Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу. К каждому фразеологизму из левой колонки подберите антонимичный по смыслу фразеологизм из правой колонки. Запишите цифру с соответствующей буквой.

Конспект урока русского языка "Лексика и фразеология" 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу


К каждому фразеологизму из левой колонки подберите антонимичный по смыслу фразеологизм из правой колонки. Запишите цифру с соответствующей буквой.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Учебный год.

6 класс.

Время выполнения 60 минут

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Веч…ром нач…л ра(с,сс)т…лат(?)ся туман и я р…шил в…рнут(?)ся д…мой. Быстрыми ш…гами м…новал зар…сли кустов. (У)ног м…их прост…ралась р…внина а дальше ст…ной в…звышался мрач(?)ный лес. Я осм…трел окрес(?)ность и спустился с х…лма. Высокая тр…ва (на) дне д…лины б…лела ровн…й скатерт(?)ю. Как найти д…рогу?

Я вышел(на)опушку и пош…л полем. Кругом р…сла высокая рож(?). Промч…лась ноч(?)ная птица.

Но вот (на) черн…м неб… стали з…жигат(?)ся звёзды. Т…перь я узнал д…рогу и пре(д,т)пол…гал что чере(з,с) ч…с буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

2.Спишите и расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, звонишь, квартал, километр, начала, облегчить, свекла, столяр, торты, щавель.

Запишите данные имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, телёнок, килограмм.

К каждому фразеологизму из левой колонки подберите антонимичный по смыслу фразеологизм из правой колонки. Запишите цифру с соответствующей буквой.

1. На руках носить. А) С открытой душой.
2. Камень за пазухой держать. Б) Своим горбом жить.
3. На чужой шее сидеть. В) Ворон считать.
4. Лясы точить. Г) Работать не покладая рук.
5. Держать ухо востро. Д) Воды в рот набрать.
6. Сидеть сложа руки. Е) В руки взять.
7. От рук отбиться. Ж) Держать в ежовых рукавицах.
8. Кричать во всю Ивановскую. З) Держать язык за зубами.

mykonspekts.ru

Конспект урока русского языка "Лексика и фразеология" 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

Урок русского языка в 7 классе по теме "Лексика и фразеология"

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

Тема нашего урока – лексика и фразеология. Напомним, что лексика – ? (это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.)

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.

Город - Лексическое значение слова.

- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Задание № 1

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

Город Бухта Многозначности

Задание 2. Одно к трём.

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

1. Подушка, характер, требования (мягкий)

2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)

6. Знаток, город, перемена. (большой)

7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)

Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

. 1. Океан, бой, платье. - воздушный

2. Чай, любовь, время - горячий

3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

4. Ящик, человек, надежда- крепкий

5. Трава, мёд, дым. -густой

6. Время, копия, наука. – точный

7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный

Прилагательные:

черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

Остановка Омонимы

Задание 3.

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:

1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

Остановка Антонимы

Задание4

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

7.Собачья конура. (Кошкин дом)

8.Солнечный принц. (Снежная королева)

9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

Остановка Синонимы

Задание 6. Синонимы.

Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен… (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили … (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать … (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Итоги раздела Лексика

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

Отправляемся в следующий город:

Город Фразеологизмы

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железная деталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

– А теперь нам необходимо отправляться дальше.

Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Задание:

– После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.

1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

Задание:

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)

На руках носить Держать в ежовых рукавицах

Держать ухо востро Ворон считать

Сидеть сложа руки Не покладая рук работать

От рук отбиться В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами

Город Пословицы

Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

Подобрать начала к пословицам.

…драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

Слова для справок:

Бедному одеться… Без муки… Без шума…

Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

Правильный ответ

Бедному одеться -только подпоясаться

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись

А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

Рис. 1- как две капли воды.

Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

Рис.3 – море по колено.

Рис.4 – мухи не обидит.

Рис.5 – водить занос.

Рис.6 – сесть на шею.

Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

Рис. 8 – витать в облаках.

Рис. 9 – не разлей вода.

Конечная остановка -Кроссворд.

Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

1….скребут на душе ( кошки)

2.Как … лапой ( курица)

3. ….в овечьей шкуре ( волк)

4. Взять …за рога ( быка)

5. Вот где ….зарыта! ( собака)

6.Умирающий ….( лебедь)

7. Делать из мухи …..( слона)

В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?

Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?

Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.

– По каким странам мы сегодня путешествовали?

– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

Домашнее задание: Материал учебника на с.7-8, упр.14 (выполнить все задания). Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктант из 20 слов.

kopilkaurokov.ru

Открытый урок по русскому языку на тему " Лексика. Фразеология" 7 класс

Открытый урок в 7 « Б» классе по теме "Лексика и фразеология"

Учитель: Степанова Л.В

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

Тема нашего урока- путешествия – лексика и фразеология. Напомним, что лексика – ? (это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.)

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.

Город - Лексическое значение слова.

- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Задание № 1

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

Город Бухта Многозначности

Задание 2. Одно к трём.

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

1. Подушка, характер, требования (мягкий)

2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)

6. Знаток, город, перемена. (большой)

7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)

Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

. 1. Океан, бой, платье. - воздушный

2. Чай, любовь, время - горячий

3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

4. Ящик, человек, надежда- крепкий

5. Трава, мёд, дым. -густой

6. Время, копия, наука. – точный

7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный

Прилагательные:

черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

Остановка Омонимы

Задание 3.

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:

1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

Остановка Антонимы

Задание4

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

7.Собачья конура. (Кошкин дом)

8.Солнечный принц. (Снежная королева)

9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

Остановка Синонимы

Задание 6. Синонимы.

Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен… (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили … (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать … (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Итоги раздела Лексика

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

Отправляемся в следующий город:

Город Фразеологизмы

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железная деталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

– А теперь нам необходимо отправляться дальше.

Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Задание:

– После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.

1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

Задание:

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)

На руках носить Держать в ежовых рукавицах

Держать ухо востро Ворон считать

Сидеть сложа руки Не покладая рук работать

От рук отбиться В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами

Город Пословицы

Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

Подобрать начала к пословицам.

…драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

Слова для справок:

Бедному одеться… Без муки… Без шума…

Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

Правильный ответ

Бедному одеться -только подпоясаться

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись

А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

Рис. 1- как две капли воды.

Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

Рис.3 – море по колено.

Рис.4 – мухи не обидит.

Рис.5 – водить занос.

Рис.6 – сесть на шею.

Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

Рис. 8 – витать в облаках.

Рис. 9 – не разлей вода.

Конечная остановка -Кроссворд.

Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

1….скребут на душе ( кошки)

2.Как … лапой ( курица)

3. ….в овечьей шкуре ( волк)

4. Взять …за рога ( быка)

5. Вот где ….зарыта! ( собака)

6.Умирающий ….( лебедь)

7. Делать из мухи …..( слона)

В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?

Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?

Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.

– По каким странам мы сегодня путешествовали?

– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

Домашнее задание: составить кроссворд с фразелогизмами.

Спасибо за урок!!!!

infourok.ru