известный учёный-врач. Он основал собственную клинику в России, вылечил сотни людей, его открытия известны во всём мире.

Установка 2 группе: Перед вами фотография лидера бандформирования. Под его руководством проходили террористические акты, он виновен в гибели сотен ни в чём не повинных людей.

Группы, как правило, дают противоположенные характеристики личности этого человека.

Учитель задаёт классу вопрос: “Как вы думаете, почему ребята дали одному и тому же человеку такие разные характеристики?”

Учащиеся высказывают различные предположения. Затем с этим же вопросом учитель обращается к участникам эксперимента. Ребята объясняют, что на их мнение оказало влияние содержание задания.

Справка эксперта № 4: Однажды американский психолог Розентал явился в один из классов средней школы, чтобы провести обследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий “коэффициент интеллектуальности”. При этом он сознательно пошёл на подлог. Среди тех, кого назвали “самыми умными”, более половины обладали средними возможностями. Через год, явившись в ту же школу, Розентал, выяснил, что все, кому он создал репутацию наиболее умных являются лучшими учениками в классе. Ни ребята, ни учителя не знали о подлоге.

Задание учащимся: Прокомментируйте результаты эксперимента, проведённого американским психологом.

Справка эксперта № 5: В эксперименте, проведённом в классе, а также в эксперименте американского психолога его участникам были даны установки, которые воздействовали на сознание людей, на их мнение.

Учитель: Проведём ещё один эксперимент. Приглашается группа ребят. Им показывают 2 палочки, одна из которой заведомо длиннее другой. Учитель спрашивает, какая из палочек длиннее? Суть эксперимента состоит в следующем: все ребята, кроме одного человека посвящены в суть эксперимента и по просьбе учителя показывают на короткую палочку, уверяя, что она длиннее. Испытуемым является как раз человек, которого не готовили заранее. В 70% случаев объект эксперимента показывает также на короткую палочку вместо длинной. Лучше для этого эксперимента выбирать ученика, легко попадающего под чужое влияние.

Учитель объясняет суть эксперимента и просит ответить: Почему объект эксперимента дал неверный ответ. Учащиеся высказывают свои версии.

Справка эксперта № 6: Помимо индивидуального сознания существует групповое сознание, и даже общественное сознание. Даже в маленькой группе человек ведёт себя и думает не так как наедине с собой. Когда он в коллективе, его суждения меняются, они корректируются группой. Об этом точно сказал Александр Блок:

Ты и сам иногда не поймёшь, Отчего так бывает порой Что собою ты к людям придёшь, А уйдёшь от людей – не собой.

Порой бывает весьма тяжело человеку противопоставить своё мнение мнению группы, а тем более, общественному мнению. Тем не менее, такие люди всегда были и будут. Это и Джордано Бруно, и академик А. Д. Сахаров, и быть может, ваш сосед по парте. Такие люди в свою очередь могут оказать воздействие на мнение коллектива и общества.

Учитель: Как человек может оказать воздействие на группу?

Ученики предлагают свои варианты воздействия.

Справка эксперта № 7: Рассмотрим один из вариантов воздействия. В каждой группе есть лидер. Есть формальный, занимающий эту должность официально, а есть неформальный, тот, кто пользуется наибольшим авторитетом. Иногда это может быть один и тот же человек. Учителю, чтобы воздействовать на групповое сознание, скажем на класс не обязательно вести беседы с каждым членом группы. Достаточно найти общий язык с неформальным лидером, а он воздействует на группу в нужном направлении. Это открытие используется в педагогике, политике, пропаганде.

Учитель: Сейчас мы с вами разыграем сценку “в магазине”. Роль продавца сыграет эксперт. А на роль покупателя пригласим кого-либо из ребят. Задание продавцу: Заставить покупателя при помощи манипуляции, купить дорогой товар, который, возможно, ему “не по карману”.

Задание классу: Обсудите эту сценку и прокомментируйте, какие действия по отношению к покупателю совершал продавец, как их можно охарактеризовать?

Справка эксперта № 8: то, что мы наблюдали в этой сценке, называется манипуляция. Мы с ней нередко сталкиваемся в жизни: иногда выступаем в роли манипулятора сами, иногда бываем объектами манипуляции. В этой сценке покупатель – объект манипуляции. Манипулятор либо для защиты, либо, чтобы получить какую-либо выгоду эксплуатирует и себя и других как вещь. В то время как нормальный человек (актуализатор) рассматривает и себя и других как личности.

У.Э. 4. Роль общения в жизни человека.

Частная дидактическая цель: Используя предложенный материал, ответьте на вопрос, какую роль играет общение в жизни человека.

Работа в группах.

  1. Всем нам с детства знаком образ героя Редьярда Киплинга Маугли. А что же будет с ребёнком на самом деле воспитанного животными? Было бы жестоко проводить такой эксперимент даже ради науки. Но сама жизнь поставила этот эксперимент Случаев, когда детей вскормленных животными, находили люди, известно более 30: в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции и т.д. Все эти дети издавали нечленораздельные звуки, не умели ходить на двух ногах, быстро бегали, были очень сильны. Все они обладали индивидуальной психикой, но личностью не обладали. Далеко не все даже по истечению длительного времени они могли научиться говорить.
  2. В некоторых приютах дети часто болели и даже умирали не от отсутствия лекарств и потому что плохо питались, а потому что их некому было приласкать, погладить, обнять.
  3. В детских домах по этой же причине дети отстают в развитии и даже получают диагноз олигофрения, дебильность. Но стоит их усыновить, как они начинают быстро развиваться и догонять, а иногда и перегонять в развитии своих сверстников, воспитывающихся дома.

После обсуждения в группах учащиеся дают ответы на вопрос.

У. Э. 5. Завершающий контроль.

Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал.

Задание: письменно выполнить и сдать работу на проверку учителю или эксперту.

1. Приведите доказательства, что общение необходимо для формирования личности.

2. Приведены 3 основания - 1 уровень; 2 основания - 2 уровень; 1 основание - 3 уровень.

А. Какие типы направленности личности на общение вам известны?

Б. Может ли измениться тип личности в течение жизни? Почему?

В. Приведите примеры ярко выраженных экстравертов и интровертов, известных вам героев художественной литературы.

Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.

3. А. Назовите способы воздействия на человека через общение.

Б. Как взаимодействуют индивидуальное, групповое и общественное сознания.

В. В чём опасность манипуляции?

Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.

Оцените свою работу по следующим критериям: большинство ответов на 1 уровне- “5”; на 2 уровне-“4”; на 3 уровне-“3”.

Ответы.

1.1. Без общения человек не сможет усвоить речь, правила поведения, не сможет стать личностью.

1. 2. Без общения ребёнок может отстать в умственном и физическом развитии, может заболеть и даже умереть.

1.3. Без общения человек будет испытывать психологический дискомфорт.

2. А. экстраверты, интроверты, амбаверты.

Б. Нет, т. к. тип личности является врождённым.

В. Экстраверты: Хлестаков, Ноздрёв, Наташа Ростова, Чацкий.

Интроверты: Коробочка, Обломов, Печорин.

3. А. На человека можно воздействовать при помощи установки, посредством манипуляции, воздействие через групповое и общественное сознание.

Б. Индивидуальное сознание, групповое сознание и общественное сознание взаимодействуют и влияют друг на друга.

В. опасность манипуляции состоит в том, что объект манипуляции выступает не как личность, а как вещь. Для манипулятора манипуляция опасна тем, что люди перестают ему доверять, перестают с ним общаться.

У. Э. 6. Рефлексия.

Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
  2. Как вы оцениваете работу группы?
  3. Какой вклад в работу группы внесли вы?
  4. Хорошо ли вы усвоили изучаемый материал?
  5. Какие вопросы нуждаются в доработке?

Список литературы.

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М, 1989.
  2. Башкирова Г.Б. Наедине с собой. М., 1975.
  3. Воробьёв Г. Г. Человек-человек. М., 1979.
  4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995.
  5. Дубрович А. Общение: наука и искусство.
  6. Козлов Н. лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  7. Кумар В. Ваш психологический портрет. Спб., 1997.
  8. Нейхард Д. Властелин эмоций. Спб., 1997.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

6. В правой колонке найдите значения слов, данных в левой колонке, и запомните их.

durable

новаторский, инновационный

duration

прочность, долговечность

durability

новшество, нововведение

physics

математика

physicist

математик

physical

физик

mathematical

физика

mathematics

физический

mathematician

физический, материальный

innovate

продолжительность, длительность

innovation

вводить новшества; производить перемены

innovative

надёжный, прочный, долговечный

7. Найдите в тексте однокоренные слова к глаголу to indicate. Назовите другие однокоренные слова к этому глаголу.

8. Сгруппируйте слова и словосочетания а) близкие, б) противоположные по значению.

а) близкие по значению

1. replace

a. material

2.revolutionize

b. design, work out

3. property

c. imitate

4. research

d. shine

5. substance

e. reach

6. develop

f. change, transform

7. achieve

g. quality

8. mimich

h. investigate

9. glow

i. substitute

10. conventional

j. common, usual

б) противоположные по значению

1.consumer

a. unusual

2. advance

b. stationary

3. different

c. destroy

4. transparent

d. decrease

5. outer

e. opaque

6. create

f. thin

7. mobile

g. regress

8. ordinary

h. producer

9. increase

i. the same

10. thick

j. inner

9. Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос:

What new display technology will make possible to create flexible electronic products and assemble them on equally flexible plastic?

10. Прочитайте текст и подумайте, где уместно ввести сведения о различных технологиях дисплея, не нарушая логику изложения. Bend me, shape me: Flexible phones

Can you roll a telephone up, drop it, squish it in your backpack or step on it – without any damage? Researchers are working on just such handsets – razor-thin, paper-like and bendable. Numerous companies are working on the technology – LG, Philips, Sharp, Sony and Nokia among them – although reports suggest that South Korean phone manufacturer Samsung will be the first to deliver. Morph is one of the bendable prototypes Nokia has been working on. Samsung favours smartphones with so-called flexible OLED (Organic Light Emitting Diode) technology, and is confident that they will be “very popular among consumers worldwide”. Their screens will be foldable, rollable, wearable and more, [and] will allow for a high degree of durability through their use of a plastic substrate that is thinner, lighter and more flexible than conventional LCD technology.

There are other technologies that could make a smartphone bendy. E-ink is an innovation developed by a US company of the same name. The screens are black and white, and work by reflecting natural light instead of glowing themselves, mimicking the way text looks in paper books. There are about 30 million flexible e-ink displays in the field today. They are well-suited for simple phones, memory and battery indicators, smart credit cards, wristwatches, and signs. To have a fully flexible finished product, both parts of the display have to be flexible – the optical frontplane and backplane, where transistors are – as well as the device`s battery, the outer shell, the touchscreen and other components.

South Korean film LG Displays has just begun mass-producing fully flexible e-ink screens. Another company working with E-Ink is UK firm Plastic Logic. It uses the US firm`s optical frontplane but adds on its own backplane made out of non-rigid plastics, and then sells the part to device-makers. In 2012, Plastic Logic demonstrated a paper-like flexible screen capable of playing video in colour, which is achieved by placing a filter on top of the original black-and-white display.

Some other researchers are taking a different approach. Prof Andrea Ferrari from Cambridge University works on future bendy displays using graphene. The material was first produced in 2004 by two Russian-born scientists at the University of Manchester.

Graphene is a sheet of carbon just one atom thick – yet it is stronger than diamond, transparent, lightweight, has great conducting properties – and is flexible. Researchers believe that graphene may in future replace silicon and revolutionize electronics as we know it.

Whatever the technology, it seems certain that very soon our phones will be not just smart, but bendy too.

studfiles.net