Настройка голосов баян - аккордеон. Как подключить баян к колонкам


Настройка голосов баян - аккордеон

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.

Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким. 

Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми1 — ми2. Это объясняется тем, что октава ми1—ми2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах. Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано. Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Устанавливают частоту язычка механической шлифовкой слоя металла в различных местах по длине язычка. В любом случае снятие слоя металла (на предварительной настройке — от 20 до 200 мкм, на окончательной — от 10 до 80 мкм) у свободного конца язычка повышает частоту его собственных колебаний, а снятие слоя металла у закрепленного конца понижает ее. Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы. На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала. В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника. Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно .

Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку. На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке. Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Трудностью в настройке квинт и кварт в клавишных и язычковых инструментах является определение направления темперации: одно биение в квинте может быть и в сторону сужения и в сторону расширения интервала. В клавишном инструменте направление темперации устанавливают, сопоставляя направление вращения ключа и частоты би

allnotes.info

Первый электронный баян в СССР: nesvidomij

В теперешнее хаотическое время, когда еще  не так далекое прошлое помнят многие из ныне здравствующих, почему-то бытует мнение, что в СССР все силы были брошены в оборонную промышленность. Почему - то считается, что товарам народного потребления, бытовой технике уделялось очень мало внимания. Отчасти, это правда. Много сил, времени, лучших кадров отдавалось ВПК. Но говорить о том, что в Советском Союзе не развивалось производство товаров народного потребления или что они стояли на последнем месте в экономике страны, не верно. Как бы стране не было бы тяжело, она развивалась. Строились новые мощности, на которых производились товары не уступающие по качеству иностранным аналогам. Как пример, статья написанная о развитее телевидения в Советском Союзе, под влиянием заметки о широкоэкранном телевизоре в СССР, прочитанной на страничке одного из моих друзей – Сергея Гольцева.

В связи с тем, что я удостоен чести быть включенным в группу, в которой пишут о товарах народного потребления в СССР, то родилась идея рассказать об одном удивительном продукте ВПК для народа, который был создан в нашем городе – Житомире, на заводе «Электроизмеритель» еще в начале 70-х годов прошлого века. Почему именно о нем, вот и постараюсь рассказать.

В июне 2011 года в Доме культуры был юбилей – 55 лет со дня образования завода «Электроизмеритель». И предполагался концерт. После нескольких официальных выступлений, получился концерт – воспоминание, когда между музыкальными номерами выступали ветераны завода. И именно на этом концерте, я узнал, увидел и услышал этот уникальный инструмент, разработанный в то уже далекое время, удивительное звучание которого завораживало. И название ему – «Эстрадин»!

"Эстрадин-8Б" - это комбинированный электронный баян, впервые созданный в Советском Союзе. Он может звучать как механический баян и позволяет исполнять органную музыку, богатую самыми разнообразными тембрами, на нем можно получить ударные, ударно-шумовые звуки и различные эффекты.

По Вашему желанию Вы можете получить совместное звучание механического баяна и электрооргана. На "Эстрадине-8Б" легко играть, так как техника игры незначительно отличается от игры на механическом баяне. В короткий срок вы научитесь играть простые мелодии. Это возможно благодаря органному звучанию электронного баяна. Вы нажимаете на пуговицу и слышите звук до тех пор, пока не отпустите её. Это делает звук непрекращающимся и позволяет сгладить переход между тонами.

Если Вы профессиональный баянист, то найдете электронный баян "Эстрадине-8Б" наиболее подходящим для исполнения и аранжировки музыкальных произведений любого жанра соло, в составе оркестра или ансамбля.

Техническая характеристика:

Объем регистров инструмента: •мелодии ◦субгармоника 16' ◦три тембра 8' ◦четыре тембра 4' ◦два тембра 2' •аккомпанемента ◦три тембра 16' ◦три тембра 8'Диапазон основных тонов - 6,3 октавы ( от "Фа" контроктавы до "Соль" четвертой) Клавиатура баяна содержит - 1 пуговицу мелодии от "Соль" до "Соль", 120 кнопок аккомпанемента от "Фа" до "Ми" Клавиатура мелодии - трехрядная Клавиатура аккомпанемента - шестирядная Вибрато частотное - регулируемое по частоте и глубине Тремоло - регулируемое по частоте Реверберация (послезвучие) - раздельное для мелодии и аккомпанемента Удар - с регулировкой пьедестала Звуки ритмического сопровождения - барабан, щетки Тембровое глиссандо - управляемое педалью Регулировка громкостью - ручная и педалью Мощность, потребляемая от сети, не более - 120Вт Габаритные размеры: •акустический агрегат (без ножек) 1000х500х300мм •электронный блок 700х510х270ммМасса, не более: •механический баян 14кг •акустический агрегат 30кг •электронный блок 31кгКоэффициент нелинейных искажений усилителя мощности в диапазоне от 100 до 1000Гц при мощности 20Вт - не более 1%

Номинальная мощность акустического агрегата не менее 30 Вт. Модуль полного электрического сопротивления акустического агрегата (4+/-0,6) Ом

Источник питания - осветительная электросеть напряжением 127 или 220 В и частотой 50Гц. Инструмент сохраняет работоспособность при изменении напряжения сети в пределах от минус 15 до плюс 10%

Инструмент может нормально эксплуатироваться в помещениях при температуре от плюс 10 до плюс 40С при относительной влажности воздуха до 80%.

Удивительные параметры для инструмента тех лет. Согласитесь! А как рождался сей инструмент, рассказывает один из его создателей и бессменный исполнитель музыки Альфред Грибер:

«В начале XX века нашей эры молодой учёный и музыкант Лев Термен создал первый в мире электромузыкальный инструмент, которому впоследствии дали имя «терменвокс».

В начале 60-х годов XX века в Житомире на заводе «Электроизмеритель» был создан первый в СССР промышленный электромузыкальный инструмент «Эстрадин» (эстрадный инструмент), который получил имя «Романтика».

А всё началось с того, что студент-первокурсник Одесского Электротехнического института связи Лёня Федорчук услышал на студенческом балу, посвящённом встрече 1957 года, музыку, которая потрясла его своим фантастическим звучанием. Это играл какой-то зарубежный электроорган. Он влюбился в эти звуки раз и навсегда. И тогда само собой созрело решение посвятить свою жизнь созданию электромузыкальных инструментов.

Судьба свела Лёню с Виталием Ивановичем Волошиным, который приняв его в свой конструкторский отдел Житомирского завода «Электроизмеритель», дал ему возможность начать экспериментировать с электромузыкой.

Первый электромузыкальный инструмент, созданный Федорчуком и Волошиным, представлял собой хаотическое нагромождение радиоэлементов, соединённых между собой на письменном столе. Клавиатурою были контакты реле, которые замыкались пальцами на печатную плату. 

12 февраля 1964 года впервые данная конструкция была продемонстрирована комиссии во главе с главным инженером завода А. Г. Назарчуком. В стенах лаборатории зазвучала электронная гамма – музыкальные звуки, рождённые электроникой. С этой поры ежегодно 12 февраля на заводе отмечался День электромузыки. 

Я подключился к деятельности лаборатории в апреле 1969 года, когда начались работы по созданию электронного баяна «Эстрадин-8Б». С этого времени уже ни одно празднование Дня электромузыки не обходилось без моего участия. Да что там празднования! Для меня все последующие годы превратились в сплошной День электромузыки.

Я, как и Лёня Федорчук, влюбился в электронные звучания, открывая в них всё новые и новые горизонты для своего творчества. Каждый новый «Эстрадин», рождённый в совместных муках творчества, расширял мой кругозор и заставлял искать новые краски и оттенки для музыкальной палитры. У каждого «Эстрадина» был свой неповторимый характер, свои привычки, свои предпочтения, свои любимые игры. И к каждому нужно было найти свой подход, свою тактику, свои решения.

А когда наши питомцы вдруг начинали капризничать, мне приходилось выслушивать их жалобы и претензии. Потому что приборы из-за ограниченности их параметров не всегда могли показать, что беспокоило того или иного «Эстрадина». А мне как музыканту при тщательном и внимательном слуховом контроле, обследуя каждую кнопку, каждый переключатель, каждый регистр, каждый эффект инструмента, удавалось услышать, в каком его «органе» находится неполадка.

Я настолько сроднился с нашими электромузыкальными инструментами, что, подписывая свою грампластинку с записью электробаяна, ставил следующую подпись: «Грибер-эстрадин».

«После моего возвращения на завод я почувствовал к себе какое-то особое отношение. Как будто вернулся домой человек, которого все ждали.

Но, как мне показалось, больше других моему возвращению были рады начальник лаборатории № 21 Леонид Иванович Федорчук и начальник КБ-2 Виталий Иванович Волошин. Мои советы музыканта и баяниста, по их словам, были для них очень ценны. Каждый день они готовили мне новые музыкальные звуки или эффекты, которые я должен был проиграть, прослушать и прочувствовать. Затем всё коллективно обговаривалось и обсуждалось.

Вскоре в лабораторию пришёл новый сотрудник – Лев Моисеевич Фукс, который сразу же подключился к работе над электробаяном. Мы с ним очень быстро подружились, потому что такие люди, как он, были мне созвучны. В нём чувствовалась какая-то профессиональная уверенность, желание довести всё, как говорится, до ума.

Я вырывал любую свободную минуту, чтобы лишний раз забежать в лабораторию и пообщаться с «ребятами». Так я называл своих новых друзей, несмотря на то, что они все были старше меня.

С каждым днём вырисовывались очертания нового музыкального инструмента.

С житомирской музыкальной фабрики был привезён обычный серийный баян «Мечта», для которого конструкторы Леон Толчинский и Дима Шраер разработали оригинальную контактную систему и панель переключателей для управления электронными звуками, регистрами и эффектами. Все провода были «упакованы» в кабель, который подключался к специальному блоку, содержащему всю электронную начинку. К этому же блоку подключались звуковые колонки с динамиками, а также двойная педаль для регулировки громкости электронного звучания и эффекта тембрового глиссандо.

Судя по этому описанию, может сложиться впечатление, что сделать электробаян было обычным делом. Но так может подумать только тот человек, который никогда ничего не придумывал впервые нечто совершенно новое и необычное.

Аналогов электробаяну в мировой практике не было. Поэтому приходилось думать, спорить, дискутировать и даже ссориться, чтобы прийти к оптимальному решению.

Я уже не говорю о буквальном «вылизывании» звуков, тембров и эффектов. Дело ведь осложнялось тем, что нужно было создать не просто какие-то  электронные музыкальные звуки, а такие звуки, которые сочетались бы со звучанием обычного баяна. Это позволяло комбинировать в различных пропорциях обычные баянные и электронные звуки, что создавало эффект игры баяна и электронного оркестра.

Нам удалось добиться кристальной чистоты звучания, что позволило благодаря эффектам вибрато, тремоло, перкуссии, реверберации, тембрового глиссандо и ритмического сопровождения воспроизводить игру органа, рояля, духовых инструментов, струнных инструментов и русских народных инструментов. Благодаря комбинации разнообразных тембров и эффектов можно было даже имитировать звучание оркестра – свадебного деревенского, джазового или эстрадного.

В принципе, получение стереофонического звучания целого ансамбля духовых, язычковых, струнных и ударных инструментов у нас получилось.

Я пишу «у нас», потому что уже не отделял себя от тех инженеров и конструкторов, которые воплощали мои музыкальные фантазии и запросы в реальные звуки, тембры и эффекты.

Вместе с созданием электронного баяна, который получил название «Эстрадин-8Б», формировался и мой исполнительский репертуар для исполнения на этом инструменте. Сюда входили популярные песни и мелодии, звучащие на радио и по телевидению, фантазии на темы песен известных советских композиторов и русских народных песен, органные произведения Баха, музыка из балетов и кинофильмов, различные классические и эстрадные произведения.

Так как готовых обработок для электронного баяна тогда просто не существовало в природе, приходилось мне заниматься этим самому. Поэтому я был и аранжировщиком, и исполнителем в одном лице. Очень мне помогла в этом деле моя прежняя работа в оркестрах, где я научился ансамблевому исполнительству и оркестровому чутью. Не прошла даром моя учёба в музыкальном училище, где я дирижировал оркестром русских народных инструментов, и в Заочном университете искусств, где я окончил курс инструментоведения и оркестровки.

Не лишним будет напомнить, что всё своё свободное время я проводил в лаборатории – и днём, и вечерами.

К новому 1970 году опытный образец электронного баяна «Эстрадин-8Б» был готов».

«А в мае 1975 году пришло и международное признание «Эстрадина» на международной выставке «Связь-75» в Москве.Слух о том, что в Сокольниках показывают какое-то музыкальное чудо, вмиг облетел Москву. Многие посетители приходили целенаправленно послушать электробаян, некоторые приходили по несколько раз с переносными магнитофонамиПосле закрытия выставки «Связь-75» состоялось награждение лучших экспонатов, экспонентов и демонстраторов. Я как демонстратор получил ценный подарок – транзисторный приёмник и Почётный Диплом Оргкомитета и Дирекции советского раздела Выставки в ранге золотой медали за подписью министра Э.Первышина. Завод «Электроизмеритель» как экспонент был награждён Почётным Дипломом Торгово-промышленной Палаты СССР и Дирекции Выставки в ранге золотой медали.

Это было первое международное признание нашего электромузыкального  инструмента – электронного баяна «Эстрадин-8Б». Первое, но не последнее.

Следом за электробаяном международное признание получили и другие наши электромузыкальные инструменты на Лейпцигской (ГДР) и Загребской (Югославия) международных ярмарках в 1978 и 1980 годах».

И в заключении предлагаю вам окунуться в мир фантастических, мягких голосов "Эстрадина"Прослушать или скачать Фантазия на темы песен бесплатно на ПростоплеерПрослушать или скачать Эстрадин 8б  Название композиции бесплатно на ПростоплеерПрослушать или скачать Фантазия на темы песен бесплатно на ПростоплеерПрослушать или скачать Манчестер - Ливерпуль бесплатно на ПростоплеерПрослушать или скачать Эстрадин 8б Жаворонок бесплатно на Простоплеер

nesvidomij.livejournal.com

MIDI гармонь - Играй гармонь народная

             Еще в далекие 80е годы я своими руками сделал электронный баян на элементной базе, которая существовала в то время. Реализация звукового модуля была осуществлена аппаратными средствами и потому была громоздкой и не совершенной. Сейчас в мире электроники совершенно другой подход – программный. Современная, на базе микропроцессоров техника, позволяет без труда оснастить любой музыкальный инструмент, так называемой системой Миди.

         Всем знаком электронный синтезатор, со стандартной клавиатурой пианино. Вся электроника (в том числе звуковой модуль) встроена внутри корпуса.

           Сравнительно недавно производители создали синтезатор с клавиатурой баяна (аккордеона, гармони). Такой инструмент достаточно подключить к усилителю и можно музицировать. Как правило, синтезатор содержит свой встроенный усилитель.

           В отличие от синтезатора, Миди инструмент не содержит устройств синтезирующих (создающих) звуков то есть в нем отсутствует звуковой модуль!

           MIDI – что это за зверь? Если Вы продвинутый музыкант, то не читайте это, поскольку статья написана для начинающих и по возможности использую минимум технических терминов.

          В мире принят единый стандарт на разработку синтезаторов который назвали Music Instrument Digital Interfase (MIDI) – цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Это сделано для того, чтобы, если музыкант знает основные принципы Миди, мог без особого труда разобраться с управлением любого музыкального синтезатора, так как все соответствующие функции и органы управления, на разных инструментах, как правило, имеют одинаковые названия. В кругу музыкантов принято более широкое толкование этого термина.

         Любая Миди система состоит из клавиатуры, которая с помощью датчиков через электронное устройство согласования (интерфейс) сообщает в звуковой модуль (аппаратный синтезатор) номер клавиши с присвоенным звуком и скорость нажатия клавиши. В зависимости от цифрового кода сообщения звуковой модуль выдает сигнал через усилитель в колонки. Лично я предпочитаю в качестве аппаратного звукового модуля использовать компьютер.

           Пытливый читатель конечно заметил, зачем такие сложности?! В идеале лучше всего иметь инструмент со встроенным синтезатором звука и не заморачиваться, но за это придется выложить значительно большую сумму денег, возрастет вес инструмента, ограничены функциональные возможности (в прочем хорошие синтезаторы имеют дополнительно свой Миди интерфейс и потому возможности безграничны).

          Миди систему, представляющую небольшой электронный блок с датчиками клавиатуры очень легко установить на любую гармонь. При этом сохранится звучание самого инструмента и фактически останется неизменным внешний вид. Стоимость установки может достигать 100.000 рублей.

           Прежде чем приобретать такой инструмент тщательно взвесте плюсы и минусы.

Для домашнего музицирования электронную гармонь лично я не рекомендую, и вот почему.   Купив Миди инструмент, вы дополнительно должны приобрести музыкальный модуль или хороший компьютер! К тому же придется потратися на качественные звуковые колонки.

                      В некоторых моделях электронных гармоней имеются встроенные динамики и позволяют поиграть вне помещения, но во первых звук будет не качественным и очень быстро разрядятся аккумуляторы. И поверьте моему опыту – электроника Вам очень быстро надоест и вы будете мечтать о настоящей, хорошей гармошке, цена которой соизмерима с ценой Миди!

Если Вы профессиональный музыкант и используете инструмент в ансамбле в качестве клавишника то можно потратится.

  Миди клавиатура (я имею ввиду профессиональную клавиатуру, а не гармонь) незаменимый помощник для композитора так как любая Миди система позволяет запоминать все, что вы играете и записывать информацию в виде нотных текстов. 

 Вот так выглядит электронный современный баян:

garmon-ru.ru

Как настроить баян? — Ответ здесь

Баянист никогда не оставался без работы в былые времена, поэтому свой баян он лелеял, как нынешнее поколение лелеет своё авто. Разберемся, как можно настроить баян, чтобы он радовал и исполнителя и слушателей.

Способ 1

Инструкции

1. Исключите пропускание воздуха мехом.Оцените, в каком состоянии находится ваша клавиатура, может, она уже сильно изношена и разбита.

2. Прислушайтесь к клапанам, нет ли стука?Лайки на голосах тоже не должны «хлюпать» и «хрипеть».

3. В каком состоянии соединения на резонаторах, они могут рассыхаться со временем.

4. Устраните выявленные неполадки и если Вы всё равно будете недовольны работой баяна, несите его специалистам. Если хотите качественный ремонт – Вам нужен опытный мастер, у которого всегда есть в наличии необходимые детали на замену. А главное, он давно работает в этой сфере и может устранить даже те неполодки, которых Вы не заметили. Баян в отличие от пианино настраивать гораздо сложнее и дольше. От нескольких часов до нескольких дней может уйти на качественную настройку.

Способ 2

Инструкции

1. Второй способ, если Вы всё-таки решились настроить баян самостоятельно:По периметру меха есть маленькие гвоздики. Их необходимо аккуратненько вытащить с одной стороны (можно плоскогубцами или стамеской).

2. Когда откроете баян, внимательно всё рассмотрите внутри, запомните, что где расположено. Ваша цель – тщательно очистить все внутренние детали.Если гудочки плохо закреплены, аккуратно присмолите их паяльником.

3. Замените кожаные полоски-клапана, если они засохли и поскручивались.Почистите язычки на гудочках. Обратите внимание, все ли пластины с язычками на месте. Когда они отваливаются, образуются отверстия, через которые будет проходить воздух при нажатии на клавиши. Если Вас не устраивает высота звучания голоса – несите баян в мастерскую, такой работой занимаются только профессионалы.Если мех пропускает воздух, заполните канавки между мхом и корпусом горячим воском.И помните, что хранить баян стоит вдали от тех мест, где он может перегреться или отсыреть. Удачи!

questione.ru