Тесты по русскому языку для 4 класса. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 3 класс

ОЛИМПИАДА  ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс  

Фамилия ___________________ Имя_____________________ Класс____________

1.       Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Держать ухо востро.

Работать не покладая рук.

Сидеть сложа руки.

Воды в рот набрать.

Лясы точить.

Душа в душу.

Как кошка с собакой.

Ворон считать.

   .

                             

  2.Восстанови слова, поменяв буквы местами. Запиши эти слова.

     Акша - ________       Трко - ____________     Лорь - ___________       Кожал - _________

3. Подчеркни пары слов, которые не являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, вышел из школы,  написал ему, он слушал.

4. Восемь ос.

   - на этой осе в октябре позолота             ос_ _ а.

   - а эта растёт на лугу и болотах               ос_ _ а.

   - у этой на лапках зелёные иглы             _ ос _ а.

   - эта оса на луну летает                            _ ос _ _ _ а _ _

   - эта на солнце худеет и тает                   _ ос _ _ _ _ а 

   - эта боится горчицы и вилки                  _ ос _ с _ а 

   - с этою спит в колыбельке малыш         _ ос _ а 

   - эта по классу крадётся, как мышь         _ о _ с _ _ _ _ а

5.         Расшифровать и записать слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:

1,13,22,1,3,10,20;              2,21,12,3,1,18, 30;         4,18,1,14,16,20,1;          21,25, 6, 15, 10, 12                                                                                                                    

       _______________            _____________              ______________            ________________

6. Грамматическая арифметика.

а) до + костяные наросты на головах некоторых животных = путь _______________________

б) сл + дерево = фрукт _____________________________

в) в + стихотворение = жидкость ________________________

г) с + шерсть = эмоция ______________________________

д) м + животное = темнота ___________________________

7. Посмотрите на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и подчеркните  лишнее:

          а) заколка;     б) застёжка;     в) прищепка;        г) скрепка;      д) задвижка.

8. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?

              а) высокий;      б) длинный;      в) низкий;      г) узкий;     д) широкий.

9.      Найди общее начало для четырёх слов. Запиши его в ответе.

                       

 К

( … )                Я                     Ответ: __________________

                         НА

                         ОСЫ        

10. Напишите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя  дней недели.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Исправь ошибки (зачеркни и сверху напиши нужную букву)

У подезда школы весит обявление. В суботу наш класс едет в театр. К девяти чесам подехал афтобус и по садил групу рибят.                            

12. Поставьте знаки препинания так, чтобы всё встало на свои места:… кисель там варят из резинытам шины делают из глиныкирпич там жгут из молокатворог готовят из пескастекло там плавят из бетонаплотины строят из картонаобложки там из чугунатам варят сталь из полотнакроят рубахи….

    Проверь свою работу ещё раз!

Ключи к олимпиаде по русскому языку

3 класс

Оценивание: по 1 баллу за каждый верный ответ.

1. Держать ухо востро – ворон считать

    Сидеть сложа руки  - Не покладая рук.

    Лясы точить   - Воды в рот набрать

   Как кошка с собакой   - Душа в душу.

  2.Восстанови слова, поменяв буквы местами. Запиши эти слова.

         Акша – каша         Трко – крот       Лорь – роль       Кожал – ложка                                                                                                              

3. Подчеркни пары слов, которые не являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, вышел из школы, написал ему, он слушал.                                                                                        

4. Восемь ос.

   - на этой осе в октябре позолота             ос_ _ а.                      осина

   - а эта растёт на лугу и болотах               ос_ _ а.                      осока

   - у этой на лапках зелёные иглы              _ ос _ а.                     сосна

   - эта оса на луну летает                             _ ос _ _ _ а _ _ .        космонавт

   - эта на солнце худеет и тает                    _ ос _ _ _ _ а .            сосулька

   - эта боится горчицы и вилки                   _ ос _ с _ а .                сосиска

   - с этою спит в колыбельке малыш          _ ос _ а .                      соска     

  - эта по классу крадётся, как мышь           _ о _ с _ _ _ _ а .         подсказка

     

5.         Расшифровать и записать  слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:                                                                                                             

                     Алфавит           букварь            грамота              ученик                                                                                                                                                                                       

6. Грамматическая арифметика.

а) до + костяные наросты на головах некоторых животных = путь  дорога

б) сл + дерево = фрукт   слива

в) в + стихотворение = жидкость   вода

г) с + шерсть = эмоция      смех

д) м + животное = темнота  мрак

7. Посмотрите на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и скажите, что лишнее:

   (А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка;    (Г) скрепка; (Д) задвижка.

8. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?

  (А) высокий;  (Б) длинный;  (В) низкий;  (Г) узкий;  (Д) широкий.

   

9.      Найди общее начало для четырёх слов. Запиши его в ответе.

                         К

( … )                Я                     Ответ: вол

                         НА

                         ОСЫ        

    10. Напишите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя  дней недели.

                 Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра    

    11. Исправь ошибки (зачеркни и сверху напиши нужную букву)

У подЪезда школы вИсит обЪявление. В субБоту наш класс едет в театр. К девяти чАсам подЪехал аВтобус и ПОсадил групПу рЕбят.                            

     12. Поставьте знаки препинания так, чтобы всё встало на свои места:… кисель там варят. Из резинытам шины делают. Из глиныкирпич там жгут. Из молокатворог готовят. Из пескастекло там плавят. Из бетонаплотины строят. Из картонаобложки там. Из чугунатам варят сталь. Из полотнакроят рубахи. 

                             

Задания.

  1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

         Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать,  ирис.

  1. Образуй и запиши слова ,добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.

  1. РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________

  2. РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________

  1. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

  1. Обсуждать надо часто – решать однажды.

______________________________________________________________________________

  1. Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

        _________________________________________________________________________________

  1. Трудно схватить двух угрей двумя руками.

        _________________________________________________________________________________

  1. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.

  Розы, нога, маки, яма.            Дуб, сон, мел, мель.

А. Слова разделены по количеству букв.

Б.Слова разделены по количеству звуков.

В. Слова разделены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

   5.  Ваня и Зина играли в  «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:

автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль.

Какое слово стояло на месте многоточия?

(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;

(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.

    6.    Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1.        Охра + под =

2.        Кит + рана =

3.        Ров + поза =

  7.  В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Прочитай басню Л.Н. Толстого  «Муравей и голубка».

         Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

  Потом охотник расставил сеть на голубку и  хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.

  1. Охотник расставил сеть на голубку.

  2. Если ты помогаешь другим,  то и тебя выручат в трудную минуту.

  3. Волна захлестнула муравья.

  4. Голубка вспорхнула и улетела.

   9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Держать ухо востро.

Работать не покладая рук.

Сидеть сложа руки.

Воды в рот набрать.

Лясы точить.

Душа в душу.

Как кошка с собакой.

Ворон считать.

 

11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена            « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.

А. Она тоже была вырезана из картона.

Б. Должно быть, она была танцовщицей.

В.  На его пороге стояла хозяйка.

Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.

Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.

а) Б ,А,  Д, Г, В.                                                  в) Г, В, А, Д, Б.

б) Д, Б, А, В, Г.                                                   г) Д, А, Г, Б, В.

   

Ответы:

1.атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 1 балл за каждую ошибку.

2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.

3. Семь раз отмерь- один отрежь.

   Поспешишь, людей насмешишь.

   За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждое правильное предложение 1 балл.

4.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству  слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).

5. котелок – 4 балла

6. За каждое слово 5 баллов   Всего  15 баллов

Ответ: пароход, картина, паровоз.

7. За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл     Всего   4 балла

Ответ: голубенький лишнее,  потому что не однокоренное,  

            Синева лишнее, потому что это имя существительное.

8. 2 вариант – 2 балла только за верный выбор ( 0 или 2 балла)

9. Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место обитания) и соответствуют загаданной  птице. Форма изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не назван).- 0 или 5 баллов.

10. Держать ухо востро – ворон считать

    Сидеть сложа руки  - Не покладая рук.

    Лясы точить   - Воды в рот набрать

   Как кошка с собакой   - Душа в душу.

По одному баллу.

11. Г, В, А, Д, Б. (в)  - 2 балла или 0 баллов –др. варианты.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку 3 класс

Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс

Фамилия, имя ________________________________________________

Класс______________

Задания.

  1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать, ирис.

  1. Образуй и запиши слова ,добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.

  1. РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________

  2. РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________

  1. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

  1. Обсуждать надо часто – решать однажды.

______________________________________________________________________________

  1. Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

_________________________________________________________________________________

  1. Трудно схватить двух угрей двумя руками.

_________________________________________________________________________________

  1. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.

Розы, нога, маки, яма. Дуб, сон, мел, мель.

А. Слова разделены по количеству букв.

Б.Слова разделены по количеству звуков.

В. Слова разделены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

5. Ваня и Зина играли в «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:

автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль.

Какое слово стояло на месте многоточия?

(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;

(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.

6. Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Охра + под =

2. Кит + рана =

3. Ров + поза =

7. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.

  1. Охотник расставил сеть на голубку.

  2. Если ты помогаешь другим, то и тебя выручат в трудную минуту.

  3. Волна захлестнула муравья.

  4. Голубка вспорхнула и улетела.

9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.

А. Она тоже была вырезана из картона.

Б. Должно быть, она была танцовщицей.

В. На его пороге стояла хозяйка.

Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.

Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.

а) Б ,А, Д, Г, В. в) Г, В, А, Д, Б.

б) Д, Б, А, В, Г. г) Д, А, Г, Б, В.

Ответы:

1.атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 1 балл за каждую ошибку.

2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.

3. Семь раз отмерь- один отрежь.

Поспешишь, людей насмешишь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждое правильное предложение 1 балл.

4.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).

5. котелок – 4 балла

6. За каждое слово 5 баллов Всего 15 баллов

Ответ: пароход, картина, паровоз.

7. За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл Всего 4 балла

Ответ: голубенький лишнее, потому что не однокоренное,

Синева лишнее, потому что это имя существительное.

8. 2 вариант – 2 балла только за верный выбор ( 0 или 2 балла)

9. Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место обитания) и соответствуют загаданной птице. Форма изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не назван).- 0 или 5 баллов.

10. Держать ухо востро – ворон считать

Сидеть сложа руки - Не покладая рук.

Лясы точить - Воды в рот набрать

Как кошка с собакой - Душа в душу.

По одному баллу.

11. Г, В, А, Д, Б. (в) - 2 балла или 0 баллов –др. варианты.

infourok.ru

Тесты по русскому языку для 4 класса страница 11

3.Прочитай слова. Выделите корни. Составьте и запишите с каждым словом предложения.

шефствовать__________________________________________________________________________

шествовать____________________________________________________________________________

4.Исправь ошибки.

Мальчик из кастрюли наливал в стакан компот.

______________________________________________________________________________________________

5.Запиши слова в алфавитном порядке. Поставь знак ударения.

звонит, гусеница, баржа, алфавит, столяр, маляр, туфли, повторим, щавель, красивее

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подчеркни родственные слова к слову вода.

водоросль, громоотвод, водитель, водник, проводник, водокачка, водоворот, вывод, паводок, водопад, проводка, наводчик, водолаз, наводнение, довод, водомер, заводной, водянистый, завод, выпроводить

Тест № 4.

1.Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой. Соедини их линией.

Лясы точить. Не покладая рук.

Держать ухо востро. Держать язык за зубами.

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

От рук отбился. Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать). Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.

2.Подчеркнислова, в которых встречаются только твёрдые согласные.

водить, пашешь, верить, смех, мел, можешь, матч

3.Запиши, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.

лог- _____________, люк - ___________________, парк- _______________________.

4.Запиши близкие по смыслу слова (синонимы) к имени прилагательному.

крепкий чай- ________________________________________________

крепкая верёвка - _____________________________________________

крепкий организм - ____________________________________________

5.Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова.

щавель, атлас, цемент, свёкла, ирис, пикировать, каталог, трусить, выходить, рассердился, премировать

6.Запиши по три существительных с суффиксом –ец со значениями:

а) уменьшительно-ласкательное: братец, _______________________________________________________;

б) название лица по действию: борец, __________________________________________________________;

в) название лица по признаку: мудрец, __________________________________________________________.

Тест 5.

1.В каждой паре слов подберите и запишите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом, а с другим – в переносном.

2.Распредели высказывания на две группы, поставив в пустой квадрат соответствующую цифру: 1 –крылатые выражения; 2 – пословицы и поговорки.

Бабушка надвое сказала.

Чует кошка, чьё мясо съела.

А Васька слушает да ест.

Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

От радости в зобу дыханье спёрло.

Большому кораблю – большое плавание.

А ларчик просто открывался.

3.Подчеркни слова, которые образовались от слова камень.

каменный, камешек, каменья, камни, каменщик, на камне

infourok.ru