Как переключались передачи в самых неудобных коробках в истории? Автоматическая коробка передач на рулевой колонке


Как переключались передачи в самых неудобных коробках в истории?

В последнее время нам всё чаще приходится слышать о скорой смерти механической коробкой передач. Некоторые говорят, что механическая коробка передач пойдёт путём птеранодонов и кассетных магнитофонов, другие, тем не менее, предрекают им долгую жизнь в эксклюзивных спортивных автомобилях. И всё же в сегодняшних концептах и премиальных авто мы всё чаще видим автоматическую коробку даже в базовых комплектациях.

Но для многих автолюбителей нет лучшего чувства, чем возможность реально контролировать передаточные числа машины, находясь за рулём. С другой стороны, нет большей трагедии, чем нужда отказаться от этого контроля во имя якобы комфорта и экономии топлива. Классический ручной рычаг - это целая легенда, и о нём можно писать много статей. МКПП, имея длинную историю своей эволюции, имеет и множество не очень удачных опытов применения и организации переключения передач, хотя, возможно, для кого-то такие способы покажутся и удобными.

Вот пять, пожалуй, самых забытых и неудачных конфигураций переключения механической коробки передач.

Рычаг на рулевой колонке

Вы случаем не вспомнили свой первый автомобиль? Даже сегодня существуют такие машины, которые всё ещё используют рычаг переключения передач на рулевой колонке - чаще это либо старые (устаревшие) грузовики или, напротив, гоночные автомобили. Ну а, пожалуй, самый яркий представитель такой организации переключения среди российского автопрома - это Москвич 407. Но и многие другие автомобили оснащались в те времена именно такой системой переключения. А потом рычаг перекатился вниз - никто не знает, по каким причинам это произошло, но одно мы знаем точно - переключаться стало намного комфортнее.

Рычаг на рулевой колонке с тремя передачами

Только настоящие старожилы помнят эту разновидность предыдущей системы переключения, но гораздо более старую. На английском языке у неё есть и своё название - "Three on the tree", что в переводе означает символичное "Трое на дереве".

Кнопки вместо рычага

Только не подумайте, что речь пойдёт о современных Астон Мартинах. Однако, нужно отдать кнопочной системе переключения передач должное - это был по-настоящему прорыв в технологиях и по сути своей такая система стала предвестником автоматической коробки передач. Тем не менее, кнопки было очень трудно нажимать - если Вы помните старые кассетные или катушечные магнитофоны, Вы поймёте, о чём речь. К тому же, конфигурировали такие кнопки почему-то непривычно слева от руля.

Кнопки на руле

Этот ужасный вариант системы кнопочного переключения - это расположенные в центре рулевого колеса кнопки. В основном, было диковинкой найти такие организации переключения даже в США - только в этой стране производился небольшой ряд машин с такой системой. Впрочем, на сегодняшний день будет проблематично найти такую установку в рабочем состоянии из-за того, что она фактически находилась на подвижной части, а с появлением подушек безопасности такой вид переключения полностью исчез.

Двухуровневое переключение передач

Эта установка ручного переключения состояла из двух (а иногда и трёх) несколько рычагов, оба из которых нужно было дёргать, разгоняясь. Впрочем, это нормальная система... для трактора, но явно не для грузового и уж точно не для легкового авто. По сути это надстройка к стандартной МКПП с пониженным уровнем переключения, которая взята из трёхступенчатой механической коробки передач и к которой добавили что-то вроде особенности "овердрайв". Как заявляли производители и технологи, такая система несла с собой существенную дополнительную экономию топлива. Тем не менее, в видеоролике ниже Вы можете посмотреть, насколько это было неудобно.

howcarworks.ru

Автоматическая коробка передач - как пользоваться? Режимы переключения и управления АКПП

Сегодня многие начинающие водители, да и автолюбители с опытом, выбирают для себя автомобиль с автоматической коробкой передач. Начинающие, как правило, часто пугаются самой необходимости переключать передачи при движении, ну а опытные водители просто оценили для себя возможности спокойного и размеренного движения на машине, оснащенной АКПП. Но когда новичок покупает свой личный автомобиль, он зачастую не знает, как же правильно эксплуатировать «автомат». К сожалению, этому не учат в автошколах, а ведь от этого зависит безопасность движения и ресурс работы механизмов коробки передач. Давайте посмотрим, как же нужно эксплуатировать АКПП, чтобы в будущем не иметь проблем с ней.

автоматическая коробка передач как пользоваться

Виды автоматических КПП

Прежде чем рассказать о том, как ездить на АКПП, необходимо рассмотреть виды агрегатов, которыми производители комплектуют современные автомобили. От того, к какому виду относится та или же иная коробка, зависит и то, как ее использовать.

Гидротрансформаторная КПП

Это, наверное, самое популярное и классическое решение. Гидротрансформаторными моделями комплектуется большинство всех автомобилей, которые сегодня выпускаются. Именно с такой конструкции и началось продвижение АКПП в массы.

Нужно сказать, что сам гидротрансформатор на самом деле не является составной частью механизма переключения. Его функция – это сцепление на коробке "автомат", то есть гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя к колесам в процессе троганья машины.

Двигатель и механизм «автомата» не имеют жестких связей друг с другом. Энергия вращения передается при помощи специального трансмиссионного масла – оно постоянно циркулирует в замкнутом круге под высоким давлением. Эта схема позволяет двигателю с включенной передачей работать в том случае, когда машина стоит.

За переключение отвечает гидравлическая система, а точнее, гидроблок, но это общий случай. В современных моделях режимы работы определяются электроникой. Так, КПП может работать в стандартном, спортивном либо экономичном режиме.

Механическая часть таких коробок надежна и вполне поддается ремонту. Гидроблок является уязвимым местом. Если клапаны его работают неправильно, тогда водитель столкнется с неприятными эффектами. Но в случае поломки в магазинах есть запчасти АКПП, хотя сам ремонт обойдется довольно дорого.

Что касается ездовых характеристик авто, оснащенных гидротрансформаторными КПП, то они зависят от настроек электроники – это датчик оборотов АКПП и другие датчики, и в результате этих показаний отправляется команда на переключение в нужный момент.

не работает тахометр

Ранее такие коробки предлагались лишь с четырьмя передачами. Современные модели имеют 5, 6, 7 и даже 8 передач. Как утверждают производители, более высокое количество передач способствует улучшению динамических характеристик, плавности движения и переключения и экономии горючего.

Бесступенчатый вариатор

По внешним признакам это техническое решение от традиционного “автомата” не отличается, но принцип работы здесь совершенно иной. Здесь нет передач, и система их не переключает. Передаточные числа изменяются постоянно и без перерывов – это не зависит от того, снижается скорость или двигатель раскручивается. Эти коробки обеспечивают максимальную плавность работы – это комфорт для водителя.

Еще один плюс, за который вариаторные КПП так полюбились водителям – это скорость работы. Данная трансмиссия не тратит время на процесс переключения – если необходимо набрать скорость, она сразу же будет на максимально эффективном крутящем моменте для придания автомобилю ускорения.

толчки при переключении акпп

Рассмотрим режимы работы и правила эксплуатации для обычных традиционных гидротрансфораторных автоматов. Они установлены на большинстве автомобилей.

Главные режимы АКПП

Чтобы определить основные правила эксплуатации, необходимо вначале разобраться с теми режимами работы, которые предлагают эти механизмы.

Для всех без исключения авто с АКПП обязательны следующие режимы – это «P», «R», «D», «N». И чтобы водитель мог выбрать необходимый режим, коробка оснащена рычагом выбора диапазона. По внешнему виду он практически ничем не отличается от селектора переключения механической КПП. Разница его в том, что процесс смены передачи осуществляется по прямой.

Режимы отображаются на панели управления – это очень удобно, особенно для начинающих водителей. В процессе движения нет необходимости отвлекаться от дороги и опускать голову, чтобы посмотреть, на какой передаче едет машина.

Режим автоматической коробки «P» - это паркинг. В этом режиме отключатся все элементы автомобиля. В него стоит переходить лишь при длительных остановках или стоянках. Также с этого режима запускают мотор.

«R» - задняя передача. При выборе этого режима машина поедет задним ходом. Включать заднюю передачу рекомендуется лишь после того, как машина полностью остановилась; также важно помнить: задняя включается лишь при полностью выжатом тормозе. Любой другой алгоритм действий может нанести существенный вред трансмиссии и мотору. Это очень важно знать всем тем, у кого автоматическая коробка передач. Как пользоваться ею правильно, советуют специалисты и опытные водители. Внимательно отнеситесь к этим советам, они очень помогут.

«N» - нейтраль, или нейтральная передача. В этом положении мотор уже не передает крутящий момент на ходовую часть и работает в режиме холостого хода. Рекомендуется использовать эту передачу только для кратковременных остановок. Также не стоит включать коробку в нейтральное положение при движении. Некоторые профессионалы советуют буксировать авто в этом режиме. Когда АКПП находится в нейтральном положении, запуск двигателя запрещен.

запчасти акпп

Режимы движения АКПП

«D» - режим движения. Когда коробка находится в этом положении, автомобиль движется вперед. При этом передачи поочередно переключаются в процессе нажатия водителем на педаль газа.

Автомобиль-автомат может иметь 4, 5, 6, 7 и даже 8 передач. Рычаг выбора диапазона на таких авто может иметь несколько вариантов движение вперед – это «D3», «D2», «D1». Обозначения также могут быть и без буквы. Эти цифры показывают на доступную верхнюю передачу.

В режиме «D3» водитель может использовать первые три передачи. В этих положениях значительно эффективнее тормозить, чем в обычном «D». Этот режим рекомендуют использовать тогда, когда ехать без притормаживаний просто невозможно. Также эта передача эффективна при частых спусках или подъемах.

«D2» - это, соответственно, только две первые передачи. В данное положение коробку переводят на скоростях до 50 км/ч. Зачастую данный режим используют в тяжелых условиях – это может быть лесная дорога или горный серпантин. В этом положении максимально используется возможность торможения мотором. Также переводить коробку в «D2» нужно в пробках.

«D1» - это только первая передача. В этом положении АКПП используют в том случае, если автомобиль трудно разогнать выше 25 км/ч. Важный совет для тех, у кого автоматическая коробка передач (как пользоваться всеми ее возможностями): не стоит включать этот режим на высоких скоростях, иначе будет занос.

«0D» - повышенный ряд. Это крайнее положение. Его стоит использовать, если машина уже набрала скорость от 75 до 110 км/ч. Выходить из передачи рекомендуется тогда, когда скорость упала до 70 км/ч. Этот режим позволяет значительно снизить расход топлива на автомагистралях.

Включать все эти режимы можно в любом порядке во время движения автомобиля. Теперь можно смотреть только на спидометр, и тахометр больше не нужен.

датчик оборотов двигателя

Дополнительные режимы

На большинстве коробок передач также реализованы вспомогательные режимы работы. Это нормальный режим, спортивный, овердрайв, зимний и экономичный.

Нормальный режим используют при обыкновенных условиях. Экономичный позволяет добиться плавной и спокойной езды. В спортивном режиме электроника задействует мотор по максимуму – водитель получает все, на что способна машина, но про экономию придется забыть. Зимний режим предназначен для работы в условиях скользких поверхностей. Автомобиль трогается с места не с первой, а со второй либо даже с третьей передачи.

Эти установки включаются зачастую при помощи отдельных кнопок или переключателей. Нужно также сказать, что, несмотря на все те преимущества для водителей, которые дает автоматическая коробка, водители хотят управлять авто. Нет ничего лучше того, как переключать скорости в своем автомобиле. Чтобы решить эту проблему, инженеры концерна Porsche создали режим работы АКПП «Типтроник». Это имитация ручной работы с коробкой. Он позволяет вручную по необходимости повышать или понижать передачу.

как ездить на акпп

В процессе трогания автомобиля с места, а также при изменении направления движения режим работы коробки переключают при нажатом тормозе. При смене направления движения также не стоит временно устанавливать коробку в нейтральное положение.

Убирать ногу с тормоза рекомендуют только после того, как водитель почувствует характерный толчок – это говорит о том, что передача полностью включилась.

Если необходимо остановиться на светофоре, а также в случае пробок, не стоит устанавливать селектор в нейтральное положение. Также не советуют это делать на спусках. Если машина буксует, то не нужно сильно давить на газ - это вредно. Лучше включить пониженные передачи и с помощью педали тормоза дать колесам медленно вращаться.

Остальные тонкости работы с АКПП можно постигнуть только с опытом вождения.

сцепление на коробке автомат

Правила эксплуатации

Первым делом необходимо нажать педаль тормоза. Затем селектор переводится в режим движения. Далее следует отпустить стояночный тормоз. Педаль тормоза должна опускаться плавно – автомобиль начнет двигаться. Все переключения и манипуляции с АКПП делаются через тормоз правой ногой.

Чтобы снизить скорость, лучше всего отпустить педаль газа – все передачи будут переключаться автоматически.

Основное правило – никаких резких наборов скорости, резких торможений, любых резких движений. Это приводит к износу фрикционных дисков и увеличению расстояния между ними. Это затем может привести к тому, что появятся неприятные толчки при переключении АКПП.

Некоторые профессионалы советуют давать коробке отдых. К примеру, при парковке можно позволить машине катиться на холостых, без газа. Лишь после этого можно давить на акселератор.

как переключать скорости

Автоматическая КПП: чего нельзя делать

Строго запрещено давать нагрузку непрогретому автомату. Даже если за бортом автомобиля держится плюсовая температура воздуха, первые километры лучше всего преодолевать на небольших скоростях – очень вредны для коробки резкие ускорения и рывки. Начинающий водитель должен запомнить также, что для того чтобы полностью прогреть АКПП, необходимо больше времени, чем на прогрев силового агрегата.

Автоматическая коробка не предназначена для бездорожья и экстремального использования. Многие современные КПП классической конструкции не любят пробуксовок колес. Лучший способ вождения в таком случае – исключение резкого набора оборотов на плохих дорогах. Если автомобиль застрял, поможет лопата – не стоит сильно нагружать трансмиссию.

Также специалисты не рекомендуют перегружать классические автоматические трансмиссии высокими нагрузками – механизмы перегреваются и вследствие этого сильней и быстрее изнашиваются. Буксировать прицепы и другие авто – это скорая смерть для автомата.

Кроме этого, не стоит заводить автомобили, оснащенные АКПП, с "толкача". Хоть многие автолюбители и нарушают это правило, здесь следует помнить, что это не пройдет бесследно для механизма.

Также обязательно нужно помнить о некоторых особенностях в переключении. В нейтральном положении можно остаться, но при условии удерживания педали тормоза. В нейтральной позиции запрещается глушить силовой агрегат – это можно делать только в позиции «Паркинг». Запрещено переводить селектор в «Паркинг» или в позицию «R» при движении.

спидометр и тахометр

Типичные неисправности

Среди типичных неисправностей специалисты выделяют поломку кулисы, утечки масла, проблемы с электроникой и гидроблоком. Иногда не работает тахометр. Также иногда случаются проблемы с гидротрансформатором, не работает датчик оборотов двигателя.

Если при использовании коробки наблюдаются какие-либо затруднения при перемещении рычага, то это признаки проблем с селектором. Для решения требуется заменить деталь – запчасти АКПП есть в автомобильных магазинах.

Часто многие поломки возникают по причине утечек масла из системы. Зачастую автоматические коробки текут из-под уплотнителей. Следует чаще осматривать агрегаты на эстакаде или же смотровой яме. Если утечки есть, то это сигнал к тому, что необходим срочный ремонт агрегата. Если сделать все вовремя, то проблему можно решить заменой масла и уплотнителей.

На некоторых автомобилях случается такая ситуация, что не работает тахометр. Если останавливается и спидометр, то АКПП может перейти в аварийный режим работы. Зачастую эти проблемы решаются очень и очень просто. Неполадки заключаются в специальном датчике. Если его заменить или почистить его контакты, то все возвращается на свои места. Проверять необходимо датчик оборотов АКПП. Он расположен на корпусе коробки.

Также автолюбители сталкиваются с некорректной работой АКПП из-за проблем в электронике. Зачастую блок управления неверно считывает обороты для переключения. Виной тому может быть датчик оборотов двигателя. Ремонт самого блока – это бессмысленно, а вот замена датчика и шлейфов поможет.

Очень часто из строя выходит гидроблок. Например, это может случиться, если водитель неверно эксплуатировал трансмиссию. Если машина не прогревалась зимой, тогда гидроблок очень уязвим. Проблемы с гидравлическим блоком часто сопровождаются различными вибрациями, некоторые пользователи диагностируют толчки при переключении АКПП. В современных автомобилях об этой поломке поможет узнать бортовой компьютер.

Эксплуатация АКПП в зимний период времени

Большинство поломок автоматической трансмиссии случаются именно в зимний период. Это связано с отрицательным воздействием низких температур на ресурсы системы и тем, что на льду при трогании колеса буксуют – это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии.

Перед наступлением холодов автолюбитель должен проверить состояние трансмиссионной жидкости. Если в ней замечены вкрапления металлической стружки, если жидкость потемнела и стала мутной, то ее следует заменить. Что касается общего регламента замены масла и фильтров, то для эксплуатации в нашей стране рекомендуется это делать через каждые 30 000 км пробега автомобиля.

Если машина застряла, тогда не стоит использовать режим «D». В этом случае поможет переключение на пониженные передачи. В случае если пониженных нет, тогда автомобиль вытягивают движением вперед-назад. Но не стоит слишком злоупотреблять этим.

Чтобы избежать заноса при понижении передач на скользкой дороге, для переднеприводных автомобилей нужно удерживать педаль акселератора, на заднеприводном – наоборот, отпустить педаль. Перед поворотом лучше использовать пониженные передачи.

автомобиль автоматВот и все, что можно сказать о том, что представляет собой автоматическая коробка передач, как пользоваться ею и какие правила следует соблюдать. На первый взгляд может показаться, что это крайне привередливый механизм с небольшим рабочим ресурсом. Однако при соблюдении всех этих правилах этот агрегат проживет весь срок службы автомобиля и будет радовать своего владельца. Автоматические КПП повзоляют полностью погрузиться в процесс вождения, не задумываясь о подборе правильной передачи - об этом уже позаботился компьютер. Если вовремя обслуживать трансмиссию и не нагружать ее сверх ее возможностей, она принесет только позитивные эмоции в процессе использования автомобиля в различных условиях.

fb.ru

Как пользоваться подрулевыми лепестками в автомобиле?

В новых иномарках на руле можно увидеть небольшие рычажки, называются они подрулевыми лепестками. В общей картинке салона они выглядят круто, современно, многим нравится такой дизайн. Но эти лепестки созданы не только для стилизации современных автомобилей. А для чего же ещё? Это мы сейчас с вами обсудим.

1. Что это и как они появились

Подрулевые лепестки – это два рычага, нажатием на которые переключаются передачи. Подрулевые лепестки изобрели в восьмидесятых годах прошлого столетия и впервые установили на Феррари и Порше, а потом на другие спортивные авто Формулы-1. А создали такое ультрамодное приспособление для переключения скорости без отрыва рук гонщика от руля. Решили, что это будет очень удобно водителям гоночных автомобилей – теперь им не нужно было переводить взгляд на коробку передач. А в современном мире они всё чаще стали появляться на обычных автомобилях с электроникой.

2. Устройство и принцип работы

Лепестки установлены на рулевую колонку, прямо под рулём – отсюда и название. При нажатии на лепесток, сигнал передаётся в блок управления коробкой передач, а потом автоматика выставляет нужную передачу. Активация лепестков происходит двумя вариантами: в одних машинах они активны всегда, а в других нужно выбрать ручной режим смены передач, и они становятся активными. Если водитель долго их не использует, то машина переходит на автоматическую коробку передач. Это зависит от марки авто. Главное, уметь правильно выбрать момент смены передачи, а переключение уже осуществляется компьютером.

3. Преимущества и недостатки

Самым первым и большим плюсом является то, ради чего лепестки были созданы – удобство и скорость переключения передач. Вам больше не нужно отрывать руку от руля и дёргать большой рычаг переключения передач, достаточно лишь нажать на лепесток с помощью одного пальца. Потому что этот самый лепесток находится сразу у вас под рукой. Особенно это удобно в быстрой езде, например, резкое скидывание передачи во время обгона другого авто. А также, когда нужно быстро ускориться.

Ещё один плюс – общий вид салона: лепестки прекрасно вписались в современный дизайн автомобиля. Согласитесь, что большинство людей, покупающих новое авто, огромное значение придают его внешнему виду.

Минусы хоть и незначительны, но они также имеют место быть. Главный минус – стоимость, цена этих рычагов достаточно высока. И ещё одним недостатком является то, что с помощью лепестков уже не удастся плавно снизить скорость, как с помощью механической коробки передач. После механики многие водители со стажем не могут научиться пользоваться такой системой и остаются недовольны ею.

4. Лепестки для механической коробки передач

В машинах с механической коробкой передач раньше было невозможно установить эти самые лепестки. Но, как вы сами знаете, в мире нет ничего невозможного. И недавно в США была представлена система, заменяющая ручную коробку передач на трансмиссионную с этими самими лепестками. И сделали это открытие конструкторы компании Master Shift на автошоу в Вегасе. Они оставили в машине все три педали, но ручка переключения передач не работает. Специальные переходники соединяют коробку передач с блоком привода, а момент размыкания фиксируется датчиком под педалью. Во время выбора задней скорости, если машина движется вперёд, специальные системы блокируют электрический привод.

Что касается отзывов людей про подрулевые лепестки, то тут мнения делятся на два разных лагеря. Одни убеждены, что это будущее всех машин, и без этого приспособления уже не представляют езду на авто. А другие, напротив, считают, что это пустая трата денег, и не могут отучиться от ручки переключения передач. Что поделаешь? Сколько людей, столько и мнений.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Как правильно пользоваться коробкой автомат (АКПП)

Содержание статьи

На сегодняшний день большинство водителей не представляет как бы они ездили на автомобиле, который не имеет автоматической коробки передач. Некоторые новички, приходят в ужас от одной мысли того, что придется постоянно переключать передачи вручную. Многие водители с большим стажем также давно поняли, что ездить с автоматической коробкой значительно удобнее. Несмотря на все это, людей мучает вопрос — как же правильно эксплуатировать коробку автомат? В данной статье именно об этом пойдет речь.

Как правильно пользоваться коробкой автомат

Режимы работы

Чтобы понять, как следует эксплуатировать коробку автомат, нужно разобраться с тем, какие существую режимы.

Сразу стоит отметить, что режимы «Р», «R», «D» и «N» являются обязательными в каждой коробке. Чтобы выбрать один из режимов, надо всего лишь переместить рычаг переключения передач в соответствующее положение. Отличие от механической коробки в том, что движение рычага происходит по одной линии.

Режим, который выбрал водитель, будет отображен на панели управления. Это дает возможность внимательно следить за дорогой и не отвлекаться, чтобы посмотреть на рычаг.

  1. «P» – паркинг. Используется во время длительной стоянки. Именно с паркинга желательно заводить автомобиль. Важно перед включением такого режима полностью остановить машину.
  2. «R» – используется для того чтобы двигаться задним ходом. Чтобы включить, нужно полностью остановиться.
  3. «N» – нейтральное положение. Когда рычаг находится на «нейтралке», крутящий момент не передается на колеса. Стоит использовать в период незначительных остановок.
  4. «D» – движение. Когда селектор находится в таком положении, машина едет вперед. Переключение передач выполняется самостоятельно. Водитель только жмет на педаль газа.

В авто, в которых установлена пяти — или четырехступенчатая коробка, селектор имеет несколько положений для движения вперед: «D», «D3», «D2», «D1». Эти цифры показывают верхнюю передачу.

  1. «D3» – «первые 3 передачи». Рекомендуется использовать в случаях, когда нет возможности двигаться без притормаживания.
  2. «D2» – «первые 2 передачи». Переводить рычаг в такое положение следует тогда, когда скорость движения меньше чем 50 км/ч. Чаще всего используется на некачественных дорогах.
  3. «D1» («L») – «только 1-ая передача». Используется в том случае, если максимальная скорость составляет 25 км/ч. Переводить рычаг в подобное положение стоит тогда, когда машина находится в пробке.
  4. «ОD» – «повышенная передача». В такое положение следует переходить, когда скорость достигает больше 75 км/ч, а выходить из него, когда скорость опускается ниже 70 км/ч. Повышенная передача дает возможность сократить расход топлива в моменты движения по автомагистралям.

почему нельзя буксовать на коробке автомате

Спортивный, экономичный и другие режимы АКПП

Большая часть новых машин с автоматом имеют несколько вспомогательных режимов АКПП. К таковым можно отнести:

Спортивный, экономичный и другие режимы АКПП

  1. «N» – стандартный, который используют во время обычной езды.
  2. «Е» – режим экономии топлива. Помогает автомобилю двигаться в таком темпе, который значительно сокращает расход топлива.
  3. «S» – спорт. Когда водитель переключается в этот режим, он может максимально использовать мощность мотора. Ничего удивительного в том, что расход топлива при этом режиме будет высоким.
  4. «W» – зимний. Его применяют в те моменты, когда нужно начинать движение со скользкого дорожного покрытия.

Конечно, существуют водители, которые не смогли привыкнуть к АКПП, учитывая все ее достоинства. Чтобы удовлетворить потребности этих людей, был создан режим «типтроник». По сути, он предполагает имитацию ручного управления. На коробке он реализован в виде паза для селектора, и обозначен знаками плюс и минус. Плюс дает возможность повысить передачу, а минус — понизить, соответственно.

как сэкономить бензин на автомобиле

Основные условия эксплуатации коробки автомат

Для того чтобы начать движение на машине, в которой установлена автоматическая коробка, следует выполнить действия в следующем порядке:

  • Нажать на педаль тормоза.
  • Селектор переместить в положение «драйв».
  • Снять с ручника.
  • Медленно отпустить тормоз. Автомобиль начнет потихоньку двигаться.
  • Нажать на педаль акселератора.
  • Чтобы снизить скорость, нужно бросить газ. Если нужна быстрая остановка, тогда обязательно нужно воспользоваться тормозом.
  • Чтобы тронуться после незначительной остановки, нужно просто перенести ногу с тормоза, на акселератор.

Основное правило использования АКПП — избегать резких маневров. Если постоянно их делать, это приведет к тому, что увеличится зазор между фрикционными дисками, а затем и в дифференциале. Все это приведет к тому, что машина будет дергаться во время каждого переключения передачи.

Опытные мастера считают, что автомату нужно давать кратковременный «отдых». Это означает, что машине нужно давать возможность несколько секунд двигаться на холостых оборотах. Стоит отметить, что даже в авто с мощным двигателем, резкие движения значительно снизят ресурс коробки.

Эксплуатация автомата зимой

На самом деле, этот момент весьма важен, ведь большая часть подобных коробок ломается именно зимой. Прежде всего это связано со значительным падением температуры и с тем, что машины часто буксуют на льду. Для того чтобы максимально обезопасить свой автомобиль от поломки, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Эксплуатация автомата зимой

  • Перед наступлением холодов проверить качество и уровень жидкости в коробке, и при необходимости заменить;
  • Обязательно прогревать авто, прежде чем начать движение;
  • Если авто застряло, не жать на газ в надежде выехать. Стоит попытаться понизить передачу (если есть такая возможность) или просто подтолкнуть;
  • Перед крутым поворотом использовать только пониженные передачи.

Чего не стоит делать

Чего не стоит делать на машине с автоматической коробкой:

  1. Прежде всего, не стоит сильно нагружать коробку, если машина не прогрелась до необходимого уровня. Даже если на улице плюсовая температура, первые несколько километров, движение должно быть плавным и размеренным.
  2. АКПП очень «не любит» бездорожья. Машинам с автоматом, лучше всего объезжать дороги с плохими покрытиями. Если «железный конь» застрял, иногда лучше прибегнуть к помощи лопаты, чем давить на газ.
  3. Не рекомендуется подвергать АКПП высоким нагрузкам. Если были планы буксировать прицеп, то лучше выкинуть их из головы.
  4. Категорически запрещено заводить автомобиль с так называемого толкача. Многие люди нарушают этот запрет, однако стоит помнить, что бесследно для коробки это не пройдет.

Конечно же, нельзя забывать про отдельные особенности переключения между режимами:

  • на «нейтралке» можно оставаться лишь в случае, если нажат тормоз;
  • на «нейтралке» глушить машину запрещено;
  • глушить мотор разрешается исключительно в положении «паркинг»;
  • когда машина в движении, нельзя переводить рычаг в положения «паркинг» и «движение назад».

Подводя итоги, стоит отметить, что автоматическая коробка может показаться довольно «привередливой» и имеющей малый ресурс. На самом деле, если грамотно ее эксплуатировать, то она будет радовать своего хозяина очень долгое время.

Видео: как правильно пользоваться АКПП

howtogetrid.ru

что это, фото и видео

Не все водители могут ответить на вопрос — подрулевые лепестки переключения передач — что это и чем они удобней привычных систем? Попробуем восполнить этот пробел и подробней расскажем об этой системе переключения передач, поскольку по мнению многих за ними большое будущее.

Рулевая колонка Феррари с рычажками переключения передачРулевая колонка Феррари с рычажками переключения передачРулевая колонка Феррари с рычажками переключения передач

Мысль расположить рычаги переключения скоростей на руле впервые была реализована на спортивных авто. Подобные конструкции появились в восьмидесятых годах минувшего столетия на болидах, участвующих в заездах Формулы-1. Самой первой командой, установившей подрулевые лепестки на гоночный авто, стала Феррари. Позднее эти системы начали устанавливать на гоночные авто других марок, а еще через некоторое время они появились на обычных серийных машинах.

Более активно лепестковая конструкция передач начала применяться после появления систем наподобие Типтроник. Эта вспомогательная опция АКПП предоставляет возможность изменения передаточного числа на усмотрение водителя. Необходимую скорость выбирает водитель, а Типтроник непосредственно включает нужную передачу. Переключатель автоматической коробки, оборудованный системой передач Типтроник, располагает дополнительной колеей, куда перемещается рычаг и включается ручное переключение скоростей. Подобные трансмиссионные системы впервые начали устанавливать в начале девяностых на некоторых моделях Порше.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Устройство

В сущности подрулевые лепестки представляют собой пару пластиковых рычажков, при нажатии на которые происходит переключение скоростей. Располагаются они под рулем, что исключительно удобно не только для водителя, но и для пассажира, находящегося на переднем сиденье.

Пластиковые рычажкиПластиковые рычажкиПластиковые рычажки

Удобство подобных лепестков переключения передач в особенности ощущается при активной езде, например, когда нужно увеличить скорость во время обгона. В данном случае автоматика начнет переключать скорости в нормальном режиме, а применение подрулевых лепестков даст возможность раскручивать мотор, изменяя передачу на пределе его мощности для увеличения ускорения. Принимая во внимание, как часто случаются аварии во время обгона, такие лепестки — это хорошее подспорье для водителя.

Принцип работы

Во время выжима от рычага передается сигнал на электронный блок, активирующий соленоиды АКПП, и меняется передаточное число. Управляющему автомобилем остается лишь выбрать момент переключения, а компьютер с помощью электроприводов сам включит нужную скорость. То, что приводы не подключены к подрулевым лепесткам напрямую, дает возможность расположить их в любом месте, но наиболее подходящее это все-таки подрулевое. Имеются и альтернативы этих конструкция. К примеру, на Мазде шестой серии рулевая колонка оборудована не только парой лепестков, но и рычажками снижения скорости с двух сторон. Это сделано, чтобы управляющий автомобилем имел возможность и увеличить и снизить скорость одной рукой.

Управление одной рукойУправление одной рукойУправление одной рукой

Включение ручного управления в различных конструкциях может происходить либо простым нажатием на лепестки, или же выбором этого режима на главном селекторе. В случае если лепестками не пользоваться длительное время, то специальные системы автоматом переведут трансмиссию в обычный режим управления.

Подрулевые лепестки для МКПП

До недавних пор подрулевые лепестки устанавливались только на автоматические трансмиссии. Но конструкторы фирмы Master Shift из Соединенных Штатов на автошоу в Лас-Вегасе продемонстрировали инновационную и достаточно перспективную концепцию в данном направлении. Их изобретение дает возможность заменить коробку с ручным управлением на систему с подрулевыми лепестками. В автомобиле остаются три педали, но традиционная ручка механической коробки не применяется. Блок привода и коробка соединены посредством переходников. Под педалью сцепления находится специальный датчик, фиксирующий размыкания дисков, а далее с помощью лепестка происходит выбор необходимой передачи. После выжима педали сцепления происходит разъединение дисков, электрический привод подводит требуемую ступень и смыкаются диски.

Конструкторы установили специальные системы, блокирующие электрический привод во время выбора задней скорости, если автомобиль движется вперед.

Вполне вероятно, что в ближайшее время авто оборудованные такой системой переключения скоростей будут выпускаться серийно.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

Видео «Подрулевые рычажки на автомобиле Мазда 6»

В этом видео показано, как автомобиль Мазда 6 управляется с помощью подрулевых рычажков.

avtozam.com

Коробка автомат - как пользоваться, управлять, особенности.

Сейчас, наверняка, найдется совсем немного противников утверждения, что коробки передач с автоматическим их переключением довольно быстрыми темпами вытесняют с рынка механические КПП. Кстати, а вы знаете в чем разница между АКПП и МКПП? Но, несмотря на то, что подавляющая часть водителей выбирает автомобиль с коробкой автоматом, лишь малая их часть правильно пользуется «автоматом», что может повлечь существенное снижение эффективности или, что гораздо хуже, поломке узла.

Пользоваться коробкой автоматом

Пользоваться коробкой автоматом очень просто и удобно

И, помимо базовых знаний о том, что АКПП автоматически выбирает передаточное число, наиболее подходящее условиям движения, и, тем самым наделяет езду удобством, каждый водитель должен знать основные принципы правильного использования такого агрегата, дабы не сокращать срок его службы.

Содержание статьи

Коробка автомат – как пользоваться

Прежде всего следует разобраться, как переключаются режимы в автоматической коробке передач

Режимы переключения и управления АККП

Режимы переключения и управления АКПП

Управление автоматической коробкой передач состоит в следующем.•             Парковочный (буква Р на селекторе) – предназначен для пуска двигателя. Переключение в позицию Р производится после полной остановки и постановки авто на «ручник»;

•             Движение вперед (D) – стандартный режим работы АКПП, используемый чаще остальных;

•             Реверс (задний ход, позиция R) – автомобиль способен двигаться только назад.  Переключение во время остановки с нажатой педалью тормоза;

•             «Нейтралка» (N) – режим, когда двигатель и коробка  автомат полностью разомкнуты. Чаще всего используется для прогревания мотора на холостых оборотах при холодной погоде;

•             D3 (S) — Режимы пониженной передачи: переключается  на спусках или подъемах. Автомобиль больше тормозит двигателем;

•            D2 – предназначен для тяжелых условий (скользкое покрытие, горная дорога и т.п.). Движение возможно на первой и второй передаче. Движение на третьей и четвертой передаче запрещено.

•            D1 на японских автомобилях обозначается как L — движение возможно только на первой передаче. В основном применяется при торможение двигателем на крутых спусках, движение по грязной, заболоченной или заледенелой дороге, где нужно двигаться «внатяг», без перегазовки.

Дополнительные режимы работа АКПП

Дополнительные режимы работа АКПП

Кроме того, более современные коробки автоматы оснащаются все большим количеством добавочных алгоритмов работы: нормальный или обычный (N), экономичный (Е), спорт-режим (S) и прочие. Имеется режим  овердрайв, этот режим обсуждается в отдельной статье.

Основные правила использования коробки автомата

Прежде всего следует помнить, что автоматические коробки не любят резких ускорений и длительной пробуксовки колес – это приводит к их перегреву «автоматов». В случае невозможности движения ни в одном направлении не стоит лихорадочно перемещать кулису в пазу селектора, а лучше обратиться за посторонней помощью и подтолкнуть или отбуксировать авто. Общий процесс вождения автомобиля и использования коробки автомата  состоит в следующем. Чтобы начать пользоваться коробкой автоматом нужно:

  • утопить педаль тормоза,  селектор из положения Р, N или R переключается в положение D;
  • автомобиль снимается с ручного тормоза;
  • после плавного отпускания педали тормоза машина понемногу и плавно начнет двигаться вперед;
  • для наращивания скорости следует больше задействовать акселератор, что будет сопровождаться   повышением передач; — для снижения скорости достаточно ослабить давление или полностью отпустить педаль газа. Передачи будут сменяться уже в сторону понижения;
  • при желании более существенного замедления или остановки необходимо задействовать тормоз, а во время возобновления движения достаточно снова прибегнуть к педали газа;
  • важно помнить, что при таком ритме езды коробка передач должна постоянно находиться в «драйве» (положение D), сменять который целесообразно лишь во время длительной стоянки.

Добавочные алгоритмы работы автоматической коробки

Зимний режим «автомата» Зависимо от изготовителя он может иметь различную маркировку: Winter, значок *, Snow, W и т.п. Основным предназначением зимнего режима является минимизация пробуксовки, для чего исключается активация первой передачи. Для старта используется вторая ступень, что позволяет более плавно передать колесам крутящий момент, что очень важно на скользком покрытии. Любая смена передачи проходит при пониженных оборотах двигателя, обеспечивая тем самым плавность работы КПП и практически полностью исключая возможность возникновения заноса. При теплой температуре окружающего воздуха активизировать данный алгоритм строго запрещено.

Категорически запрещается переводить рычаг переключения скоростей в положение «Р» и «R» в движение. Чтобы перевести рычаг в это положение нужно остановиться. Иначе можно вывести из строя автоматическую коробку. Не рекомендуется также во время движения переводить рычаг в положение «N», это может вызвать занос, особенно на обледенелой дороге.Во все остальные положения рычаг переключения скоростей во время движения переводить можно. Также рекомендуется переводить рычаг в положение «N» при длительных остановках с работающим двигателем, например, в пробках или светофорах. Особенно это актуально летом, при высоких температурах, так как поможет избежать перегрева «автомата».

Видео : Как пользоваться автоматической коробкой АКПП

 

Особенности при управление автомобилем с АКПП

Во-первых, следует отчетливо помнить, что ни одна АКПП «не любит» работать непрогретой, особенно с повышенной нагрузкой. Именно по этой причине, даже при теплой температуре окружающего воздуха, первые несколько километров после длительной парковки следует проехать с низкой скоростью и без энергичных ускорений, дабы прогреть масло в трансмиссии. Также важен тот момент, что коробке передач нужно немного больше времени для выхода на рабочую температуру, нежели двигателю. Для быстрейшего прогрева автоматической  коробки в холодную погоду можно стоя на месте несколько раз поменять режимы работы, постоять с активированным режимом D (удерживая тормоз) или же в начале движения на непродолжительное время активировать зимний режим.

Вторым моментом следует придерживаться дорог с хорошим покрытием. Поскольку современные коробки передач, даже механические, не отличаются любовью к бездорожью. Исключение – специальные автомобили, приспособленные к подобным условиям. Также автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. В таких ситуациях они подвержены быстрому перегреву, что значительно ускоряет износ. Кроме того, избегайте и буксировки самого «автоматического» авто. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения более 50 км/ч.

Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?

Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза. Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке. Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней. Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:

  • его следует обязательно активировать при остановках или оставлении машины с работающим двигателем;
  • ручной тормоз будет незаменим в качестве страховки при замене колеса или проведения подобных манипуляций;
  • при незапланированной остановке на спуске или подъеме селектор автоматической трансмиссии потребует к себе излишних усилий при переводе в Р,  если не будет затянут стояночный тормоз. В подобной ситуации, при начале движения, ослаблять «ручник» следует только после перевода селектора из «паркинга» в «драйв» Не лишним будет напомнить, что сколь бы опытным ни был водитель, только лишь соблюдение предписанных производителем последовательностей и условий эксплуатации АКПП позволить минимизировать проблемы в ее работе и максимизировать удовольствие от удобной езды. Ну а основным аргументом станет гарантированное достижение указанного срока службы коробки автомата.
Видео: Как водить машину с автоматической коробкой передач. Принципы управления

avtomotoprof.ru

Как устроена коробка-автомат с гидротрансформатором — ДРАЙВ

Виталий Кабышев, 18 октября 2007.

Достоинство гидротрансформаторной трансмиссии заключается, конечно же, в удобстве управления тягой автомобиля. В упрёк таким трансмиссиям можно поставить медлительность, невысокий КПД и относительно небольшой ресурс. Хотя надо отдать им должное — современные коробки отличаются завидной «скорострельностью».

Не падайте в обморок, ничего сложного здесь нет. Сейчас всё растолкуем. Но сначала давайте определимся с терминологией. Дело в том, что многие по ошибке автоматической коробкой передач называют два агрегата, соединённых воедино: собственно саму коробку и гидротрансформатор.

Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин — центробежного насоса и центростремительной турбины. Между ними расположен направляющий аппарат — реактор. Насосное колесо жёстко связано с коленчатым валом двигателя, турбинное — с валом коробки передач. Реактор же, в зависимости от режима работы, может свободно вращаться, а может быть заблокирован при помощи обгонной муфты.

Полезная энергия в гидротрансформаторной трансмиссии расходуется на перелопачивание (и нагрев) масла гидротрансформатором. Также немало энергии «жрёт» насос, который создаёт рабочее давление в управляющих магистралях. Отсюда более низкий КПД. Именно по этой причине механические роботизированные коробки и вариаторы более предпочтительны.

Гидротрансформатор является идеальным демпфером крутильных колебаний и способен гасить сильные толчки, которые передаются от двигателя на трансмиссию и наоборот. Это, кстати, очень благоприятно сказывается на ресурсе двигателя, трансмиссии и ходовой части. Но хлопот гидротрансформатор тоже может принести массу. Например, он не позволяет завести автомобиль с «толкача».

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется потоками рабочей жидкости (масла), которая отбрасывается лопатками насосного колеса на лопасти колеса турбинного. Между насосным колесом и турбиной обеспечены минимальные зазоры, а их лопастям придана специальная геометрия, которая формирует непрерывный круг циркуляции рабочей жидкости. Так что получается, что жёсткая связь между двигателем и трансмиссией отсутствует. Это обеспечивает работу двигателя и остановку автомобиля с включённой передачей, а также способствует плавности передачи тягового усилия.

Схема устройства гидротрансформатора

Масло в гидротрансформаторе двигается по такой вот замысловатой траектории. Чтобы увеличить скорость и повысить крутящий момент на турбинном колесе, реактор блокируется. Правда, при этом КПД передачи несколько снижается.

Надо сказать, что по описанной выше схеме работает гидромуфта, которая просто передаёт крутящий момент, не трансформируя его величину. Чтобы изменять момент, в конструкцию гидротрансформатора введён реактор. Это такое же колесо с лопатками, но оно, имея связь с картером (корпусом) коробки передач, не вращается (заметим, до определённого момента). Лопатки реактора расположены на пути, по которому масло возвращается из турбины в насос, и они имеют особый профиль. Когда реактор неподвижен (гидротрансформаторный режим), он увеличивает скорость потока рабочей жидкости, циркулирующей между колёсами. Чем выше скорость движения масла, тем выше его кинетическая энергия, тем она большее оказывает воздействие на турбинное колесо. Благодаря этому эффекту момент, развиваемый на валу турбинного колеса, удаётся значительно поднять.

Гидротрансформатор ZF и многодисковое сцепление Sachs, блокирующее насосное и турбинное колёса.

Представьте себе стандартную ситуацию — передача в коробке уже включена, а мы стоим на месте и жмём себе на педаль тормоза! Что происходит в этом случае? Турбинное колесо находится в неподвижном состоянии, а момент на нём в полтора-два раза выше (в зависимости от конструкции) того, что развивает двигатель на этих оборотах. Кстати, момент на выходном валу гидротрансформатора будет тем больше, чем будут выше обороты двигателя. Стоит отпустить педаль тормоза, и автомобиль тронется. Разгон будет продолжаться до тех пор, пока момент на колёсах не сравняется с моментом сопротивления движению машины.

Алюминиевый селектор управления автоматической трансмиссией BMW X5.

Когда турбинное колесо приближается по оборотам к скорости вращения насосного колеса, реакторное колесо освобождается и начинает вращаться вместе с двумя «напарниками». В этом случае говорят, что гидротрансформатор перешёл в режим гидромуфты. Так снижаются потери, и увеличивается КПД гидротрансформатора.

А поскольку в некоторых случаях надобность в преобразовании крутящего момента и скорости отпадает, в определённые моменты гидротрансформатор и вовсе может быть заблокирован при помощи фрикционного сцепления. Этот режим помогает довести КПД передачи практически до единицы, проскальзывание между лопаточными колёсами в этом случае исключено по определению.

Но представьте себе такую ситуацию. Вы едете по прямой с постоянной скоростью и вдруг начинаете подниматься в горку. Скорость автомобиля начнёт падать, а нагрузка на ведущие колёса увеличится. На это изменение тут же отреагирует гидротрансформатор. Как только станет уменьшаться частота вращения турбины, реакторное колесо начнёт автоматически затормаживаться, в результате скорость циркуляции рабочей жидкости возрастёт, что автоматически приведёт к увеличению крутящего момента, который будет передаваться на вал от турбинного колеса (читай на колёса). В некоторых случаях увеличившегося момента хватит для того, чтобы преодолеть подъём без перехода на низшую передачу.

Поскольку гидротрансформатор не может преобразовывать скорость вращения и передаваемый крутящий момент в широких пределах, к нему присоединяют многоступенчатую коробку передач, которая, вдобавок ко всему, способна обеспечить и реверсивное вращение (иными словами — задний ход). Те коробки, которые работают в паре с гидротрансформаторами, обычно включают в себя ряд планетарных передач и имеют много общего с привычными нам «ручными» коробками.

Когда передача работает в режиме повышения частоты, двигатель вращает водило. Выходной вал передачи при этом соединён с солнечной шестернёй, в это время кольцевая шестерня зафиксирована.Если кольцевую шестерню отпустить и в это время при помощи фрикциона её зафиксировать относительно водила, передача получится прямой.Передача получается понижающей в том случае, когда движок приводит в действие солнечную шестерню, и при этом водило зафиксировано. Мощность при этом снимается с кольцевой шестерни.

В механической коробке шестерни находятся в постоянном зацеплении, при этом ведомые — свободно вращаются на вторичном валу. Включая какую-либо передачу, мы механически блокируем соответствующую шестерню на ведомом валу. Работа автоматической коробки передач построена на таком же принципе. Но планетарные передачи (или редукторы) имеют некоторые интересные особенности. Они включают в себя несколько элементов: водило, сателлиты, солнечную и кольцевую шестерни.

Планетарная передача

Приводя во вращение одни элементы и фиксируя другие, такие редукторы позволяют менять передаточные отношения, то есть скорость вращения и передаваемое через планетарную передачу усилие. Приводятся планетарные передачи от выходного вала гидротрансформатора, а их соответствующие элементы фиксируются при помощи фрикционных лент или фрикционных пакетов (в механической коробке эту роль играют синхронизаторы и блокирующие муфты).

Планетарные передачи. Водило (1), сателлиты (2), шлицы солнечной шестерни (3).

Включается передача следующим образом. На фрикцион давит гидравлический толкатель, который в свою очередь приводится в действие давлением рабочей жидкости, той самой, что используется в гидротрансформаторе. Давление это создаётся специальным насосом, а распределяется оно между соответствующими фрикционами передач под неусыпным контролем электроники при помощи специальной системы электромагнитных клапанов — соленоидов в соответствии с алгоритмом работы коробки.

Пакеты фрикционов состоят из нескольких колец — неподвижных и подвижных. Они свободно вращаются друг относительно друга до тех пор, пока не возникнет необходимость включить передачу. Гидравлический толкатель зажмёт фрикционы тогда, когда в соответствующей магистрали будет создано рабочее давление. Подвижные элементы фрикциона, жёстко связанные, например, с водилом планетарной передачи, будут застопорены, водило остановится, передача включится.

Существенное отличие АКПП от обычных механических коробок заключается в том, что передачи в них переключаются практически без разрыва потока мощности. Одна выключилась, другая почти в тот же момент включилась. Сильные рывки при переключениях практически исключены, поскольку их гасит уже упомянутый выше гидротрансформатор. Хотя, надо отметить, современные коробки со спортивной настройкой не могут похвастать плавной работой. Толчки при их работе обусловлены более быстрой сменой передач: такой расклад позволяет отыграть некоторое количество времени при разгоне, но приводит к ускоренному износу фрикционов. На трансмиссии и ходовой части в целом это тоже сказывается не лучшим образом.

Автоматическая трансмиссия Audi Q7

В автоматических трансмиссиях первого поколения системы управления были целиком гидравлическими. В дальнейшем гидравлику оставили только в качестве исполнительной части системы управления, задавать же алгоритм работы стала электроника. Благодаря ей возможно реализовывать различные алгоритмы работы коробки — режим резкого ускорения, спортивный, экономичный, зимний…

Одна из последних разработок компании ZF — восьмиступенчатая гидромеханическая коробка передач. Как сообщают сами создатели, коробка позволяет экономить до 6% топлива по сравнению с аналогичными шестиступенчатым «автоматом» и 14% по сравнению с пятиступенчатым. Всё логично, большое количество передач позволяет увеличить время, при котором двигатель работает в наиболее «эффективном» режиме и удельный расход топлива минимален. Теряется время на лишние переключения? Совсем немного.

В спортивном режиме, например, тяга двигателя используется на все сто процентов. Включение каждой последующей передачи происходит при частотах коленчатого вала, близких к частотам, на которых развивается максимальный крутящий момент. При дальнейшем ускорении частота вращения коленчатого вала доводится до максимальных значений, при которых двигатель развивает максимальную мощность. И так далее. Автомобиль в этом случае развивает значительно большие ускорения по сравнению с теми, что осуществляются при работе «экономичной» или «нормальной» программ.

Управляющие клапаны гидравлического блока управления.

На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией те или иные алгоритмы управления активизируются в зависимости от манеры вождения. Электроника адаптирует работу тандема двигатель-трансмиссия самостоятельно. Компьютер, анализируя информацию от многочисленных датчиков, принимает решение о переключении передач в те или иные моменты, в зависимости от требуемого характера переключений. Если манера движения размеренная и плавная, контроллер делает соответствующие поправки, при которых двигатель не выводится на мощностные режимы работы, что положительно сказывается на расходе топлива. Как только водитель «занервничал» и начал чаще и резче нажимать на педаль газа, искусственный интеллект тут же понимает, что ускорения и разгоны нужно производить резвее, и силовой агрегат сразу же начнёт работать по «спортивной» программе. Если же водитель станет педалировать плавно, «умная» электроника переведёт коробку и двигатель в штатный режим работы.

Шестиступенчатая трансмиссия полноприводной Audi A8

Всё большее количество автомобилей оснащается коробками, в которых наряду с автоматическим предусмотрен и полуавтоматический режим управления. Здесь команды на переключение передач даёт водитель, а сами переключения обеспечивает система управления. Но это совсем не означает, что электроника позволит вам сильно разгуляться. Часто скорость перехода с одной передачи на другую в этом режиме увеличивают, но многие производители, заботясь о ресурсе силового агрегата, время переключений оставляют таким же, как в автоматическом режиме. Машиностроители называют эти системы по-разному — Autostick, Steptronic, Tiptronic.

Американцы любят устанавливать селектор автоматической трансмиссии на рулевую колонку. Европейцы и японцы ставят их на центральный тоннель.

Кстати, с недавних пор некоторые АКПП можно тюнинговать. А возможно это стало благодаря перепрограммированию блоков управления двигателем и коробки. В угоду скорости разгона в программе управления АКПП меняют моменты перехода с передачи на передачу и существенно сокращают время переключений.

На новом Mitsubishi Lancer управлять коробкой в ручном режиме можно и при помощи селектора, и посредством удобных магниевых подрулевых переключателей.

Электроника из года в год становится всё умнее. Компьютеры научили анализировать степень износа фрикционов и генерировать соответствующее давление, необходимое для включения каждой муфты. Регистрируя давление, можно прогнозировать степень износа фрикционных дисков, а следовательно, и коробки в целом. Блок управления постоянно контролирует исправность системы, записывая в свою память коды неисправностей тех элементов, в которых происходили сбои в процессе работы.

Четырёхступенчатая коробка и гидротрансформатор Hydra-Matic 2002 4T65-E (M76) концерна GM в составе силового агрегата устанавливаются на автомобиле поперечно.

В некоторых форс-мажорных случаях блок управления начинает работать по обходной программе. Обычно в аварийном режиме в коробке передач запрещаются все переключения, и включается какая-либо одна передача, как правило, — вторая или третья. Эксплуатировать, в этом случае автомобиль не рекомендуется (да и не получится), но доехать своим ходом до мастерской программа поможет. Все типы коробок способны доставлять радость владельцам автомобилей своей службой при пробеге в 200 тысяч километров с лишним. Но есть одно «но» — безотказная работа возможна при правильной эксплуатации и регулярном квалифицированном ТО.

Режимы автоматической трансмиссии

«P» — parking. В этом режиме все передачи выключены, выходной вал КПП и «ветка» трансмиссии, связанная с ведущими колёсами, заторможены блокирующим механизмом коробки. При работающем двигателе ограничитель частоты вращения коленчатого вала срабатывает гораздо раньше, чем при разгоне. Такая «защита от дурака» не позволяет «перекручивать» мотор и без толку перелопачивать трансмиссионную жидкость.

«R» — reverse, по-русски — задний ход.

«N» — нейтраль. В этом режиме двигатель и ведущие колёса не связаны. Автомобиль может двигаться накатом, его можно также буксировать без вывешивания ведущей оси.

Режим «D» или «Drive» разрешает движение. В этом режиме смена передач осуществляется автоматически.

«S», «Sport», «PWR», «Power» или «Shift» — спортивный режим. Самый динамичный и самый расточительный. При разгонах двигатель «загоняется» в режим максимальной мощности. Скорость перехода с одной передачи на другую (в зависимости от конструкции и программы) может быть увеличена. Двигатель в этом случае всегда находится в тонусе, как правило, работая на оборотах, которые не ниже тех, на которых развивается максимальный крутящий момент. Забудьте об экономичности.

«Kick-down» — режим, в котором осуществляется переход на пониженную передачу для осуществления интенсивного ускорения, например, при обгоне. Резкий подхват происходит за счёт того что двигатель выводится в режим максимальной отдачи, и за счёт большего передаточного отношения понижающей передачи. Чтобы трансмиссия перешла в этот режим, по педали газа нужно хорошенько топнуть. В трансмиссиях более старшего поколения для срабатывания «кикдауна» нужно было обязательно нажать педаль газа, что называется, «в пол» до характерного щелчка.

При работе в режиме «Overdrive» или «O/D» повышающая передача будет включаться чаще, переводя двигатель на пониженные обороты. «Овердрайв» обеспечивает экономичное передвижение, но его активация может привести к существенной потере в динамике.

«Norm» реализует наиболее сбалансированный режим движения. Переключения на повышающие передачи, как правило, происходят по достижении средних оборотов и на оборотах несколько выше средних.

Если поставить селектор напротив «1» (L, Low), «2» или «3», ваша коробка не будет переходить выше выбранной передачи. Режимы востребованы в тяжёлых дорожных условиях, например, при движении по горным дорогам, при буксировке прицепа или другого автомобиля. В этом случае двигатель может работать в области средних и высоких нагрузок без перехода на повышающую передачу.

«W», «Winter», «Snow» — так называемый «зимний» режим работы АКПП. В целях предотвращения пробуксовки ведущих колёс трогание с места осуществляется со второй передачи. Дабы не спровоцировать лишние проскальзывания, переход с одной передачи на другую в этом случае тоже может осуществляться более мягко и при более низких оборотах. Разгон при этом может быть не слишком динамичным.

Наличие значков «+» и «-» определяет совсем не полюсность, а возможность ручного переключения передач. Разные производители «перемешивать» передачи позволяют по-разному: селектором управления АКПП, кнопками на руле или подрулевыми переключателями… В этом режиме электроника не позволит перейти на те передачи, которые, по её мнению, неуместны в данный момент. При работе со знаками «сложения» и «вычитания» скорость смены ступеней не будет выше той, что определена программой в режиме «Sport». Достоинство ручного режима — возможность действовать на опережение.

www.drive.ru