Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/sound-talk.ru/index.php on line 40
Колонки труба войта своими руками чертежи. Информация TQWP - Расширяющаяся Четверть Волновая Труба

TQWP (расширяющаяся четвертьволновая труба). Колонки труба войта своими руками чертежи


Tqwp колонки своими руками труба Войта

TQWP колонки своими руками (труба Войта)

Tapered Quarter Wave Pipes (Tube) Коническая Четверть Волновая Труба, описанный Полем Войтом в 30-х годах прошлого века.

Акустика TQWP Труба Войта на 25гд-21 своими руками

Акустическая система TQWP - Расширяющаяся Четверть Волновая Труба.

Акустика своими руками TQWP

Широкополосный динамик в оформлении TQWP (труба Войта) макет УНЧ. на лампе 6c33c. https://youtu.be/6Z2JiqZn46Q.

Сборка ЧВ (TQWP труба Войта) аудио колонки с усилителем своими руками.

Много хорошего слышал о качестве звука из корпуса TQWP (Tapered Quarter Wave Pipes (Tube) Коническая Четверть Волновая Труба...

Акустика своими руками TQWP

Акустика своими руками на динамиках 4а32 оформление TQWP труба войта .

Переделка АС из АО ФИ в TQWP (1 часть) & Ноэма 100ГДШ & Vizaton

Трансмиссионная линия, труба Войта, TQWP, четвертьволновая труба & Ноэма 100ГДШ-65 & Vizaton TW 6 NG 2 ЧАСТЬ - https://youtu.be/3zja...

Акустика TQWP своими руками.

Ставим лайки, подписываемся на канал.!!!!!!!!!!!! Материал ДСП 16 мм. Нарезана заранее. Настройка на 60 гц....

4А-28 (TQWP) труба войта

4А-28 (TQWP) труба войта.

Изготовление TQWP для лампового усилителя

Изготовление акустических систем на заказ . Странница в контакте https://vk.com/id100504796.

Самодельные колонки TQWP на базе 150гдш-35-8 НОЭМА

Купить динамики тут: http://noema.ru/catalog/55/266 Собрал самодельные колонки на основе акустического оформления "труба...

TQWP на автомобильных динамиках. Супер домашние колонки

звук на камере полное Г. по сравнению с тем что на самом деле, громкость тоже на камере не передается по...

Колонки труба Войта

Фанера 15мм динамик фирмы АИЕ.

TQWP из штатных динамиков автомобиля 2

TQWP из штатных динамиков автомобиля.

TQWP DEMO: Righteous (Труба Войта)

Демонстрация TQWP колонок.

TQWP на базе JBL GTO-528

Так и не придумал что сделать с 2 упаковками JBL GTO-528, резонансная динов 92 гц, можно назвать мидами. Решил попр...

Труба Войта (TQWP) на 4A-44 + 2ГД-36

Мое новое изделие на редком широкополосном динамике 4А-44, очень приличное качество звучания! Удивительно...

Самодельные TQWP Трубы Войта, beta версия (продолжение следует)

Первый тест собранных колонок, предварительная версия, сейчас делаю монтаж видео с готовой версией, и видео...

TWQP на 10ГДШ

Изготовитель Александр Будко.

TQWP 10гдш Dubstep Труба Войта TQWP на широкополосных динамиках BEAG

Динамики широкополосные 80-20000 Гц, диффузор с включениями керамики. Сами по себе дают невероятную реалистичн...

Акустика своими руками TQWP 2ч.

Второй обзор TQWP на 4а32 своими руками.

Моя акустика TQWP на 4гд35. Чем их заменить?

Предлагаю обзорчик моей АС на широкополосных динамиках 4гд35+2гд36, в оформлении труба Войта. Друзья, нужна...

Tqwp acoustic sound test

Самодельная акустика на основе трубы Войта.

Переделка АС из АО ФИ в TQWP (2 часть) & Ноэма 100ГДШ

Трансмиссионная линия, труба Войта, TQWP, четвертьволновая труба или фазоинвертор & Ноэма 100ГДШ-65 & Vizaton TW 6...

Войт на 10ГДШ

Александр Будко.

TQWP для 4а32 и 2гд36

Собрал новые короба TQWP на 30гц для 4а32 и купил усилитель лампу двухтактный на лампах 6п41с. ВК-https://vk.com/id100504796.

Hatachi HMA-8500 Mk II, Авторская акустика труба Войта (TQWT)(Voigt pipe) TQWP на 4ГД-35

Корпус из ЛДСП, задемпфирован мастикой, джутом, в качестве плотной ваты - утеплитель роквул, в качестве рыхл...

Сравнение 4а32 TQWP и Hitachi hs-330

Сравнение 4а32 TQWP и Hitachi hs-330 Самодельные колонки TQWP рассчитаны на 35 Гц . Произведу расчеты TQWP под ваши динамик...

TQWP DEMO: Lost Frequencies – What Is Love (Труба Войта)

Демонстрация TQWP колонок.

Переделка АС из АО ФИ в TQWP (3 часть) & Ноэма 100ГДШ

Трансмиссионная линия, труба Войта, TQWP, четвертьволновая труба или фазоинвертор & Ноэма 100ГДШ-65 & Vizaton TW 6...

Акустическая колонка своими руками. Корпус расчитан под активную акустику, хороший бас.

Это второй вариант описания самостоятельного изготовления активной акустической системы, поскольку первы...

Радости , колонка рупорного типа

От усталости бывают моменты , когда все надоело и надо искать что то , что вернет тебе движение вперед Мой...

Неправильная акустика. Расчеты TQWP на 20ГДС-4

Начинаем постройку очень странной акустической системы под кодовым называнием «Тыква». И первое видео...

tqwp на 10гдш 4А28 TQWP | TQWT (ТРУБА ВОЙТА НА 4А28)

Проект N4. TQWP на 4а28. На данный момент в колонках заменены динамики на 50 гдш 1 , от которых осталась только...

Труба Войта (обратный рупор) на 10ГД-36К

В этом видео показан процесс изготовления обратного рупора под динамик 10 ГД, Рупора зафанерованы дубовым...

Динамики 4гд35 - продолжаем слушать.

Звучание 4гд35 в стерео. Доделаны динамики, собраны корпуса в черновом варианте. Демпфирование колонок не...

4гд-35 труба Войта Колонки своими руками .Акустическое оформление

НОВОЕ ВИДЕО ПРО ТО,КАК ЗАРАБОТАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ!!!https://youtu.be/gfnkAo0uxKU Колонки своими руками Игра с выводом реальн...

starbound crafting stations ??? ????? imagemovers logo skyrim cbbe armor conversion plague inc evolved fungus mega brutal starbound future updates best recording settings for obs studio starbound treasure map warframe login milestones payday 2 config file

debojj.net

Проект TQWP — от начала и почти до конца

И, как оно всегда бывает, в моей бочке мёда оказалась ложка дёгтя. Да и не одна.

Во-первых, я неправильно собрал детали корпуса первой колонки. На центральной фотографии видна разница в отверстии порта (брак — справа). Да, я поставил перегородку ниже лицевой панели, а не за ней. Из-за этого площадь порта меньше на 25,44 см2, нарушено соотношение объёмов внутри корпуса и угол установки перегородки.

Во-вторых, демпфирование той же первой колонки было выполнено не полностью — я слишком торопился собрать корпус и забыл уплотнить некоторые полости.

В-третьих, изначально я планировал поиграться с кроссоверами, но ввиду того, что они находятся внутри склеенных корпусов, это не представляется возможным.

 

Прослушивание

Прослушивание я проводил аж в трёх местах: у себя дома, дома у отца и в своей второй квартире.

В тестах принимала участие следующая аппаратура:

Комната №1 (20,5 м2)

Комната №2 (17 м2)

Комната №3 (14,5 м2)

Впечатления

Комната №1

Я сравнивал новую акустику и «Эстонию». «Пионер» конкретно сдал, что «Ласпи», что «Веге». К сожалению, этот A/V ресивер среднего ценового диапазона рассчитан именно на «домашний кинотеатр», с использованием сабвуфера. В стерео режиме басы настолько вялые, что прошибает слеза. Несмотря на то, что середину и верхние частоты он передаёт приемлемо, звук в целом никакой. Что, в принципе, на «Эстонии», что на TQWP. Однако, стоит отметить, что TQWP играют чуть детальней, чем «Эстония», но последняя имеет более широкую сцену.

«Ласпи» звучит лучше, чем «Пионер». Кстати, «Ласпи», несмотря на то, что это советский усилитель, собран на импортных операционных усилителях — LF355N от STMicroelectronics в предварительном усилителе. На этом усилителе TQWP звучит лучше, чем «Эстония». Сцена хорошая, звук детальный. Правда, «Эстония» заруливает по басам — всё-таки она трёхполосная и с НЧ-динамиком с резонансной частотой 41Гц.

«Вега» — мастер по басам. Басов даже очень много. Сцена немного хуже, чем у «Пионера» и у «Ласпи» и средние частоты завалены, что, впрочем, почти полностью нейтрализуется эквалайзером. TQWP снова звучит чуть хуже «Эстонии» — более выражена направленность колонок. Если учитывать басы, то — значительно хуже. Ну да не в басах дело.

Что интересно, «Ласпи» с включённой тонкомпенсацией играет почти как «Вега». В очередной раз убедился, что тонкомпенсация ухудшает звук. По мне так лучше я пожертвую сильновыраженным басом, чем получу провал по средним частотам.

Слушал разные жанры: хард-рок, фанк, диско, транс, классику. Т.к. колонки больше мидбасовые, то диско и транс играли хорошо. Рок и фанк — чувствовалась нехватка басов. Классика лучше звучала на «Эстонии».

Комната №2

Проводилось сравнение TQWP и двухполосной полочной акустики AKAI. Что за модель — понять невозможно, довольно старая — шильдики стёрлись, но звучит отменно. На мой вкус, TQWP играли более ярко, чем AKAI, но менее детально. Звучание «Техникса» мне понравилось больше, чем звучание моей аппаратуры. Отцу тоже приглянулись мои колонки, правда такие ему ставить некуда.

Комната №3.

Проводилось сравнение TQWP и трёхполосной полочной акустики Fisher (модель не помню ). На «Техниксе» «Фишер» зарулил мои TQWP как следует. Ну, блин, на то они и «Фишеры». Сам же «Techics SA-A900MK2″ мне понравился по звучанию больше всего. Отличный аппарат.

Потом подключили «Tandberg». Несмотря на 30-летний возраст, этот аппарат звучит очень хорошо, почти как «Techics SA-A900MK», но чуть помягче, что говорит о наличии чётных гармоник (которые так нравятся любителям лампового звука). Но звук очень чистый. На нём «Фишеры» тоже звучали лучше.

Выводы

Как я уже упоминал в начале статьи, мне довелось послушать полочную акустику Arslab AC-1. На мой взгляд, мои TQWP играют более ярко. Да, можно принять во внимание, что родные колонки я слушал в помещении минимум 35 м2, но у меня дома моя акустика звучала ярче. В основном по басам. Лично я увидел преимущество TQWP перед фазоинверторным исполнением в расчётном ящике.

Теперь о планах на будущее. Т.к. я накосячил с изготовлением одной колонки, то её следует переделать. Но, не просто переделать одну колонку, а полностью переделать обе (планы так и остались планами, а то и вовсе исчезли — прим. от 2016 г.).

Во-первых, надо собрать корпуса, чтобы не было расхождений в размерах. Я уже понял, как это следует сделать — благо фрезер есть.

Во-вторых, надо убрать кроссовер в основание колонок, чтобы можно было его безболезненно изменять.

В-третьих, с этого сайта я скачал подробную математическую модель TWQP и на основании этих расчётов собираюсь повторить свой опыт.

В-четвёртых, я всё-таки собираюсь создать акустику для «домашнего кинотеатра», и, даже несмотря на непригодность динамиков Arslab для TWQP (Qts=0.383), я хочу получить приемлемый звук для кинофильмов, хочу сделать всё «по-взрослому».

И, наконец, в-пятых, я собираюсь сделать корпуса из МДФ (больше никогда не буду использовать ДСП), что позволит выполнить более художественное оформление.

meltex.one

TQWP - Расширяющаяся Четверть Волновая Труба

TQWP- Расширяющаяся Четверть Волновая Труба​

Акустическое оформление TQWP (Tapered Quarter-Wave Pipe – Расширяющаяся Четвертьволновая Труба).

Труба Войта или TQWT

Основные принципы подбора динамиков

Лучшие результаты получаются при применении широкополосных динамиков. Динамическая головка должна быть с полной добротностью Qts 0,4 - 0,7 ивозможно низким эквивалентным объемом Vas , следует избегать слишком высоких значений Qts и Vas . Частота настройки корпуса TQWP приблизительно на 1/2 - 2/3 октавы ниже частоты резонанса динамической головки. Уменьшение частоты на 1 октаву, означает уменьшение в 2 раза. Взяв за основу понижающий коэффициент 1/2 октавы, частоту настройки можно расчитать по формуле: Fs-(Fs/2*0.5)=F1 или Fs*0.75=F1. Где F1 - частота первой гармоники, она же частота настройки корпуса, а Fs - частота резонанса динамика.

Немного теории:​

Частота настойки рупора.

F1 = Fs - (Fs/2) х (1/2)

F1 Частота настойки рупора ( трубы ), Fs Резонансная частота динамика.

Позиция динамика:

d = L / (2+√ St/Sm)d Позиция динамика (от закрытого конца рупора ( трубы )), L Длина рупора ( трубы ), St Площадь закрытого конца рупора ( трубы ), Sm Площадь открытого конца рупора ( трубы ).

Длина рупора:

L = C / (4 х F1) - 1/7r

L Длина рупора ( трубы ), C Скорость распространения звука в воздухе, F1 Частота настройки рупора ( трубы ), r Эквивалентный радиус рупора ( трубы ).

Площадь открытого конца рупора:

Sm = Sd x 2,5

Sm Площадь открытого конца рупора ( трубы ), Sd Эффективная площадь диффузора.

Площадь порта:

Sp = Sd

Программа расчета TQWP-RUS​

Данная программа представляет собой EXCEL-евский файл, в котором собран инструментарий для расчёта корпусов Tapered Quarter Wave Pipes (Tube) Коническая Четверть Волновая Труба. За основу был взят файл John Rutter по расчетам David B. Weems, сделана попытка минимизировать разброс параметров вычислений допущенных в этом файле, произведена адаптация под метрическую систему мер. Также автор добавил блок расчёта деталей корпуса с возможностью вывода на печать эскизов с размерами.

Лист "Расчет TQWP"​

TQWP_1.png

Блок расчета содержит все необходимые данные для вычисления размеров корпуса. Нужно заметить, что все размеры внутренние. Данные можно вводить только в ячейки подсвеченные белым цветом и только в миллиметрах, остальные ячейки информационные и защищены от редактирования.

В принципе все просто, но данные, по которым могут возникнуть вопросы постараюсь объяснить.

Толщина материала внутренней перегородки: Желательно брать плотный материал не подверженный резонансу (ДСП, фанера, лучше бакелитовая), толщиной не менее 20 мм, так, как перегородка является элементом крепления боковых панелей.

Внешний диаметр корзины динамика: Внешние габариты динамика.

Диаметр эффективной части диффузора: Желательно брать данные, предоставленные производителем, но можно и измерить самим, нужно измерить расстояние между центрами подвеса диффузора, что тоже близко к истине.

Диаметр посадочного отверстия: Пригодится при расчете деталей корпуса.

Собственная резонансная частота динамика: Необходима для автоматического расчета частоты настройки корпуса.

Глубина закрытой части рупора: Глубина площадки закрытого конца рупора (конуса). Категорически не рекомендуется делать больше 25 - 50 мм. Изменяя этот параметр можно в небольших пределах менять положение динамика по вертикали на передней панели.

Эффективная площадь диффузора: Вычисляется автоматически.

Площадь открытой части рупора: Равна 2,5-ой эффективным площадям диффузора. Вычисляется автоматически.

Площадь закрытой части рупора: Вычисляется автоматически.

Позиция динамика: Расстояние от закрытого конца рупора до центра посадочного отверстия динамика. Вычисляется автоматически.

Ширина корпуса: По умолчанию за ширину корпуса принимается внешний диаметр корзины головки. При желании изменить ширину корпуса, нужно подставить значение, на которое увеличится ширина с каждой стороны.

Глубина корпуса: Внутренняя глубина корпуса. Вычисляется автоматически.

Высота корпуса: Внутренняя высота корпуса. Вычисляется автоматически.

Глубина открытой части рупора: Вычисляется автоматически.

Длина перегородки: Вычисляется автоматически.

Высота порта: Вычисляется автоматически.

Площадь порта: Равна эффективной площади диффузора.

Внутренний объем корпуса: Вычисляется автоматически.

Длина рупора: Равна 1/4 длины волны, частоты настройки корпуса. Вычисляется автоматически.

Внешний диаметр ВЧ головки: Если не предполагается использование ВЧ головки этот параметр можно упустить.

Диаметр посадочного отверстия ВЧ головки: Если не предполагается использование ВЧ головки этот параметр можно упустить.

Формулы применяемые при расчете​

TQWP_2.png

Что бы включить их отображение, нужно в Excel задействовать эту настройку

TQWP_3.png

В программе расчета сознательно допущена неточность по сравнению с оригинальным файлом. Вопрос в том, что считать открытым концом рупора, днище корпуса или расстояние от верхней части порта до задней стенки? По убеждению автора программы, порт не является частью резонатора. Согласно расчетам David B. Weems фактическая длина рупора может быть на 20% больше расчетной, так что, даже если я ошибаюсь, погрешность все равно в пределах допустимой нормы.

TQWP_4.png

Здесь автор предлагает наиболее простой вариант конструкции корпуса. В конструкции предусмотрена возможность установки ВЧ головки. Так как размеры корпуса достаточно внушительные, желательно применять материал не менее 20-25 мм. толщиной. Передняя панель состоит из двух элементов: основной панели, на которую крепится широкополосный динамик и декоративной панели, которая приклеивается и притягивается саморезами к основной панели. Широкополосный динамик устанавливается в корпус снаружи, впотаи, ВЧ внахлест. Дабы придать большую жесткость, нижняя панель тоже выполнена в виде бутерброда. Для придания респектабельного вида, предлагается два гриля, верхний прикрывающий динамики и нижний, закрывающий отверстие порта.

Краткое описание вводимых данных.​

Передняя панель: Толщина материала основной передней панели.

Передняя декоративная панель: Толщина материала декоративной передней панели.

Задняя панель: Толщина материала задней панели.

Боковая панель: Толщина материала боковых панелей.

Перегородка 1: Толщина материала внутренней перегородки 1. Во избежание резонанса, желательно использовать материал, как можно толще. Перегородка также является элементом крепления боковых панелей и ребром жесткости.

Перегородка 2: Толщина материала днища закрытого конца рупора.

Верхняя панель: Толщина материала верхней панели.

Нижняя панель 1: Толщина материала нижней фальшь панели. Желательно использовать материал, как можно толще, так, как панель является элементом крепления боковых и задней панелей.

Нижняя панель 2: Толщина материала нижней панели.

Гриль верхний: Толщина материала декоративной накладки на динамик.

Гриль нижний: Толщина материала декоративной панели прикрывающей отверстие порта. Ровна толщине декоративной передней панели.

Высота терминала: Если предполагается использование прямоугольного терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.

Ширина терминала: Если предполагается использование прямоугольного терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.

Диаметр терминала: Если предполагается использование круглого терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.

Расстояние между корпусами динамиков: Расстояние между корпусами динамиков. При использовании ВЧ динамика.

Нижний обвод верхнего гриля: Расстояние между отверстием под динамик и нижней кромкой гриля.

Площадка крепления нижнего гриля: Площадка на основной передней панели не прикрытая декоративной передней панелью, предназначенная для элементов крепления нижнего гриля.

Скос на передней декоративной панели: Параметр не обязательный.

Толщина ткани для гриля: Необходимо для корректного расчета нижнего гриля.

Экизы чертежей​

eskiz.gif

После того, как введены все обязательные параметры материалов, необходимых для построения корпуса, можно распечатать эскизы чертежей, нажатием кнопки "Распечатать эскизы". На печать будут выведены 8 листов формата А4 с указанием размеров. К сожалению эскизы не маштабированы. Необходимо отметить, что эскиз гриля будет распечатан в 2-х вариантах, для одного динамика и для двух ( включая ВЧ ). Выбирайте какой больше нравится.

Лист "Примеры демпфирования"​

Показано влияние на АЧХ размещения демпфирующего материала в корпусе.

TQWP_5.png

Лист "Рекомендации по демпфированию"​

TQWP_6.png

Лист "Расчёт длины волны"​

TQWP_7.png

Программа в приложении ниже

clippu.net

Упрощённый расчёт трубы Войта (TQWP): tubesound_ru

TQWP (Четвертьволновая труба Войта) рассчитывается в общем-то и так достаточно просто. Но, как говорится, не все йогурты одинаково полезны. Во-первых в стандартной методике по-моему слишком много наворотов, при том что в предельном случае TQWP - это просто обыкновенная дудка, настроенная на определённую частоту. В отличие от фазоинвертора TQWP не является компрессионным оформлением, поэтому допускает применение высокодобротных головок, а отсутствие инерции воздуха в трубе ФИ в виду отсутсвия присутствия самой этой трубы позволяет получить столь любимый всеми нами "быстрый" бас.Геометрические размеры TQWP, как следует из её названия, связаны с длиной волны звука L на частоте резонанса головки Fs следующими нехитрыми соотношениями: A + B = (L / 4 + r) / 2 и h * W = Sэфф. Для полноты картины положим, что A = D = d / 2 + s и (B + h) / D = r / h. Для красоты можно считать, что r = s = удвоенной толщине материала стенок корпуса. Где h - высота "выхлопного" отверстия, W - ширина передней панели, Sэфф - эффективная площадь излучателя (обычно принимают Sэфф = 0.8 * Sг, где Sг - геометрическая площадь излучателя; или ещё проще - Sэфф = 0.6 * d2), d - геометрический диаметр излучателя. Эти соотношения позволяют вычислить все параметры системы. Обычно B вычисляют по более сложной формуле, однако потом приходится, играя с эффективной глубиной выходного канала (r) "подгонять" этот параметр так, чтобы динамик разместился на своём месте. Причём всё равно выдержать все эти доли миллиметра при ручном изготовлении АС практически невозможно. Описанный метод даёт хорошее приближение (в пределах 1см), к тому же автоматически "загоняет" динамик в идеальное положение, то есть когда расстояние от его центра до боковых стенок и верхней крышки одинаково. К тому же такую "геометрически идеальную" TQWP по идее должно быть куда легче раскраивать и собирать.

Ну, как-то так. Завтра ещё подумаю на эту тему :) Что скажете?

tubesound-ru.livejournal.com

Галерея TQWP

Мои эксперименты с 4А.28

 Музыка сопровождала меня всегда. Вначале это была "Весна-202"; позже "Олимп-004", "Амфитон-002", "S-90". Потом - долгая пауза и "Panasonic RX-DT 30". И вот - новая волна "тоски по ностальгии".

По производственным делам занялся автомобильной акустикой. Пришлось много полазить по инету, чтобы восплонить пробелы в информации. Везде были ссылки на сайты, описывающие в самых розовых тонах достоинства громкоговорителей типа "Трансмиссионная линия". Причём, не сговариваясь, в одну дудку дудели и англичане с французами, и датчане, и австралийцы с японцами.

В результате вирус меломанства проник в мою душу и крепко вцепился коготками сомнения: -"А чем мы хуже?" Поискав в русскоязычном инете и ничего не найдя, пришлось всё испытывать самому. Выбор пал на колонку типа  "Труба Войта" или у иностранцев "TQWT". Дело в том, что "S-90" я уже слушал, и этот звук мне совсем не понравился. Низы очень навязчивые. Этот недостаток я связал с большой задержкой фазоинвертора, однако сейчас думаю иначе. Вот и выбрал колонку без фазика.

Как нельзя кстати друг подарил пару 4А.28 из длительного хранения. Найдя описание улучшения характеристик этих динамиков, произвёл экзекуцию над обоими . В результате получилось следующее:

 

Re 12,48 Ом
Qms 1,501
Qes 0,802
Qts 0,52
Vas 79 л
Le 0,202 мГн 
L1 1,057 мГн
R1 9,41 Ом
Fs 53,9 Гц 
dF 50-17000 Гц
Cms 0,422 мм/Н
Mms 14,1 г
Rms 4,65 кг/сек
Bl 10,4 Н/А

Частотные характеристики динамика в открытом пространстве:

Вытащив файлы с математической моделью рупорных колонок от M. J. King, и купив себе диск с MatCAD2000, начал тернистый путь проб и ошибок подбора параметров трубы Войта.

После трёх дней (две субботы и одно воскресенье) экспериментов методом "научного тыка" подобрал что-либо похожее на характеристики первоисточника. Полученные данные колонки меня СИЛЬНО озадачили. Ничего похожего на изящную колонку первоисточника! Мой монстр выглядел удручающе!

Представьте себе: высота рупора 161см, площадь сечения закрытого конца рупора 782кв.см, площадь сечения открытого конца рупора 1364 кв.см, динамик установлен за 32 см от закрытого конца рупора (1/5 длины рупора), заполнение рупора (ВАЖНО!) 10г/литр обьёма волокном "Дакрон" (это по нашему синтепон наверное).

Никакого подобия клина с динамиком посередине! Однако, характеристики АЧХ выглядят очень обнадёживающе:

Здесь и на рисунке ниже красным цветом нарисованы характеристики трубы Войта, а синим - бесконечного экрана.

Для справки привожу также Z-характеристику колонки:

Когда успокоился, взял в руки AutoCAD, и по этим параметрам нарисовал вертикальную колонку с рупором, развёрнутым вперёд. Прошу не судить строго, не дока в конструировании колонок. Кто придумает конструкцию получше, напишите мне.

Детали из ламинированного ДСП заказал на фирме. Всё пришлось впору, даже косые торцы.

Конструкцию придумал по принципу: "ни одного шурупа снаружи". Крепёж изнутри через косые треугольные рейки 40*40мм шурупами и клеем "Момент-монтаж". Вот общий вид в процессе работы. Место под динамик усилил дополнительным листом 10мм фанеры.

 

 

Кривой выход рупора изготовил из листа 4мм ДВП: 

Щели между тонким листом ДВП (на рисунке отмечены красными стрелками) и корпусом думал залить монтажной пеной, но для жёсткости и устойчивости колонки залил бетоном. Ушло полтора ведра. Здесь наступил на первые грабли: ДСП разбухает от влаги (:-(). Победил.

Товарищ посоветовал для жёсткости поставить несколько распорок. Поставил две из 10мм фанеры между передней и задней стенками рупора (на фотографиях их ещё нет). После сборки колонки внутреннюю поверхность обработал автомобильной противошумовой мастикой. На каждую колонку ушла банка мастики.

Тут вторые грабли: на каждую кололнку нужно 1,7 кг синтепона. Я думал, это немного. Оказалось около 20 погонных метров! Посчитайте цену! После некоторой внутренней борьбы обошёлся минеральной ватой. Ушло 3 кв.м. на обе колонки. Сохло это добро около недели. Больше не выдержал: поставил динамики и включил попробовать.

Посмотрите на довольного электронщика!

Первое впечатление это конечно что-то! Вообще, я получил массу приятных эмоций ещё во время изготовления колонок, но впервые услышать сделанное твоими руками!... Прииграл немного динамики. Кстати, первая колонка играла на три дня раньше, и после включения второй колонки разница в звуке и в звуковом давлении огромная! Потом правда, всё нормализовалось.

Когда привёз колонки домой, измерил АЧХ в ближнем поле динамика и выхода рупора. Векторно пока не научился складывать для получения полной АЧХ, т.к. ФЧХ буду мерять примерно через месяц, после изготовления микрофонного усилителя:

А измеренная Z-характеристика показала, что очень недостаточно демпфировочного материала. Надо добавить минеральной ваты, или всё же применить синтепон (:-().

Я не очень хороший "слухач", но качество звука пока не такое, как мне хочется. Несколько размыта панорама. Один знакомый выразился о частотном диапазоне -"Хорошая середина. От средних низов до средних верхов". Я с ним не согласен, верхов хватает. Самых низов недостаточно.

Итак, следующий шаг: сделать аудиотракт под эти колонки. У меня есть ОРБИТА (рашн Квод). Хочу построить усилитель класса А на 25 ВТ/16 Ом. Схему придумал сам. Выходной источник тока в нижнем плече будет с положительной обратной связью, так что транзисторы в Х.Х. будут греться на 12 Вт. Радиатор считал - хватит. Послушаем!?   P.S.  Спустя два месяца вновь обмерил динамики на предмет стабильности характеристик со временем. Вот что получилось:

 

Параметр В начале Через 2 мес.
Re 12,48 Ом 12.04 Ом
Qms 1,501 3,62
Qes 0,802 0,684
Qts 0,52 0,54
Vas 79 л 80 л
Le 0,202 мГн  0,208 мГн
L1 1,057 мГн 1,18 мГн
R1 9,41 Ом 9,30 Ом
Fs 53,9 Гц  45,46 Гц
dF 50-17000 Гц  
Cms 0,422 мм/Н 0,389 мм/Н
Mms 14,1 г 31,4 г
Rms 4,65 кг/сек 2,48 кг/сек
Bl 10,4 Н/А 12,6 Н/А

Кое-что изменилось, но в общем параметры хорошие (относительно непеределанных динамиков). Радует глаз уменьшение резонансной частоты при прежнем эквивалентном обьёме. Ну что, потягаемся с Визатонами?

Илья Петрухин. Источник: www.audioworld.ru14.10.2001

Hosted by uCoz

tqwp.narod.ru

В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно

В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно. Эти моменты важны и значительно облегчают жизнь тем, кто еще только собирается сделать свои АС.

Итак. TQWP это достаточно простое оформление, которое доступно в изготовлении и прощает многие ошибки при расчетах и изготовлении и дает очень неплохие результаты при малых затратах.

1. Самый сложный вопрос у новичка возникает с тем, какой же динамик можно ставить в TQWP.  Динамик, который может работать нормально в открытом ящике или экране. Теоретически это значит, что упругости подвеса должно полностью хватать, чтобы на резонансной частоте с минимальной амплитудой и временем переходных процессов возвращать в нулевое положение подвижную систему после импульсного воздействия. Чем ниже по амплитуде будут колебания подвижной системы динамика после импульса - тем меньше будет уровень гармонических искажений, а чем меньше время колебаний - тем и самих колебаний меньше и меньше будет самих этих номеров гармоник. Чем тяжелее подвижная система - тем больше проблем. Чем тяжелее - тем мощнее должна быть пружина подвеса и тем больше потерь на трение в этой пружине должно быть, чтобы демпфировать саму пружину и сократить время установления. Тем сложнее такие колебания задавить ...

Типичным весом подвижной системы современных 12" широкополосных головок является величина 30-40грамм. Меньше - лучше, больше хуже для нашего случая. Кроме того, большую роль играет и величина линейного перемещения подвижной системы, которая ограничивается величиной магнитного поля и высотой намотки катушки. Подробнее почитать можно в специализированной литературе. НО для нас интересны динамики с величиной линейного перемещения не меньше +-2мм в противном случае, на вопрос "А если погромче" вам придется отвечать " А мне громко и не надо". Гы Гы Гы. 4-6мм линейного перемещения для 12" головки более чем достаточно в большинстве случаев для домашнего применения. Ну и последний показатель это полная добротность. Показатель полной добротности прямым образом показывает характер баса такого динамика в оформлении TQWP и косвенным образом показывает может ли динамик работать в TQWP. 0.5 - 0.7 то, что нужно рассматривать. При Qts=0.5 бас может показаться затянутым и размытым в худшем случае, а при 0.7 и выше сухим поджатым. При полной добротсности больше единицы говорить о басе как то не этично. Так что выбирать из этого диапазона.

Ну и практически процесс оценки возможности использования в TQWP динамика на глазок просто сделать в домашних условиях.

Делаем экран дома из куска фанеры или другого листового материала. Врезаем динамик и слушаем его на приемлемой громкости, которая комфортна для данной комнаты и предпочитаемой музыки. Если динамик на этой громкости на мидбасе и середине играет чисто и без значительных искажений - то смело экспериментируем дальше с TQWP. Самым лучшим тестом при этом будет тест динамика в ящике без задней стенки и внутренней перегородки, который соответствует будущей АС. Если динамик выдержал экспертизу, то переходим ко второму сложному вопросу.

2. Какую частоту настройки взять, какой программой пользоваться при расчетах. А вот тут нужно опираться на предыдущие эксперименты. В идеале - нужно сделать замер динамика в том самом "тестовом ящике" но вместе с задней стенкой вставить матрас со звукопоглотителем. Таким образом, мы получим АЧХ от динамика в ящике заданных габаритов без учета отдачи от резонатора. Сопоставив получившийся результат, определяем частоту, на которую стоит настраивать ящик. Допустим, динамик в ящике имеет плавный спад от 100герц и резонансную частоту в районе 70 герц. Таким образом - настраиваем ящик на резонансную частоту от 60 до 70 герц. И сильно демпфируем звукопоглотителями все остальные пики резонанса ящика кроме первого. Если динамик имея спад на 150герцах имеет резонансную частоту 45-50 герц, то снова настраиваем на 40-45 герц и уже меньше поглотителя, оставляем первый и второй пик резонанса ящика. Это даст отдачу из порта от 40 до 100 герц с плавным спадом и выровняет всю отдачу. Главное, чтобы при всей этой настройке, резонансная частота динамика не вылетела за пределы +_0.75*Фрез настройки Ящика. Т.Е. при настройке оформления резонатора скажем 50герц, динамик может иметь резонансную частоту от 37герц до 62герц и при этом, основной резонанс будет задемпфирован акустически повышенным сопротивлением среды в ящике.

Вот как выглядит АЧХ 75ГДШ-3-3 в измерительном ящике, видно в первой части описания про TQWP.

Вот так выглядит АЧХ из резонатора при малом заглушении:

Первый пик резонанса во всей красе от 27 до 60 герц, второй во всей красе от 70 до 110 герц и третий в полный рост от 130 до почти 190... четвертый уже поддавлен и замедлен вместо полного роста на 360 герц, он в районе 250 и задавлен на 5-6дб от первого... Такое оформление подходит вроде к динамикам с нижней граничной частотой в районе аж в 250 герц... НО звучание такого резонатора отвратительно - с гундосым вокалом и затянутое... Применение 6см. минерального поглотителя и верхнего U матраса позволяет полностью (в пределах слышимости) подавить и третий пик резонанса и значительно второй, что и позволит произвести плавную стыковку резонатора и прямого излучения широкополосной головки в области от 70 до 100герц... При этом, звучание из порта будет быстрым и без противных сч и мидбасовых призвуков. О том как это сделать более подробно ниже.

3. Игры с заполнением. Два основных и принципиальных момента.

   3.1 вибродемпфирование стенок АС. Так как стенки получаются тонкие и высокие, то их обязательно нужно покрывать демпфирующими материалами, чтобы погасить вибрации стенок. Неплохим и простым вариантом, может быть оклейка стенок изнутри Фольгоизолом. Это вязкий композит на основе битума, нанесенный слоем 2-4мм на алюминиевую фольгу. Утюгом наклеиваем его на стенки и всё. Неплохо работает и жесткий безосновный линолеум (класса коммерческий).

    3.2 Звукопоглощение. Так как нам нужно не увеличив компрессии в ящике, а значит не заполняя ВСЕ его пространство звукопоглотителем задавить все пики резонансов кроме первого, а иногда второго, то нужно очень тщательно подойти к этому вопросу. В большинстве случаев, матраса из 4-7см минеральной ваты(зависит от марки и производителя) хватает чтобы полностью поглотить все звуковые волны в районе от 250до 10000 герц. Просто обклеив изнутри все стенки минеральной ватой, мы получим нужный эффект. Только помним, что лучше пользоваться импортной Урсой или еще лучше Роквулом - базальтовое волокно без склеивающих смол. НИКАКОЙ СОВЕТСКОЙ СТЕКЛОВАТЫ. Даже урсу стоит в матрас из хлопка запаковать. Но этого недостаточно чтобы задавить и поглотить частоты от 90 до 150 герц. В таком случае, лучшее решение - к верхней стенке прикрепить дополнительно свободно свисающий U-образный мат из дополнительного матрасика со звукопоглотителем. примерно так:

Видны: "скругляющие углы вставки", далее пластины основного звукопоглотителя и дополнительный U образный мат, если нужно особенно тщательно подавить второй пик резонанса TQWP на частоте примерно 2*Ftqwp. 90-100герц, который основным слоем гасятся с недостаточным коэффициентом поглощения. Малый треугольный объем заполняется звукопоглотителем. Лучше ватой 7-10 грамм на литр. Косвенно, можно проводить настройку по импедансу системы, но лучше использовать микрофон и реальную комнату прослушивания для их полной взаимонастройки.

3. Довольно много споров возникает по нижнему оформлению порта Акустической системы. В описании Екселевской программки и математической модели М.Ж.Кинга нет технического обоснования почему именно такое сечение порта и как он влияет на звук. У Войта уже не спросить к сожалению...

Безусловно, вопрос в нижней части TQWP, так как резонатор (как расширяющаяся труба), заканчивается именно в самом широком сечении. После этого, поток заворачивается на 90 градусов и выходит через порт. При этом, безусловно происходит сжатие фронта волны из резонатора, увеличивается скорость и немного меняются волновые характеристики фронта звуковой волны. При этом, сечение порта гораздо больше диаметра излучающей поверхности диффузора и компрессии в ящике не образуется, но при этом, оно и не равно самому широкому сечению резонатора и не расширяется как в резонаторе TQWP(что бы просто увеличило длину резонатора и линейно изменило настройку). Кроме того, еще и две параллельных поверхности верхней и нижней крышки так же добавляют условий образования стоячих резонансов и переотражений на частотах, длина которых сопоставима с внутренней высотой ящика. А в прямых углах соединения передней и задней панели верхней крышки еще и завихрения могут проявиться... Например, если внутренняя высота 105см, то различные моды стоячих резонансов будут на частотах 165, 230, 330 герц и т.п. Следовательно, нужно постараться заполнением - звукопоглотителем вычистить на 90-95 процентов все выше 150 герц. Иначе будет окрашенное резонансное звучание. Чтобы не было вихревых потоков при развороте НЧ на выход порта, в углу снизу, стоит сделать такую же вставку как и сверху, которая "закругляет" угол. Ну и чтобы еще сильнее вычистить звучание от призвуков мидбаса - на нижнюю панель еще матрасик со звукопоглотителем. Примерно вот так:

Важное замечание - нельзя заполнять большой треугольный объем звукопоглотителями - призвуки то он задавит, но при этом значительно изменится настройка резонатора и затянется фронт НЧ сигнала так как скорость распространения фронта звуковой волны в звукопоглотителе минимум в два раза медленнее чем в воздухе. Кроме того, можно вообще убрать порт и обрезать АС в самом широком месте сечения. Поставить АС на ножки, образовав щель вокруг АС, при этом, общая площадь щели должна быть не меньше площади порта или еще лучше - равна площади выходного сечения резонатора. Кроме того, вокруг такой обрезанной АС ничего не должно стоять в периметре примерно 60см от этой щели. И то создавшие подобную систему в конце экспериментов поставили наклонную панель, отсекая выход звуковой волны назад в стену за АС. Иначе как я понимаю, получится между задней стенкой АС и боковыми предметами или стеной за АС некий резонирующий объем с непредсказуемыми характеристиками. Само же по себе увеличение длины резонатора при развороте на 90 градусов потока на выход из порта мало влияет на результат, даже если учесть что настройка меняется - так как эти 30-40 см при настройке скажем на 45герц дадут изменение вниз на 6герц... но реально изменения настройки на 6 герц не будет так как сечение уже не увеличивается с заданной пропорцией. В любом случае выхода резонанса динамика за горб резонанса оформления не произойдет.

4. Сама по себе идея свернутого Резонатора несколько ущербна, и сделана в моду компактности АС. Так как все-таки изменяется сечение в области перегиба, образуются условия для образования стоячих волн и переотражений между передней и задней стенкой, завихрения в углах и прочие прелести... Не думаю, что кто-то будет делать для 12" проекта АС треугольники высотой под два метра и шириной 45см... А вот для мидбасовых динамиков диаметром 16-20см проект очень интересен. так как при резонансной частоте 60-70 герц получается довольно стройная АС высотой около 150см и шириной 20-25см. У меня сейчас два таких проекта на очереди... Один проект на 4А28,второй на 20см широкополосных динамиках Audax. Результаты напишу позже.

Проблема разворота на 90 градусов потока из резонатора остается и у несвернутых в баранку  Гы ГЫ ГЫ резонаторов... Как один из вариантов, я думаю срез и ножки. Но если АС стоит близко к шкафам и прочей мебели такой вариант не пройдет - нужно загибать на 90 градусов и выводить порт вперед... Другими словами, при такой компоновке (вывод порта вперед), получается MASS LOADED TQWP т.е. выход резонатора нагружен на некую массу воздуха в трубе, а даже не трубе а том огрызке от АС, который формирует разворот потока на 90 градусов и порта АС...

5. Проблемы самих широкополосных динамиков.

Самый грустный момент. Проблем три.

    5.1 Тяжелые подвижные системы из современной целлюлозы, которая производится зачастую с сильным уменьшением длины волокон из за механического разреза волокна при расщеплении древесины, размоле в массу и дальнейшей варке в целлюлозу с применением химических ускорителей отделения лигнина от волокон делает бумагу тяжелой, плотной но не жесткой. Не буду вдаваться в подробности данного технологического процесса, НО в результате такого ускорения, диффузоры современных широкополосников хлипкие и с очень большими потерями - звучание таких динамиков не отличается высоким качеством так как мал поршневой диапазон работы и в следствие больших потерь в материале - снижается разрешение таких динамиков на СЧ и ВЧ. Только Хитиновая пропитка диффузоров композитом Воробьева возвращает былую свежесть и яркость звучания новым бумажным диффузорам и позволяет поулчить высокое качество звучания от 30-40граммовых диффузоров на середине и ВЧ. Я бы крайне рекомендовал пропитать этим раствором динамики типа 75ГДШ-3-3 или Эминенс Бета 12ЛТ или Селейшен прежде чем утверждать, что широкополосники не могут отыграть середину. Это обязательное условие.

Это не реклама, я не торгую хитиновым композитом, но я его использовал и очень не жалею и очень рекомендую. Методика пропитки есть в отдельной страничке.

5.2 Направленность излучения у 12" широкополосных динамиков. Проблема решена частично. Эксперименты по созданию рассеивающей линзы с управляемой диаграммой направленности уже почти завершились и данная тема будет дополнена очень скоро, но об этом позже.

5.3 Проблема кривой АЧХ двухконусных широкополосных динамиков. Еще с 40 годов, когда Пауль Войт первый в мире запатентовал широкополосный динамик с двумя бумажными конусами, возникла проблема что ВЧ конус (vizzer) имеет повышенную отдачу на верхней середине и ВЧ по отношению к Мидасу. Причем, эта полка находится на уровне 3-7дб. На практике, это дает яркое, несколько окрашенное звучание по оси. И это специфическое задранное полочкой СЧ характерно почти для всех двухконусных динамиков хоть то Lowther, хоть то Fostex хоть то НОЭМА. Теоретически, это можно решить расположением осей динамиков, настроив по месту не по осевой АЧХ, а градусов на 15-30. Таким образом, выровняв АЧХ в точке прослушивания. На практике это сделать трудно, так как в добавок к корявой АЧХ, широкополосники имеют еще и узкую диаграмму направленности на средних и высоких частотах и особенно 12" широкопоолсники, проблемы у которых начинаются уже после 1500герц. Таким образом, якобы получить весь спектр частот, нужно сводить оси излучения АС к слушателю, чтобы выровнять АЧХ - нужно разводить. Консенсуса нет. Проблемы с направленностью начинаются гораздо раньше чем кончаются проблемы с горбатостью АЧХ. Есть четыре пути решения этой проблемы. Все они имеют и достоинства и недостатки.

    5.3.1 Способ последовательной фильтрации. Подобная методика настройки АС применяется Александром Клячиным. Методика называется "Методика создания акустических систем". Я нашел методику использования такого метода коррекции АЧХ системы последовательным фильтром в английской книге Артура Бриггса 63 года.  Это только подтверждает жизнеспособность подхода.  Безусловно, применение фильтров в широкополосной АС это коллаборационизм и мракобесие, но если мириться с горбатой АЧХ нету больше сил и хочется слышать все частоты - то деваться некуда, вставляем фильтр. Суть фильтра - снизить отдачу АС в определенном участке частот, довольно большом диапазоне и довольно значительно. Последовательно динамику перед ним ставится цепочка R-L-С перед динамиком. Это резонансный контур, где резистор сглаживает добротность этого резонансного контура. Подробную методику его настройки, формулы и рекомендации смотрите методику Клячина.  Вот схема такого фильтра и его действие на АЧХ :

Про методику расчета в методику Клячина. Таким образом можно получить и от кривого, вернее горбатого широкополосники хороший тональный баланс.

    5.3.2 Способ двухполюсного разделения. Отрезаем ВЧ конус и делаем коаксиальный динамик приклеив на керн магнитной системы дополнительный маленький ВЧ излучатель типа Focal TN52. При этом, безусловно, это будет уже совсем другой динами и совсем другая система. О ней отдельно, но это тоже способ... и он заслуживает большого внимания. так как прекрасная автомобильная ВЧ головка с низкой частотой основного резонанса подвижной системы и маленькими размерами дает возможность сделать ОЧЕНЬ интересный коаксиальный динамик. с частотой раздела около 1600 герц.

    5.3.3 Изменение конструкции громкоговорителя. У некоторых динамиков, для повышения отдачи на ВЧ ставили не дополнительный конус, а купол с рупором. При этом основным излучателем ВЧ является купол, а конус вокруг него формирует поток ВЧ, изолируя ВЧ поток купола  от излучения от основного конуса. Это тоже отдельная тема, так как один вид хитинового композита Александра Воробьева позволяет получить отдачу от подобных куполов или конусов вплоть до 22килогерц, что делает этот путь улучшения звучания широкополосного динамика очень перспективным.

 

sergey-tlt.narod.ru

Общие - TQWP (расширяющаяся четвертьволновая труба)

     Акустическое оформление TQWP (Tapered Quarter-Wave Pipe – Расширяющаяся Четвертьволновая Труба) впервые было описано Полом Войтом (Paul Voight) в 1930 году и является по сути рупором, настроенным на частоту резонанса динамической головки. Серийно акустические системы TQWP производила известная в аудиофильских кругах фирма Lauther, устанавливавшая в них широкополосные динамики с большой характеристической чувствительностью. Такое решение имеет ряд преимуществ с точки зрения электроакустики. Во-первых АС лишена разделительных фильтров и поэтому характеристика её входного импеданса совпадает с характеристикой импеданса головки, что существенно упрощает сопряжение системы с любыми усилителями. Высокая чувствительность делает АС лёгкой нагрузкой для маломощных УМЗЧ, что немаловажно для ламповых, но так же неплохо и для транзисторных усилителей, особенно работающих в чистом классе "А". Кроме того наличие всего лишь одного динамика улучшает ФЧХ АС, что благоприятно сказывается на локализации источников звука и способности воспроизводить быстрые сигналы. С другой стороны у такого подхода есть и недостатки – например ухудшение диаграммы направленности при больших уровнях громкости из-за эффекта зонального излучения – к ним мы ещё вернемся.

     С точки зрения D.I.Y. TQWP так же имеет ряд преимуществ. В частности – отсутствие необходимости в изготовлении разделительного фильтра, тонкой настройки фазоинвертора и многих других операций, без которых нельзя обойтись при постройке обычных АС. С другой стороны габариты корпуса получаются довольно внушительными, что заставляет обращать особое внимание на подавление механических резонансов.

     TQWP является по сути одним из самых оптимальных и теоретически обоснованных (после плоского экрана) акустических оформлений, и представляет собой – как следует из названия – четвертьволновой рупор. С точки зрения акустики любой рупор является резонатором с "гребёнчатой" частотной характеристикой. То есть общая неравномерность АЧХ системы существенно выше, чем у собственно динамической головки. Как нетрудно догадаться, длина корпуса составляет 1/4 длины волны на частоте механического резонанса динамической головки. То есть L = 340/4Fs = 85/Fs. Длина трубы L и положение оси динамика относительно закрытого конца трубы D связаны соотношением.

     Видно, что при St = 0 (то есть если рупор в профиль имеет треугольную форму) D = L/2, то есть динамик должен располагаться точно посередине передней панели корпуса. Однако по ряду причин это не желательно. Во-первых в этом случае динамик попадает в пучность стоячей волны 2-й гармоники. В результате на АЧХ появляется аномалия на частоте 4Fs, что на слух выражается в виде крайне трудноустранимых призвуков и бубнения в нижней середине – то есть в наиболее критичном для качественной передачи музыкальных сигналов диапазоне. Во-вторых конструктивно трубу Войта как правило выполняют "сложенной" вдвое или (реже) более раз. Если соблюдать определённые требования, на которых мы более подробно остановися чуть ниже, то на акустических свойствах оформления такая мера никак не сказывается, зато позволяет сделать систему более компактной. Понятно, что в описанном случае при St = 0 разместить динамик на передней панели корпуса невозможно.

 

     На рисунке представлена схема TQWP, сложившаяся к середине прошлого века и ставшая в итоге канонической. Глубина корпуса B = (St + Sm)/W, а высота H = L/2 + h, где высота выходного канала h = Sэфф/W, то есть его площадь равна эффективной площади излучателя. Причём ширина корпуса W = d/2 + s = L - 2D, где d – диаметр головки, s – расстояние между краем динамика и стенками корпуса. Глубину выходного канала r = St/W следует выбирать такой, чтобы выполнялось соотношение (L - W)/2 = D, иными словами ширина корпуса не может быть меньше величины, определяемой суммой диаметра корзины динамика и удвоенного минимального расстояния от края динамика до стенок корпуса (d + 2s). Где D – положение оси динамика. Не желательно, чтобы значение r было больше 3..5 см, в противном случае канал начнёт оказывать влияние на акустические свойства оформления. К недостаткам этой схемы следует отнести наличие паразитного резонанса на частоте F' = 340/(4(L/2 - A)), так как задняя часть трубы сама начинает работать как четвертьволновой резонатор. Но этот резонанс достаточно эффективно подавляется посредством демпфирования звукопоглащающими материалами.

quarterwave.fo.ru